№ 4 (56) АПРЕЛЬ 2015
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Е.В. Самсонова, соискатель, кафедра педагогики, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Россия, [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза в процессе их обучения английскому языку. Автор считает, что формирование у студентов таких компонентов культуры учебно-исследовательской деятельности, как знания о таком виде деятельности, умения и навыки ее осуществления, мотивация учебно-исследовательской деятельности, нужно начинать с младших курсов обучения в вузе. Это обусловливается в первую очередь тем, что на старших курсах студенты, не овладевшие этими качествами ранее, сталкиваются с трудностями при элементарном написании курсовых и дипломных работ, не говоря уже об их дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Организация этого процесса видится возможной в ходе обучения студентов английскому языку, что предполагает активизацию у обучающихся познавательной деятельности; стремления к самообразованию и добыванию новых знаний; формирования критического мышления; развития творческих способностей и т. д. Для эффективной организации этого процесса необходимо создать благоприятные условия. Психолого-педагогическими условиями, способствующими формированию культуры учебно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов вуза, являются проблемно-рефлексивный характер учебной деятельности, мотивационная сфера личности студента, учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов младших курсов; реализация принципа вариативности, гибкости и динамичности учебно-методического сопровождения, создание креативной образовательной среды, мониторинг уровня сформированности культуры учебно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, студенты младших курсов вуза, культура учебно-исследовательской деятельности, психолого-педагогические условия, обучение английскому языку, формирование культуры учебно-исследовательской деятельности.
Обучение студентов младших курсов вуза английскому языку в ходе их учебно-исследовательской деятельности (УИД) предполагает стимулирование интеллектуально-нравственного развития личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирования критического мышления, самореализации личности сту-
дента. Овладение этими качествами является обязательным для успешного формирования у студентов культуры УИД. Более того, необходимо обращать внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию благоприятной среды по овладению культурой УИД.
дискуссия
журнал научных публикаций
Н.М. Борытко рассматривает психолого-педагогические условия как комплекс сознательно сконструированных педагогом внешних обстоятельств, влияющих на ход педагогического про- =
цесса и способствующих достижению образовательного результата1. Следовательно, под психолого-педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых и достаточных обстоятельств, создающих благоприятную дидактическую среду для по- : этапного формирования в учебно-воспитательном процессе культуры УИД у студентов младших курсов.
Одним из психологических условий формирования культуры УИД является необходимость обеспечения проблемно-рефлексивного характера учебной деятельности студентов, который был определен в работах В.В. Башева и И.Д. Фрумина. По их мнению, формирование культуры УИД необходимо основывать на развитии критического мышления, что предполагает создание условий, благоприятствующих развитию
Формирование культуры учебно-исследовательской деятельности необходимо основывать на разви тии критического мышления, что предполагает создание условий, благоприятствующих развитию способности исследовать, оценивать и решать учебно-исследовательские проблемы.
шать учебно-исследовательские проблемы. Использование проблемно-рефлексивного подхода предполагает активное участие студентов в развертывании темы на занятиях, когда акцент делается не на усвоение информации, а на формирование умения определять проблему, ставить перед собой цель, добывать информацию и анализировать ее с точки зрения применимости к решению проблемы.
Мотивационная сфера личности студента также является важным психологическим условием формирования культуры УИД у студентов младших курсов вуза в процессе их обучения английскому языку. По мнению Р.И. Цветковой, мотивацион-ная сфера личности студента определяется характером деятельности, в которой решающим компонентом становится совокупность способов, условий и средств вузовского обучения. Она обращает внимание не только на значимость понимания и познания мотивационной сферы студентов, но и на ценность осознания обучаемыми
способности исследовать, оценивать и ре- смысла той или иной деятельности, пред-
№ 4 (56) АПРЕЛЬ 2015
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
метно-рефлексивного отношения к процессу учебно-исследовательской работы и активности2. На особую значимость мо-тивационной сферы указывает и Е.В. Карпова, в своих работах она подчеркивает, что мотивационную сферу личности в процессе учебной деятельности можно анализировать на основе структурно-уровневого подхода3.
