Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения'

Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / БЕСЕДА / ДИСКУССИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / LECTURE / SEMINAR / CONVERSATION / DISCUSSION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович Н. Г., Старченко Я. С.

В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Описана проблема определения интерактивных методов, которые целесообразно использовать для обучения студентов в высшей школе. Также уделяется большое внимание активизации самостоятельной работы студентов при приобретении знаний, умений, навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive methods in traditional lectural and seminar forms of training

The article deals with investigation of the main approaches to the use of interctive methods at a HEI. The problem of interactive methods determination applied for efficient students’ training at a HEI is also described. The authors pay much attention to proactive self-dependency of students while acquiring knowledge, abilities and skills.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения»

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2. Klevtsova N.I. Metodiko -didactic principles of creation and use of multimedia educational presentations

in learning a foreign language. / Thesis for the scientific degree of candidate of pedagogical sciences,

13.00. 02, - Kursk , 2003.

3. MashkinaU.V. Methodology of foreign language grammar skills in undergraduate students through college

linguistic multimedia program. / Thesis for the scientific degree of candidate of pedagogical sciences,

13.00. 02, - Nizhny Novgorod, 2013.

4. Meshcheryakov A.S., Dmitriev D.V. Multimedia training program as a means of forming professional foreign

language competence of students. / Proceedings of the higher educational institutions. Volga region . Humanities. 2010. № 3 (15). p. 115-121.

5. NavrotskayaI.N. Testing and self-management of learning a foreign language by means of distance learning.

/ Tradition and innovation in the teaching of foreign languages: Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference (Nizhny Novgorod , April 20,2011) / Min. Ed. I.G. Olginskaya . - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. p.165 -169.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ТРАДИЦИОННОЙ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ ФОРМЕ

ОБУЧЕНИЯ

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TRADITIONAL LECTURAL AND SEMINAR FORMS OF TRAINING

УДК 378.147

Н.Г. ПОПОВИЧ

(Академия внутренних войск Министерства внутренних дел Украины);

Я.С. СТАРЧЕНКО

(Академия внутренних войск Министерства внутренних дел Украины) e-mail: [email protected]

N.G. POPOVICH

(Academy of Inner Forces of the Ministry of the Interior of the Ukraine);

Y.S. STARCHENKO

(Academy of Inner Forces of the Ministry of the Interior of the Ukraine)

Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Описана проблема определения интерактивных методов, которые целесообразно использовать для обучения студентов в высшей школе. Также уделяется большое внимание активизации самостоятельной работы студентов при приобретении знаний, умений, навыков.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, лекция, семинар, беседа, дискуссия, инновационность.

Abstract: the article deals with investigation of the main approaches to the use of interctive methods at a HEI. The problem of interactive methods determination applied for efficient students’ training at a HEI is also described. The authors pay much attention to proactive self-dependency of students while acquiring knowledge, abilities and skills.

Keywords: interactive forms of training, lecture, seminar, conversation, discussion, innovation.

Если акцентировать внимание на методах обучения в высшей школе, то их определяют как “средства взаимосвязанной

деятельности преподавателя и студента, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития”. Средства обучения

78

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

формируют материальную и информационную составляющие учебной среды, влияющие на деятельность субъектов обучения и организацию дидактического процесса, создают условия для обеспечения возможности достижения конкретных, заранее сформулированных целей обучения, которые могут характеризовать качество дидактического процесса. Средствам обучения всегда присуще разнообразие форм реализации и методов их использования. Применение интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе высшей школы является важным средством интерактивных технологий обучения будущих специалистов. Поэтому актуализируется проблема определения тех интерактивных методов, которые целесообразно использовать в традиционной лекционно-семинарской форме обучения студентов в высшей школе на различных видах лекций и семинарских занятий.

Лекции (от лат. Lectio - чтение) являются процессом передачи большого объема систематизированной информации в устной форме достаточно большой аудитории (группе). Лекции появились еще в Древней Г реции (Сократ, Платон, Аристотель) и Древнем Риме (Квинтилиан), получили развитие в эпоху Средневековья. Тогда лекция была основной формой обучения в виде чтения церковных первоисточников и подробного их комментирования.

