УДК 378.615:001.89
https ://doi.org/10.24158/spp.2017.8.13
Алексеева Елена Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования
Бекетова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования
Белялова Мерьем Аметовна
кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, заведующий кафедрой педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования
ФОРМИРОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Аннотация:
Статья раскрывает актуальную проблему исследовательской направленности образовательной деятельности с целью пробудить научный интерес у студентов - будущих клинических психологов. Отмечается, что специалист, обладающий высоким уровнем исследовательской культуры, готов к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в интересах личности, общества и государства. Доказана вы/сокая эффективность взаимодействия студентов с лечебными учреждениями в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, что позволяет развивать не только исследовательскую культуру, но и клиническое мышление молодых специалистов. Актуализировано формирование исследовательской культуры студентов через анализ содержания образования (на примере видеолекционного материала педагога) и имиджевой культуры преподавателя. Последняя вносит определенную новизну, так как анализ имиджевой культуры преподавателя включает в себя осмы/сление всей его педагогической деятель-ности и психики в целом. Подробно охарактеризованы такие формы участия студентов - будущих клинических психологов в научном творчестве, как учебно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс, и научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время.
Ключевые слова:
исследовательская направленность образовательной деятельности, исследовательская культура, клинический психолог, имиджевая культура, видеолекции, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность.
Alekseeva Elena Borisovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education
Beketova Elena Anatolyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education
Belyalova Meriem Ametovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Professor of Russian Academy of Natural History, Head of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education
THE FORMATION OF THE RESEARCH CULTURE IN STUDENTS MAJORING IN CLINICAL PSYCHOLOGY
Summary:
The article reveals the topical issue of the research orientation of educational activities with a view to revitalize the scientific interest among students majoring in Clinical Psychology. It is noted that an expert with a high level of research culture is ready to perform the effective professional activity in favor of the personality, the society, and the state. The study proves the strong degree of interaction between students and medical institutions during the research activities. It allows one to develop the research culture along with the clinical thinking of young professionals. The paper updates the formation of the research culture among students through the analysis of the educational content (based on video lectures) and the image culture of a teacher. The latter is the novelty of this study because the analysis of the teacher's image culture implies comprehension of his pedagogical activities and mentality as a whole. The article describes the different forms of involvement of students majoring in Clinical Psychology in scientific matters, including learning and research activities as a part of the educational process and scientific work as the extra-curriculum.
Keywords:
research orientation of educational activities, research culture, clinical psychologist, image culture, video lectures, learning and research activities, research activities.
На современном этапе развития системы профессионального образования возрастает значимость научно-исследовательской деятельности студентов, которая превращается в главный компонент подготовки будущего специалиста, обладающего компетенциями, позволяющими
ему выходить за пределы нормативной деятельности. В связи с этим исследовательская культура студентов становится важнейшим показателем уровня их готовности к будущей профессиональной деятельности. Высшее образование концептуально определяется исследовательской составляющей, выступающей доминантой профессиональной подготовки, формирующей будущего специалиста посредством индивидуально-познавательной работы, способствующей развитию и формированию исследовательской культуры, которая основывается на единстве образовательной, научной и воспитательной работы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология» в числе видов профессиональной деятельности, которые должны осуществлять выпускники означенного направления подготовки, обозначена научно-исследовательская деятельность. Указанный вид деятельности предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ проблем, связанных с дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях;
- обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам методологии психодиагностической, консультативной и психотерапевтической деятельности;
- формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований;
- выбор методов исследований, соответствующих поставленной проблеме, планирование научного исследования, самостоятельное проведение исследования;
- обработка и анализ психологических данных, моделей интерпретации полученных результатов, подготовка заключений и рекомендаций;
- проведение научной экспертизы, представление материалов собственных исследований;
- организация и участие в научных и профессиональных собраниях и конференциях [1].
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта на кафедре педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования осуществляется системная работа по формированию исследовательских умений и качеств студента как в аудиторное, так и во внеаудиторное время, в частности посредством проведения методологических семинаров, индивидуальных консультаций, функционирования школы исследователя, студенческих научных обществ.
Только в знании, осознаваемом как нравственная ответственность за судьбы человечества, видится спасение от интеллектуальной бездуховности. Пробудить научный интерес у студентов и привлечь их внимание к решению глобальных задач проблематично, но в данной ситуации может сработать интерес к личности ученого, ученого-преподавателя, с которым хочется общаться и познавать без границ.
