Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая характеристика мотивации учения у иностранных студентов медицинского вуза'

Психолого-педагогическая характеристика мотивации учения у иностранных студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ГРУППА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL GROUP / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / METHODS OF PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL RESEARCH / LEARNING MOTIVATION / SUCCESS OF TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Шевалдин Анатолий Геннадьевич

В статье рассматриваются условия и пути оптимизации организации учебного процесса для иностранных студентов медицинского вуза, обучение которых осуществляется на английском языке. На примере изучения курса тропических болезней показана специфика организации учебного процесса, методы и приемы психолого-педагогического сопровождения студентов, изменение динамики мотивации на успех и проявление эмоциональности в связи с анализируемым уровнем достижений. На основе субъективного рефлексивного анализа методов и приемов обучения студентов приводятся оптимальные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие успешность их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна, Шевалдин Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical characteristics of learning motivation in medical school foreign students

The current research deals with the studying of conditions and optimization of educational process organization for medical school foreign students whose training is carried out in English language. Based on the example of studying of tropical diseases course, the analysis shows the specific features of organization of educational process, methods and techniques of psychology-pedagogical support for students, change of dynamics of motivation to success and expression of emotionality in connection with analyzed level of achievements. On the basis of the subjective reflective analysis of methods and techniques of students training, the optimal psychology-pedagogical technologies required for successful education process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая характеристика мотивации учения у иностранных студентов медицинского вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.324

В. А. Худик, И. В. Тельнюк, А. Г. Шевалдин

Психолого-педагогическая характеристика мотивации учения у иностранных студентов медицинского вуза

В статье рассматриваются условия и пути оптимизации организации учебного процесса для иностранных студентов медицинского вуза, обучение которых осуществляется на английском языке. На примере изучения курса тропических болезней показана специфика организации учебного процесса, методы и приемы психолого-педагогического сопровождения студентов, изменение динамики мотивации на успех и проявление эмоциональности в связи с анализируемым уровнем достижений.

На основе субъективного рефлексивного анализа методов и приемов обучения студентов приводятся оптимальные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие успешность их обучения.

The current research deals with the studying of conditions and optimization of educational process organization for medical school foreign students whose training is carried out in English language. Based on the example of studying of tropical diseases course, the analysis shows the specific features of organization of educational process, methods and techniques of psychology-pedagogical support for students, change of dynamics of motivation to success and expression of emotionality in connection with analyzed level of achievements.

On the basis of the subjective reflective analysis of methods and techniques of students training, the optimal psychology-pedagogical technologies required for successful education process.

Ключевые слова: учебный процесс, учебная группа, педагогические технологии, методы психолого-педагогического изучения обучающихся, мотивы учения, успешность обучения, педагогическое сопровождение.

Key words: educational process, educational group, pedagogical technologies, methods of psychology-pedagogical research, learning motivation, success of training, pedagogical support.

Введение. Иностранные студенты обучаются в медицинском вузе с учетом запроса на специализацию по определенной клинической кафедре, что изначально усиливает их мотивацию учения по сравнению с российскими студентами, которые даже после шестого

© Худик В. А., Тельнюк И. В., Шевалдин А. Г., 2013

36

курса обучения могут сомневаться в выборе ими клинической специализации. В то же время организация учебно-образовательной среды медицинского вуза для всех групп обучающихся является неизменной, тогда как показатели успешности обучения и дальнейшей профессионализации в интернатуре или ординатуре у иностранных и российских студентов - выпускников медицинского вуза оказываются в прямой зависимости от ряда мотиваторов на дальнейшую клиническую практику.

По мнению Е. П. Ильина [2], мотивационный компонент будущей профессиональной деятельности является ведущим при выборе профессии, но он может измениться в процессе обучения. Поэтому становится важным изучение динамики мотивов учения на различных этапах обучения в целях их психолого-педагогической коррекции. Нами проводилось исследование мотивов учения у студентов медицинского вуза, где было показано, что иерархия мотивов изменяется на различных этапах, что позволяет куратору учебной группы разрабатывать совместно с преподавателями учебных дисциплин меры психолого-педагогического воздействия, выступающие корригирующим звеном в общей цепи профессионализации личности в вузе.

