Научная статья на тему 'Специфика учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов с аудиальными ограничениями'

Специфика учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов с аудиальными ограничениями Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
78
4
Поделиться
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION / SOCIAL MOTIVATION / VALUABLE ORIENTATIONS / STUDENTS WITH THE BROKEN HEARING / AN INTEGRATED ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Авдеева Анна Павловна, Сафонова Юлия Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме психологии инклюзивного образования. В работе представлены результаты исследования мотивационной сферы студентов с нарушенным слухом, обучающихся в техническом вузе: особенности ценностных ориентаций, доминирующие мотивы учебно-профессиональной деятельности, жизненная и профессиональная направленность. Выявлена динамика ценностных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации студентов от первого к третьему курсу. Показано влияние мотивационных свойств личности на социально -психологическую адаптацию студентов с аудиальными ограничениями. Даны рекомендации преподавателям -предметникам, психологам, социальным педагогам и другим специалистам, занятым в области инклюзивного образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Авдеева Анна Павловна, Сафонова Юлия Анатольевна,

SPECIFICS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS WITH AUDIALNY RESTRICTIONS

Article is devoted to a current problem of psychology of inclusive education. In work, results of a research of the motivational sphere of the students with the broken hearing studying in technical college are presented: features of valuable orientations, the dominating motives of educational professional activity, vital and professional orientation. Dynamics of valuable orientations and educational and professional motivation of students from first to the third course is revealed. Influence of motivational properties of the personality on social and psychological adaptation of students with audial restrictions is shown. Recommendations to the teachers -subject teachers, psychologists, social teachers and other experts occupied in the field of inclusive education are made.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов с аудиальными ограничениями»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376 А.П. Авдеева Ю.А. Сафонова

Anna Avdeeva Yuliya Safonova

СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С АУДИАЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме психологии инклюзивного образования. В работе представлены результаты исследования мотивационной сферы студентов с нарушенным слухом, обучающихся в техническом вузе: особенности ценностных ориентаций, доминирующие мотивы учебно-профессиональной деятельности, жизненная и профессиональная направленность. Выявлена динамика ценностных ориентаций и учебно-профессиональной мотивации студентов от первого к третьему курсу. Показано влияние мотивационных свойств личности на социально-психологическую адаптацию студентов с аудиальными ограничениями. Даны рекомендации преподавателям - предметникам, психологам, социальным педагогам и другим специалистам, занятым в области инклюзивного образования. Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, социальная мотивация, ценностные ориентации, студенты с нарушенным слухом, интегрированная среда вуза.

SPECIFICS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS WITH AUDIALNY RESTRICTIONS

Annotation. Article is devoted to a current problem of psychology of inclusive education. In work, results of a research of the motivational sphere of the students with the broken hearing studying in technical college are presented: features of valuable orientations, the dominating motives of educational professional activity, vital and professional orientation. Dynamics of valuable orientations and educational and professional motivation of students from first to the third course is revealed. Influence of motivational properties of the personality on social and psychological adaptation of students with audial restrictions is shown. Recommendations to the teachers -subject teachers, psychologists, social teachers and other experts occupied in the field of inclusive education are made.

Keywords: educational and professional motivation, social motivation, valuable orientations, students with the broken hearing, an integrated environment of higher education institution.

Важнейшей проблемой в практике инклюзивного образования является выявление особенностей учебно-профессиональной мотивации студентов. Для исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов с аудиальными ограничениями в инклюзивном вузе были опрошены студенты и преподаватели МГТУ им. Н. Э. Баумана. Объем выборки составил 41 респондент: 32 студента первых, вторых и третьих курсов и 9 преподавателей математических дисциплин. В исследовании были применены две группы методов. Первая группа - это опросные методы: интервью с преподавателями, кураторами студенческих групп и специально разработанный опросник для студентов с

© Авдеева А.П., Сафонова Ю.А., 2017

аудиальными ограничениями, включающий конкретные формулировки; вторая группа - тестовые методики: проективная графическая методика направленности личности, тест направленности на вид инженерной деятельности [4; 6].

Анализ результатов исследования мотивационной сферы студентов младших курсов с ограниченными слуховыми возможностями показал, что обучение в вузе является самой значимой сферой жизнедеятельности. На втором месте - это сфера межличностного общения с друзьями и в семье. Третье место занимают две сферы жизнедеятельности - здоровый образ жизни, включающий правильное питание и занятия спортом; и досуг, представленный путешествиями.

