УДК 37.02+37.03
ПРАКТИКА АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
EXPERIENCE OF REALIZING MOTIVATION POTENTIAL IN THE COLLEGE EDUCATION ENVIRONMENT
© 2017
В.А. Гусев, О.В. Мезенева V.A. Gusev, O.V. Mezeneva
Авторы рассматривают проблему формирования познавательной мотивации студентов и подробно освещают направления (пути) активизации их учебной и профессиональной мотивации. Теоретической базой работы являются педагогические исследования А.А. Реана, теория управления процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызиной. Осмыслены разные виды учебной мотивации (внешняя - положительная и отрицательная; внутренняя), а также специфические факторы, влияющие на нее. В статье описан опыт практической реализации педагогической технологии активизации мотивационного потенциала образовательной среды. Отмечается, что образовательная среда ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» спроектирована с учетом принципа мотивационного обеспечения учебного процесса, в целях реализации которого был изменен характер учебной деятельности студентов, разработаны и реализованы специальные мероприятия, что в совокупности способствовало увеличению автономности обучающегося в образовательном процессе, созданию ситуации успеха на уроках. Показано, как использование конкретных приемов позволяет решить проблему повышения учебной мотивации студентов.
Ключевые слова: учебная мотивация; профессиональная мотивация; виды мотивации; образовательный процесс; образовательная среда; педагогические приемы; ситуация успеха.
The article describes the experience of practical implementation of pedagogical technology, designed to activate the motivational potential of the educational environment. The authors consider the problem of forming students' cognitive motivation on behalf of the head of the college and describes in detail the ways of enhancing their educational and professional motivation. They appeal to the data of pedagogical researches by A.A. Rean, the theory of management in education by N.F. Talyzina. The article describes different types of educational motivation (external - positive and negative, and internal), as well as specific factors affecting it. As the authors put it, the educational environment at the Volga Region State College has been designed taking into account the principle of motivational support of the learning process, that is why the nature of students' learning activities has been changed, measures designed to increase their autonomy in the educational process have been developed and implemented, success encouraging environment has been created at the lessons. The content of the article describes specific pedagogical techniques that solve the problem of enhancing students' educational motivation. It is interesting that in the college the problem of enhancing the motivational potential is solved not only by teachers, but also by students.
Keywords: educational motivation; professional motivation; types of motivation; educational process; educational environment; activation of resources; pedagogical technologies; active methods; interactive methods; pedagogical methods; case technology; situation of success; feedback; research activity
Достижение образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, невозможно без повышения мотивации студентов к учению. Не случайно формирование познавательной мотивации - ключевая проблема в современной образовательной практике.
Названную проблему можно разбить на несколько частных проблем: проблему сохранения контингента обучаемых в условиях подушевого финансирования, проблему обучения неуспевающих студентов и
студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблему повышения качества профессионального образования по всем направлениям профессиональной подготовки, реализуемым в колледже, и др.
Мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает человека к самостоятельным действиям и является основным условием успешного научения. Учебная мотивация запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В.А. Су-
хомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» [1].
Н.Ф. Талызина считает, что главное лицо в образовательном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать [2].
Выделяют следующие виды учебной мотивации: 1) внешняя (положительная -мотивы успеха, достижения; отрицательная - мотивы избегания, защиты); 2) внутренняя (нравственно-волевая) [3].
Учебная мотивация определяется рядом факторов: 1) образовательной системой (образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность); 2) организацией образовательного процесса; 3) субъектными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами); 4) субъектными особенностями педагога (система отношения к студентам, к делу); 5) спецификой учебной дисциплины, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей.
Сильное желание чему-то научиться -это уже 50% успеха. Однако сформировать учебную мотивацию - это не значит вложить в голову студента готовые мотивы. Педагог для этого должен создавать такие условия и ситуации на учебном занятии, чтобы внутренние мотивы развивались сами.
Данные педагогических исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток некоторых специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Каким бы способным и эрудированным ни был студент, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется -в соответствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет».
Эксперименты при изучении технического творчества учащихся показали, что
слабоуспевающие ребята, имеющие устойчивую положительную мотивацию к данному виду деятельности, создают более оригинальные модели, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей и низкой мотивацией [4].
Для профессионального образовательного учреждения также актуальна проблема формирования профессиональной мотивации. Если студент уверен выборе профессии, понимает, почему он считает ее достойной и значимой для общества, это позитивно влияет на его обучение. В случаях слабой профессиональной мотивации или ее полного отсутствия студент бросает учебу, как бы его ни уговаривали педагоги и родители.
