СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
25. Сравнение результатов двух независимых выборок в педагогике.
При проектировании и реализации педагогических экспериментов в средней общеобразовательной школе учителям следует использовать номинальную шкалу измерений (пол, возраст учащегося), ранговую шкалу измерений (оценка, балл ученика) и интервальную шкалу измерений (число верных ответов школьника на вопросы задания).
Если объем выборочной педагогической совокупности достаточно большой, то учителям -исследователям средних общеобразовательных школ следует при статистическом моделировании фрагментов действительности использовать нормальное распределение случайной величины.
К сожалению, относительная доля учителей естественно - математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ, применяющих в своей профессиональной деятельности статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в настоящее время мала.
Педагогический опыт фрагментарного использования метода статистического моделирования субъектов учебной деятельности по изучению естественно - математических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ указывает на необходимость расширения этого вида научно-исследовательской деятельности учителей для повышения качества преподавания соответствующих учебных предметов [3].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что для построения собственных выводов о субъектах учебной деятельности на статистической аргументации и внесения определенного вклада в развитие педагогической науки учителям средних общеобразовательных школ следует проектировать и реализовать статистическое моделирование субъектов учебной деятельности на системной и регулярной основе.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
© Каримов М.Ф., Набиуллина Э.А., 2019
УДК-37
Селюкова Е.А.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
РФ, г. Ставрополь Пожидаева О.И.
студентка, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
РФ, г. Ставрополь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Аннотация:
в статье рассмотрены концепции успешного обучения первоклассников, требования, необходимые, для реализации обучения детей в первом классе.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Ключевые слова:
педагогическая проблема, педагогический подход, психологическая готовность, психолого-педагогическое условие.
Научная литература по-разному освещает проблему успешного обучения детей школьного возраста. В психологическом подходе развития личности учитывается природосообразность и всестороннее гармоническое формирование личности ребёнка через активную деятельность. Данная концепция представлена в работах А.Я. Коменского, И.Г. Песталоцци [3]. Другой подход, который отражён в изысканиях Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и другие [3], перемещает акцент на постепенное «взросление» и развитие психики ребёнка, на необходимость контролирования этого процесса, а также на то, что хронологический и психологический возраст часто не совпадают.
Об успешности обучения, как о педагогической проблеме, в своих работах упоминали Л.Н. Толстов, П.П. Болонский. В данных трудах на первое место ставится свободное воспитание личности, а также обучение и развитие ребёнка благодаря помощи взрослых. С другой стороны, авторы, которые принадлежали к «Новому педагогическому мышлению (Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.В.Занков, З.И.Калмыкова), предлагали заменить «знаниевый» подход на самостоятельное развитие учащихся. В данном подходе усваивать знания ребёнок должен самостоятельно [1].
В сочетании приведенных выше концепций обнаруживается противоречие. С одной стороны, психолого-педагогические условия успешного обучения нуждаются в исследовании. С другой, адекватные меры для создания подобных мер отсутствуют. Это позволяет заключить, что и в теоретической, и в практической части есть проблема, решить которую необходимо с помощью научных инструментов. В частности, следует установить оптимальную систему психолого-педагогических приёмов, которые бы позволили полностью раскрыть и реализовать потенциал ребёнка, развить способности и обеспечить успешное обучение.
В первую очередь, ребёнок должен быть готов к обучению в школе, так как, например, для первоклассников учебные процессы являются «ненормативными» [2]. Психологическую готовность (согласно исследованиям Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломенского, Е.А. Пашко и др.) определяет та система требований, которые образовательное учреждение предъявило ребёнку. В соответствии с изысканиями отечественных психологов, эти требования связаны с тем, что социальная позиция ребёнка в обществе меняется с поступлением в школу, а также с тем, что учебная деятельность детей младшего школьного возраста весьма специфична [4]. При этом нельзя считать, что конкретному содержанию психологической готовности не свойственно изменяться: оно обогащается со временем.
Кроме того, важно учитывать, что психологическая готовность состоит из нескольких компонентов: личностной, интеллектуальной, волевой и социально-психологической готовности [4]. В материалах ФГОС ДО видно, что специалисты попытались осмыслить и систематизировать основные компоненты психологической готовности и сформировали целевые ориентиры дошкольного образования (например, перечень социально-нормативных возрастных характеристик потенциальных достижений ребёнка). Однако в целом проблема готовности ребёнка к школе остаётся не решённой. Психологи отмечают, что данный параметр в ДОУ является ключевым, без должной его проработки успешное обучение детей в начальной школе невозможно.
Для успешного обучения первоклассников должно быть выполнено психолого-педагогическое условие, которое говорит о том, что ключевые компоненты психологической готовности к обучению должны быть сформированы. В частности, речь идёт о интеллектуальной, волевой, эмоционально-нравственной и мотивационной составляющей. Если хотя бы один из компонентов не будет сформирован должным образом, ребёнок не сможет адаптироваться к школьной среде. Для того, чтобы сформировать готовность детей к обучению необходимо использовать разные методы взаимодействия семьи и школы.
Экстраполируя требования к успешному обучению можно выделить ключевые моменты:
1. Для формирования готовности детей к обучению следует использовать активные формы и методы работы.
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
2. Обязательно должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, которая поможет деется адаптироваться к новой среде.
3. Между педагогами и родителями должно быть установлено тесное сотрудничество, основанное на понимании сути проблемы и методов увеличения эффективности обучения.
Из всего вышесказанного следует, что главное условие успешного обучения в первом классе - это сформированная готовность к обучению. Данную характеристику можно соотнести с практической реализацией развивающей функции образования, как в школе, так и в дошкольный период.
Таким образом, для продуктивного обучения первоклассников педагог и образовательное учреждение совместно с родителями в первую очередь должны:
- сформировать мотивы учения и развивать устойчивые познавательные потребности и интересы;
- развивать продуктивные приёмы и навыки учебной работы, умения учиться;
- раскрывать индивидуальные особенности и качества ребёнка;
- развивать в детях самоконтроль, самоорганизацию и саморегуляцию;
- формировать адекватную самооценку, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;
- включать детей в учебную и другие виды деятельности, которые будут способствовать совершенствованию и закреплению новых достижений.
Следовательно, каждое занятие должно решать ряд общих дидактических задач: формировать способности обучаться под надзором учителя, развивать интеллектуальную и творческую активности у детей, закреплять ранее полученные знания, навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.Пособие для студ. вузов. - 4-е изд.,стереотип.-М.: Издательский центр «Академия».2014.-672с.
2. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. Под. Ред. В.В. Давыдова. -М.:Педагогика,1991.-480с.
3. Санькова О.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьноговозраста к обучению в начальной школе 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
© Селюкова Е.А., Пожидаева О.И., 2019
УДК 796.07:796.8
И.В. Тихонова
канд. пед. наук, доцент КГУФКСТ г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected] А.И. Иванов соискатель КГУФКСТ г.Краснодар, РФ
СМЕШАННОЕ БОЕВОЕ ЕДИНОБОРСТВО В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР
Аннотация
Статья посвящена использованию смешанных боевых единоборств в физической подготовки сотрудников правоохранительных структур. Приводятся аспекты возможного применения смешанных боевых единоборств в их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: боевое единоборство, сотрудники, физическая подготовка