Доминирующими ценностными ориентациями у студентов младших курсов с аудиальными нарушениями являются два вида ценностей: социально-адаптивные и личностно-профессионального развития. Социально-адаптивные ценности включают: удовольствие от жизни (42 %), отношения с миром (32 %), целостное понимание жизни (48 %), друзья (3 %). Ценности личностно-профессионального развития представлены у опрошенных студентов через важность приобретения знаний и учения (38 %), творчества (41 %) и самостоятельности (36 %). Ценность «самостоятельность» приобретает устойчиво выраженный характер на третьем курсе обучения. Динамика такова: ценность «самостоятельность» значима для 37 % студентов первого курса, 28 % студентов выбирают ее на втором курсе и уже 40 % студентов третьего курса выбирают эту ценность как приоритетную. На первом курсе студенты с нарушенным слухом склонны переоценивать себя и свои возможности, поэтому на втором курсах наблюдается снижение значимости. Преодолев барьер трудностей обучения на первом и втором курсе, студенты уже не переоценивают себя, а понимают, что успешность обучения в техническом университете и будущая профессиональная деятельность зависит от их активности и самостоятельности. Количество студентов, ориентированных на творчество, возрастает от первого курса к третьему: 21 % на первом курсе и 41 % на третьем курсе.

Профессиональное обучение студентов с нарушенным слухом неразрывно связано с процессом их адаптации в социальной среде вуза. В ходе социальной адаптации осуществляется процесс передачи ключевых элементов организационной и профессиональной культуры, происходит усвоение студентами с нарушенным слухом норм, представлений, стандартов деятельности и поведения. Возрастание значимости самостоятельности и направленности на творчество свидетельствуют о повышении уровня адаптированности студентов с нарушенным слухом в интегрированной среде вуза. Адаптивность является характеристикой субъектно-социально-деятельностного соответствия интегрированной среды вуза и студентов с ограниченным слухом. Социально-психологические характеристики образовательной среды МГТУ им. Н. Э. Баумана относятся к инновационно-развивающему типу, поэтому самостоятельность и творчество выступают в качестве важнейших показателей социальной адаптированности студентов с аудиальными ограничениями в интегрированной среде вуза.

В структуре ценностных ориентаций студентов от первого к третьему курсу имеет место снижение значимости такой ценности как «отношение с миром». На первом курсе это является значимым смысложизненным выбором для 37 % студентов, а на третьем курсе - только для 20 %, и на втором курсе для 28 % студентов. Взаимосвязано с этим повышение от первого к третьему курсу значимости ценности целостного понимания жизни: 42 % и 43 % на первом и втором курсах, 60 % на третьем курсе. Выделенные тенденции свидетельствует о повышении социальной зрелости студентов от первого к третьему курсу, поскольку они становятся более уверенными в себе, снижается фикси-рованность на слуховых дефектах, и на этой основе начинает формироваться адекватное понимание себя, своих возможностей и ограничений. Вместе с тем возникает потребность в осознании своих жизненных задач, понимании своего предназначения, появляется стремление к целостному восприятию своей жизни. Это свидетельствует о постановке и осознанном выборе жизненных целей.

Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов показал, что потребность в активном обучении на первом курсе для студентов не является значимой. Данный результат объясняется наличием трудностей познавательной деятельности у студентов с нарушенным слухом: ограниченным объемом лексического запаса и сложностью грамматических форм, и, как следствие этого, более медленным по сравнению со студентами без слуховых ограничений темпом формирования необходимого запаса специальных терминов и понятий [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшие трудности у студентов в техническом вузе вызывают изучение математических дисциплин, при этом преподаватели отмечают снижение мотивации у студентов при изучении дисциплин данного цикла. Как показали исследования, ведущими мотивами освоения дисциплин математического цикла в техническом вузе у студентов являются формальные мотивы, не направленные на профессиональное становление [1; 2]. Кроме того, снижение учебной мотивации обусловлено низкой степенью школьной подготовки по математике у значительной части студентов технических вузов, несоответствие уровня школьных знаний вузовским требованиям [7].

Недостаточность мотивации изучения математических дисциплин у студентов с аудиальными ограничениями так же связана с пробелами в школьной подготовке. У студентов первого курса отсутствует осознание необходимости восполнять эти пробелы, им сложно прилагать волевые усилия для их преодоления. Следствием сниженной учебной мотивации является то, что студенты первого курса плохо повторяют или не повторяют учебный материал дома, недостаточно работают самостоятельно. Осознание важности математики для будущей профессиональной деятельности есть только у 38 % студентов 1-2 курса. При этом у студентов второго курса этот показатель растет - от 27 % на 1 курсе до 43 % на 2 курсе.

Анализ ответов студентов с аудиальными ограничениями показал, что у 38 % снижение мотивации обусловлено особенностями познавательной деятельности: «проблемы с применением знаний на практике», «абстрактный материал, сложно выделить главное», «сложности с теорией, много не понятных слов», «трудно выучить теорию, не понятны ключевые слова» и пр. При этом 31 % студентов отмечают отсутствие интереса к дисциплине и/или незнание цели изучения дисциплины, 13 % указывают на недостаток личностных качеств и умения организовать себя.

По мнению преподавателей, занимающихся со студентами, имеющими аудиальные ограничения, снижение учебной мотивации связано со сложности восприятия абстрактной информации, трудностями нахождения связей между теоретическими и практическими знаниями, замедленностью формирования системы понятий. Для повышения мотивации изучения дисциплин математического цикла необходимо пояснять цели и задачи конкретного раздела курса, целесообразно включение в занятие исторических справок и профориентирующей информации, показывающей прикладной характер темы и ее значение для инженерной деятельности. При этом очень важно подчеркивать взаимосвязь темы с темами других дисциплин для усиления междисциплинарных связей. Важно так же объяснение прикладного значения математических объектов для будущей деятельности в инженерной сфере деятельности.

