Garaeva Ekaterina Aleksandrovna THE STUDY OF MOTIVATION ..
pedagogical sciences
УДК 37.014
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0013
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019
Гараева Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассмотрена мотивация студентов к учебно-профессиональной деятельности. Актуальность рассматриваемого феномена обусловлена тем, что мотивация, выступая в качестве осознанного побуждения, является необходимым фактором волевого поведения личности. Учебно-профессиональная деятельность студентов рассмотрена в статье как основа профессионального развития личности, обеспечивающая формирование ключевых профессионально-значимых компонентов - цели, потребности, мотивы, ценности, умения, результат. Мотивация студентов к учебно-профессиональной деятельности проявляется в осознании предметов актуальных потребностей, таких как получение образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и других, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих их к изучению учебных дисциплин и овладению навыками будущей профессиональной деятельности. В статье отражены результаты диагностического исследования мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности студентов университета: направленность на получение новых знаний; направленность на достижение высоких результатов; доминирование внутренних мотивов над внешними; стремление стать компетентным специалистом в определенной профессиональной области; страх получить низкий балл; чувство долга перед самим собой, родителями (семьей); стремление в дальнейшем поступить в магистратуру (аспирантуру) по престижной специальности; стремление посредством получения высшего образования занять достойную социальную нишу в обществе. Выявлены и охарактеризованы ценностные ориентации и личностные особенности студентов, влияющие на характер мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют педагогам учитывать характер мотивов учебно-профессиональной деятельности современных студентов при организации образовательного процесса.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, потребности, интересы, учебно-профессиональная деятельность студентов, мотивация к учебно-профессиональной деятельности.
THE STUDY OF MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO TEACHING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES
© 2019
Garaeva Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, teacher of department of general and professional pedagogy Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Victory avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article the motivation of students to educational and professional activity is considered. The relevance of this phenomenon is due to the fact that motivation, acting as a conscious motivation, is a necessary factor in the volitional behavior of the individual. Educational and professional activity of students is considered in the article as the basis of professional development of the individual, providing the formation of key professionally important components - goals, needs, motives, values, skills, results. Motivation of students to educational and professional activities is manifested in the awareness of the subjects of actual needs, such as education, self-development, self-knowledge, professional development, improving social status and others, satisfied through the implementation of educational tasks and encouraging them to study academic disciplines and master the skills of future professional activities. The article reflects the results of a diagnostic study of the motivational characteristics of educational and professional activities of university students: focus on obtaining new knowledge; focus on achieving high results; the dominance of internal motives over external; the desire to become a competent specialist in a certain professional field; the fear of getting a low score; a sense of duty to themselves, parents (family); the desire to continue to enter the masters (postgraduate) in a prestigious specialty; the desire to occupy a worthy social niche in society through higher education. Identified and characterized the values and personal characteristics of students, influencing the nature of motivation for learning and professional activities. The practical significance of the study is that the results allow teachers to take into account the nature of the motives of educational and professional activity of modern students in the organization of the educational process.
Keywords: motivation, motives, needs, interests, educational and professional activity of students, motivation to educational and professional activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день система высшего образования находится в стадии постоянного реформирования. Однако, как отмечает Ю.В. Богдагнов, «изменения зачастую не способствуют улучшению внутреннего содержания и качества подготовки студента в конкретном вузе» [1, с. 253].
Проблемы выявления характера мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности, а также выявления педагогических и организационных возможностей использования теории мотивации в повышении эффективности обучения не перестают быть актуальными.
В исследованиях, рассматривающих вопросы совершенствования процесса подготовки студентов в вузах, отмечается тенденция к снижению мотивов познавательной и образовательной активности студентов, пре-
обладание низкого уровня потребности в саморазвитии, в большинстве случаев недостаточно сформированной учебно-профессиональной мотивации, что представляет необходимым разработку комплексной программы по формированию мотивационной структуры личности студентов на различных этапах их обучения в вузе. Данная комплексная программа, по нашему мнению, должна в первую очередь учитывать характер мотивационных характеристик студентов, что невозможно определить без осуществления диагностических исследований.
