СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Саетова Алия Фаиловна
учитель математики Чекмагушевской СОШ №1
с.Чекмагуш РБ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены дидактические и методические элементы изучения учащимися средней общеобразовательной школы геометрического моделирования объектов природной и технической действительности.
Ключевые слова
Геометрия, моделирование, планиметрические и стереометрические модели.
Методом учебного познания фрагментов мира является информационное моделирование действительности, состоящее из таких этапов или элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В средней общеобразовательной школе ведущими разновидностями учебного моделирования действительности выделяются словесное [2], графическое [3] и математическое [4] моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.
Составляющей частью графического моделирования действительности отдельным учебным предметом под названием «Геометрия» является геометрическое моделирование объектов природы, техники и технологий [5].
Учителя математики и физики на учебных занятиях по геометрии и физике изучают и используют вместе с учащимися средних общеобразовательных школ нижеследующие основные планиметрические и стереометрические модели объектов.
1. Геометрическая точка - это единственная неделимая, не имеющая размеров, направления и других характеристик фигура на плоскости и в пространстве, выделяющая место объекта.
2. Прямая линия - это бесконечное множество точек, расположенных на одной линии, которая не имеет начала и конца.
3. Луч - это часть прямой линии, состоящая из данной точки и всех точек, лежащих по одну сторону от нее.
4. Угол - это фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.
5. Отрезок - это часть прямой, ограниченной с двух сторон точками.
6. Ломаная линия - это несколько соединенных отрезков так, что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго отрезка - началом третьего отрезка и так далее.
7. Треугольник - это трехзвенная замкнутая линия.
8. Многоугольник - это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной линией.
9. Параллелограмм - это четырёхугольник с параллельными и равными противоположными сторонами.
10. Ромб - это параллелограмм, все стороны которого равны.
11. Трапеция - это четырёхугольник с двумя параллельными и двумя непараллельными сторонами.
12. Окружность - это замкнутая кривая, все точки которой равноудалены от центральной точки.
13. Плоскость - это поверхность, содержащая полностью каждую прямую линию, соединяющую любые её точки.
{ П7 }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
14. Многогранник - это часть пространства, ограниченная совокупностью плоских многоугольников, соединенных так, что каждая сторона любого многоугольника является стороной ровно одного другого многоугольника.
15. Призма - это многогранник с двумя равными параллельными основаниями и боковыми гранями - параллелограммами.
16. Пирамида - это многогранник, основание которого есть многоугольник, а остальные грани — треугольники с общей вершиной.
17. Цилиндр - это геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
18. Конус - это геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.
19. Сфера - это геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной центральной точки.
20. Шар - это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Дидактический опыт углубленного и систематического изучения старшеклассниками приведенных
выше геометрических моделей объектов окружающей нас природной и технической действительности показывает их необходимость и эффективность для повышения качества общего среднего образования учащейся молодежи.
Вывод, следующий из анализа изложенного выше, состоит в том, что учебное геометрическое моделирование объектов природы, техники и технологий представляет собой одну из центральных частей обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Каримова Л.М. Особенности моделирования социально-педагогической действительности и их освоение в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 95 - 102.
3. Каримов М.Ф., Камалова Г.М. Изучение старшеклассниками графического моделирования химической действительности Джоном Дальтоном // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 100 - 101.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10). -С.124- 125.
5. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
© Каримов М.Ф., Саетова А.Ф., 2018
УДК 373
Селюкова Екатерина Алексеевна
канд.пед.наук, доцент кафедры Козак Елена
студентка
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В данной работе обоснована актуальность формирования коллектива учащихся в школьной среде.