УДК 331.101.3
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ОСНОВЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Е.А. Колесник
ФГБОУВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» г. Тюмень, Россия, 625000
Аннотация. Основной целью исследования являлось рассмотрение профессиональной мотивации студентов как основы успешности в их обучении. Были изучены подходы к определению этого понятия, которые позволили определить профессиональную мотивацию как систему ценностей и целей, побуждающих студентов к успешному обучению. Проведенная диагностика профессиональной и учебной мотивации студентов позволила выделить наиболее значимые мотивы, оказывающие наибольшее влияние на успешность обучения студентов в вузах. Что дало возможность сформулировать мотивационный комплекс, зависящий от множества факторов, которые обуславливаются как личностными мотивами успешности обучения, так и способностью педагогов вдохновлять и мотивировать студентов стать хорошим специалистом в своей области.
Ключевые слова: студенты, профессиональная мотивация, образование, учебная деятельность, успех.
Профессиональная мотивация студентов вузов является, с одной стороны, наиболее сложной педагогической задачи, с другой — выступает одним из основных компонентов процесса вузовской подготовки, с третьей — является одной из основных движущих факторов, влияющих на качество усвояемых студентом знаний. Профессиональная мотивация — это одно из основополагающих условий эффективного освоения учебного материала, вхождения студента в образовательный процесс, в котором успешное обучение приобретает приоритетное значение как для самой личности, так и для общества и государства в целом. Именно поэтому актуальность темы обусловлена повышением требований общества к проблеме эффективности профессионального образования в высшей школе; дальнейшая профессиональная реализация студентов в выбранной сфере обусловливает процесс изме-
нения мотивации к обучению, предопределяя ее качественный состав и общую структуру, тем самым способствует формированию компетентности будущего специалиста.
Анализ основных исследований и публикаций. Изучая вопросы профессиональной мотивации студентов, пришли к выводу, что в настоящее время в науке не выработан единый подход к этой проблеме: ряд авторов утверждают, что специфика структуры мотивационной сферы студентов зависит от направления профессионального образования (В. А. Карнаухов, Л.В. Попова, ИГ. Абрамова и др), другие, изучая учебно-познавательные и профессиональные мотивы в процессе академического обучения, утверждают, что в целом для разных направлений профессионального образования характерна определенная структура мотивационной сферы (Г.И. Цветкова, Г.С. Вайсман, Т.В. Иванова и др.). Поэтому, целью
—--—
~ 753 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
является рассмотрение некоторых аспектов формирования профессиональной мотивации студентов как основы мотивации их к успешному обучению.
Изложение основного материала. В контексте компетентностного подхода к образованию в Российской Федерации профессиональная мотивация студентов вузов как направление исследования приобретает определяющее значение. Современные требования к качеству и содержанию образования в высшей школе показывают, что учащиеся и выпускники в вузах должны не только овладевать специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, личностном и профессиональном росте. В процессе обучения необходимо прививать студентам интерес к постоянному накоплению знаний, непрерывному образованию и профессиональному саморазвитию в соответствии со стандартами подготовки квалифицированного специалиста. Поэтому профессиональная мотивация студентов приобретает иное значение. Обучение в вузе должно основываться на преобразовании познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы, которые будут в дальнейшем способствовать познавательной активности.
Анализ точек зрения к определению сущности понятия профессиональная мотивация указал, что вопросам мотивации вообще и профессиональной в частности посвящены работы многих как зарубежных, так и российских исследователей, работающих в различных отраслях науки — педагогике, психологии, менеджменте, экономике, но на сегодня единый подход к его определению еще не выработан. Это позволило нам рассматривать профессиональную мотивацию как систему ценностей и целей, которая побуждает студентов к активному усвоению знаний, овладению умениями и навыками. Она, во-первых, направлена на удов -летворение потребностей студентов посредством сознательного отношения к профессии, к уровню и качеству получаемых знаний. Во-вторых, играет ведущую роль в их познавательной активности ведь известно, что в условиях недостаточно развитых способностей, объеме и каче-
стве полученных ранее знаний, но при наличии сильной профессиональной мотивации, студент может достичь больших успехов. В-третьих, она является внутренним движущим фактором успешного обучения, т.к. только на ее основе возможно эффективное развитие как профессиональной образованности, так и культуры личности. В-четвертых, профессиональная мотивация влияет на эффективную реализацию основной задачи высшего образования, которая заключается в постепенном переводе студентов, интегрированных в процессы учебной деятельности, к постижению как будущей профессиональной деятельности, так норм и правил в ее осуществлении. В свою очередь А.К. Маркова утверждает, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы» [2, с. 14].
Индивидуальные качества студента также могут способствовать или успеху, или неудачам в деятельности, или образовывать новый уровень мотивации, или снижая уже образованный в прошлых видах деятельности. Можно также утверждать, что профессиональная мотивация студентов — это совокупность процессов, как внутренних, так и внешних, отражаясь в сознании, побуждают личность к овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Развитие профессиональной направленности студентов определяется предшествующими и более ранними формами выражения отношения к профессии и стоящими за этим отношением мотивами (в основном носящие личностный характер), а также тенденциях, сложившихся на рынке труда (как страны, как и региона), престиже профессии, социальной ее значимости и др. [1, с. 152]. Таким образом, профессиональная мотивация студентов ВУЗов является неоднородной, а успешность обучения неоднозначной, потому что она зависят от многих психологических, педагогических и социальных факторов, которые видоизменяют систему ценностных ориентаций студентов. Они группируется вокруг таких ценностей современной молодежи, как
—--—
~ 754 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
Колесник EA. К вопросу о профессиональной мотивации как основе успешности обучения студентов вузов
престиж, высокое материальное положение, креативность, саморазвитие, достижения успеха, моральное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности и т.д.