Трехнедельный курс тропических болезней состоит из 18 занятий: практической части по инфектологии (у постели больного) и семинарских занятий по наиболее важным разделам тропикологии и медицинской паразитологии. Лекционный курс для иностранных студентов, обучающихся на английском языке, официально не введен и находится в стадии разработки.

Основной трудностью преподавания тропических болезней и медицинской паразитологии в условиях Северо-Запада является недостаток числа реальных пациентов с необходимыми для изучения нозологическими формами. Для преподавания используется большой спектр приемов и способов обучения студентов. Педагог на семинарских занятиях применяет словесные, наглядные и практические методы для того, чтобы обучающиеся могли приобрести необходимые умения и навыки. Например, умение сбора эпидемиологического анамнеза у постели больного и детальный объективный осмотр системы органов наиболее поражаемой при той или иной тропической болезни. На семинарских занятиях широко используются видеоматериалы и презентации с детальным иллюстративным материалом. Студенты осматривают пациентов с нетематическими, но с общими для тропической патологии, синдромами на сортировочных и специализированных отделениях Клинической инфекционной больницы им. С. П. Боткина в зависимости от разбираемой

патологии и учатся строить дифференциальный диагноз. Для ознакомления с гельминтологией студентам предлагается изучение микроскопических препаратов с использованием световой микроскопии, а при изучении медицинской энтомологии - энтомологические коллекции. Студентам предлагается решить ситуационные задачи, всевозможные ролевые игры и психологические ситуации: они могут повысить свой рейтинг с помощью устных докладов и мультимедийных презентаций.

Таким образом, при проведении семинарских занятий при преподавании инфектологии и тропикологии используются такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный (мини-лекция, разбор клинической ситуации, обсуждение мультимедийного иллюстративного материала, составление схем и таблиц), объяснительно-репродуктивный (самостоятельное решение ситуационных и лабораторных задач с совместным обсуждением, проведение текущего тестового контроля, подготовка презентаций и составление собственных ситуационных задач).

Студенты, проходя обучение на базе клинической инфекционной больницы, систематизируют и углубляют знания в области инфекционных, тропических и паразитарных болезней; знакомятся с современными методами диагностики и лечения тропических и паразитарных болезней человека; при проведении дифференциальной диагностики сравнивают знакомые инфекционные и внутренние болезни и таким образом более глубоко изучают основные тропические и паразитарные болезни.

Цель и задачи исследования. В настоящем исследовании рассматриваются различные детерминанты мотивации учения у иностранных студентов медицинского вуза и их психолого-педагогическая характеристика с позиций куратора-преподавателя учебной группы.

Задачи исследования были связаны с построением субъективных отношений между преподавателем и обучающимися в процессе освоения ими учебного курса по профилю клинической кафедры и включали:

1) педагогическую характеристику учебной группы как опосредованной детерминанты успешности усвоения студентами знаний;

2) изучение непосредственных мотивов учения у иностранных студентов медицинского вуза в контексте исходных установок на профессионализацию по избранному учебно-клиническому курсу;

3) анализ непосредственных и опосредованных детерминант мотивации учения в контексте становления субъектных отношений

«педагог - обучающийся», позволяющих корригировать успешность обучения и профессиональную мотивацию учения.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось со студентами-иностранцами, чьё обучение на старших курсах связано с освоением целого ряда профильных клинических дисциплин. В исследовании участвовало 35 иностранных студентов (рис. 1), проходивших обучение на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ВИЧ-медицины по инфекционным и тропическим болезням, 15 из которых обучались только на английском языке, 20 - на русском с применением английских терминов и аббревиатур в преподавании.

Таджикистан 1 (3%) Украина 1 (3%)

Азербайджан 1 (3%)

Молдова 1 (3%)

Н.Зеландия 1 (3%) Ливан 1 (3%)

Вьетнам 1 (3%)

Македония 1 (3%)

Финляндия 3 (9%)

Индия 7 (19%)

^^ттттттттт^

Шшшшшш*

Африка 7 (20%)

Китай 4 (11%)

Иордания 6 (17%)

Рис. 1. Страны, из которых приехали студенты (п=35), обучавшиеся на курсе тропических болезней в 2012 г.

