ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Соловьев Т.В. Email: [email protected]
Соловьев Тарас Викторович - аспирант, кафедра философии образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации студентов колледжа к учебно-профессиональной деятельности. Проанализированы основные факторы развития мотивации у студентов колледжа к обучению и будущей профессиональной деятельности. Рассмотрены основные механизмы формирования мотивации к учебно-профессиональной деятельности у студентов колледжа. В статье анализируются возможные пути развития мотивации обучающихся колледжа к учебно-профессиональной деятельности, в рамках освоения будущей профессии, развития интереса к ней. Сделан вывод о месте мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе колледжа. Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, студенты колледжа, мотивация, учебная деятельность.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS OF COLLEGE TO EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY
Solovyov T.V.
Solovyov Taras Viktorovich - Graduate Student, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY OF FORMATION, ST. PETERSBURG ACADEMY OF POST-DEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION,
ST. PETERSBURG
Abstract: in article the problem of motivation of students of college to educational professional activity is considered. Major factors of development of motivation in students of college to training and future professional activity are analysed. The main mechanisms of formation of motivation to educational professional activity at students of college are considered. In article possible ways of development of motivation of students of college to educational professional activity, within development of future profession, development of interest in it are analyzed. The conclusion is drawn on the place of motivation of students to educational professional activity in educational process of college.
Keywords: educational professional activity, students of college, motivation, educational activity.
УДК 371.31
Приоритетными направлениями совершенствования процесса мотивации обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования к учебно -профессиональной деятельности в образовательных учреждениях с настоящее время являются [3]:
1. Создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению здоровья молодежи.
2. Обеспечение тесного взаимодействия мотивирующих факторов учебного и внеучебного процесса.
3. Мотивация через освоение ценностей культуры, удовлетворение потребностей учащейся молодежи.
4. Формирование культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации.
5. Совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией обучения в образовательных учреждениях.
6. Объективизацию оценки уровня развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности.
7. Профилактику асоциального поведения учащейся молодежи.
8. Оснащение учебно -спортивным оборудованием и инвентарем учреждений начального и среднего профессионального образования.
Формирование мотивации обусловлено многими факторами, которые необходимо учитывать в деятельности, предполагающей целенаправленное формирование интереса обучающегося к учебно-профессиональной деятельности [5].
Для формирования положительной мотивации у обучающихся к учебно -профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие факторы деятельности [2]:
1. Учебно-профессиональная деятельность должна оставлять после себя конкретный осязаемый результат, который ученик мог бы оценивать и наглядно видеть.
2. Результат учебно-профессиональной деятельности должен подлежать качественной и количественной оценке.
3. Требования к учебно-профессиональной деятельности не должны быть высокими, но и не могут являться слишком низкими.
4. Для оценки результатов учебно-профессиональной деятельности должна быть разработана определенная шкала, в рамках которой должен устанавливаться некий нормативный уровень, считающийся базовым, обязательным, с тем, что достижение данного уровня может вызвать или гордость либо разочарование.
5. Деятельность для обучающихся должна быть желанной, и ее результат должен быть получен им самостоятельно.
Следует отметить, что говорить о мотивации к учебно-профессиональной деятельности следует в контексте возраста и личностных особенностей обучающихся.
Ключевые и наиболее распространенные методы, которые используются при формировании мотивации к учебно-профессиональной деятельности, являются следующие [4]:
1. Похвала за результат или порицание за отказ прилагать усилия к достижению этого результата.
2. Соревнование, возможность показать себя лучше.
3. Проблемность создаваемых в процессе обучения ситуаций и загадочность (например, в случае занятий в форме квестов).
4. Привлекательность возможности проявить творческую инициативу в учебно -профессиональной деятельности.
5. Влияние собственного успеха или/и неудачи.
6. Влияние со стороны общества (например, понимание того, что будущая профессия важна, востребована, уважаема).
7. Наличие определенной перспективы, конкретной, пусть и отдаленной цели.
Основные линии мотивации к учебно-профессиональной деятельности - это
линии, связанные со стремлением обучающегося к личностному индивидуальному самосовершенствованию - самовыражение, самопознание, самоутверждение [3].
Уже в возрасте средней школы у ребенка появляются, и развиваются к моменту обучения в СПО, качественно новые мотивы обучения, связанные, главным образом,
с расширением общего объема информации и знаний, формированием необходимых умений и навыков.
