КОНДРАТЬЕВА Г. А., ШУКШИН К. В.
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются принципы модульной технологии обучения студентов технических вузов. Формирование компетентности в инновационной инженерной деятельности предполагается на основе включения гибкого учебного модуля инновационной подготовки в общетехнические дисциплины.
Ключевые слова: модульная технология обучения, модуль, компетентность, общетехнические дисциплины, инновационная деятельность.
KONDRATYEVA G. A., SHUKSHIN K. V.
MODULE TRAINING TECHNIQUE TO DEVELOP COMPETENCES IN INNOVATIVE ENGINEERING AMONG STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
Abstract. The article considers some principles of module training technique for students of technical universities. The authors suggest a flexible training module focused on innovative engineering. The module can be easily included into general engineering disciplines.
Keywords: module training technique, module, competence, general engineering disciplines, innovative activity.
Модульная технология обучения - это изобретение не сегодняшнего дня. Она появилась еще в 70- десятых годах прошлого столетия в западных странах как альтернатива традиционной системе и была изложена в трудах таких известных ученых как И. Б. Сенновский, П. И. Третьякова, Т. И. Шамова, П. А. Юцявичене, Т. Г. Ваганова и других исследователей.
Тем не менее, на наш взгляд, наиболее значительной и востребованной данная технология становится в нынешнее время. На современном этапе перехода на ФГОСы последнего поколения предъявляются новые требования к образованию, к подготовке специалистов в инновационной инженерной деятельности [3, с. 180; 4, с. 1507; 5, с. 206; 7, с. 100; 12, с. 3].
Главная задача - научить учиться, самостоятельно приобретать запас знаний; сформировать нуждаемость к самообразованию, самовоспитанию, самообучению [9, с. 11]. Изменилась и функция преподавателя: от носителя и передатчика информации до
1
организатора-консультанта. Осуществление компетентностного подхода к обучению требует новых форм организации учебного процесса, а оценка качества подготовки выпускника только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности, выраженной в компетенциях [2, с. 170; 8, с. 25; 10, с. 68; 11, с. 45]. Основные категории этого подхода - компетенция - совокупность внутренних средств деятельности субъекта, которые взаимосвязаны между собой (знания, умения, навыки, специфические способности, методы принятия решений и способы деятельности), задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов и обязательных для качественной репродуктивной или продуктивной деятельности по отношению к ним. [1, с. 43; 10, с. 68].
Результатом нашего поиска новых форм расширения возможностей этого подхода стало ознакомление с модульной технологией. В наше время теоретических публикаций и практических разработок по интересующей нас теме очень много, но и понимание «модуль» трактуется в них не всегда одинаково. Названия технологии иногда попадаются тоже разные: модульно-блочная, модульно-рейтинговая и др. Поэтому и появляются разные толкования одних и тех же ключевых терминов: «модуль» и «учебный элемент». В одних изданиях под «модулем» имеется в виду большая учебная тема (на которую отводится 6-8 ч.), она разделяется на некоторые отдельные темы (уроки), каждая эта тема - «учебный элемент». В других «модуль» захватывает тему только одного занятия и разделяется на фрагменты -«учебные элементы». В третьих изданиях «модуль» представляет собой этапы изучения темы. Постараемся разобраться с основными понятиями.
Одно из значений термина «модуль» - функциональный узел, т.е. законченный блок информации (профессиональные модули). Исходя из всего этого, для нас наиболее приемлемой является следующее представление модульной технологии: «Цель разработки модулей состоит в расчленении содержания данной темы курса на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов разнообразных форм и видов обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе» [13, с. 56].
Вся суть модульной технологии заключается в конструировании ситуации, которая вынуждает студента осмысленно и самостоятельно, с консультацией преподавателя формулировать и добиваться поставленной задачи. При этом содержание обучения выражается в законченных, самостоятельных модулях, которые, в свою очередь, также являются банком информации и методическим руководством по его применению.
Обучение, в основе которого лежит модуль, влечет за собой множество положительных эффектов: 1) студент, владеющий дидактическими материалами и инструкциями, вырабатывает большую самостоятельность в изучение предмета; 2) функция
2
преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента становится меньше доля пассивного восприятия материала и возникает возможность его активного обсуждения с преподавателем; 3) образуются точки промежуточного контроля освоения материала, которые совпадают с окончанием каждого модуля (контроль является важным как для студента, так и для преподавателя); 4) происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей; 5) модульная технология обучения предполагает управление учебным процессом в соответствии с теми требованиями, которые выдвинуты по специализации к выпускнику, что в свою очередь позволяет уменьшить, а, иногда, даже и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности [6, с. 144].
На базе ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», в результате выполненных исследований, была разработана модульная технология с использованием встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки (ВГУМИП) на основе учебного модуля «Основы инновационной инженерной деятельности», который направлен на формирование компетентности в инновационной инженерной деятельности [14, с. 48].
ВГУМИП включает в себя целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-диагностический компоненты.
Главным достоинством ВГУМИП является включение данного модуля в общетехнические дисциплины, что позволяет, не вводя новых дисциплин, обеспечить подготовку студентов к инновационной деятельности.
В заключении хочется отметить, что, используя модульную технологию, педагог готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающегося. Модульная система обучения дает педагогу профессиональный рост, а обучающемуся - возможность саморазвития и самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровская Е. А., Наумкин Н. И., Купряшкин В. Ф., Шекшаева Н. Н. Разработка педагогической модели подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности при комплексном обучении этой деятельности // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19. - №2 (79). - С. 39-47.
2. Грошева Е. П., Наумкин Н. И., Кондратьева Г. А. Особенности проектирования и проведения педагогической практики магистрантов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11 (часть 2). - С. 169-172.
3. Кондратьева Г. А., Наумкин Н. И. Решение задачи выявления уровня информированности в области инновационной деятельности у студентов технических вузов // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 177-181.
4. Наумкин Н. И., Кондратьева Г. А. Особенности подготовки специалистов технического вуза требованиям работодателей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 (часть 8). - С.1505-1510.
5. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф., Панюшкина Е. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности // Международный журнал экспериментального обучения. -2015. - № 5 (ч. 1). - С. 206-207.
6. Наумкин Н. И., Кондратьева Г. А. Расширение возможностей модульного обучения // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the II international scientific conference on February 10-11, 2016. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. - pp.143-148.
7. Наумкин Н. И., Бобровская Е. А., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф., Панюшкина Е. Н. Методика обработки экспериментальных данных по оценке эффективности подготовки студентов к инновационной деятельности // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2016. - Том 16. - №1. - С. 98-102.
8. Наумкин Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография / под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой, Д. Я. Тамарчака; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 172 с.
9. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф. Особенности подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной // Интеграция образования. - 2013. - № 4 (73). - С. 4-14.
10. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Купряшкин В. Ф. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству / под ред. П. В. Сенина, Ю. Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.
11. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н., Купряшкин В. Ф., Панюшкина Е. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2014. -140 с.
12. Наумкин Н. И., Котин А. В., Купряшкина В. Ф., Грошева Е. П., Пяткин Н. П. Эффект агроинженерных олимпиад // Сельский механизатор. - 2015. - № 8. - С. 2-4.
13. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
14. Наумкин Н. И., Шешаева Н. Н., Грошева Е. П. и др. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности: монография / науч. ред. Л. В. Масленникова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 172 с.