На втором курсе для 14 % студентов потребность в активном обучении является актуальной. На третьем курсе уже для 20 % студентов с аудиальными ограничениями потребность в активном обучении является значимой. У студентов с нарушенным слухом в инклюзивной среде вуза потребности в приобретении новых знаний, обучении увеличивается от первого курса ко второму. Так, у 37 % первокурсников данная потребность является доминирующей в структуре мотивационной сфере. На втором курсе уже 57 % студентов оценивают потребность в знаниях и обучении как высоко значимую.

Динамика социальной мотивации студентов от первого курса к третьему курсу свидетельствует о накоплении опыта социального взаимодействия у студентов с нарушенным слухом в инте-

грированной образовательной среде вуза, что способствует удовлетворению их коммуникативных потребностей. У студентов с аудиальными ограничениями пик потребности в аффилиации приходится на второй год обучения в интегрированной среде вуза. Наиболее низкие значения потребности в аффилиации у студентов третьего курса.

Показателем социальной зрелости студентов выступает так же уровень развития профессиональной направленности. Результаты исследования показывают, что указанные ранее ценности лич-ностно-профессионального развития влияют на профессиональную направленность студентов. В структуре профессиональной направленности студентов трех курсов был выявлен интерес к работе, носящий непосредственный характер - интерес к процессу выполнения работы и опосредованный интерес к результатам труда. Интерес к результатам труда является многоплановым образованием. Наряду с материальным интересом он представлен так же интересом к профессиональному становлению и интересом к личностному развитию в определенных условиях рабочей среды [5].

Так, для студентов первых тех курсов значимым мотивом профессиональной деятельности является:

1) интерес к выполняемой работе: «иметь интересную работу, которая приносит удовольствие» (6,5);

2) направленность на профессиональное развитие: «приобретать новые навыки, повышать профессиональную компетентность» (5,9).

При этом интерес к самой работе дополняется опосредованным интересом в виде:

1) материального интереса «иметь хорошо оплачиваемую работу» (6,3);

2) условий достижения профессиональной компетентности и профессионального развития: «работать вместе с опытными, профессиональными «сотрудниками» (6,3);

3) комфортных социально-психологических условий работы: «работать в доброжелательном и дружном коллективе» (6,1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование показало, что в структуре профессиональной направленности у более 80 % студентов имеют установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к инженерной деятельности. Результаты теста направленности на вид инженерной деятельности показали, что большинство студентов младших курсов ориентированы на проектно-конструкторскую и производственную деятельность. В процессе профессионального обучения в вузе уже на втором курсе у студентов расширяются и уточняются представления о будущей профессиональной деятельности. Данная тенденция подтверждается результатами нашего исследования. Так, у студентов специальностей «робототехни-ческие комплексы» и «материаловедение» увеличивается значение показателей по параметру «производственно-конструкторская деятельность», а значение показателей направленности на научно-исследовательскую инженерную деятельность увеличивается у студентов специальности «информационное управление». Направленность на организационную деятельность выражена у студентов третьего курса специальности «информационная безопасность». Данный результат так же соответствует закономерностям профессионального обучения, поскольку студенты, обучающиеся по специальности «информационная безопасность» должны обладать такими профессионально-важными качествами, как организованность, направленность на результат, адаптивность.

Таким образом, проведенное исследование показало, что учебно-профессиональная мотивация студентов с аудиальными ограничениями имеет специфический характер. Полученные результаты исследования могут быть полезны для специалистов, занятых профессиональным обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной среде вуза.

Библиографический список

1. Балашова, О. Ю. Динамика формирования мотивации к изучению математики у абитуриентов и студентов технического вуза [Электронный ресурс] / О. Ю. Балашова, М. Н. Манушкина. - Ре-

жим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/dinamika -йэгтгоуашуа -motivatsii -к ^исИешуи -matematiki -и -abiturientov -i -studentov -tehnicheskogo -у^а (дата обращения : 21.07.2017).

2. Васильев, Н. С. Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс] / Н. С. Васильев, В. И. Громыко. - Режим доступа : http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/228.html (дата обращения : 21.07.2017).

3. Гозова, А. П. Психология трудового обучения глухих : автореф. дис. ... канд. п. наук : 37.07.01 / А. П. Гозова. - М., 1977. - 35 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

5. Ковалев, А. Г. Личность и пути ее формирования / А. Г. Ковалев. - М. : Знание, 1971. - 31 с.

6. Огородников, А. С. Разработка информационной системы психологического сопровождения студентов [Электронный ресурс] / А. С. Огородников // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015». - Режим доступа : https://www.scienceforum.ru/2015/1126/11782# (дата обращения : 02.06.2017).

7. Попов, В. С. Проблема развития творческих способностей и мотивационных стимулов обучения студентов технических вузов [Электронный ресурс] / В. С. Попов, Е. А. Власова. - Режим доступа : http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/229.html (дата обращения : 21.07.2017).