В качестве опосредованных факторов, влияющих на мотивацию учения, выступали: а) анализ индивидуальной и групповой посещаемости занятий; б) анализ индивидуальной и групповой успеваемости по курсу инфекционных и тропических болезней с медицинской паразитологией. Непосредственные факторы, связанные с изучением мотивации учения, выявлялись путем: а) экспериментального изучения мотивации учебной деятельности в связи с получением данной клинической квалификации на старшем курсе обучения в медицинском вузе; б) анкетного исследования для выявления условий оптимизации учебного процесса по данному клиническому курсу.

Результаты и их обсуждение. Посещаемость занятий студентами-иностранцами на 6 курсе выше, чем у русскоязычных студентов данного вуза, обучающихся на бюджетной основе. Однако трехнедельный курс тропических болезней и медицинской паразитологии преподается только для студентов-иностранцев. Посещаемость занятий иностранными студентами 6 курса лечебного факультета рассчитывалась по методике, предложенной В.А. Худиком [1, с. 152] и приведена в табл. 1.

Таблица 1

Посещаемость занятий по тропическим болезням иностранными студентами 6 курса

Коэффициент Обучение Обучение Всего

пропусков занятий на английском языке на русском языке

Отсутствие пропусков 13 10 23

Средний индивидуальный коэффициент пропусков 1,7±1,1 4,7±1,3 3,4±0,9

занятий

Всего студентов 15 20 35

Наряду с вычислением индивидуального коэффициента пропуска занятий, вычислялся также и групповой коэффициент, который равнялся 1,9. Интересно, что у отечественных студентов средний индивидуальный коэффициент пропусков занятий был выше, чем у иностранных студенток (3,4±1,0 и 3,3±1,6, соответственно).

Анализ успеваемости осуществлялся по пяти обязательным оценкам за устный и/или письменный контроль по следующим темам: лепра, тропические простейшие (малярия, лейшманиоз, трипаносомоз), общая гельминтология, филяриидозы, шистосомозы. Вычисление коэффициента индивидуального и группового показателя успеваемости производили по методике психолого-педагогического изучения учебной группы [1, с. 152], что позволило учитывать различные факторы, влияющие на отношение к учебе и мотивацию во врачебной профессионализации.

Средний индивидуальный показатель успеваемости иностранных студентов (табл. 2), вычисленный на основе группового показателя, свидетельствует, что минимальный показатель успеваемости составил 64 %, максимальный - 96 %. Только у одной студентки с максимальным коэффициентом пропусков показатель успеваемости оказался одним из самых высоких. Все пропущенные занятия были отработаны студентами в форме устного доклада или реферата, несмотря на уважительность причины пропуска. Групповой показатель успеваемости составил 82,6 с интервалом 64-96. Максимальным индивидуальный коэффициент успеваемости - 96 % был зафиксирован у студентов и студенток из Вьетнама, Конго, Молдовы, Таджикистана, Македонии и Азербайджана.

Средний индивидуальный показатель успеваемости иностранных студентов

Обучение Обучение Юноши Девушки Всего

на русском на англий-

языке ском языке

Средний 79,2±2,4 87,2±2,0 78,8±2,3 87,7±2,1 82,6±1,8

индивидуальный

показатель

успеваемости, %

Интервал 64-96 72-96 64-96 72-96 64-96

Всего 20 15 20 15 35

Анализ успеваемости и пропусков занятий иностранными студентами приведен на рис. 2. Данные свидетельствуют о том, что связи между коэффициентами успеваемости и пропуском занятий выявлено не было. Студентка из Таджикистана, пропустившая большее число занятий по сравнению с другими студентами, оказалась в группе самого высокого коэффициента успеваемости и успешно отработала пропуски в виде устных докладов.

Рис. 2. Индивидуальные коэффициенты успеваемости и пропусков занятий у иностранных студентов (п=35) на курсе инфектологии, тропических болезней и медицинской паразитологии (столбцы с высшим коэффициентом индивидуальной успеваемости - 96 % заштрихованы горизонтально)

Распределение мотивов по степени значимости

№ Список мотивов Количество

п\п выборов (в %)

1 Стать высококвалифицированным специалистом 80

2 Получить диплом 51

3 Успешно продолжить обучение на последующих курсах 35

4 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 29

5 Постоянно получать стипендию 0

6 Приобрести глубокие и прочные знания 77

7 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 37

8 Не запускать изучение предметов учебного цикла 8

9 Не отставать от сокурсников 8

10 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 77

11 Выполнять педагогические требования преподавателя 0

12 Достичь уважения преподавателя 19

13 Быть примером для сокурсников 0

14 Добиться одобрения родителей и окружающих 8

15 Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу 2,7

16 Получить интеллектуальное удовлетворение 63

Изучение мотивации к учебе на курсе тропических болезней проводили с использованием методики А. А. Реана и В. Я. Якунина [2, с. 254], позволяющей объективировать иерархию мотивов учения у студентов (табл. 3, рис. 3).

