Научная статья на тему 'Использование игр в обучении английскому языку в начальной школе'

Использование игр в обучении английскому языку в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2190
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепанов Сергей Николаевич

В настоящей статье рассматривается роль игры в обучении иностранным языкам в начальной школе, приводятся конкретные примеры игр в соответствии с приведенной классификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игр в обучении английскому языку в начальной школе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

2. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2002.

3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006

4. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.

© Нарыкова Г.В., 2018

УДК 373.31

Чепанов Сергей Николаевич

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, студент 5 курса,

г. Саранск youngdudechepa@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В настоящей статье рассматривается роль игры в обучении иностранным языкам в начальной школе, приводятся конкретные примеры игр в соответствии с приведенной классификацией.

Ключевые слова:

игровые технологии, иностранный язык, начальная школа, языковые навыки, речевые умения.

В настоящее время необходимость в овладении иностранным языком продиктована современным социальным заказом общества, который обусловлен ростом межкультурных контактов во всех сферах человеческой деятельности. Изучение иностранного языка в школе начинается со второго класса, и уже с этого момента весь процесс обучения приобретает коммуникативную направленность. Методика обучения иностранному языку в начальной школе находится еще в стадии становления, сегодня активно осуществляется поиск эффективных методов обучения иностранному языку в младшей школе, которые базируются на психологических особенностях обучающихся данной ступени. Уже доказано, что ведущими методами обучения обучающихся начальных классов являются игровые.

Мы можем утверждать, что игра - это единственный вид деятельности, который сам несет в себе определенный смысл. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности младших школьников. Но ученые имеют в виду не то, что она преобладает в их практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она ведет за собой развитие школьников [1, с. 115].

Игра как средство обучения рассматривается в исследовательских работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных приемов обучения младших школьников.

Игра позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:

— создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;

— обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

— тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;

— снятие усталости и напряженности.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу: совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки. А так же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности.

Учебные игры классифицируют в соответствии с аспектами языка на подготовительные (грамматические, лексические, орфографические, фонетические, игры на усвоение правил чтения) и на творческие (аудитивные и речевые).

Рассмотрим каждый из видов данных игр.

Фонетические игры. Основное назначение фонетических игр по английскому языку для младших школьников состоит в способствовании формированию артикуляционных и интонационных навыков обучающихся. Например:

Игра «Пчёлки».

Цель игры: тренировка звуков

Ход игры: учитель показывает обучающимся картинку, на которой нарисованы две пчелы. Учитель объясняет, что одна пчела английская, другая-русская. Пчелы общаются между собой, английская произносит звук И, а русская Обучающиеся должны изобразить беседу двух пчел, попеременно чередуя звуки.

Орфографические игры. Основной целью использования орфографических игр при обучении английскому языку в начальной школе является формирование навыков письма. Например:

Игра «Пропавшие буквы».

Цель игры: проверка орфографии в написании лексических единиц в рамках изучаемой темы.

Ход игры: перед началом игры учитель делит класс на две команды. Для обеих команд на доске записываются слова с пропущенными буквами. Во время игры каждый участник команды выходит к доске и записывает пропущенную букву. Выигрывает та команда, участники которой допустят меньшее количество ошибок.

Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию обучающихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков. Например:

Игра «Кто правильно соединит?»

Цель игры: познакомить обучающихся с новой лексикой и тренировать их в её употреблении.

Ход игры: обучающиеся получают листы бумаги с расставленными в определенной последовательности точками. Соединив точки от 1 до 20 и нарисовав контур, они могут определить предмет, изображенный на картинке. Затем учитель переводит слово, и обучающиеся повторяют вслед за ним.

Основное назначение грамматических игр - тренировка определенных грамматических правил. Практически на каждое грамматическое явление учитель может подобрать игру. Рассмотрим примеры грамматических игр.

Игра «Где твое место?».

Цель игры: тренировка порядка слов в простом и вопросительном предложении.

Ход игры: Учитель предварительно придумывает предложения и записывает каждое слово предложения на карточку. Затем перемешивает карточки и раздаёт обучающимся. Они должны встать в том порядке, чтобы получилось предложение.

К творческим играм, как уже отмечалось выше, относятся аудитивные и речевые.

Аудитивные игры способствуют развитию слуховой памяти обучающихся, их способности распознавать в потоке речи отдельные речевые образцы и сочетания слов. Рассмотрим примеры аудитивных игр.

Игра «Угадай, кто это?»

Цель игры: развитие речевого слуха, формирование навыков диалогической речи.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

Ход игры: учитель выбирает одного из обучающихся в качестве ведущего. Ведущий поворачивается спиной к классу. В это время учитель выбирает одного из учеников и просит его задать любой вопрос или обратиться с какой-либо просьбой к ведущему. Если ведущий отгадывает того, кто к нему обратился, роль ведущего переходит ко второму ученику.

Учитель может предложить следующие речевые образцы, если у обучающихся возникнут затруднения.

Речевые творческие игры нацелены на развитие навыков устной и письменной речи. Например: Игра «Последнее слово».

Цель игры: развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания.

Ход игры: дети встают в круг, учитель называет первое предложение. Ученик, следующий за ним, должен построить свое высказывание, начав с последнего слова предыдущего предложения. Именно таким образом должен построить свое предложение каждый ученик. Например: I have got a cat. The cat is grey. Игра «Придумай историю».

Цель игры: развитие навыков монологической речи.

Ход игры: обучающимся предлагается окончание истории. Они должны придумать историю, чтобы она заканчивалась на эту фразу. Примеры фраз:

Таким образом представленные игры способствую формированию у обучающихся речевых умений. Игровые формы способствуют снятию страха, напряжения, формируют у обучающихся положительную мотивацию к изучению английского языка, стимулируют развитие творческих способностей обучающихся. Список использованной литературы:

1. Андреева, Н. В. Современные средства формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] / Н. В. Андреева // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2017. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5910

2. Бексултанова, Л. А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2013. - №3 (14). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku.

3. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 14-19.

4. Негневицкая, Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М. : Наука, 1981. - 111 с.

© Чепанов С. Н.,2018

Í 4. }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.