Осознав, какое решающее значение имеет мотивация для учебной деятельности, педагоги-исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса. Последние несколько лет в соответствии с этим принципом ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» успешно реализует технологию активизации мотивационного потенциала образовательной среды.
Цель применения технологии активизации мотивационного потенциала образовательной среды - обеспечить поиск и активизацию тех ресурсов образовательной среды, которые способствуют формированию позитивной внутренней мотивации субъектов образовательного процесса в колледже. Направления практической реализации данной технологии следующие:
1. Повышение мотивации за счет изменения характера учебной деятельности.
2. Повышение мотивации за счет самостоятельности студентов.
3. Применение обратной связи как средства формирования мотивации.
4. Создание ситуаций успеха как мотивирующего фактора.
5. Использование эффективных педагогических приемов повышения мотивации в учебно-воспитательном процессе.
6. Системная комплексная реализация всех направлений активизации мотиваци-онного потенциала образовательной среды.
Чтобы повысить мотивацию путем изменения характера учебной деятельности, преподаватели должны организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы вызвать у студентов переживание значимости учебной деятельности в целом и своей значимости в ней в частности. Это происходит, если соблюдены следующие условия: 1) при выполнении учебной работы задействованы разнообразные знания, умения и профессиональные навыки студентов; 2) учебная деятельность предстает перед студентами целесообразной, лично актуальной и общественно значимой.
Мы добиваемся поставленной цели во многом за счет использования прогрессивных педагогических технологий, активных и интерактивных форм и методов обучения.
12 ноября 2015 г. для преподавателей колледжа был проведен Единый методический день (ЕМД) на тему «Применение активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в аудиторной деятельности». Сразу на 13 площадках параллельно были показаны открытые уроки теоретического и производственного обучения по разным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам (МДК) и профессиональным модулям (ПМ).
При подготовке открытых уроков педагоги использовали изданные в колледже методические пособия «Разработка открытого урока в колледже» (2014 г.) [5], «Организация учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения» (2015 г.) [6].
Чаще всего для повышения мотивации к обучению педагоги используют на уроках следующие методы: мозговой штурм, метод эвристической беседы; метод решения ситуационных задач на практике; метод деловой (ролевой) игры; метод самостоятельной работы; метод проб и ошибок; метод проектов; рефлексивные методы (само- и взаимоконтроль).
В 2017 г. некоторыми преподавателями колледжа была апробирована кейс-технология обучения. Педагоги сами проектировали «сжатые» кейсы (кресельные), содержание которых побуждает студентов к самостоятельной формулировке профессионально значимых проблем, а затем -к поиску способов их решения.
Студенты, обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», сами проектируют кейсы при подготовке выпускных квалификационных работ, апробируют их в ходе преддипломной практики и оставляют в методической копилке инженерно-педагогического отделения.
В апреле 2017 г. в колледже были проведены два мастер-класса на тему «Организация самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологии». Эти мероприятия свидетельствуют о реализации второго направления активизации мотивационного потенциала образовательной среды - повышение учебной мотивации за счет самостоятельности студентов.
Организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в колледже уделяется большое внимание. Еще в 2013 г. издано методическое пособие для преподавателей «Организация самостоятельной работы студентов в колледже» [7], в котором описаны 120 видов самостоятельной работы студентов. В календарно-тематических планах и рабочих программах педагоги отражают те виды самостоятельной работы, на которых они остановили свой выбор. В настоящее время преподавателями разных дисциплин, МДК и ПМ разработаны подробные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, отличающиеся таким высоким качеством, что в процессе проведения методической выставки 2017 г. жюри было трудно определить победителей в этой номинации. В итоге награды получили 13 человек.
Отсутствие возможности выбора учебных заданий, ограничение самостоятельности студентов на уроках, чрезмерный педагогический контроль уменьшают чув-
ство ответственности студентов за собственные действия, чувство возможности самоопределения и снижают мотивацию к учебе. Чтобы избежать этого, преподаватели нашего колледжа практикуют использование на уроках следующих приемов: 1) предлагают студентам на практических занятиях 4-5 заданий, из которых они по собственному желанию выбирают любые три; 2) наделяют студентов субъектными полномочиями по оценке заданий (видов работ), выполненных товарищами; 3) предлагают студентам самим разработать критерии оценки выполненных ими практических заданий, технологии оценки их профессиональных умений. При этом преподаватели не забывают, что слишком сложные задачи снижают мотивацию учебной деятельности, что далеко не все студенты являются людьми с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению, то есть имеют потребности высокого уровня.
