СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
УДК 373
О. В. Муравлева
студентка группы МАГ-Н0-04-02 ЗФО г. Липецк, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: И.В. Тигрова канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «ЛГПУ» имени П.П. Семенова- Тян-Шанского г. Липецк, РФ
E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста при изучении геометрического материала. Решить эту проблему предлагается путем использования на уроках математики занимательного геометрического материала. Использование данных заданий поможет достигнуть высокого результата в изучении данного предмета.
Ключевые слова:
активизация познавательной деятельности, младшие школьники, система упражнений, геометрический материал, начальная школа.
Одна из важнейших задач, поставленных перед школьными педагогами - повышение качества обучения, но решаться эта задача должна не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а путем совершенствования форм и методов обучения. При этом важное значение приобретает развитие у младших школьников интереса к учению. Именно в начальных классах у детей развивается познавательный интерес и познавательная активность. Чтобы «запустить» этот процесс, нужно развивать память, мышление, внимание.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование различных личностных характеристик выпускника начальной школы, в том числе на активное и заинтересованное познание мира. Важно, что школьник должен не только воспроизводить математические знания в стандартных учебных ситуациях, но и уметь использовать их при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. В этой ситуации должное внимание необходимо уделять формированию познавательной активности младших школьников [Аменицкий: 128].
Основные задачи изучения геометрического материала в начальных классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно -практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии [Белосвет: 65].
Формирование геометрических представлений является важным разделом математики, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека.
На основе выше изложенного мы можем сказать, что данная тема в настоящее время является актуальной, так как одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится познавательная, творческая деятельность самого ребенка.
Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.
Существуют разные толкования понятия познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что «познавательная активность - это сознательное, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. П. М. Лебедев указывает,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X
№ 11 / 2018.
что познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [Аменицкий: 132].
На базе школы № 29 г. Липецка «Университетская» мы провели экспериментальное исследование по применению упражнений, направленных на активизацию познавательной деятельности при изучении геометрического материала в начальной школе.
В начале эксперимента уровень познавательной активности составил: высокий - 12%, средний - 38%, низкий- 50%.
После использования данных упражнений показатели выросли: высокий уровень - 35%, средний -50%, низкий - 15%. Таким образом, диагностика показала, что у школьников уровень познавательной активности повысился.
При изучении геометрического материала в начальной школе можно использовать следующие задания, которые не только развивают память и внимание, но и активизируют детей на дальнейшую работу.
1) Игра- лото «Помоги Буратино найти и исправить ошибку»
Ученикам предлагается рассмотреть расположение геометрических фигур, по каким признакам и в какие группы они объединены. Нужно найти ошибку и исправить ее, объяснив свое мнение.
Целью данной игры является закрепление знаний о геометрических фигурах, их существенных признаках.
2) Пословицы и поговорки
- Пядь - древнерусская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного.
Семь пядей во лбу.
На аршин борода, да ума на пядь.
Жили сажень, а доживать пядень.
- Шаг - одна из древнейших мер длины, средняя длина человеческого шага = 71 см
Шагнул и царство покорил.
Ни шагу назад!
- Верста - русская единица измерения расстояния
Любовь не верстами меряется.
От слова до дела — целая верста.
Семь верст молодцу не крюк.
3) Физкультминутки «математического» характера
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачек. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры).
Проведенное исследование доказало, что рассмотренные примеры заданий играют важную роль в активизации познавательной деятельности при изучении геометрического материала на начальном этапе обучения математики. С включением в урок некоторых современных образовательных технологий, педагогических методов и приемов, педагог решает сразу несколько задач: мотивирует детей на обучение, прививает интерес к математике, способствует активизации познавательной деятельности учащихся и, следовательно, повышает эффективность и результативность образовательного процесса.
Список использованной литературы: 1. Белосвет, В.В. Развитие познавательной активности на уроках математики/ В.В. Белосвет// Начальная
♦
Рисунок 1 - Игра - лото
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
школа плюс до и после. - 2008. - №06. - С. 64 - 66.
2. Аменицкий, Н.Н., Сахаров, И.П. Забавная арифметика/ Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. - М.: Наука, 1992. - 356с.
3. Редько, З.Б. Внеурочная деятельность младшего школьника. Курс «Наглядная геометрия» в 1-4 классах/ З.Б. Редько// Начальная школа. - 2016. - № 11. - С. 53 - 56.
© Муравлева О.В., 2018
УДК 796.07
В. Н. Попова
Студентка-магистр 3 курса Института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. Канта.
49.04.01 - «Физическая культура» (магистратура), лицензированный инструктор Zumba®.
Калининград. РФ. valeriya_girko@mail. ru
ОСОБЕННОСТИ ЗУМБЫ (ZUMBA®) КАК СОВРЕМЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИТНЕСА
Аннотация
В статье рассмотрено новое направление танцевального фитнеса - зумба. Отмечены его особенности, отличия от классического аэробного занятия в рамках фитнес клуба.
Ключевые слова:
фитнес, зумба, физическая культура, тренировка, фитнес клуб, зумбаграмма.
Высокий темп жизни современного человека диктует людям свои правила, что может негативно сказываться на здоровье и благополучии. Ученые отмечают ухудшение здоровья, эмоциональное напряжение, депрессивные состояния современного человека. Доступным решением проблем может стать оздоровительный фитнес - как средство физической культуры, помогающий поддерживать физическое и психическое здоровье на оптимальном уровне.
Фитнес сегодня - это разнообразные и полезные занятия для мужчин женщин и детей разного возраста. Принципами фитнес-программ являются:
- хорошая физическая форма
- развитие эмоционального, социального и духовного начал
Современные фитнес-клубы представляют разнообразные вариативные программы, комплексы, которые отличаются эффективностью, эмоциональностью. Теория и методика фитнес-программ исследуется в работах Е.Г. Сайкиной, В.Д. Кряжева, В.И. Григорьева, фитнес считается частью оздоровительной гимнастики (Менхин Ю.В).
Доступным и популярным видом фитнеса среди женщин является танцевальная аэробика - зумба, который появился в 2001 году в Колумбии, и обрел успех во всем мире. Это фитнес программа, созданная Бето Пересом, основана на латиноамериканских и мировых ритмах. Авторы программы говорят о функциональной тренировке, замаскированной под танцы с девизом: «Забей на тренировку - вливайся в тусовку!»
Помимо танцевальных шагов - March, Step Touch, V-Step, Mambo, Beto-Shuffle и др. в тренировке используются такие упражнения как присед, выпад, боковой наклон, поворот. Таки образом, эта фитнес-программа создана как сочетание аэробных, силовых, интервальных и функциональных движений, которая проводится поточным методом либо как прерывистая тренировка (Чирикаева).
Движущей силой тренировки, как и любого вида танцевальной аэробики, является музыка. Она задает темп, настроение, характер движениям. В отличие от классической системы музыкального квадрата на 32