Научная статья на тему 'Статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в средней общеобразовательной школе'

Статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Набиуллина Э. А.

Выделены особенности статистического моделирования субъектов учебной деятельности, изучающих основы естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в средней общеобразовательной школе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Набиуллина Э.А. педагог-психолог Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены особенности статистического моделирования субъектов учебной деятельности, изучающих основы естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Статистическое моделирование фрагментов педагогической реальности.

Каждый учитель естественно-математических, общетехнических или социально-гуманитарных дисциплин в средней общеобразовательной школе заинтересован в разной степени анализировать результаты собственной профессиональной деятельности, проектировать и реализовать психолого-педагогические эксперименты и осуществить математическую обработку их данных и результатов [1].

Для успешного решения поставленной педагогической задачи учителям средних общеобразовательных школ следует освоить нижеследующую тематику вопросов теории вероятностей и математической статистики [2].

1. Случайное, достоверное и невозможное событие.

2. Статистическое, классическое, геометрическое и аксиоматическое определение вероятности случайного события.

3. Теоремы сложения и умножения вероятностей случайных событий.

4. Формула полной вероятности и формула Байеса.

5. Предельные теоремы о вероятностях событий в схеме Бернулли.

6. Случайная величина и закон её распределения.

7. Дискретные и непрерывные случайные величины.

8. Математическое ожидание дискретной и непрерывной случайной величины.

9. Дисперсия дискретной и непрерывной случайной величины.

10. Равномерное, биномиальное, нормальное и показательное распределение случайных величин.

11. Распределение «хи-квадрат».

12. Распределение Стъюдента.

13. Структура педагогического эксперимента.

14. Математическая обработка данных и результатов педагогического эксперимента.

15. Доверительная вероятность и доверительный интервал.

16. Ранговые корреляции и взаимосвязи в педагогических экспериментах.

17. Коэффициент корреляции Пирсона.

18. Статистические гипотезы в педагогических экспериментах.

19. Параметрические критерии согласия в математической статистике.

20. Критерий Макнамары.

21. Критерий Стъюдента.

22. Критерий Пирсона.

23. Непараметрические методы в педагогических исследованиях.

24. Сравнение результатов двух зависимых выборок в педагогике.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

25. Сравнение результатов двух независимых выборок в педагогике.

При проектировании и реализации педагогических экспериментов в средней общеобразовательной школе учителям следует использовать номинальную шкалу измерений (пол, возраст учащегося), ранговую шкалу измерений (оценка, балл ученика) и интервальную шкалу измерений (число верных ответов школьника на вопросы задания).

Если объем выборочной педагогической совокупности достаточно большой, то учителям -исследователям средних общеобразовательных школ следует при статистическом моделировании фрагментов действительности использовать нормальное распределение случайной величины.

К сожалению, относительная доля учителей естественно - математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ, применяющих в своей профессиональной деятельности статистическое моделирование субъектов учебной деятельности в настоящее время мала.

Педагогический опыт фрагментарного использования метода статистического моделирования субъектов учебной деятельности по изучению естественно - математических и социально-гуманитарных дисциплин средних общеобразовательных школ указывает на необходимость расширения этого вида научно-исследовательской деятельности учителей для повышения качества преподавания соответствующих учебных предметов [3].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что для построения собственных выводов о субъектах учебной деятельности на статистической аргументации и внесения определенного вклада в развитие педагогической науки учителям средних общеобразовательных школ следует проектировать и реализовать статистическое моделирование субъектов учебной деятельности на системной и регулярной основе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

© Каримов М.Ф., Набиуллина Э.А., 2019

УДК-37

Селюкова Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь Пожидаева О.И.

студентка, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Аннотация:

в статье рассмотрены концепции успешного обучения первоклассников, требования, необходимые, для реализации обучения детей в первом классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.