Разница между ученым-исследователем и ученым-преподавателем заключается в том, что первый - генератор идей (его личностные качества практически имеют смысл для ближайшего окружения), тогда как второй - их передатчик (чем богаче его опыт, тем полноценнее, точнее и глубже информация). Идеи ученого передаются через его личностные качества, вызывают у молодой аудитории интерес и одновременно желание заниматься научно-исследовательской работой.
Исследовательская культура специалиста определяет все основные показатели готовности человека к эффективной профессиональной деятельности. В этом контексте актуализируется научный подход к профессиональной деятельности как объекту исследования. Это выступает как фактор профессионализма: связь в данном случае с исследованием является видом деятельности субъекта образования.
Осмысление научно-исследовательской работы студента невозможно без анализа личности специалиста.
А.К. Маркова в своих трудах обращает внимание на «модель личности специалиста» и «модель деятельности специалиста». В этом контексте «модель личности специалиста» определяется как «совокупность качеств специалиста, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника» [2].
Э.Ф. Зеер утверждает, что «становление личности обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения» [3].
Е.Ю. Пряжникова уделяет серьезное внимание формированию «личностного ядра» специалистов психолого-педагогических профессий, под которым понимается прежде всего формирование их чувства «сопричастности» общественным проблемам. Сама по себе работа данных профессионалов предполагает определенный уровень интеллигентности их труда: именно через стремление к интеллигентности они реализуют себя не только как «профессионалы», «знающие свое дело» и «свое место», но и как личность, которой есть дело до всего, что касается счастья и благополучия клиентов и всех людей, живущих в современном обществе [4].
Научный коллектив кафедры педагогики и психологии направляет интеллектуально-исследовательские усилия на проблемы клинической психологии, что, с одной стороны, способствует созданию научной школы, с другой, оптимизирует исследовательские традиции в конкретной научной области.
Приобщение к научно-исследовательской работе осуществляется системно и последовательно. На первом этапе усилия направляются на мотивационный компонент, в основе которого лежит познавательный интерес к исследовательской деятельности. На втором формируется методологическая культура через осознание методов и форм научного исследования и исследовательской деятельности. На третьем определяются самооценка и самоанализ, связанные с саморазвитием личности исследователя.
Специальность «Клиническая психология» конкретизируется общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и исследовательскими компетенциями, актуализирующими исследовательскую направленность образовательной и профессиональной деятельности будущего специалиста посредством комплексного воздействия (мотивационная, образовательная, воспитательная, компетентностная, развивающая, исследовательская функции) на личность студента-исследователя.
Эффективность научно-исследовательской работы в образовательном процессе обеспечивается посредством создания системы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, сопровождаемой проведением мастер-классов по основам научного исследования, методологии и философии науки, постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам клинической психологии, в частности по психоанализу.
Интеграция образования и науки - наиболее оптимальный путь введения студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Взаимодействие с лечебными учреждениями города и края формирует не только исследовательскую культуру, но и клиническое мышление студентов в условиях будущей профессиональной работы: со специалистами клинических баз проводятся исследования, интересующие лечебные учреждения и небезынтересные для студенческой молодежи, последовательной в сборе материала для курсовых и выпускных квалификационных работ.
Педагог, используя возможности преподаваемых дисциплин, формирует исследовательскую направленность студентов. Привитие студентам исследовательского начала может производиться через подробный анализ авторских видеолекций. Такой анализ предполагает следующие этапы исследовательской деятельности студента:
1) анализ содержания лекции,
2) анализ имеющейся литературы по определенной проблеме,
3) анализ имиджевой культуры преподавателя.
Если два первых положения (анализ содержания и литературы) являются довольно частыми явлениями в работе студента, то анализ имиджевой культуры лектора (при работе с видеоматериалом, содержащим его лекционные выступления) не имеет такого полномасштабного развития, что, несомненно, придает ему особую значимость и указывает на необходимость более подробно осветить обозначенную проблему.
Если под понятием «имидж» понимать совокупность ассоциаций, впечатлений об образе определенной личности, то анализ имиджевой культуры преподавателя может включать в себя осмысление образа преподавателя и содержания материала. При анализе видеолекции перед студентами ставятся следующие задачи:
1) подробно рассмотреть содержание лекции;
2) охарактеризовать методы, формы и приемы, использованные при чтении лекции;
3) создать собственные проекты на основе материалов видеолекции.
