Научная статья на тему 'Формирование готовности к применению педагогических технологий в лечебно-педагогической деятельности у аспирантов медицинского вуза'

Формирование готовности к применению педагогических технологий в лечебно-педагогической деятельности у аспирантов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL READINESS / MEDICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICS / PSYCHOLOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / AN EDUCATIONAL PROGRAM / PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк И.В., Худик В.А.

В статье описываются результаты научно-методического исследования по выявлению интересов и учебной мотивации к освоению педагогического знания и технологий в будущей деятельности врача-педагога. На основе анализа данных анкетного опроса аспирантов «Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова» и адъюнктов «Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова» авторами показано, что мотивация учения связана с формирующимся опытом освоения педагогических знаний и технологий, а также процесс их использования в практической профессиональной врачебно-педагогической деятельности. В работе также предлагается модель содержания профессиональной подготовки в области врачебно-педагогической деятельности и ее интерпретации на примере курса учебной дисциплины «Технологии профессионально-ориентированного обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк И.В., Худик В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness for Application of Pedagogical Technologies in Medical and Pedagogical Activity at Graduate Students of Medical School

In article results of scientific and methodical research on detection of interests and educational motivation to development of pedagogical knowledge and technologies in future activity of the doctor-teacher are described. On the basis of the analysis of data of questionnaire of graduate students “The first St. Petersburg state medical university of Akkad. I.P. Pavlova” and graduateds in a military academy to “Army medical college of S.M. Kirov” by authors it is shown that the motivation of the doctrine is connected with the formed experience of development of pedagogical knowledge and technologies, and also in the course of their use in practical professional medical and pedagogical activities. In work the model of the content of vocational training in the field of medical and pedagogical activity and its interpretation on the example of a course of a subject matter of “Technology of the professional focused training” is also offered.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к применению педагогических технологий в лечебно-педагогической деятельности у аспирантов медицинского вуза»

УДК 378.048.2 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

I И.В. Тельнюк, В.А. Худик

Аннотация. В статье описываются результаты научно-методического исследования по выявлению интересов и учебной мотивации к освоению педагогического знания и технологий в будущей деятельности врача-педагога. На основе анализа данных анкетного опроса аспирантов «Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова» и адъюнктов «Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова» авторами показано, что мотивация учения связана с формирующимся опытом освоения педагогических знаний и технологий, а также процесс^ их использования в практической профессиональной врачебно-педагогической деятельности. В работе также предлагается модель содержания профессиональной подготовки в области врачебно-педагогической деятельности и ее интерпретации на примере курса учебной дисциплины «Технологии 220 профессионально-ориентированного обучения».

Ключевые слова: профессиональная готовность, врачебно-педагоги-ческая деятельность, педагогика, психология, педагогические технологии, образовательная программа, педагогическое проектирование.

FORMATION OF READINESS FOR APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MEDICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AT GRADUATE STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

I I.V. Telnyuk, V.A. Khudik

Abstract. In article results of scientific and methodical research on detection of interests and educational motivation to development of pedagogical knowledge and technologies in future activity of the doctor-teacher are described. On the basis of the analysis of data of questionnaire of graduate

students "The first St. Petersburg state medical university of Akkad. I.P. Pavlova" and graduateds in a military academy to "Army medical college of S.M. Kirov" by authors it is shown that the motivation of the doctrine is connected with the formed experience of development of pedagogical knowledge and technologies, and also in the course of their use in practical professional medical and pedagogical activities. In work the model of the content of vocational training in the field of medical and pedagogical activity and its interpretation on the example of a course of a subject matter of "Technology of the professional focused training" is also offered.

Keywords: professional readiness, medical and pedagogical activity, pedagogics, psychology, pedagogical technologies, an educational program, pedagogical design.

В условиях модернизации российского образования, которое переживает сегодня этап активного инновационного развития и адаптации к вызовам современности, одной из задач высшего профессионального образования является обеспечение современного специалиста мобильностью [1-5] — возможностью быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка труда и требованиям, продиктованным Концепцией развития до 2020 г. (см. http://www.ug.ru/issues07/).

В данном контексте реформирование системы высшего профессионального медицинского образования предполагает создание качественных условий для обучающихся, в том числе в аспирантуре, осваивающих различные курсы практико-ориенти-рованных дисциплин, позволяющих реально связать теорию с профессиональной деятельностью. Обучение в аспирантуре является завершающим этапом непрерывного высшего образования, где теория и практика выступают личностно-ориентирован-ными профессиональными компетенциями в становлении молодого ученого. Обучение в аспирантуре ме-

дицинского вуза предполагает также освоение целого ряда психолого-педагогических дисциплин, что позволяет в дальнейшем врачу осуществлять как научно-практическую, так и педагогическую деятельность [6; 7].