30 25 20 15 10 5 0

28

18

У

vя v" vя v" vя v"

Чу"

Чу"

Чу"

Чу"

vя vя vя

13

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27

щ

'Чу 'чу

'Чу ^у

'Чу

'Чу ^у

'Чу ^у

^у ^у ^у

'Чу ^у

'Чу ^у

'Чу ^у

^у ^у ^у

'Чу

13

3 3

27

I

22

Л

о

Л

о

Л

о

Л

о

Л

га

М1 М2 М3 М4 М5 М6 М7 М8 М9 М10 М11 М12 М13 М14 М15 М16

Рис. 3. Число студентов в мотивационных группах (М1-М16)

Анализ предпочтений (табл. 3, рис. 3), отражающий выбор мотивов, указывает на то, что «желание стать высококвалифицированным специалистом» (80 % опрошенных), «получить прочные знания» (77 %) и «обеспечить успешность будущей профессиональ-

7

3

1

0

0

0

ной деятельности» (77 %) оказались ведущими в долгосрочной перспективе на различных этапах профессионализации. В то же время отмечены и такие составляющие мотивации учения, которые связаны с краткосрочной перспективой учения, к которым отнесены: получение интеллектуального удовлетворения (63 %), получение диплома (51 %), продолжение обучения на следующих этапах профессионализации (37 %), стремление успешно учиться и сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (29 %).

Каждый пятый студент выбрал мотив достичь уважения преподавателя, а каждый 11-й студент - не запускать изучения предметов учебного цикла, не отставать от сокурсников и добиться одобрения родителей и окружающих. Только один студент выбрал мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Ни один обучаемый не мотивирован получением стипендии, выполнением педагогических требований преподавателя и быть примером для сокурсников.

Изучение условий оптимизации проведения учебных занятий показало следующие результаты. Первое знакомство с дисциплиной у 41 % студентов произошло в школьные годы, у 59 % - в вузе. Представления о дисциплине у 59 % ассоциируются с потребностью в получении знаний, с интересными и увлекательными подходами в обучении (у 20 %), с опытом профессиональной деятельности педагога-врача (у 15 %).

О необходимости посещать данный курс большинство узнало из расписания учебных занятий (56 %), из стандарта медицинской специальности (23 %), от коллег-студентов (9 %), от старосты и с сайта университета - по 3 % студентов.

Интерес в посещении данного курса с лечебной работой связали 22 студента (63 %), с будущей преподавательской деятельностью - шесть студентов (17 %) с требованием учебного плана -14 % обучающихся.

Содержательная часть курса данной дисциплины должна включать: клинико-педагогические тренинги профессионально важных качеств личности будущего врача (25 %); анализ понятий и явлений, возникающих в условиях учебно-профессиональной среды (3 %); анализ клинико-методических подходов в освоении данным видом профессиональной деятельности (6 %); основы подготовки будущей профессиональной деятельности в целом (3 %); все перечисленное выше посчитали важным 63 % обучающихся.

Наиболее предпочтительной формой обучения при освоении курса тропикологии и медицинской паразитологии для 40 % студентов оказались семинары и лабораторные занятия, для 23 % - работа в качестве младшего персонала в клинических условиях, для 20 % - тренинги, для 8,5 % - лекции, для 5,7 % - самостоятельная работа.

Все приведенные в опроснике предпочтительные формы обучения тропическим болезням выбрала только одна студентка (2,8 %).

В виде контроля усвоения содержания данной дисциплины 40 % обучающихся выбрали опрос (устный или письменный) на каждом занятии и в конце изучения курса, 20 % студентов предпочли собеседование по программе, тестирование выбрали 17 % обучающихся, 3 % - курсовой проект, 3 % - только на основе посещения всех занятий, необязательным контроль посчитали 17 % обучающихся.

