СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Набиуллина Э.А. педагог-психолог Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности статистического моделирования субъектов учебной деятельности, изучающих основы естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Статистическое моделирование фрагментов педагогической реальности.
Каждый учитель естественно-математических, общетехнических или социально-гуманитарных дисциплин в средней общеобразовательной школе заинтересован в разной степени анализировать результаты собственной профессиональной деятельности, проектировать и реализовать психолого-педагогические эксперименты и осуществить математическую обработку их данных и результатов [1].
Для успешного решения поставленной педагогической задачи учителям средних общеобразовательных школ следует освоить нижеследующую тематику вопросов теории вероятностей и математической статистики [2].
1. Случайное, достоверное и невозможное событие.
2. Статистическое, классическое, геометрическое и аксиоматическое определение вероятности случайного события.
3. Теоремы сложения и умножения вероятностей случайных событий.
4. Формула полной вероятности и формула Байеса.
5. Предельные теоремы о вероятностях событий в схеме Бернулли.
6. Случайная величина и закон её распределения.
7. Дискретные и непрерывные случайные величины.
8. Математическое ожидание дискретной и непрерывной случайной величины.
9. Дисперсия дискретной и непрерывной случайной величины.
10. Равномерное, биномиальное, нормальное и показательное распределение случайных величин.
11. Распределение «хи-квадрат».
12. Распределение Стъюдента.
13. Структура педагогического эксперимента.
14. Математическая обработка данных и результатов педагогического эксперимента.
15. Доверительная вероятность и доверительный интервал.
16. Ранговые корреляции и взаимосвязи в педагогических экспериментах.
17. Коэффициент корреляции Пирсона.
18. Статистические гипотезы в педагогических экспериментах.
19. Параметрические критерии согласия в математической статистике.
20. Критерий Макнамары.
21. Критерий Стъюдента.
22. Критерий Пирсона.
23. Непараметрические методы в педагогических исследованиях.
24. Сравнение результатов двух зависимых выборок в педагогике.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
25. Сравнение результатов двух независимых выборок в педагогике.
При проектировании и реализации педагогических экспериментов в средней общеобразовательной школе учителям следует использовать номинальную шкалу измерений (пол, возраст учащегося), ранговую шкалу измерений (оценка, балл ученика) и интервальную шкалу измерений (число верных ответов школьника на вопросы задания).
Если объем выборочной педагогической совокупности достаточно большой, то учителям -исследователям средних общеобразовательных школ следует при статистическом моделировании фрагментов действительности использовать нормальное распределение случайной величины.
К сожалению, относительная доля учителей естественно - математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ, применяющих в своей профессиональной деятельности статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в настоящее время мала.
Педагогический опыт фрагментарного использования метода статистического моделирования субъектов учебной деятельности по изучению естественно - математических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ указывает на необходимость расширения этого вида научно-исследовательской деятельности учителей для повышения качества преподавания соответствующих учебных предметов [3].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что для построения собственных выводов о субъектах учебной деятельности на статистической аргументации и внесения определенного вклада в развитие педагогической науки учителям средних общеобразовательных школ следует проектировать и реализовать статистическое моделирование субъектов учебной деятельности на системной и регулярной основе.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
© Каримов М.Ф., Набиуллина Э.А., 2019
УДК-37
Селюкова Е.А.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
РФ, г. Ставрополь Пожидаева О.И.
студентка, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
РФ, г. Ставрополь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Аннотация:
в статье рассмотрены концепции успешного обучения первоклассников, требования, необходимые, для реализации обучения детей в первом классе.