Анализ содержания лекционных занятий преподавателя демонстрирует, насколько уникальны наработки педагога, которые он использует в процессе преподавания дисциплины. Студентам предлагается осмыслить следующие моменты изложения материала:
1) интеллектуальная насыщенность лекции - фактически оценивается потенциал такого психического процесса лектора, как мышление;
2) научность излагаемого материала - проявляется в адекватности содержания терминов и понятий, что показывает степень осмысленности материала и дает возможность оценить уровень развития познавательного процесса мышления лектора;
3) речь лектора - оцениваются культура речи и ее техника;
4) культура чувственного мироощущения и мировосприятия преподавателя.
Современный образовательный процесс включает мониторинг студентами педагогического мастерства преподавателя. Анализ имиджевой культуры преподавателя дает определенные ключи как для развития студента в роли исследователя, так и для адекватного оценивания уровня педагогического мастерства преподавателя.
Завершающим этапом анализа студентами видеолекции преподавателя является создание собственных проектов на основе изученных материалов. В проектах студенты предлагают дифференцированные подходы к консультированию клиентов на разных возрастных этапах, разыгрывая роли клиентов и консультирующих психологов, делают собственные видеомонтажи эпизодов различных классических кинолент, классифицирующих характеры героев как акценту-антов, субъектов психопатического или психотического регистра.
Таким образом, видеолекционный материал может не только иметь познавательную направленность, но и формировать исследовательскую культуру студентов.
Современный специалист в области клинической психологии наряду с фундаментальными и специальными психологическими знаниями должен владеть определенными навыками творческого решения практических задач, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Все эти качества формируются в вузе через активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. Формы участия студентов в научном творчестве делятся на учебно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами, и научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеаудиторное время. Важной формой исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований во время прохождения учебно-исследовательской практики, которая предусмотрена учебным планом на втором курсе обучения клинических психологов.
Научно-исследовательская работа студентов в период практики направлена на развитие интереса к научному творчеству, формирование исследовательского типа мышления. Цель учебно-исследовательской практики заключается в формировании у студентов навыков научно-исследовательской деятельности посредством:
- определения методологических компонентов исследования, представления его структуры и смыслового содержания,
- работы с учебной литературой и научными источниками (монографии, статьи, учебные пособия),
- проведения эмпирических исследований, анализа и интерпретации полученных данных (их количественная и качественная обработка).
В процессе прохождения практики в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» решаются многие практические задачи обучения:
- формирование умений решать непредвиденные ситуации, сложившиеся в ходе экспериментальной работы;
- совершенствование интеллектуальных способностей и коммуникативных умений;
- формирование умений осуществлять реальное наблюдение с фиксацией выделенных признаков и анализа действительности;
- овладение навыками самостоятельного ведения научно-исследовательской работы;
- формирование навыков самовоспитания, самообразования;
- оценка практической значимости исследуемых вопросов;
- сбор, систематизация и обобщение практического материала;
- формирование компетенций и профессионально значимых качеств личности психолога-исследователя.
Выполнение научно-исследовательских заданий в период практики опирается на понимание общей логики исследовательской работы, использование адаптированного инструментария, который принят в современных научных исследованиях в области психологии, предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Возможно наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Выбор темы исследования осуществляется с учетом личных познавательных и исследовательских возможностей студента, актуальности темы, ее востребованности в науке и практике, интересов студента. Список примерных тем предлагается кафедрой. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает свою для ее утверждения на кафедре и назначения научного руководителя.
Вариативные темы исследования для студентов второго курса специальности «Клиническая психология» могут быть следующими:
- исследование уровня самооценки левшей подросткового и юношеского возраста;
- взаимосвязь типа нервной системы и акцентуации характера;
- исследование эмоционального выгорания студентов - будущих клинических психологов в сессионный период;
- зависимость уровня тревожности подростка от времени, проводимого за компьютером;
- преобладающий тип мышления у будущих клинических психологов;
- причины возникновения молодежных неформальных субкультур;
- взаимосвязь успеваемости ребенка и типов семейного воспитания.
Индивидуальные задания научно-исследовательского плана могут предлагаться научными
руководителями, руководителями практики с учетом уровня психолого-педагогической, методической подготовленности студентов, их интересов. Студенты могут предлагать свои темы исследования. При выполнении таких работ обучающиеся самостоятельно составляют план выполнения работы, обсуждают его с научным руководителем, подбирают необходимую литературу, проводят математическую обработку и анализ результатов.
Задания исследовательского характера для групповой работы могут быть предложены специалистами органов образования, здравоохранения в рамках утвержденных кафедрой программ исследования.
В период прохождения практики по научно-исследовательской работе студенты проводят углубленную научно-исследовательскую работу, которая предполагает изучение специальной литературы в сфере профессиональной деятельности; сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по индивидуальной теме (заданию); составление отчетов по теме исследования; участие в образовательных выставках и студенческих форумах, научных конференциях; экспериментальные исследования по теме курсовой работы; оформление результатов исследовательской работы.
