Научная статья на тему 'Использование мультимедийных обучающих программ для подготовки курсантов к иноязычному профессиональному общению'

Использование мультимедийных обучающих программ для подготовки курсантов к иноязычному профессиональному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / МОТИВАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / A MULTIMEDIA TRAINING PROGRAM / EDUCATIONAL PROCESS AT THE INSTITUTE / MOTIVATION / ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навроцкая И. Н.

Статья посвящена вопросам использования мультимедийных обучающих программ при обучении иностранному языку. Особое внимание уделяется мультимедийным программам как средству, вызывающему повышенный интерес и более эмоциональное отношение курсантов; тому, как данные программы оказывают положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсируют недостатки в развитии внимания, повышают воспитывающий аспект обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Навроцкая И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of multimedia training programs to prepare students for professional foreign language communication

The article is devoted to the use of multimedia training programs in foreign language teaching. Special attention is paid to multimedia programs as a means of increased interest and more emotional attitude of students; how these programs have a positive impact on memorization training material, compensate for shortcomings in the development of attention, increase the educative aspect of training.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных обучающих программ для подготовки курсантов к иноязычному профессиональному общению»

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

THE USE OF MULTIMEDIA TRAINING PROGRAMS TO PREPARE STUDENTS FOR PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE

COMMUNICATION

УДК 378

и.н. НАВРОЦКАЯ I.N. NAVROTSKAYA

(Белгородский юридический институт МВД России) (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

e-mail: navrotskaya@mail.ru Affairs of Russia)

Аннотация: статья посвящена вопросам использования мультимедийных обучающих программ при обучении иностранному языку. Особое внимание уделяется мультимедийным программам как средству, вызывающему повышенный интерес и более эмоциональное отношение курсантов; тому, как данные программы оказывают положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсируют недостатки в развитии внимания, повышают воспитывающий аспект обучения.

Ключевые слова: мультимедийная обучающая программа, учебный процесс в вузе, мотивация, английский язык.

Abstract: the article is devoted to the use of multimedia training programs in foreign language teaching. Special attention is paid to multimedia programs as a means of increased interest and more emotional attitude of students; how these programs have a positive impact on memorization training material, compensate for shortcomings in the development of attention, increase the educative aspect of training.

Keywords: a multimedia training program, educational process at the institute, motivation, English.

В настоящее время в век информационных технологий все большую роль в обучении иностранным языкам играют различные мультимедийные программы, как при самостоятельном изучении языка, так и при совместном изучении с преподавателем. В данной статье хотелось бы обратиться к вопросу рассмотрения использования мультимедийных обучающих программ в учебном процессе в образовательных организациях МВД.

Иностранный язык в отличие от родного изучается нами с алфавита, чтения и письма по направлению к говорению, получается, несколько искусственным путем. Поэтому одна из задач как преподавателя, так и мультимедийных средств при обучении ИЯ - это сделать процесс обучения максимально приближенным к естественной среде познания языка, а также возбудить у курсанта (слушателя) интерес и создать мотивацию.

Мультимедийные программы создают интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации. Программы позволяют освоить и усвоить большое количество фонетического, лексического, грамматического материала в контексте культуры изучаемого языка, а также в контексте важнейших мировых тенденций.

Современные мультимедийные программы предлагают курсанту (слушателю) следующие возможности: интерактивные упражнения, задания для повторения, словари лексики курса, грамматические справочники, систему re-wise для заучивания слов, возможность тренировать произношение с микрофоном, систему распознавания речи с графиком речевого сигнала и т.д. Перечисленные особенности, конечно же, варьируются в рамках разных мультимедийных курсов.

75

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

Мультимедийные обучающие программы позволяют соединить файлы текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом, качественно более высоком уровне классический принцип дидактики - принцип наглядности.

Мультимедийные обучающие программы отвечают вышеуказанным критериям и следующим требованиям, обусловленным использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в высшем образовании:

1) дидактическим:

- развитие интеллектуального потенциала обучаемого и формирование необходимых компетенций;

- интерактивность обучения;

- реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации;

- адаптивность к индивидуальным возможностям обучаемого;

- системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала;

- обеспечение полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения;

2) методическим.