Проведенная нами работа позволила выявить характер мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов, наличие или отсутствие направленности на профессиональную деятельность, уровень сформиро-ванности мотивационно-ценностного отношения к учебно-профессиональной деятельности и другие характеристики.
62
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Гараева Екатерина Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ...
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической и психологической науке накоплено достаточно работ, раскрывающих сущность и структуру мотивации личности (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д. Фрейсберг, Х.Хекхаузен и многие другие ученые) [2-12]. Среди современных исследований структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов университета можно выделить работы А.О. Аладинской, Ю.В. Богданова, С.В. Быкова, Б. Н. Гузанова, Е.С. Дьячковой, И.О. Корокошко, А. С. Кривоноговой, Н. В. Мартюшева, Е. С. Синогиной, У. М. Шереметьевой и других [1; 13; 14; 15; 16].
В своем исследовании Е.С. Дьячкова, А.О. Аладин-ская рассматривают мотивацию как «структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта» [16, с. 125]. Следует отметить, что в науке различаются внутренняя мотивация, проявляющаяся в побуждениях личности к деятельности, определяющихся личными целями субъекта - это потребности, ценностные установки и интересы; и внешняя мотивация, когда побуждения личности к деятельности обусловлены целями, которые задаются извне. Это и есть митивация стимулирования. В науке доказано, что проявление волевой активности человека обусловлено характером его мотивации. Теория о потребностях как источнике активности Д.М. Узнадзе доказывает, что мотивация выступает необходимым условием проявления волевого поведения личности [17]. Продолжая мысль, Е.С. Дьячкова, А.О. Аладинская отмечают, что «такая активность направлена на удовлетворение потребностей. Если удовлетворена потребность - исчезает зависимость от нее [16, с. 125].
В работе Ю.В. Богданова под мотивацией к учебе понимается «процесс побуждения студента к учебной деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил» [1, с. 254].
В своем исследовании мы рассматривали образовательную мотивацию студента, понимая ее как «сложное, интегративное качество личности, определяющееся устойчивой совокупностью мотивов самореализации, практической значимости и долга по отношению ко всем компонентам образовательной деятельности (целям, содержанию и результатам); активностью его в образовательном процессе; готовностью и потребностью к образовательному выбору; ориентацией на образование как объективную и личностную ценность» [18]. В исследовании было доказано, что развитие образовательной мотивации студента определяется наличием ценностных установок; системой знаний, на основе которой формируется стремление осуществлять образовательную деятельность; умениями самостоятельно ставить цели образовательной деятельности и активно участвовать в решении образовательных задач; способностью адекватно оценивать, контролировать и анализировать собственную образовательную деятельность, корректировать результаты и проявлять настойчивость в достижении образовательных и профессиональных целей [18].
Ряд ученых (В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, Н.Г. Корнещук, Л.А. Савинков) отмечают, что для студентов основным является интеллектуальное и профессиональное развитие, базой которого служит учебно-профессиональная деятельность. По мнению исследователей, учебно-профессиональная деятельность представляет собой систему, ведущим (системообразующим) элементом которой является личная цель студента, а системообразующими связями - ее связи с другими элементами [19, с. 64].
По мнению А.С. Валеева, учебно-профессиональная деятельность студентов «является основой их профессионального развития, обеспечивая формирование клю-
чевых профессионально-значимых компонентов - цели, потребности, мотивы, ценности, умения, результаты», а также как «ведущая деятельность студентов, как особый вид их активной деятельности» [20].
Результатом учебно-профессиональной деятельности студентов выступают сформированная способность к саморазвитию и самосовершенствованию, сформированные общие и профессиональные компетенции, положительная мотивация к учебной и будущей профессиональной деятельности.
В исследовании О.В. Ванчиновой учебно-профессиональная деятельность рассматривается как «активный вид деятельности, носящий интегративный характер, основанный на достижении поставленной цели в образовательной среде, в процессе которой происходит самоизменение, саморазвитие личности будущего специалиста, определение ценностных ориентаций не только в будущей профессиональной деятельности, но и в личной жизни...» [21].
