Научная статья на тему 'Решение задачи выявление уровня информированности в области инновационной деятельности у студентов технических вузов'

Решение задачи выявление уровня информированности в области инновационной деятельности у студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Г.А., Наумкин Н.И.

В статье рассматривается проблема формирования компетентности в инновационной инженерной деятельности у студентов технических вузов. Был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в виде анкетирования. На основании проанализированного материала были сделаны выводы и предложено решение задачи по подготовке студентов, готовых творчески решать профессиональные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Г.А., Наумкин Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение задачи выявление уровня информированности в области инновационной деятельности у студентов технических вузов»

наречия. Важно осуществлять морфемно-языковой анализ при употреблении морфологических форм знаменательных слов в словосочетании, предложении, тексте.

Проблемная лингвистическая задача является одним из методических средств, с помощью которых познаются основные лингвистические признаки морфемных понятий в их взаимосвязи, что способствует формированию понятия о морфемном составе слова у младших школьников. Список использованной литературы:

1. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 34-39.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебник для вузов. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. -С. 141-207.

3. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. / С. Ф. Жуйков. - М.: Педагогика, 1979. - 184 с.

4. Лукиных, Н. В. Использование задачной системы при формировании словообразовательных понятий у младших школьников. / Н. В. Лукиных. // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-25.

5. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008.- с 18376.

©М.М.Козлова, Е.В. Верещагина, 2016

УДК 378

Г.А.Кондратьева

аспирантка кафедры «ОКММ» Научный руководитель: Н.И. Наумкин

д. п. н., доцент, зав. кафедры «ОКММ» Института механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования компетентности в инновационной инженерной деятельности у студентов технических вузов. Был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в виде анкетирования. На основании проанализированного материала были сделаны выводы и предложено решение задачи по подготовке студентов, готовых творчески решать профессиональные задачи.

Ключевые слова

Компетентность, инновационная инженерная деятельность, педагогический эксперимент, анкетирование,

учебный модуль, профессиональные задачи.

Для решения задачи формирования у студентов технических вузов компетентности [1, 2, 4, 5] в инновационной инженерной деятельности (ИИД) был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента в виде анкетирования участников научного фестиваля «Студенческая молодежь - науке, 2015 г.», в рамках которого была проведена студенческая олимпиада по теории механизмов и машин (ТММ). Он

был направлен на выявление уровня информированности в области ИИД у студентов технических вузов. В эксперименте участвовали 80 студентов 2-4 курсов обучения учебных подразделений ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» (Института механики и энергетики, Рузаевского института машиностроения и др. по трем направлениям подготовки: «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Олимпиада проводилась 3 декабря 2015г. в г. Саранске на базе Института механики и энергетики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» На рис. 1 представлен количественный состав студентов - участников олимпиады.

Нас интересовал вопрос, насколько обучающиеся студенты информированы в области инновационной деятельности. Всего было 15 вопросов.

На первый вопрос «Что Вы понимаете под термином «инновации»?» ответили 85 % студентов что «инновации» это внедрение новшеств, нововведения в науке и технике, развитие и воплощение в жизни новой мысли, которая может принести пользу обществу.

На второй вопрос: «Как Вы считаете, когда появились инновации?» варианты ответов, составили 90 % респондентов. Среди ответов были такие как: «давно», «XIX - XX век», «существовали всегда», «с развитием технологий».

На третий вопрос «Приведите примеры инноваций» ответили 70 % обучающихся. Распространённые ответы: «технопарк», «оптико-волоконное производство», «новые технологии в производстве автомобилей», «3D принтеры и 3D сканеры», «компьютерное управление производством», светодиодное освещение», «спутниковое телевидение», «мобильный интернет».

На четвертый вопрос: «Известно ли Вам понятие национальной инновационной системы» произошел разброс ответов: 75 % студентов ответили, что им не известно это понятие, 5 % затрудняются ответить на данный вопрос, 15% ответили коротким словом «да» и только 5 % ответили что: «Это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на поддержку в осуществлении инновационной деятельности».

На пятый вопрос: «Как Вы понимаете термин «инновационная инженерная деятельность»?» ответило только 45 %. Среди ответов были такие как, «использование новых технологических методов», «это деятельность, которая связана с разработкой каких либо механизмов, которые будут способствовать продвижению науки».

На шестой вопрос: «Чем отличается понятие «новатор» от «инноватор»?» 35% ответов «новатор -создает идею, инноватор - воплощает идею в жизнь».

На седьмой вопрос: «Как Вы считаете: может ли пройти «мода» на инновации или она существовала всегда?» 85 % обучающихся сказали что «существовала всегда».

На восьмой вопрос: «Опишите кратко цель и основные, с Вашей точки зрения, задачи Национального исследовательского университета?» ответов было 35 %. Из них 15 % описали, что «целью является

воспитание и обучение будущих специалистов двигателей науки, задачей - занятие исследовательской научной деятельностью»; 20 % ответили «исследования».

На девятый вопрос: «Кого из ученых нашего института можно отнести к новаторам или инноваторам?» ответов составило 20 %. Из них 5 % «практически всех»; 5 % «ученые, которые работают в лабораториях» и 10% назвали имена и фамилии - среди них: Н.И. Наумкин, А.С. Князьков, А.В. Величко.