Подготовка доклада является обязательным условием мониторинга для выставления положительной оценки за практику. Текст доклада включают в отчет по практике. Лучшие исследовательские работы представляются на студенческих научно-практических конференциях. Наиболее интересные темы исследования могут быть доработаны при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Исследование уровней самооценки студентов - клинических психологов одной из студенток кафедры педагогики и психологии переросло в углубленное курсовое исследование связи между уровнем самооценки личности и способами знакомства юношей и девушек. Были определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования.
Диагностическое исследование осуществлялось с использованием следующих методик: 1) исследование самооценки по методу С.Я. Рубинштейн и Т.В. Дембо в модификации А.М. Прихожан, 2) экспресс-диагностика уровня самооценки студентов, 3) диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку [5].
Анализ и интерпретация данных, полученных в результате исследования, выявили взаимосвязь самооценки личности и предпочитаемого способа знакомства и подтвердили гипотезу исследования: самооценка влияет на выбор способа знакомства. Люди с нормальной, адекватной самооценкой чаще знакомятся в реальной жизни, чем в интернете, в отличие от людей с заниженной и завышенной самооценкой.
Изучение арт-терапевтических методов диагностики и психокоррекции детей студенткой 4-го курса было продолжено и обобщено в курсовом проекте «Сказка в психодиагностике детей дошкольного возраста». Цель работы - выявление степени различий между психологическим портретом ребенка и его сказочным продуктом. Были изучены возможности использования метода сказочных историй в процессе диагностики психологических проблем дошкольников, определены его ограничения. Объектом исследования стали методы психодиагностики детей дошкольного возраста. Предмет исследования - сказка как инструмент психодиагностики детей дошкольного возраста.
В ходе исследования использовался тест «Сказка» Л. Дюсс, который позволил выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Определены спонтанные эмоциональные реакции в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки.
Сопоставление двух эмпирических рядов данных (психологических особенностей опрошенных детей и психологического содержания их сказочных историй, оцененного экспертами) позволило подтвердить гипотезу исследования: между психологическим портретом ребенка и его сказочным продуктом отсутствуют статистически значимые различия.
Развитию продуктивного мышления студентов, их самостоятельности в исследовании способствуют эффективные методы и формы обучения, активизирующие исследовательские умения и творческий потенциал студентов. Это эвристические методы, организация и проведение дискуссий, привлечение к участию в дискуссиях специалистов, участие студентов в разработке исследовательских проектов, привлечение студентов к работе в малых исследовательских группах и т. д.
Студенты выбирают актуальные для современного юношества темы исследования: компьютерная зависимость, семья и брак, общечеловеческие ценности.
Исследовательская культура студента проявляется в умении системно определять актуальность исследования, обусловленную противоречием, наличествующим в контексте изучаемой проблемы, сознательно определять целерезультат и задачи, необходимые для достижения цели. Для
доказательства теоретической значимости исследования важен аспект методологического анализа теоретических источников, в которых осуществляется связь содержательных компонентов научной проблемы, структурным выражением которой является обоснованный концептуально план теоретического и эмпирического исследований, проведенных в соответствии с методами исследования и на конкретной базе, находящейся в прямой зависимости от объекта, предмета и гипотезы исследования.
В ходе научно-исследовательской практики студенты в соответствии с темой исследования определяют методики и респондентов.
Приведем пример эмпирического исследования.
Для выявления психологических особенностей, в частности стремления к самоактуализации, студенты использовали методику «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной [6]. Анализ шкал показал значительные отличия по шкале «Аутосимпатия», что является основанием для предположения, что индивиды, выбравшие специальность, связанную с информационными технологиями, в большей степени не уверены в себе, имеют более низкую самооценку по сравнению со студентами-медиками. Высокий показатель по шкале «Ориентация во времени» свидетельствует, что студенты медицинской специальности способны в большей степени наслаждаться актуальным моментом, не акцентируя внимания на прошлом, чем студенты технических специальностей (табл. 1) [7].