Побудительную сторону учебно-профессиональной деятельности определяет ценностно-мотивационная сфера, являющаяся центральным ядром личности студента.
Мотивация учебно-профессиональной деятельности студента, по мнению Е.С. Дьячковой, А.О. Аладинской, проявляется в сознании «предметов актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и т. д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности» [16, с. 126].
Следует отметить тот факт, что в процессе профессионального развития личности происходит динамика мотивов. В научной литературе динамика развития мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов обусловливается повышением уровня сформи-рованности соответствующих общих и профессиональных компетенций. Кроме того, необходимо учитывать и личностные особенности самого студента, поскольку положительная динамика мотивов отражает и позитивные изменения личностного отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для исследования мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности была разработана анкета, состоящая из вопросов открытого и закрытого характера, ответы на которые позволили нам выявить характер мотивов (прагматические/учебные, познавательные, учебные, мотивы самореализации, мотивы достижения, мотивы избегания неудач), наличие (или отсутствие) направленности на профессиональную деятельность, уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента учебно-профессиональной деятельности и другие характеристики.
Исследование проводилось в Оренбургском государственном университете в 2017-2018 учебном году. Аудиторию для исследования составили будущие бакалавры третьего и четвертого курсов направления подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение (профиль: Правоведение и правоохранительная деятельность) очной и заочной форм обучения.
Представим результаты проведенного исследования. Все принявшие участие в анкетировании студенты получают высшее образование впервые. Большинство студентов (56,6%) обучаются в университете после окончания учреждений среднего профессионального образования (колледж, профессиональный лицей); 23,4% - после окончания средней школы / лицея; 16,7% - после нескольких лет работы; 3,3% - после обучения в другом вузе на другой специальности. Как показал анализ анкет, 6,6% студентов перед поступлением проходили подготовку с репетитором(-ми); 93,4% - осуществляли само-
Garaeva Ekaterina Aleksandrovna pedagogical
THE STUDY OF MOTIVATION ... sciences
подготовку.
Проведенное социологическое исследование на предмет изучения характера мотивации московских студентов на получение высшего образования позволило М.В. Соколовой констатировать, что «по характеру учебно-профессиональной мотивации и потребности в высшем образовании можно дифференцировать современных обучающихся на две категории» [22, с.319].
К первой группе относятся студенты, для которых значимость получения высшего образования связывается с формированием соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих успешность и эффективность выполнения основных видов профессиональной деятельности. Студенты второй группы нацелены на реализацию других задач, а именно: наличие диплома о высшем образовании как возможности для получения высокооплачиваемой работы и повышения социального статуса.
Проведенное анкетирование позволило выявить предпочтительные цели получения студентами высшего образования. Так, среди основных целей можно выделить «личное желание получить выбранную специальность» (46,6 % от общего количества респондентов); желание учиться в престижном ВУЗе - 6,6%; желание получить специальность, обеспечивающую возможность дальнейшего трудоустройства - 56,6%; получение удовлетворения от осознания себя как части студенческого сообщества - 10%; престижность избранной профессии и широкий круг возможностей для профессионального роста и развития - 6,6%; хорошее материальное положение в будущем - 16,7%; необходимость получение выбранной специальности для продвижения по работе - 43,3%.
Мы констатируем, что большая часть опрошенных студентов при поступлении в ВУЗ руководствовались такими целями, как «желание получить выбранную специальность» (46,6%) и «желание получить специальность, обеспечивающую возможность дальнейшего трудоустройства» (56,6%). Это говорит о том, что большинство студентов университета обучается на той специальности, которую они выбрали сами, и которая, по их мнению, в дальнейшем позволит успешно трудоустроиться в соответствии с полученной квалификацией.