На десятый вопрос: «Какие разработки сотрудников нашего института, по Вашему мнению, можно отнести к инновационным?» ответов поступило только 10%. Причем 5% ответили «разработки С.А. Величко» и 5 % «3D принтеры и 3D сканеры».

На одиннадцатый вопрос: «Как Вы считаете, что необходимо нам сделать для перехода на инновационный путь развития?» было всего 20 % ответов и все они оказались совершенно разные: 5 % сказали что нужно просто «работать»; 5 % - «мотивировать новаторов и инноваторов»; 5 % - «заняться чем то новым» и 5 % наиболее интересный ответ, на наш взгляд, это «повысить уровень образования студентов и повысить квалификации учебного состава».

На двенадцатый вопрос: «Есть ли у Вас новаторские идеи?» поступило 50% ответов и они разделились на: 20 % с ответом «нет»; 10 % - «не знаю» и 20 % все же ответили коротко что «есть».

На тринадцатый вопрос: «Какие мотивации необходимы для участия в инновационной деятельности?» ответов составило 40 %. Среди них: стремление, уважение, благодарность, материальное поощрение и перспективы на будущее.

На четырнадцатый вопрос: «Способны ли Вы сегодня генерировать новые идеи, разрабатывать их и вводить в производство и что для этого Вам необходимо?» оказалось лишь 10 % положительных ответов: 5% - «нужны время и деньги», а вторым 5 % - «нужна помощь преподавателей».

На пятнадцатый вопрос: «Назовите основные характеристики результатов инновационной деятельности» поступило только 5 % ответов - это «процесс улучшения условий жизни и труда».

На рис. 2 можно увидеть, что наиболее информированными в области инновационной деятельности оказались студенты по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». На втором месте - «Агроинженерия» и на третьем «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

40,00%

20,00%

ьо,оо%

БОШ'

30,00%

10,00%

о,оо%

1

□ Агроинженеры ШЭ

42,80%

ш ЭТТМиК ШЭ

□ ктот рим

38,30%

Рисунок 2 - Уровень информированности обучающихся по направлениям подготовки в области

инновационной деятельности

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Проанализировав все выше описанное, можно сделать выводы о том, что: студенты 3 курса обучения, участвовавшие в олимпиаде по ТММ, имеют небольшое представление об инновациях, приводят их некоторые примеры и пытаются дать положительные ответы на поставленные вопросы. Многие из них пропустили графы, либо ответили «нет» или «не знаю». У участников не выражены цели и мотивы для обучения выбранной ими специальности, отсутствуют идеи и полная картина об инновационной деятельности инженера. А если учитывать то, что именно инженерные направления подготовки [3, 6] непосредственно связаны с инновационной деятельностью (ИД), то им необходимы соответствующие знания и умения в данной области, т. е., они должны обладать соответствующими ключевыми компетенциями, чтобы обеспечить высокие темпы устойчивого экономического роста страны, от которых зависят другие национальные интересы: повышение уровня качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности и др [7]. В процессе поэтапного обучения компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД) будет решена задача по подготовке студентов, готовых творчески решать профессиональные задачи [8, 9].

Учитывая все вышеизложенное, можно заключить, что такой учебный модуль, как «Основы инновационной инженерной деятельности», необходимо включать в качестве гибкого учебного модуля в общетехнические дисциплины для формирования у студентов технических вузов КИИД.

Список использованной литературы:

1. Грошева Е.П. Компетентность в инновационной инженерной деятельности / Е. П. Грошева, Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева // Инновационное образование. - 2013. - №1(3); URL: http://inobr.mrsu.ru/index.php/1-3-2013

2. Грошева Е.П. Особенности проектирования и проведения педагогической практики магистрантов / Е.П. Грошева, Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Международный журнал экспериментального образования. - № 11 (часть 2). - 2015. - С. 169-172

3. Наумкин Н.И Модульная структура общетехнических дисциплин направленная на подготовку студентов к инновационной деятельности / Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Научный журнал «GLOBUS» Ш-й международной научно-практической конференции «Психология и Педагогика: актуальные вопросы» Конференция проводится 18 ноября 2015 г. СПб.

4. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Наука и школа. 2008. № 6. С. 4-8.

5. Наумкин Н.И. Особенности подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 4-14.

6. Наумкин Н.И. Особенности структуры профессионального стандарта в области электроэнергетики / Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -№12 (часть 8). - 2015.

7. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, Н.Н. Шекшаева, В.Ф. Купряшкин, Е.Н. Панюшкина -. - 140 с.

8. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, В.Ф. Купряшкин; под ред. П.В. Сенина, Ю.Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.

9. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Купряшкин В.Ф., Кондратьева Г.А. Методология научного творчества. Электронное издание. - Саранск : Производитель Мордов. ун.-т, 2015. Рег. свидетельство № 42364. 27. 11. 15 , № гос. регистрации обяз. экз. электрон. издания - 0321503728

© Н.И. Наумкин, Г.А. Кондратьева, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.