Научная статья на тему 'Диагностика мотивации профессиональной деятельности выпускников педагогического колледжа - студентов психолого-педагогического направления высшего учебного заведения'

Диагностика мотивации профессиональной деятельности выпускников педагогического колледжа - студентов психолого-педагогического направления высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2123
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / MOTIVE / MOTIVATION / EDUCATIONAL MOTIVATION / PEDAGOGIC ACTIVITIES / NEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Салия Мудагаровна

Раскрываются понятия мотивации, профессионального мотива, интереса к будущей профессии. Изучение мотивации профессиональной педагогической деятельности рассматривается на основе использования различных методик. Применяемые диагностики позволяют выявить приоритеты потребностей будущих педагогов в их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the concepts of motivation, professional motive, interest to future profession. Motivation of professional pedagogical activity is considered on the basis of various techniques. These diagnostics reveal the priorities of the needs of future teachers in their future professional activities.

Текст научной работы на тему «Диагностика мотивации профессиональной деятельности выпускников педагогического колледжа - студентов психолого-педагогического направления высшего учебного заведения»

7. Sergeev N.K., Serikov V.V. Teorija i praktika celostnogo pedagogicheskogo processa: tri desjatiletija iskanij // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007. №19.

8. FGOS VO po napravleniju podgotovki 44.04.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie/ Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 26 maja 2016 g. № 42288. URL: http://fgosvo.ru (data obrashhenija: 28.10.2016).

Features of educational process within master's program in solving the issue of teacher training for the information society

The article deals with the features of the educational process within master's program in teacher training for the information society. Based on the results of the questionnaire, the students of pedagogical specialties are described in the article.

Key words: teacher of the information society, educational process within master's program.

(Статья поступила в редакцию 13.01.2017)

С.М. шабалина

(Новокузнецк)

диагностика мотивации профессиональной деятельности выпускников педагогического колледжа -студентов психолого-педагогического направления высшего учебного заведения

Раскрываются понятия мотивации, профессионального мотива, интереса к будущей профессии. Изучение мотивации профессиональной педагогической деятельности рассматривается на основе использования различных методик. Применяемые диагностики позволяют выявить приоритеты потребностей будущих педагогов в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебная мотивация, педагогическая деятельность, потребность.

Изучение мотивации профессионально-педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты вза-

имодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию психологов, включает в себя все виды побуждений: мотивы; потребности; интересы; цели; влечения; мотивационные установки или диспозиции; идеалы.

в наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. Исходя из современных психологических представлений о мотивации (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, Е.С. Кузьмин, Б.ф. Ломов, К.К. Платонов, Е.П. Ильин, A.A. Реан и др.), можно сказать, что мотива-ционная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выраженную направленность личности.

Мотивация же является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности. И.А. Зимняя отмечает, что в педагогической деятельности выделяются те же моти-вационные ориентации, что и в учебной. она считает, что учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность встречается с предметом деятельности - выработкой обобщённого способа действия - и опредмечивается в нём, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, такими как самоутверждение, престижность, долг, необходимость достижения [4]. Внешние мотивы престижности работы педагогом в определённом образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста. Вместе с тем в педагогической деятельности, как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка, появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Н.А. Аминов [1] считает, что для того, чтобы показать, какое отношение имеет мотив власти к педагогической деятельно-

О Шабалина С.М., 2017

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

сти, необходимо остановиться сначала на точке зрения Г.А. Мюррея, который назвал мотив власти потребностью в доминировании. Признаками потребности в доминировании является желание контролировать своё социальное окружение; воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания; побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами; добиваться их сотрудничества; убеждать других в своей правоте. Большой интерес представляет и возрастная стадиальность мотивирования властью по Д. Макклелланду. Анализируя этот подход к мотиву власти, Н.А. Аминов отметил, что Макклелланд не только выделил четыре стадии развития мотивированности властью (ассимиляции, автономности, самоутверждения и продуктивности), но и интерпретировал каждую из них в контексте возрастного развития. Так, основой первой стадии («Нечто придаёт мне силы») являются отношения матери и ребёнка. Она означает отношения с людьми, которые могут поддерживать, т. е. увеличивать у индивида ощущение собственной силы. Вторая стадия («Я сам придаю себе силы») отвечает среднему периоду детства, связанному с приобретением независимости от матери и возрастанием контроля над своим поведением. Третья стадия («Я произвожу впечатление на других») характеризует подростка, для которого перестали существовать авторитеты, который меняет друзей, чьё участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми. Четвёртая стадия («Мне хочется выполнять свой долг») соответствует взрослому состоянию, т. е. зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определённой социальной группе. Для анализа мотива - цели педагогической деятельности наибольший интерес представляет последняя стадия развития мотива власти. в мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других. Под оказанием помощи, альтруистическим поведением, по Н.А. Аминову, могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия [1].