У молодежи формируется собственная система личностных ориентиров и ценностей, которые в процессе взросления и в дальнейшем определяют содержание и направление учебно-профессиональной деятельности. «Ресурсами» для формирования в юношеском возрасте мотивации и интереса к учебно -профессиональной деятельности являются [1]:
1. Потребность «во взрослости».
2. Общая социальная активность подростка, готовность в любой момент включаться в новую деятельность.
3. Стремление к повышению самостоятельности.
4. Возрастание устойчивости и определенности интереса к учебно-профессиональной деятельности.
5. Желание сравнительно неформального общения со сверстниками, в сравнении с обстановкой на других занятиях.
В юношеском возрасте может отмечаться угасание мотивации к учебно-профессиональной деятельности, это обусловлено, в большинстве случаев, тем, что многие мотивы удовлетворены, но при этом, на смену им еще не сложились новые, более зрелые интересы и мотивационные установки. В связи с этим, огромное значение имеет общий уровень сформированности интереса и мотивов ученика к учебно-профессиональной деятельности, его готовность в настоящее время и в дальнейшем заниматься учебно-профессиональной деятельностью.
В СПО у учащихся также следует развивать качественно новый познавательный мотив, на смену «подростковым» мотивам - мотив самообразования. Для молодого человека целесообразно формировать социальные мотивы в отношении к учебно -профессиональной деятельности, например, как к социально-значимой, важной работе. Также целесообразно усиливать общую деловую ориентацию на приобретение новых знаний. При формировании новых мотивов и убеждений необходимо прибегать к убедительной аргументации, полной обоснованности слов и их доказательности [3].
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что отдельные структурные изменения в мотивации и интересе к учебно-профессиональной деятельности коррелируют с возрастом и заключаются, главным образом, в следующем [3]:
1. По мере взросления и развития личности появляются качественно новые психологические и личностные образования, усложняющие процесс формирования мотивации, расширяя общий спектр мотивов.
2. Расширение состава мотивов, что в том числе касается и мотивов к учебно -профессиональной деятельности приводит к более обоснованному со стороны ученика намерению заниматься.
3. В различные возрастные периоды ключевую роль в формировании мотивации к учебно-профессиональной деятельности для молодого человека играют различного рода мотивы.
4. По мере взросления растет осознанность структуры мотивации, как внутреннего побуждения, а не как обусловленной исключительно внешними влияниями.
5. Формирование и развитие мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности происходит в ходе соотнесения ребенком своих потребностей с возможностями и видом (характерными особенностями) выполняемой деятельности.
6. Ключевыми методами становления положительной мотивации к учебно -профессиональной деятельности являются поощрение и соревновательная деятельность (учитывающая возможности конкретной деятельности).
7. Главными условиями становления положительной мотивации к учебно -профессиональной деятельности являются сама организация учебно-воспитательного процесса, ее принципы, возрастные особенности, закономерности.
Таким образом, необходимо отметить, что процесс формирования мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности является деятельностью, на которую влияет множество факторов, в первую очередь, это возраст обучающегося, организация учебного процесса и его особенности, направленная на повышение интереса деятельность педагога.
Список литературы /References
1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 с.
2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. СПб. КАРО, 2009. 144 с.
3. Тагунова И.А. Интеграция в образовании - развитие новой традиции в образовании // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013. № 2 С. 67-77. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// elibrary.ru/download/elibrary_20681744_51419503.pdf/ (дата обращения: 15.06.2017).
4. Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College. USA, 2013. Pp. 7-11.
5. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal, 2014, 11 (12). Pp. 268-273.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Митькина А.Д. Email: [email protected]
Митькина Александра Дмитриевна - студент магистратуры, кафедра педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье анализируется проблемное обучение, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Одним из способов повышения качества образования является использование технологии проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая. Представлены условия, формы, преимущества и недостатки данной технологии.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, развитие профессиональной компетентности педагога.
PROBLEM EDUCATION IN MODERN EDUCATION
Mitkina A.D.
Mitkina Alexandra Dmitrievna - Master's Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF CHILDHOOD, NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITYM. V. LOMONOSOV, ARKHANGELSK
Abstract: the article analyzes problem-based learning, which involves the creation of problem situations under the guidance of a teacher. One of the ways to improve the quality of education is the use of technology-based learning. Problem methods are methods based on creating problem situations, active cognitive activity of students. In the modern theory of