Научная статья на тему 'Педагогические условия успешного обучения детей в первом классе'

Педагогические условия успешного обучения детей в первом классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Е.А., Пожидаева О.И.

В статье рассмотрены концепции успешного обучения первоклассников, требования, необходимые, для реализации обучения детей в первом классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия успешного обучения детей в первом классе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

25. Сравнение результатов двух независимых выборок в педагогике.

При проектировании и реализации педагогических экспериментов в средней общеобразовательной школе учителям следует использовать номинальную шкалу измерений (пол, возраст учащегося), ранговую шкалу измерений (оценка, балл ученика) и интервальную шкалу измерений (число верных ответов школьника на вопросы задания).

Если объем выборочной педагогической совокупности достаточно большой, то учителям -исследователям средних общеобразовательных школ следует при статистическом моделировании фрагментов действительности использовать нормальное распределение случайной величины.

К сожалению, относительная доля учителей естественно - математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ, применяющих в своей профессиональной деятельности статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в настоящее время мала.

Педагогический опыт фрагментарного использования метода статистического моделирования субъектов учебной деятельности по изучению естественно - математических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ указывает на необходимость расширения этого вида научно-исследовательской деятельности учителей для повышения качества преподавания соответствующих учебных предметов [3].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что для построения собственных выводов о субъектах учебной деятельности на статистической аргументации и внесения определенного вклада в развитие педагогической науки учителям средних общеобразовательных школ следует проектировать и реализовать статистическое моделирование субъектов учебной деятельности на системной и регулярной основе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

© Каримов М.Ф., Набиуллина Э.А., 2019

УДК-37

Селюкова Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь Пожидаева О.И.

студентка, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Аннотация:

в статье рассмотрены концепции успешного обучения первоклассников, требования, необходимые, для реализации обучения детей в первом классе.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

Ключевые слова:

педагогическая проблема, педагогический подход, психологическая готовность, психолого-педагогическое условие.

Научная литература по-разному освещает проблему успешного обучения детей школьного возраста. В психологическом подходе развития личности учитывается природосообразность и всестороннее гармоническое формирование личности ребёнка через активную деятельность. Данная концепция представлена в работах А.Я. Коменского, И.Г. Песталоцци [3]. Другой подход, который отражён в изысканиях Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и другие [3], перемещает акцент на постепенное «взросление» и развитие психики ребёнка, на необходимость контролирования этого процесса, а также на то, что хронологический и психологический возраст часто не совпадают.

Об успешности обучения, как о педагогической проблеме, в своих работах упоминали Л.Н. Толстов, П.П. Болонский. В данных трудах на первое место ставится свободное воспитание личности, а также обучение и развитие ребёнка благодаря помощи взрослых. С другой стороны, авторы, которые принадлежали к «Новому педагогическому мышлению (Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.В.Занков, З.И.Калмыкова), предлагали заменить «знаниевый» подход на самостоятельное развитие учащихся. В данном подходе усваивать знания ребёнок должен самостоятельно [1].

В сочетании приведенных выше концепций обнаруживается противоречие. С одной стороны, психолого-педагогические условия успешного обучения нуждаются в исследовании. С другой, адекватные меры для создания подобных мер отсутствуют. Это позволяет заключить, что и в теоретической, и в практической части есть проблема, решить которую необходимо с помощью научных инструментов. В частности, следует установить оптимальную систему психолого-педагогических приёмов, которые бы позволили полностью раскрыть и реализовать потенциал ребёнка, развить способности и обеспечить успешное обучение.

В первую очередь, ребёнок должен быть готов к обучению в школе, так как, например, для первоклассников учебные процессы являются «ненормативными» [2]. Психологическую готовность (согласно исследованиям Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломенского, Е.А. Пашко и др.) определяет та система требований, которые образовательное учреждение предъявило ребёнку. В соответствии с изысканиями отечественных психологов, эти требования связаны с тем, что социальная позиция ребёнка в обществе меняется с поступлением в школу, а также с тем, что учебная деятельность детей младшего школьного возраста весьма специфична [4]. При этом нельзя считать, что конкретному содержанию психологической готовности не свойственно изменяться: оно обогащается со временем.

Кроме того, важно учитывать, что психологическая готовность состоит из нескольких компонентов: личностной, интеллектуальной, волевой и социально-психологической готовности [4]. В материалах ФГОС ДО видно, что специалисты попытались осмыслить и систематизировать основные компоненты психологической готовности и сформировали целевые ориентиры дошкольного образования (например, перечень социально-нормативных возрастных характеристик потенциальных достижений ребёнка). Однако в целом проблема готовности ребёнка к школе остаётся не решённой. Психологи отмечают, что данный параметр в ДОУ является ключевым, без должной его проработки успешное обучение детей в начальной школе невозможно.

Для успешного обучения первоклассников должно быть выполнено психолого-педагогическое условие, которое говорит о том, что ключевые компоненты психологической готовности к обучению должны быть сформированы. В частности, речь идёт о интеллектуальной, волевой, эмоционально-нравственной и мотивационной составляющей. Если хотя бы один из компонентов не будет сформирован должным образом, ребёнок не сможет адаптироваться к школьной среде. Для того, чтобы сформировать готовность детей к обучению необходимо использовать разные методы взаимодействия семьи и школы.

Экстраполируя требования к успешному обучению можно выделить ключевые моменты:

1. Для формирования готовности детей к обучению следует использовать активные формы и методы работы.

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

2. Обязательно должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, которая поможет деется адаптироваться к новой среде.

3. Между педагогами и родителями должно быть установлено тесное сотрудничество, основанное на понимании сути проблемы и методов увеличения эффективности обучения.

Из всего вышесказанного следует, что главное условие успешного обучения в первом классе - это сформированная готовность к обучению. Данную характеристику можно соотнести с практической реализацией развивающей функции образования, как в школе, так и в дошкольный период.

Таким образом, для продуктивного обучения первоклассников педагог и образовательное учреждение совместно с родителями в первую очередь должны:

- сформировать мотивы учения и развивать устойчивые познавательные потребности и интересы;

- развивать продуктивные приёмы и навыки учебной работы, умения учиться;

- раскрывать индивидуальные особенности и качества ребёнка;

- развивать в детях самоконтроль, самоорганизацию и саморегуляцию;

- формировать адекватную самооценку, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;

- включать детей в учебную и другие виды деятельности, которые будут способствовать совершенствованию и закреплению новых достижений.

Следовательно, каждое занятие должно решать ряд общих дидактических задач: формировать способности обучаться под надзором учителя, развивать интеллектуальную и творческую активности у детей, закреплять ранее полученные знания, навыки и умения.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.Пособие для студ. вузов. - 4-е изд.,стереотип.-М.: Издательский центр «Академия».2014.-672с.

2. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. Под. Ред. В.В. Давыдова. -М.:Педагогика,1991.-480с.

3. Санькова О.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьноговозраста к обучению в начальной школе 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006

© Селюкова Е.А., Пожидаева О.И., 2019

УДК 796.07:796.8

И.В. Тихонова

канд. пед. наук, доцент КГУФКСТ г.Краснодар, РФ E-mail: Tikhonova_I.74@mail.ru А.И. Иванов соискатель КГУФКСТ г.Краснодар, РФ

СМЕШАННОЕ БОЕВОЕ ЕДИНОБОРСТВО В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

Аннотация

Статья посвящена использованию смешанных боевых единоборств в физической подготовки сотрудников правоохранительных структур. Приводятся аспекты возможного применения смешанных боевых единоборств в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: боевое единоборство, сотрудники, физическая подготовка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.