Так, профессиональный мотив определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. К собственно профессиональным относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятель-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ности, желанием включиться в неё в той или иной ролевой позиции (организатора), подкрепляемым удовлетворённостью результатами самой деятельности [6].

Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания базируется на потребности человека в постоянном личностно-профессио-нальном росте и связанном с этим осознании необходимости соответствовать определённому профессиональному эталону. Она включает в себя мотивы, выраженные стремлением пополнять профессиональные знания, повышать общий интеллектуальный уровень, совершенствовать умения и навыки в профессиональной сфере.

группа мотивов самозащиты, самосохранения, как и группа материальных мотивов, имеет выраженную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленностью. Смыслообразующий характер таких мотивов, как защита своих прав и свобод (например, права на труд, отдых, материальное вознаграждение по результатам труда), имеет в целом позитивную социальную направленность, если деятельность человека связана с реализацией своих способностей, направленных на достижение общественного блага [Там же].

Человек, выбирая профессию, как бы проецирует свою мотивационную структуру на профессиональную деятельность, в которой возможно удовлетворение потребностей. одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Н.В. Кузьмина [5] исследовала мотивы выбора педагогической профессии у учителей с различным уровнем продуктивности в учебной и в воспитательной работе. На основании распределения ответов можно сделать вывод, что для подавляющего большинства педагогов типичной является истинно педагогическая направленность: работа с детьми; молодёжью; возможность заниматься любимым предметом; наличие педагогических способностей; общественная важность труда преподавателя. Из приведённых данных видно, что ведущими мотивами выбора педагогической профессии являются интерес к содержанию деятельности, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Изучение мотивации деятельности педагогов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволяют решать немало задач повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять

отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотива тесно связано с понятиями цели и потребности. в личности человека они взаимодействуют и получили название мотиваци-онной сферы. в литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид мотивации, учебная определяется рядом специфических для той деятельности факторов, в которую она включается. во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к обучаемому, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих потребностей и своеобразной их иерархии.

А.К. Маркова подчеркивает, что мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [6]. Соответственно, при анализе мотивации стоит слож-

нейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Характеризуя интерес как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Такое смешение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И. герберт). во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес -это сложное неоднородное явление. Интерес определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мо-тивационной сферы, и здесь важна дифференциация видов интереса и отношений к учению. возможность создания условий для возникновения интереса к учителю, к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для обучаемого [8]. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучаемых активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столк-

- известия вгпу. пе,

новением обучаемых с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово педагога.

На материале исследования учебной деятельности студентов было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывала потребность в достижении, под которой понимается «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности» [7]. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворения этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.

Исследования, проведенные в вузе, показали, что сильные и слабые студенты отличаются не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. в самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, т. к. только на основе высоко-

гогические науки -

го уровня ее сформированности возможно эффективное повышение профессиональной образованности и культуры личности.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. в современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога - как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии.

Для исследования были задействованы студенты психолого-педагогического направления НИФ «Кемеровский государственный университет» (35 человек). Использовался комплекс методик:

1. Методика «Мотивация трудовой деятельности» (К. Замфир) в модификации А. Ре-ана.

2. Опросник «Словарь» (И.Г. Кокурина).

3. Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин).

4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотиваци-онно-потребностной сфере.

Результаты исследования по методике К. Замфир в модификации А. Реана показали, что 33% студентов вуза имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные студенты ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; на удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т. д. внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. 53% студентов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т. е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия. Отрицательная внешняя мотивация характерна для 14% студентов, т. е. мотивами их деятельности являются наказание, критика,

осуждение и другие санкции негативного характера.

Таким образом, исследование типа мотивации у студентов педвуза показало, что они ориентированы на внешнее стимулирование их профессиональной деятельности.