Другим значимым психологическим условием формирования культуры УИД у студентов младших курсов в процессе их обучения английскому языку является формирование у педагога положительного отношения и готовности к организации такой деятельности, поскольку без внутренней положительной постоянной эмоциональной настройки педагога невозможно создание благоприятного психологического и организационного климата во время проведений занятий. Кроме того, по мнению Н.П. Аникеева, только положительное отношение к обучению (и не только иностранному языку) дает большие возможности воспитательного плана и позволяет организовывать сам процесс обучения в наиболее успешном для студентов русле, программируя тем самым определенные положительные чувства у обучаемых, что, в свою очередь, будет формировать у студентов такое же положительное отношение к осуществляемой УИД4.
Еще одним важным психологическим условием реализации модели формирования культуры УИД становится обеспечение признания значимости роли межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов в процессе совместной деятельности. Целесообразность = соблюдения данного психологического условия объясняется тем, что нередко возникают определенные трудности и противоречия, объективно отталкивающие участников УИД друг от друга, создавая атмосферу недовольства, вызывая ощущение непонимания, что становится отправной точкой в возникновении чувства неуверенности, бессилия или замешательства. Признание преимущественной роли межличностно-
Тип мышления - теоретический, практический, критический, абстрактный, творческий и другие - помогает определить спецификацию учебно-исследовательских задач и технологию формирования культуры учебно-исследовательской деятельности у студентов.
го взаимодействия и диалога посредством приобретения социально-психологического «иммунитета», согласно мнению А.С. Прут-ченкова, помогает решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и профессиональном общении практически у каждого участника учебно-образовательного процесса5.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов младших курсов в процессе формирования культуры УИД рассматривается как необходимое психологическое условие, поскольку важно знать тип мышления каждого из студентов. Тип мышления — теоретический, практический, критический, абстрактный, творческий и другие6 — помогает определить спецификацию учебно-исследовательских задач и технологию формирования культуры УИД у студентов, изучающих английский язык на младших курсах. Кроме того, индивидуальные предпочтения и интересы студентов способны задать направление теоретической и практической работе преподавателя — в том числе формулированию занимательных тем задания, проведению учебного исследования.
В процессе формирования культуры УИД у студентов младших курсов вуза в ходе их обучения английскому языку необходимо учитывать и педагогические условия. Так, среди них можно выделить реализацию принципа вариативности, гибкости и динамичности учебно-методического сопровождения собственно образовательного процесса и процесса формирования культуры УИД в частности, что способствует целенаправленному отбору содержания, методов и форм организации учебного исследования студентов. Кроме того, психологические особенности студентов индивидуальны, поэтому нужно выбирать такую учебно-методическую тактику, которая помо-= жет адекватно выстраивать процесс формирования у них культуры УИД. Реализация этого принципа поможет также вовремя скорректировать весь учебный процесс в случае если появятся какие-
дискуссия
журнал научных публикаций
либо препятствия в ходе овладения учебными и исследовательскими навыками.
Следующим педагогическим условием реализации модели культуры УИД является создание креативной образовательной среды. Отметим, что креативная образовательная среда как важное требование современности коренным образом изменяет традиционный характер образования в вузе, который в большинстве случаев пока является устоявшимся и предполагает передачу студентам готовых знаний, умений и навыков. Именно поэтому в качестве важного условия успешного формирования культуры УИД рассматривается развитие творческого потенциала будущего профессионала в области английского языка.
Для формирования культуры УИД важным педагогическим условием является учет запаса сформированных знаний и умений, обеспечение преемственности интеллектуального развития, сформированности исследовательских умений на школьном и вузовском этапах обучения. Мы согласны с мнением В.А. Ильина, что преемственность интеллектуального развития студентов в профессиональном образовании играет ключевую роль. Учет этого факта при построении процесса учебно-исследовательской деятельности является важным условием для достижения высоких показателей формирования культуры УИД. Наличие усвоенных знаний о языке (фонетике, лексике, грамматике) в школьном курсе способствует сокращению времени, необходимого для решения учебно-исследовательских задач студентами младших курсов в процессе изучения английского языка в вузе.
Необходимым педагогическим условием является также мониторинг уровня сформированности культуры УИД у студентов младших курсов в процессе их обучения английскому языку. Это позволит не только отслеживать результативность применения определенных образовательных технологий, но и станет показателем успешности каждого из студентов, так как поможет проследить динамику изменений в процессе форми-
Психологические особенности студентов индивидуальны, поэтому нужно выбирать такую учебно-методическую тактику, которая поможет адекватно выстраивать процесс формирования у них культуры учебно-исследовательской деятельности.