В качестве итога освоения данной учебной дисциплины 46 % студентов выбрали получение знаний и некоторого опыта будущей профессиональной деятельности; 40 % - возможность формирующегося опыта клинического мышления; 11 % - осознание вопросов по данной учебной дисциплине, где они выступают в роли «клинициста-педагога» и только один студент выбрал ответ «получение зачета».

Довольны периодами изучения курса тропических болезней и учебным временем были 57 % обучающихся, не совсем удовлетворены - 18,5 %, не смогли ответить определенно 24,5 % студентов.

Среди пожеланий и предложений по преподаванию данного курса семеро (20 %) отметили необходимость осмотра большего числа реальных пациентов либо замены их детальными видеоматериалами, 11,4 % (четверо) хотели бы обучаться только у данного преподавателя. Единичные пожелания студентов: учиться по англоязычным методическим пособиям, изданным в нашем вузе (1 чел.); слушать курс лекций на английском языке (1 чел.); получать знания важные именно для поликлинического врача (1 чел.) и одна студентка выразила недовольство плохими больничными условиями для пациентов и необходимостью ремонта зданий на клинической базе кафедры.

Заключение. Таким образом, курс тропической медицины, созданный исключительно для иностранных студентов, посещают без пропусков 2/3 обучаемых с групповым коэффициентом пропусков 1,9. Индивидуальный показатель успеваемости в среднем составил почти 88 % при максимальном 96 %, что можно считать уровнем выше среднего для студентов-иностранцев.

Подавляющее большинство обучаемых мотивированы стать высококвалифицированными специалистами, а также приобрести глубокие и прочные знания для обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности. По-видимому, такая мотивация обусловлена не в меньшей степени высокой конкуренцией при трудоустройстве в странах, из которых приезжают учиться к нам иностранные студенты. Несколько меньшая доля обучающихся посещает занятия ради интеллектуального удовлетворения, и только половина студентов мотивирована получением диплома.

Почти каждый третий студент желает успешно продолжать обучение на следующих этапах образования, а также быть готовым получать очередные знания. Единичные студенты посещают данный курс либо ради успешной сдачи экзаменов и чтобы не накапливать задолженностей, либо для получения одобрения со стороны родителей и окружающих. Интересно, что 20 % обучающихся посещают данный курс в том числе и для достижения уважения преподавателя. Ни один иностранный студент, включенный в исследование, не был мотивирован тем, чтобы стать примером для сокурсников.

Больше трети студентов узнали о существовании тропических и паразитарных болезней уже в школе, однако больше половины обучающихся узнали об этой дисциплине только когда начали учиться в университете из расписания учебных занятий.

Больше половины обучающихся интересовались курсом в связи с будущей лечебной работой и считали, что содержательная часть курса должна включать клинико-педагогические тренинги профессионально важных качеств личности будущего врача, а наиболее предпочтительной формой обучения большинство выбрали семинары и лабораторные занятия, а также работу в качестве младшего медицинского персонала в условиях клиники. Каждый шестой обучающийся не исключает, что изучение тропикологии может пригодиться ему как будущему педагогу, что не может не радовать.

Для контроля усвоения содержания материала по тропическим болезням меньше половины студентов выбрали опрос (устный или письменный) на каждом занятии и в конце обучения. В качестве итога освоения курса каждый второй видит получение знаний и некоторого клинического опыта, а также возможность сформировать клиническое мышление.

Более половины обучающихся довольны учебным временем и периодами изучения курса. Среди не совсем удовлетворенных или воздержавшихся от ответа оказались студенты с более низким показателем посещаемости.

Среди пожеланий и предложений по преподаванию курса инфекционных болезней, тропикологии и медицинской паразитологии только 20 % студентов высказали желание видеть реальных тематических больных, либо детальные видеоматериалы их заменяющие. Только единичные обучающиеся пожелали посещать лекции или иметь учебно-методические пособия на языке-посреднике.

Список литературы

1. Ванчакова Н.П., Тельнюк И.В., Худик В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для преподавателей медицинского вуза. - СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2011. - 162 с.

2. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев: Вища школа,1998. - 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.