Результаты исследования мотивации у студентов по методике И.г. Кокуриной следующие: 27% студентов ведущим мотивом трудовой деятельности имеют преобразовательный, т. е. стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя; коммуникативный мотив является ведущим для 7%, данные студенты ориентированы на активное взаимодействие с другими, общение в труде, помощь другому человеку; мотив кооперации является ведущим у 13% студентов. Выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать работу с точки зрения значимости для других людей; утилитарный мотив является ведущим для 20% студентов. выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты; 7% студентов ведущим мотивом имеют конкурирующий, определяющий стремление достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других; мотив достижения наиболее выражен у 26%, данные студенты в процессе трудовой деятельности ориентированы на преодоление препятствий.

Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной показали, что большинство студентов ориентированы в процессе трудовой деятельности на достижение результата, инновационные преобразования и значимость деятельности для других.

Анализ результатов исследования по методике изучения мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина показал, что потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок и являются ведущими у 13% студентов. Мотивация работников, имеющих высокие показатели потребности в деньгах, с одной стороны, проста: если существует возможность больше заработать, прилагая больше усилий, то работники будут высокомотивированными и удовлетворенными работой. Такие люди не очень любят работать в команде, т. к. предпочитают получать деньги за собственные усилия. Коллег они могут рассматривать как потенциальных конкурентов и даже как мешаю-

щих их работе. 7% студентов отмечают ведущей потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, в легкой степени доверительности, в связях с коллегами, партнерами и клиентами. Такие работники получают удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд.

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающие значительную степень близости взаимоотношений, доверительности, выразили 7% студентов.Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.

Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей у 33% студентов. Преобладающей чертой таких людей является желание все делать самому. Они могут добровольно вызваться работать сверхурочно и будут честно выкладываться на работе. Но прежде чем приступить к выполнению задания, они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению, оценке. Они инстинктивно будут избегать деятельности, связанной с неопределенностью, где трудно или невозможно измерить вклад и достижения.

у 20% студентов ведущей является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии. Данные студенты оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть. 20% студентов выделяют потребность в интересной, общественно полезной работе. Создатели методики подчеркивают, что стремление к интересной и полезной работе имеет большую важность, чем другие факторы мотивации.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотиваци-онно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина) показала, что у 53% студентов выражена ориентация на результат, т. е. они стремятся к достижению результата, невзирая на обстоятельства.

Таким образом, исследование мотивации у студентов педвуза показало, что они в большей степени ориентированы на материальное стимулирование, карьерный рост, одо-

брение коллектива, престиж, ставят высокие цели, но стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат, готовы пожертвовать своими интересами ради других. Их потребности направлены на самосовершенствование и интересную работу, что позволяет сделать вывод о наличии установок на развитие в процессе трудовой деятельности, приобретение профессионального мастерства. Учитывая результаты эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов, можно утверждать, что психолого-педагогическое образование действительно нацелено на приобретение профессиональных умений, которые позволят молодым педагогам реализовать себя в выбранной профессии.

список литературы

1. Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. М., 1994. С. 132.

2. Бодалев А.А. Мотивация и личность: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1982.

3. Зеер Э.ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional. M., 1994.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishhenko A.I., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. ucheb. zavedenij. M.: Shkola-Press, 1997.

Diagnostics of motivation of professional activity of pedagogical college graduates specializing in psychological and pedagogical universities

The article deals with the concepts of motivation, professional motive, interest to future profession. Motivation of professional pedagogical activity is considered on the basis of various techniques. These diagnostics reveal the priorities of the needs of future teachers in their future professional activities.

Key words: motive, motivation, educational motivation, pedagogic activities, need.

(Статья поступила в редакцию 02.02.2017)

н.в. Трофимова

(воронеж)

модель формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности

Анализируется процесс построения модели формирования социальной ответственности у студентов колледжа в благотворительной деятельности.

1. Aminov N.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty differencial'noj psihodiagnostiki special'nyh sposobnostej. M., 1994. S. 132.

2. Bodalev A.A. Motivacija i lichnost': sb. nauch. tr. M.: APN SSSR, 1982.

3. Zeer Je.F. Psihologija professij. Ekaterinburg: UGPPU, 1997.

4. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Logos, 1999.

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm dejatel'nosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija proftehuchilishha. M.: Vyssh. shk., 1989.

6. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1993.

Ключевые слова: волонтерство, благотворительная деятельность, формирование социальной ответственности.

формирование социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности - это многогранный целенаправленно организованный педагогический процесс, включающий совместную активность педагогов и студентов колледжа в направлении духовно-нравственного развития, обеспечивающий систематическое наполнение структурных компонентов социальной ответственности [2; 5].

* *

*

О Трофимова Н.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.