В современном образовании лекции занимают существенное место в учебном процессе высшей школы, поэтому от педагога требуется приблизить учебный процесс к условиям профессиональной деятельности, способствовать обмену знаниями, опытом, чтобы не утверждалась мысль, что лекция приучает к пассивному, некритическому восприятию чужих мыслей. В большинстве вузовских предметов теоретического содержания лекции охватывают 70-80 % всего курса, в практических дисциплинах - до 40 % материала.

Использование интерактивных методов на лекции является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности студентов, развития у будущих специалистов самостоятельного мышления, формирования творческих умений нестандартного решения определенных профессиональных проблем с целью совершенствования навыков профессионального общения. В процессе подготовки будущих социальных работников на лекциях мы используем такие методические средства

интерактивных технологий, которые дают возможность проводить следующие виды лекционных занятий:

1. Лекции-беседы (“диалог с аудиторией”) являются наиболее распространенной и простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс с помощью постановки вопросов, носят не контролирующий, а информационный характер, то есть направляются на определение уровня осведомленности студентов с материалом лекции, готовности к восприятию нового материала, актуализации знаний, необходимых для его понимания.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов в начале лекции-беседы используют такие интерактивные методы, как интеллектуальная разминка в форме обмена мнениями, экспресс-опрос, сократическая беседа, что позволяет выявить определенные пробелы в знаниях студентов.

2. Проблемная лекция. Актуальность использования проблемных лекций основывается на том, что основными условиями успешного обучения являются проблемность учебного материала, активность студента, связь обучения с жизнью, трудом, на что обращается внимание в труде Г. Селевко [1] и в другой энциклопедической литературе. В проблемной лекции, несмотря на высокий уровень подготовленности студентов, используются проблемные вопросы, поэтому такие лекции часто приближаются к исследовательской деятельности. Проблемность лекции достигается последовательным созданием проблемной ситуации определенной трудности, которую студенты не в состоянии преодолеть с помощью имеющихся знаний, а потому мотивируется усиленная учебно-познавательная активность и деятельность в направлении получения новых знаний, изучаемых на лекции и представляющих интерес для будущей профессиональной деятельности.

Методическими особенностями проблемной лекции является проблемное изложение материала, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, мыслительный проблемный эксперимент, проблемные задачи и их решения и т.п.

3. Лекция-дискуссия предполагает активный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Поскольку лекции-дискуссии, дебаты являются уровнем проблемных лекций, то они, как правило, дополняются системой проблемных семинаров, деловых игр, самостоятельной работы,

79

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

что также является методическими средствами интерактивных технологий обучения.

4. Лекция-анализ конкретной ситуации предполагает использование дискуссионного диалогического взаимодействия, но предметом обсуждения является не отдельный вопрос, а определенные ситуации (профессиональная, социальная, деловая и т.д.). Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни - особенность обучения посредством анализа конкретных ситуаций - кейс-стади (case-study) - метода, разработанного в Гарвардском университете [3, 56-83]. Основными средствами использования интерактивного метода “анализ конкретных ситуаций” на лекциях является банк кейсов, иллюстрирующих проблему, пути ее решения или концепцию в целом, видеоклипы, методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задачи студентам для дальнейшей самостоятельной работы, дидактические материалы в помощь преподавателю и.т.д.

5. Лекция-консультация используется при изучении темы сугубо практического характера, или на итоговых занятиях, когда преподаватель почти половину продолжительности лекции может уделить для ответов на вопросы студентов.

6. Лекцию-пресс-конференцию в основном проводят вместе со специалистами юридических служб по заранее определенным проблемам для обсуждения. Студенты заранее готовят вопросы, касающиеся темы лекционного материала и профиля работы приглашенных социальных работников.

Второй составляющей лекционно-семинарской формы обучения в высшей школе являются семинары (от лат. Seminarium -рассадник), которые изначально были формой обсуждения научных проблем учеными определенной области знаний. В древнегреческих и римских школах их сущность заключалась в сочетании диспутов, сообщений учащихся, комментариев и выводов преподавателей, помогало отрабатывать умение доказывать и убеждать.