Для определения достоверности различий в эксперименте использовался непараметрический критерий инверсии Вилкоксона - Манна - Уитни.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика шкал теста САМОАЛ
Шкалы теста САМОАЛ I группа II группа Уровень вероятности Р
стремление к самоактуализации 51,64 46,64 0,05
гибкость в общении 45 47,85 0,01
контактность 50,71 50 0,01
аутосимпатия 59,52 43,32 0,05
самопонимание 44,28 45,71 0,01
спонтанность 46,18 35,22 0,01
автономность 52,37 42,37 0,05
креативность 52,4 47,13 0,05
потребность в познании 52,61 56,42 0,01
взгляд на природу человека 44,28 42,14 0,01
ценности 53,25 45,22 0,05
ориентация во времени 64,57 52,85 0,05
Исследование проблемы предполагает серьезные выводы и предложения по решению проблемы.
Анализируя результаты исследования, студент делает выводы, что компьютерной зависимости подвержены молодые люди, чья специальность связана с информационными технологиями.
Научно-исследовательская работа студентов в период получения профессионального образования представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов, отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике последних достижений научно-технического прогресса.
Научные исследования являются основой и одним из важнейших факторов профессиональной готовности студентов к самостоятельной работе и творческой самореализации.
В современных условиях работодатели заинтересованы в специалистах, умеющих творчески мыслить и находить уникальные решения поставленных перед ними профессиональных задач [8].
Каждая образовательная организация имеет свои особенности и опыт в организации научно-исследовательской работы студентов на основе взаимодействия с предприятиями. Изучение опыта организации научно-исследовательской работы представляет большой интерес в условиях включения России в мировое образовательное пространство [9].
Исследовательская направленность подготовки клинических психологов предполагает формирование научного интереса у студентов в процессе реализации содержания образования по дисциплинам специальности «Клиническая психология», формирование исследовательской культуры профессионала посредством разработки исследовательских проектов, написания статей на основе проведенных исследований на базе лечебных учреждений в период практик и проведения совместных, актуальных для лечебного учреждения исследований. Все означенное способствует становлению у будущих профессионалов клинического мышления.
Исследовательская направленность подготовки клинических психологов обеспечивается также посредством совместной с преподавателем деятельности, в процессе которой демонстрируется не только педагогическая, но и исследовательская культура преподавателя-ученого, чья имиджевая культура формирует профессиональную культуру студента - клинического психолога, будущего преподавателя, компетентного в профессиональной деятельности.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета) от 12 сент. 2016 г. № 1181 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/370501.pdf (дата обращения: 25.08.2017).
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для вузов. М., 2008. 336 с.
4. Пряжникова Е.Ю. Формирование «личностного ядра специалиста» психолого-педагогических профессий // Опыт международных гуманитарных исследований в российском и европейском образовательном пространстве : сб. науч. ст. Славянск-на-Кубани, 2010.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
6. Рукавишников А.А. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Руководство. 2-е изд. Ярославль, 1996.
7. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2008. 160 с.
8. Slessarev Y.V., Moisseyev V.B., Vostroknutov E.V. Forming of Social Competence in the System of Higher Education of Russia // Life Science Journal. 2014. No. 11 (12s). P. 384-387. https://doi.org/10.7537/marslsj1112s14.82.
9. The Organization of Students' Research and Know-How Activity in a Regional Engineering Higher School / V.N. Lyussev, O.N. Yasarevskaya, E.V. Vostroknutov, O.V. Kuliamin // Ibid. P. 474-477.
References:
Fetiskin, NP, Kozlov, VV & Manuylov, GМ 2002, Social and psychological diagnosis of personal and small groups development, Moscow, (in Russian).
Lyussev, VN, Yasarevskaya, ON, Vostroknutov, EV & Kuliamin, OV 2014, 'The Organization of Students' Research and Know-How Activity in a Regional Engineering Higher School', Life Science Journal, no. 11 (12s), pp. 474-477. Markova, AK 1996, Psychology of professional behaviour, Moscow, 312 p., (in Russian). Mekhtikhanova, NN 2008, Psychology of dependent behaviour, manual, 2nd ed., Moscow, 160 p., (in Russian). Pryazhnikova, EYu 2010, 'The development of the "personal core" of an expert in psychology and education', Opyt mezhdu-narodnykh gumanitarnykh issledovaniy v rossiyskom i yevropeyskom obrazovatel'nom prostranstve: sb. nauch. st, Slavyansk-on-Kuban, (in Russian).
Rukavishnikov, aA 1996, Personal Orientation Inventory. Manual, 2nd ed., Yaroslavl, (in Russian).
Slessarev, YV, Moisseyev, VB & Vostroknutov, EV 2014, 'Forming of Social Competence in the System of Higher Education of Russia', Life Science Journal, no. 11 (12s), pp. 384-387. https://doi.org/10.7537/marslsj1112s14.82. Zeer, EF 2008, Psychology of a career, manual, Moscow, 336 p., (in Russian).