В исследовании М.В. Соколовой указывается, что на «эффективность учебно-профессиональной деятельности бакалавров влияет целая система мотивов, которая складывается на основании ранее сформировавшихся способностей, потребностей, предпочтений, интересов» [22, с.320]. Как видно из результатов анкетирования, процесс выбора определенного вуза (конкретной специальности/направления подготовки) для многих студентов стал более прагматичным, отвечающим изменениям современного общества и рынка труда.
Большая половина студентов университета, принявших участие в анкетировании, ценности высшего образования связывают с возможностями получения диплома в соответствии с выбранным направлением подготовки, а также с возможностью дальнейшего карьерного роста и совершенствования профессионального мастерства. Достаточно большая часть студентов в качестве ведущих мотивов отмечают возможность обучаться в одном их престижных университетов области, а образовательную среду университета рассматривают как пространство для реализации своих способностей и творческого потенциала.
В анкетах мы попросили студентов указать наиболее важные, на их взгляд, для будущей профессиональной деятельности дисциплины. В результате были указаны общая и профессиональная педагогика, методика воспитательной работы, организация исследовательской работы бакалавров, история педагогики и философия образования, педагогические технологии и другие. Отметим, что действительно указанные студентами дисциплины имеют наибольшее значение для данного направления 64
подготовки, поскольку именно их изучение обеспечивает формирование ключевых профессиональных компетенций (ПК).
Результаты анкетирования обеспечили возможность выявить факторы, по которым студенты определяют важность той или иной учебной дисциплины: знания, полученные при изучении дисциплины, необходимы для дальнейшего обучении - 36,6% от общего количества респондентов; знания, полученные при изучении дисциплины, необходимы для выполнения профессиональных функций - 73,3%; экзамен по завершению изучения - 3,3%; требовательность преподавателя - 3,3 %; количество затраченного времени на подготовку по данной дисциплине - 3,3%.
Анкетирование позволило выявить факторы, по которым студенты определяют сложность учебной дисциплины: количество затраченного времени на подготовку к данной дисциплине - 16,7 % от общего количества респондентов; понятность/непонятность механизма оценивания качества знаний - 26,6%; высокая требовательность преподавателя - 0%; сложность учебного материала - 73,3%; объём учебного материала - 30%.
Следует отметить, что студенты отлично ориентируются в учебных дисциплинах, разделяя их на те, которые обеспечивают формирование профессиональных компетенций (имеют важнейшее значение для бакалавра данного направления подготовки, поскольку обеспечивают выполнение профессиональных видов деятельности), и те, что обеспечивают формирование общекультурных компетенций (ОК).
Исследование позволило выявить позиции, влияющие на то, как они относятся к учебным дисциплинам: значимость дисциплины для будущей профессиональной деятельности (56,6%); наличие интереса к изучению дисциплины и отрасли знаний, к которой она относится (40%); характер преподавания учебной дисциплины (40%); мера трудности изучения дисциплины (3,3%); взаимоотношение с преподавателем (10%).
Мотивационными характеристиками учебно-профессиональной деятельности студентов университета являются: направленность на получение новых знаний; направленность на достижение высоких результатов; доминирование внутренних мотивов над внешними; стремление стать компетентным специалистом в своей области; страх получить низкий балл; чувство долга перед родителями (семьей); стремление в дальнейшем поступить в магистратуру (аспирантуру) по престижной специальности; стремление посредством получения высшего образования занять достойную социальную нишу в обществе; мотивация к личностному смыслу учения.
Среди причин, по которым студенты хотят стать в будущем хорошим специалистом, были указаны: в будущем стать высоким профессионалом - 23,3%; в будущем иметь хорошее материальное положение - 43,3%; стремление обладать конкурентоспособностью на рынке труда - 16,7%; стремление иметь в дальнейшем возможности продолжения образования и карьерного роста - 73,3%.