Видный русский ученый, психиатр и психолог, ученик В.М. Бехтерева, В.М. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20—30% зависят от его интеллекта, а на 70—80% от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации современных студентов вузов показал, что материальная составляющая деятельности, возможность развития и профессионального роста, престиж профессии, удовлетворение от процесса и самореализация — основные мотивы их успешной учебной деятельности, в наименьшей степени мотивацион-ное воздействие оказывает стремление избежать критики, возможных наказаний или неприятно-
стей. Поэтому можно констатировать, что для современных студентов имеет значение как деятельность сама по себе, так и то, что в результате успешной ее реализации будет получено: моральное удовлетворение, социальный престиж, выгода и др. Эти приоритеты в профессиональной мотивации у студентов будут корреспондироваться и на последующую трудовую реализацию. Проведенный нами анализ показал, что в структуре мотивов учебной деятельности современных студентов (рис.) доминирующим мотивом является стремление стать высококвалифицированным специалистом (89,9%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (77,3%). На ступени ниже стоят такие мотивы: получение диплома (72,7%) и интеллектуального удовлетворения (63,6%), одобрение родителей и окружающих (54,5%), приобретение глубоких и прочных знаний (50%).
14
15
16
□ стать высокаквалифицированным специалистом □ получить диплом
□ обеспечить успешность будущей проф.деятельности □ избежать наказаний за неуспешное обучение
□ успешно продолжить обучение
□ не запускать обучение
□ достичь одобоения родителей и окружающих
□ получать стипендию
□ быть примером для сокурсников
□ получить интелектуальное удовлетворение
■ получить глубокте знания
□ быть готовым к занятиям
□ успешно сдать экзамены
□ выполнять требования педагогов
□ достичь уважения у педагогов
□ не отставать от сокурсников
Рис. Наиболее значимые мотивы учебной деятельности, рейтинг
Таким образом, профессиональная мотивация студентов зависит от множества факторов, которые обуславливаются личностными мотивами успешности обучения, способностью педагогов вдохновлять и мотивировать студентов
стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому в процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо не только заинтересовать студентов к изучению дисциплин, но и открыть для них возможности практического ис-
—--—
~ 755 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
пользования знаний, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях.
Выводы. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, профессиональная мотивация студентов, основанная на достижении успеха в процессе обучения, зависит во- первых, от возможности получения знаний такого качества, которые бы обеспечили хорошей и престижной работой, стабильным и высоким заработком, возможностью профессионального развития и роста. Во-вторых, от стремления к самовыражению и самореализации в профессиональной деятельности, являясь следствием процесса успешного обучения, может трансформировать, изменять или усовер-
шенствовать саму форму, суть, способ выполнения этой деятельности. В-третьих, от осознания необходимости трудится для удовлетворения своих потребностей, потребностей семьи и общества в целом, приносить общественную пользу, оказывать помощь и поддержку людям и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесник Е.А. Компоненты маркетинговой среды и их влияние на рынок образовательных услуг России / отв. ред. О.М. Барбаков, Ю.А. Зобнин // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сборник научных трудов. Вып. 9. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 150—156.
2. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. М., 1986. С. 14.
TO THE ISSUE OF PROFESSIONAL MOTIVATION AS THE BASIS OF THE SUCCESS OF TRAINING F STUDENTS OF UNIVERSITIES
E.A. Kolesnik
Tyumen state oil and gas University Tyumen, Russia, 625000
Annotation. The main purpose of the study was the consideration of professional motivation of students as the basis of success in their learning. Investigated approaches to definition of this concept, which allowed us to determine the professional motivation as a system of values and objectives that lead students to successful learning. Professional and diagnostics of educational motivation of students allowed to identify the most significant motives that have the greatest impact on the success of student learning in universities. That gave the possibility to formulate motivation complex, depending on many factors, which are caused as the personal motives of the success of training and ability of teachers to inspire and motivate students to become a good specialist in his field.
Key words: students, professional motivation, education, educational activity, success.
REFERENCES
1. Kolesnik E.A. The Components of the marketing environment and their impact on the market of educational services in Russia. Mathematical methods and models in management, Economics and sociology: a collection of
scientific papers. Ed. by O.M. Barbakov, J.A. Zobnin. Issue 9. Tyumen, TSOGU, 2015. P. 150—156.
2. The formation of interest in teaching pupils. Ed. by A.K. Markova. Moscow, 1986. P. 14.
ь F4jh4>li
HlttJtfTlU
INfOBASE '
INDEX
¿I
COPERNICUS OAJt iSu" O ULftICHSWEB
net _ Щг fltOIAtttiWlîWCîQtT
. fl?
GOOgleJ"*-''-.ÇiteFaUor