Научная статья на тему 'Изучение студентами высшей школы информационных моделей механической действительности'

Изучение студентами высшей школы информационных моделей механической действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИ МЕХАНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Комарова У.А.

Приведены элементы дидактики изучения студентами младших курсов высших учебных заведений объектов, процессов и явлений механической действительности на лекционных и практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами высшей школы информационных моделей механической действительности»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

и объективными) [4, с.42].

В истории педагогической практики познавательный интерес обычно рассматривается как нечто внешнее, а именно как побуждение к познавательной деятельности школьников. То есть учитель может сделать процесс обучения более интересным, привлекательным, не скучным. То есть познавательный интерес рассматривается исключительно как инструмент оживления процесса обучения в школе, особенно в младшей школе [3, с. 46].

Обоснование такого подхода, безусловно, есть. Ведь если человек из всего окружающего мира выбирает именно то, что считает значимым и интересным, то в учебном процессе нужно это использовать. То есть представлять знания в удобной для учеников форме. И таким образом развить познавательную активность на всех школьных предметах. Ведь не секрет, что обычно ученики уже с младшей школы выбирают учебные предметы по принципу: интересно-скучно. И мотивы познавательной деятельности лежат в плоскости познавательного интереса. Почему именно познавательный интерес имеет преимущества перед другими мотивами деятельности?

Во-первых, познавательный интерес осознается школьниками достаточно рано, уже в младших классах. Обычно, если спросить первоклассника «что тебе нравится в школе?», то в большинстве случаев мы получим ответ: «интересно узнавать что-то новое».

Во-вторых, познавательный интерес яснее всего осознается, точно отражает мотивацию учащегося. В-третьих, познавательный интерес легко наблюдаем. Учитель может быстро определить, есть ли познавательный интерес у учеников, и вызвать познавательный интерес при необходимости. А если это можно выявить и вызвать, значит им можно управлять [5].

В-четвертых, в младшей школе познавательный интерес прочно связан с другими мотивами учащегося, например, с мотивом долга (перед родителями) или самоутверждения (перед одноклассниками). И эта взаимосвязь положительно влияет на развитие личности ученика в систематическом обучении в школе. Совершенствуется работа головного мозга, развивается нервная система, формируется интеллект личности ребенка в целостном педагогическом процессе. Список использованной литературы:

1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,- 1986.

2. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

3. Немов Р.С. Психология М.: Просвещение. 1995.

4. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А.Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.

5. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Л.,2002.

© Колесов В.И.. 2018

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Комарова У.А. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Приведены элементы дидактики изучения студентами младших курсов высших учебных заведений объектов, процессов и явлений механической действительности на лекционных и практических занятиях.

-( 85 J-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

Ключевые слова

Информационное моделирование действительности, модели механики.

Метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], является одним из основных способов проектирования и реализации учебной и научной деятельности студентов высшей профессиональной школы [2].

Началом систематического и регулярного изучения студентами младших курсов высших учебных заведений метода информационного моделирования действительности служит постановка и решение задач механики в курсах общей физики, технической или теоретической механики.

Преподаватели - ученые высшей школы на лекционных и практических занятиях четко выделяют перед студентами нижеследующие модели механической действительности.

Материальная точка - это тело, размерами и строением которого можно пренебречь при информационном моделировании выделенного фрагмента механической действительности.

Система материальных точек - это совокупность взаимодействующих между собой материальных точек, выделенных в данной задаче.

Абсолютно твердое тело - это система материальных точек, расстояния между которыми не изменяются при движении тела.

Деформируемое тело - это система материальных точек, расстояния между которыми меняются при движении тела или при воздействии на него других тел.

Сплошная среда - это заполняющая всю рассматриваемую область система материальных точек, расстояния между которыми меняется при движении среды.

Изучение ядра информационного моделирования механической действительности - законов механики имеет дидактическую эффективность при сочетании основного теоретического материала по механике с кратким историческим материалом о жизни и творческой деятельности выдающихся отечественных и зарубежных ученых - механиков [3].

При переходе от физической модели фрагмента механической действительности к соответствующей математической модели объекта, процесса или явления студентам высшей школы следует применять матричную форму записи основных законов и уравнений механики, что способствует ясности и компактности решения задачи при разработке и исполнении её алгоритма, выполняемого студентом либо вручную с авторучкой на бумаге, либо с помощью компьютерных технологий [4].

В этой связи успешность выполнения студентами высших учебных заведений этапов построения модели механического объекта, процесса или явления, разработки и исполнения соответствующего алгоритма решения учебной или научной задачи зависит от установления и развития на занятиях преподавателем-ученым междисциплинарных связей физики, математики и информатики [5].

Систематическое математическое моделирование объектов, процессов и явлений, рассматриваемых на теоретических и практических занятиях по механике, оказывает положительное влияние на качество освоения студентами положений, теорем и правил высшей математики [5].

Дидактический опыт изучения студентами высшей школы информационных моделей механической действительности посредством выполнения требований принципов научности, историчности и системности обучения показывает при этом повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высших учебных заведениях.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на дидактических принципах научности, историчности и системности обучения естественно-математическим дисциплинам изучение студентами высшей информационного моделирования механической действительности приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высших учебных заведениях.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.

4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

5. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Комарова У.А., 2018

УДК-37

Лапшина В.С.

Студентка ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

Г. Липецк, РФ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация

В настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально - волевой.

Ключевые слова:

речь, дети дошкольного возраста, развитие, проблема.

Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный период для развития. Чем раньше начнется родной язык, тем свободнее ребенок будет использовать его в будущем. Освоение языка, его грамматическая структура дает детям возможность свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать различные связи между объектами и явлениями.

Освоение навыков и способностей различных видов речевой деятельности является предпосылкой полного овладения любыми предметами обучения, которые являются частью содержания дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

В процессе образовательной деятельности детей речевая деятельность включает, с одной стороны, восприятие и обработку информации (прослушивание, чтение), с другой стороны, обработку извлеченной или полученной информации (речь, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре типа речевой деятельности занимают большое место, поскольку процесс взаимодействия основан на взаимодействии, общении между учителем и детьми и детьми друг с другом, поэтому становится необходимым определить уровень речи готовность старших дошкольников к обучению.

-( 87 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.