Исследование позволило выявить факторы (условия), способствующие, по мнению студентов, формированию положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности:
- осознание ближайших целей обучения (получение высокого балла за учебное занятие, за выполненную работу, сдача модуля, сдача зачета и экзамена по дисциплине, сдача сессии) - указали в анкетах 43,3% респондентов;
- осознание конечных целей обучения (получение диплома) - 33,3%;
- осознание практической ценности прибретаемых компетенций - 23,3%;
- личностное отношение педагога к учебной дисциплине (характер владения учебным материалом, качество донесения содержания до аудитории, интерес к
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Гараева Екатерина Александровна ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ...
материалу, эмоциональность при подаче материала и проведении занятий, творческий подход) - 43,3%;
- профессиональная направленность учебной деятельности - 10%.
Интересной и бесспорно важной, на наш взгляд, является мысль о том, что отношение к дисциплине самого преподавателя, его интерес к предмету, эмоциональность на занятии, свободное и интересное изложение материала является одним из важнейших факторов формирования положительной мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности. Еще раз отметим, что если преподаватель стремится к формированию высоких мотивов студентов к образовательной деятельности и к изучению его предмета, он должен сам выступать объектом для подражания, на каждом занятии демонстрируя высокое педагогическое мастерство и профессионально-педагогическую компетентность.
В результате проведенного исследования были выявлены ценностные ориентации и личностные особенности студентов, влияющие на характер мотивации к учебно-профессиональной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют о сформиро-ванности у большинства студентов особой интеллектуально-прагматической мотивации получения высшего образования. Такая мотивация обеспечивает студенту получение знаний, обеспечивающих ему в дальнейшем трудоустройство на престижную работу, получение высокого дохода и определенного социального статуса.
Несмотря на то, что у 10% из опрошенных отсутствует желание работать по специальности (цель их обучения в институте - получение диплома о высшем образовании), большинство студентов нацелены в дальнейшем работать в соответствии с выбранным направлением подготовки (67,7%), причем, 22,3% - уже работают в данной профессиональной сфере, а получение диплома о высшем образовании обеспечит им возможность выполнять профессиональные функции на более компетентном (качественном, высоком) уровне.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование позволяет констатировать, что у принявших участие в анкетировании студентов в достаточной степени сформирована как внутренняя мотивация к учебно-профессиональной деятельности, отражающая преимущество получения удовлетворения от участия в различных формах и видах рассматриваемой деятельности, реализации творческого потенциала, осознания возможности в дальнейшем проявить и совершенствовать свои способности и сформированные компетенции в профессиональной деятельности, так и внешняя положительная мотивация к учебно-профессиональной деятельности, связанная с собственными достижениями и успехами в процессе профессиональной подготовки, а также престижем и статусом студента одного из крупнейших вузов области. Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с более детальным выявлением мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности студентов университета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: теория и практика // TERRA ECONOMICUS. 2013. № 4. С. 253-257.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.134 с.
3. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Новгород, 2003. 375 с.
4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 509 с.
5. Левин К. Динамическая психология: избр. тр. / под ред. ДА. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. 572 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
8. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47—59.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
10. Роджерс К., Фрейсберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 528 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 713 с.
12. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 860 с.
13. Быков С.В., Корокошко И.О. Проблема мотивации образовательной деятельности студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 60-65.
14. Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 223 с.
15. МартюшевН.В., СиногинаЕ. С., Шереметьева У. М. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научной работы //Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2013. 1 (129) С. 48-52.
16. Дьячкова Е.С., Аладинская А.О. Ценностно-мотивационная сфера студентов медицинского колледжа в процессе личностно-про-фессионального развития //Вестник ТГУ, выпуск 4 (96). 2011. С. 124131.
17. Узнадзе Д.Н. Теория установки: избр. психолог. тр. / под ред. Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 448 с.
18. Гараева Е.А. Исследовательские задачи как средство развития образовательной мотивации старшеклассника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. 22 с.
19. Беликов В.А., Валеев А.С., Гришин А.В., Корнещук Н.Г., Савинков Л.А. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 334 с.
20. Валеев А.С. Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: авт. дисс.докт. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2009. 48 с.
21. Ванчинова О.В. Формирование исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Оренбург, 2015. 24 с.
22. Соколова М.В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 319-323.
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019