рования культуры УИД. В ходе выявления каких-либо пробелов в системе овладения культурой УИД мониторинг позволяет своевременно корректировать не только применяемую педагогическую технологию, но и предвосхищать возможные трудности в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий по дисциплине.
Таким образом, формирование культуры УИД у студентов младших курсов в процессе их обучения английскому языку требует выявления и соблюдения определенных психолого-педагогических условий организации процесса обучения, в которых содержание, формы и методы осуществления учебно-исследовательской деятельности совпадают с поставленными целями. Соблюдение выявленных психолого-педагогических условий позволяет сделать этот процесс возможным и эффективным. Они в полной мере раскрывают особенности и возможные трудности в процессе формирования необходимых умений и навыков учебно-исследовательской деятельности, развития творческих способностей у студентов младших курсов, формирования у вчерашних школьников мотивации и устойчивого интереса к такому виду деятельности. ^
Литература
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
2. Башев В.В., Фрумин И.Д. Опыт дидактического конструирования: проблемно-рефлексивный подход к разработке учебных материалов по обще-ствознанию: учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. 175 с.
3. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. №. 4. С. 76-80.
4. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / автореф. дисс. ... докт. пед. наук Ярославль, 2009. 42 с.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
6. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991. 42 с.
№ 4 (56) AflPEJlb 2015 %
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE'S FORMATION CONDITIONS OF ACADEMIC-RESEARCH ACTIVITY FOR THE FRESHMEN DURING STUDYING OF ENGLISH
E. V. Samsonova, applicant, The department of pedagogy, Elabuzh Institute of Kazan (Privolzhsky) Federal University, Elabuga, Russia, [email protected]
This article considers psychological and pedagogical culture's formation conditions of academic-research activity for the freshmen during studying of English. The author believes that formation of these components as knowledge about this kind of activity, skills of realization, motivation should be taught during a first year of education. At first it is substantiated by the fact that student without these skills meet problems with course works and diplomas' preparation as well as further scientific and research activities. The organization of this process can be carried out during English language teaching what provokes students for cognitive activity, strive for self-education and getting new knowledge, formation of critical thinking, development of creative abilities etc. In order to get this process it is necessary to create favorable conditions. The psychological and pedagogical conditions are the next: problem and reflexive character of educative activity, motivation sphere of student's personality, accounting of age-related and individual peculiarities of freshmen, realization of variety principle, flexibility and dynamics of education and methodical accompaniment, creation of creative educational environment, monitoring of education-research activity's formation culture and others.
Key words: educational research, undergraduate students of the university, the culture of teaching and research activities, psycho-pedagogical conditions, English language training, a culture of teaching and research activities.
References
1. BorytkoN.M. V prostranstvevospitatel'noideiatel'nosti [In the space of educational activities]. Volgo-grad,Peremena Publ., 2001.181 p.
2. Bashev V.V., Frumin I.D. Opytdidakticheskogokon-struirovaniia: problemno-refleksivnyipodkhod k razrabot-keuchebnykhmaterialovpoobshchestvoznaniiu :ucheb. -metod. posobie [The didactic experience design: a problem-reflexive approach to the development of training materials in social studies : textbook]. Moscow, Miros Publ., 2002.175 p.
3. Tsvetkova R. I. Motivatsionnaiasferalichnostistudenta: usloviiaisredstvaeeformirovaniia[Motivational sphere of the individual student: the conditions and the means of its formation]. Psikhologicheskaianaukaiobrazovanie —
Psychological science and education,2006, no. 4, pp. 76— 80.
4. Karpova E.V. Strukturaigenezismotivatsionnoisfer-ylichnosti v uchebnoideiatel'nosti.avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk[Structure and Genesis of motivational sphere of personality in the educational activity. Abstract of doctor ofped.sci. diss.].Yaroslavl, 2009. 42 p.
5. Anikeeva N.P. Psikhologicheskiiklimat v kollektive [Psychological climate in the team]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989. 224 p.
6. Prutchenkov A.S. Sotsial'no-psikhologicheskiitrening-mezhlichnostnogoobshcheniia [Socio-psychological training of interpersonal communication]. Moscow, 1991. 42 p.