Методические требования к данным программам предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на которые рассчитаны программы, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования ее закономерностей, возможностей реализации современных методов обработки информации.

Мультимедийные обучающие программы удовлетворяют нижеследующим методическим требованиям:

- представляют учебный материал с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления;

- отражают систему терминов учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка;

- предоставляют обучаемому возможности выполнения разнообразных контролируемых тренировочных действий;

3) психологическим.

Выделяют ряд психологических требований к разработке и использованию мультимедийных обучающих программ, влияющих на успешность и качество их создания:

- последовательный учет психолингвистических основ обучения, т.е. специфических особенностей формирования иноязычной речевой деятельности;

- учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов, уровень развития их речевых умений на иностранном языке;

- поддержка положительной мотивации к изучаемому материалу;

- формирование профессионального интереса в условиях коллективной и самостоятельной работы [4, с. 117].

Стоит отметить, что организация учебного процесса с использованием мультимедиа служит сильной мотивационной основой обучения. Из психологии известно, что мотивация тесно связана с интересом [5, с. 167]. Соединение познавательного и эмоционального позволяет выражать объективные закономерности предмета изучения в интересной и яркой форме. Мультимедийные обучающие программы, вызывающие повышенный интерес и более эмоциональное отношение курсантов, оказывают положительное влияние на запоминание учебного материала, компенсируют недостатки в развитии внимания, повышают воспитывающий аспект обучения.

Процесс обучения английскому языку становится интересным, легким, а вследствие этого - и результативным. Мультимедийные обучающие программы придают стимул для изучения английского языка не только в вузе в рамках занятия английским языком, но и в самостоятельной работе курсантов (слушателей). Вследствие этого можно без преувеличения утверждать, что мультимедиа являются незаменимым средством формирования профессиональной иноязычной компетентности на занятиях по английскому языку в вузе.

Благодаря их применению появляется возможность:

1) осуществить быструю передачу информации, ее обработку и хранение;

2) обеспечить изучение ИЯ в индивидуальном темпе;

3) выстроить обучение ИЯ с учетом типов восприятия курсантов (слушателей);

4) повысить самостоятельность и ответственность курсанта (слушателя);

5) побудить курсанта (слушателя) к самообразованию;

6) организовать обучение ИЯ людей всех возрастных групп;

7) выстроить обучение ИЯ в соответствии

76

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

с интересами, целями курсанта (слушателя), что позволяет повысить значимость его учебной деятельности и увеличить мотивацию;

8) ввести в обучение ИЯ межкультурный компонент;

9) изменить ситуацию, когда лишь преподаватель является единственным носителем знания;

10) сделать обучение ИЯ творческим, эмоциональным, привнести в учебный процесс элемент импровизации [2, с. 61].

В современной методической практике появились электронные учебники по английскому языку. Существует такой учебник и на кафедре иностранных языков Бел ЮИ МВД России - «Английский язык для системы дистанционных образовательных технологий МВД России». Однако он еще не достаточно апробирован. Следовательно, в институте необходимо создавать мультимедийные программы, которые могут включать в себя словарь с объяснением активной лексики, справочный материал, упражнения с ключами на закрепление лексики, предназначенные для самостоятельной работы дома с компьютером. Курсанты (слушатели) отрабатывают и обсуждают весь материал сначала с преподавателем на занятии, а затем самостоятельно. Можно попросить их написать скрипт прослушанного на занятии эпизода, выписать активную лексику, подготовить подробное сообщение. На следующем занятии курсанты (слушатели) подробно обсуждают подготовленный дома материал. Таким образом, мультимедийные обучающие программы при обучении инос-

транному языку имеют целый ряд преимуществ по сравнению с обычным учебником, прекрасно интегрируются с традиционными формами занятий.