Основная цель семинарских занятий в высшей школе - это активизация самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, овладение методами анализа явлений и проблем, формирование навыков самообразования студентов, содействие углубленному усвоению будущими специалистами наиболее сложных вопросов учебного курса, побуждение студентов к коллектив-

ному, творческому обсуждению материала. Следовательно, основой семинарских занятий является интерактивное диалогическое взаимодействие, а не репродуктивное воспроизведение лекционного материала.

Использование методических средств интерактивных технологий на семинарах позволяет проводить их в форме дискуссии, группового исследования, взаимообучения. Семинарское занятие во многом подобно беседе. Однако проблемы теоретического и практического характера обсуждаются более основательно и всесторонне. Это коллективный поиск определенной учебной проблемы и путей ее эффективного решения. Участники занятия анализируют проблему, выявляют причинно-следственные связи, выдвигают пути ее оптимального решения, отвечают на вопросы и дискутируют. Итак, семинар является творческим сочетанием беседы и дискуссии на более высоком методическом, научном и теоретическом уровне, предполагает соответствующую подготовленность студентов.

Семинар-дискуссия проводится при изучении технологий правовой работы с различными группами клиентов, предусматривает поддержание диалогического общения студентов, во время которого происходит формирование практического опыта обсуждения и решения теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста. Семинары-дискуссии проводятся в виде ролевых игр, или в ходе использования таких интерактивных методов, как “Аквариум”, “Фокус - группа” для обсуждения модели профессиональной деятельности юриста.

Семинар-исследование целесообразно использовать для анализа актуальных теоретических и практических проблем с использованием игровых методик, тренинговых упражнений для формирования методологического мышления, выработки навыков и умений продуктивной умственной деятельности.

Освещение отдельных видов интерактивных лекций и семинарских занятий позволяет отметить, что использование средств интерактивных технологий в подготовке специалистов в высшей школе отвечает таким принципам обновления образования, как инновационность в сочетании с традиционностью, личностно-ориентированный подход к студенту, вариативность форм и методов обучения и т.д.

80

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

Литература

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М.: 2006. Т. 1. 816 с., Т. 2. 816с.

2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Д.:

Феникс, 2010. 315 с.

3. МасалковИ.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов

/ И. К. Масалков, М. В. Семина. — М.: Академический Проект ; Альма Матер, 2011.443 с.

4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие.

— Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

References

1. Selev!ю G.K. Encyclopedia of educational technology. 2 T. - M.: 2006. I. 2. 816 p.

2. Voronkova O.B. Information technology in education: interactive methods. Rostov - on-don: Phoenix, 2010.

315 p.

3. Masalkov I.K. Strategy case study: methodology of research and teaching: textbook for universities / I.K.

Masalkov, M.V. Semina. - M.: Academic Project ; Alma Mater, 2011. 443 p.

4. Stupina S.B. Technology interactive learning in higher education: teaching manual. - Saratov: Publishing

house “Science”, 2009. 52 p.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

ОРГАНИЗАЦИЯ «СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ» ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

BLENDED LEARNING ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN NON-LINGUISTIC INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION BY THE MEANS OF INTERACTIVE WHITEBOARD

УДК 372.881.111.1

Н.Н. СЕРОСТАНОВА,

кандидат педагогических наук (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected]

Е.И. ЧОПОРОВА,

кандидат педагогических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: [email protected]

Аннотация: в статье анализируются функциональные возможности и выявляются основные преимущества интерактивной доски как средства организации процесса «смешанного обучения» иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, информационные и коммуникационные технологии, смешанное обучение, интерактивная доска.

N.N. SEROSTANOVA,

candidate of science in pedagogy (Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia)

E.I. CHOPOROVA,

candidate of science in pedagogy, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia)

Abstract: : the functional capabilities and advantages of interactive whiteboard as a means of blended learning organization in foreign language teaching in non-linguistic institute of higher education are considered.

Keywords: foreign language training, information and communication technologies, blended learning, interactive whiteboard.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.