Перечисленные выше меры способствуют увеличению автономности студентов в образовательном процессе колледжа.
Обратную связь мы также рассматриваем как средство формирования мотивации, но при условии, что она носит регулярный и конструктивный характер. В результате применения обратной связи преподаватели получают информацию: 1) о том, насколько хорошо усвоен пройденный студентами материал; 2) какие трудности возникли у студентов в ходе изучения этого материала; 3) какова степень удовлетворенности студентов процессом обучения; 4) насколько эффективны используемые педагогом формы и методы обучения.
Способы организации обратной связи: 1) экспресс-опрос студентов на каждом занятии; 2) письменные комментарии (резюме) обучающихся после каждого урока; 3) межсеместровый опрос; 4) коллоквиумы (зачеты) по отдельным разделам учебной программы.
Каждый преподаватель колледжа знает, что ситуация успеха на его уроке - залог позитивной мотивационной установки на предстоящую учебную деятельность. Пози-
тивная учебная мотивация включает в себя: 1) переживание приятного чувства, вызванного преодолением трудностей; 2) эмоции радости и интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач.
В нашей образовательной организации разработана и успешно апробирована технология обучения неуспевающих студентов, реализация которой дает возможность создать ситуацию успеха практически для всех обучающихся. В 2016 г. проведены три интерактивных семинара для педагогов «Технология обучения неуспевающих студентов и создания ситуации успеха на уроках». Этой же теме был посвящен Единый методический день 25 ноября 2016 г., в ходе которого преподаватели проводили мастер-классы и делились опытом обучения проблемных студентов. Издано методическое пособие для преподавателей по этой теме [8].
Для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности студентов в колледже используется не один путь (направление), а все пути (направления) в определенной системе, в комплексе, так как ни один из них сам по себе не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех обучающихся. В комплексе указанные пути (направления) являются эффективным средством формирования мотивации обучения студентов.
Среди средств повышения учебной мотивации в колледже - инновационные (нестандартные) уроки, исследовательская деятельность студентов, самостоятельный поиск ими истины, творческие задания, олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции «Погружаясь в мир науки».
Мы полагаем, что учебную мотивацию надо специально формировать, развивать и стимулировать. Для этого необходимо создание ситуаций эмоционального переживания, обеспечение занимательности урока.
Действия педагогов колледжа при решении конкретной задачи:
1. Инструктирование (если студент не может и не хочет учиться).
2. Наставничество (если студент хочет, но не может учиться).
3. Аргументирование необходимости учения (если студент может, но не хочет учиться).
4. Делегирование полномочий (если студент может и хочет учиться).
Перспективы дальнейших исследований педагогов колледжа в этой области следующие:
1. Исследование возможностей использования технологий проблемного, эвристического, проектного обучения для повышения учебной мотивации студентов.
2. Анализ опыта использования технологии дифференцированного обучения в образовательном процессе.
3. Исследование воздействия на моти-вационный потенциал образовательной среды информации о трудоустройстве и достижениях выпускников колледжа, сведений о жизни студенческого сообщества.
Создание современной образовательной среды, позитивно влияющей на учебную мотивацию студентов, возможно сегодня только с использованием передовых информационных и телекоммуникационных технологий, поэтому в колледже планируется приобретение и эффективное использование в образовательном процессе новейших технических средств обучения.
& & &
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litmir.me/br/?b=84572&p=1 (дата обращения 10.08.2017).
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учебник для студентов средних учебных заведений. М. : Академия, 2011. 288 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 300 с.
4. Мотков А.А. Формирование у студентов-физиков технико-конструкторских умений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations (дата обращения 12.08.2007).
5. Разработка открытого урока в колледже : метод. пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения / О.В. Мезенева [и др.]. Самара : ПГК, 2015. 98 с.
6. Мезенева О.В., Алиева Т.М., Никулина Н.Н. Организация учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения : метод. рекомендации для педагогических работников. Самара : ПГК, 2015. 88 с.
7. Организация самостоятельной работы обучающихся в колледже : метод. пособие для преподавателей образовательных учреждений СПО. Самара : ПГК, 2013. 26 с.
8. Мезенева О.В. Технология обучения неуспевающих студентов : метод. пособие для преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Самара : ПГК, 2016. 23 с.