В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернета. Существуют сторонники идеи обучения языку только с помощью Интернета, традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс. Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя и курсанта при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком его применении обучение иностранному языку меняется: пользователь получает доступ к информации, которую трудно отобрать из других источников. Способы структурирования обучения иностранному языку с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателем, увлеченным использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие занятия могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Литература

1. АлександровКВ. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной

речи студентов лингвистического вуза: на материале немецкого языка: дис. ... канд. пед. наук,

13.00. 02. - Нижний Новгород, 2009.

2. КлевцоваН.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных

презентаций в обучении иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.02., - Курск, 2003.

3. Машкина Ю.В. Методика формирования иноязычных грамматических навыков у студентов-бака-лавров лингвистического вуза посредством мультимедийной программы: дис. ... канд. пед. наук,

13.00. 02., - Нижний Новгород, 2013.

4. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Мультимедийные обучающие программы как средство формирования

профессиональной иноязычной компетентности студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 3 (15). С. 115-121.

5. Навроцкая И.Н. Тестирование и самоконтроль при изучении иностранного языка средствами дистанционного обучения / Традиции и инновации в обучении иностранным языкам: материалы Всероссийской заочной конференции (г. Нижний Новгород, 20 апреля 2011 г.) / отв. ред. И.Г. Оль-гинская. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. С.165-169.

References

1. Aleksandrov K.V Multimedia complex as a means of learning lexical side of foreign speech linguistic university students: on the German language. / Thesis for the scientific degree of candidate of pedagogical sciences, 13.00.02, - Nizhny Novgorod, 2009 .

77

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2. Klevtsova N.I. Metodiko -didactic principles of creation and use of multimedia educational presentations

in learning a foreign language. / Thesis for the scientific degree of candidate of pedagogical sciences,

13.00. 02, - Kursk , 2003.

3. MashkinaU.V. Methodology of foreign language grammar skills in undergraduate students through college

linguistic multimedia program. / Thesis for the scientific degree of candidate of pedagogical sciences,

13.00. 02, - Nizhny Novgorod, 2013.

4. Meshcheryakov A.S., Dmitriev D.V. Multimedia training program as a means of forming professional foreign

language competence of students. / Proceedings of the higher educational institutions. Volga region . Humanities. 2010. № 3 (15). p. 115-121.

5. NavrotskayaI.N. Testing and self-management of learning a foreign language by means of distance learning.

/ Tradition and innovation in the teaching of foreign languages: Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference (Nizhny Novgorod , April 20,2011) / Min. Ed. I.G. Olginskaya . - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. p.165 -169.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ТРАДИЦИОННОЙ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ ФОРМЕ

ОБУЧЕНИЯ

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TRADITIONAL LECTURAL AND SEMINAR FORMS OF TRAINING

УДК 378.147

Н.Г. ПОПОВИЧ

(Академия внутренних войск Министерства внутренних дел Украины);

Я.С. СТАРЧЕНКО

(Академия внутренних войск Министерства внутренних дел Украины) e-mail: yana_starchenko@mail.ru

N.G. POPOVICH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Academy of Inner Forces of the Ministry of the Interior of the Ukraine);

Y.S. STARCHENKO

(Academy of Inner Forces of the Ministry of the Interior of the Ukraine)

Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Описана проблема определения интерактивных методов, которые целесообразно использовать для обучения студентов в высшей школе. Также уделяется большое внимание активизации самостоятельной работы студентов при приобретении знаний, умений, навыков.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, лекция, семинар, беседа, дискуссия, инновационность.

Abstract: the article deals with investigation of the main approaches to the use of interctive methods at a HEI. The problem of interactive methods determination applied for efficient students’ training at a HEI is also described. The authors pay much attention to proactive self-dependency of students while acquiring knowledge, abilities and skills.

Keywords: interactive forms of training, lecture, seminar, conversation, discussion, innovation.

Если акцентировать внимание на методах обучения в высшей школе, то их определяют как “средства взаимосвязанной

деятельности преподавателя и студента, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития”. Средства обучения

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.