В программу обучения аспирантов медицинского вуза, наряду с общими предметами профессиональной подготовки, входит практико-ориентированный учебный курс «Технологии профессионально-ориентированного обучения» [7]. Его 221 место в образовательной программе обусловлено необходимостью приобретения конкретных умений по проектированию и реализации программ обучения и воспитания лиц, осваивающих медицинские профессии в условиях вуза.

От личности и профессионализма педагога зависит многое в процессе образования студентов в медицинском вузе. Студенты оценивают педагога не только как человека, владеющего содержательной стороной предметной области, профессиональными навыками, но и то, как он подходит к организации работы с об-

ВЕК

222

учающимися, выявляя его желание научить, дать знания, навыки и умения будущему специалисту. И в этом немаловажно то, как используются в учебном процессе разнообразные педагогические технологии, как подходит педагог к оценке сформированных тех или иных не врачебных профессиональных компетенций во время теоретических и практических занятий [8].

Однако следует отметить, что отношение обучающихся к освоению педагогических технологий, прямо не совсем связанных с профилем научных исследований в конкретной области медицинского знания, в процессе учебы меняется, что, очевидно, обусловлено переходом к новым требованиям для обучающихся в аспирантуре. С одной стороны, выпускник аспирантуры становится педагогом-исследователем, способным преподавать дисциплины предметно-профессиональной подготовки; с другой — является подготовленным ученым-исследователем в конкретной области научного знания, что в дальнейшем позволяет ему стать уникальным педагогом-ученым, передающим свои знания и опыт следующим поколениям специалистов [6].

В этой связи был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования аспирантов Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова (18 человек) и адъюнктов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (30 человек) в период с октября 2015 г. по апрель 2016 г. с целью выявления заинтересованности врачей в освоении педагогического знания и технологий. Результаты исследования показали,

что большинством респондентов отношение к учебным курсам по педагогике воспринимается как «условная формальность, не относящаяся к профессионализму врача», а поэтому они предпочитают игнорировать посещение занятий. Посещаемость учебных занятий аспирантами ПСПбГМУ им. И.П. Павлова была очень низкой (30%), тогда как адъюнкты ВМА им. С.М. Кирова старались посещать занятия, ссылаясь на строгий контроль (89%). Пропуски занятий обучающимися ВМА им. С.М. Кирова были крайне редкими (обусловлены уважительными причинами). В то же время адьюнкты высказывали мнение о том, что эти знания по педагогике им не пригодятся, так как они не планируют в будущем заниматься педагогической деятельностью, отдавая предпочтение военно-медицинской специальности.

Однако практически все респонденты отметили, что принимают участие в педагогической деятельности профильных кафедр: 25% респондентов указали, что заняты в подготовке и чтении лекций, проведении практических занятий; 41% — в подготовке учебно-методических пособий; 33% адъюнктов и аспирантов — в разработке учебных планов, программ по учебной дисциплине; 29% — в написании учебных пособий и монографий; 79% — в информационном и техническом обеспечении учебного процесса кафедры.

При этом отношение к дисциплинам психолого-педагогической подготовки также выявило неоднозначное отношение у респондентов. Большая часть из них (62%) рассматривают необходимость данных дисциплин для лиц, обучающихся в ас-

пирантуре, поскольку не исключают дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность в избранном направлении медицинской специальности и связывают это с необходимым условием повышения профессионализма в будущей педагогической деятельности. В целом же слушатели считают необходимым ознакомиться с литературой и передовыми технологиями в педагогике и психологии высшей школы. Незначительное число опрошенных (4%) отметило, что испытывают потребность уже сейчас передавать собственные опыт проведения занятий, взаимодействия с субъектами образовательной среды. Еще 4% респондентов считают, что данные занятия являются «формальной тратой времени».

Результаты данного исследования рассматривались нами в контексте обучения как теоретическому знанию в области педагогики, так и в прикладном аспекте — проектировании собственной педагогической деятельности врача. В этом смысле целью курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения» было познакомить слушателей обоих вузов с особенностями проектирования образовательной деятельности на основе конкретных дисциплин медицинского цикла, показать место педагогических технологий в профессиональной деятельности врача-педагога.

Учитывая, что знакомство слушателей с курсом «Технологии профессионально-ориентированного обучения» происходит после освоения дисциплин: Общей педагогике, Теории и методике профессионального образования, Психологии выс-

шей школы, Психологии личности и др., это позволяет слушателю качественно переосмыслить значение получаемых теоретических знаний для будущей практики врачебно-профес-сиональной и педагогической деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что в процессе изучения курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения» у обучающиеся проявляются такие мотивационные установки, как желание узнать: а) о новых достижениях в методике и технологиях преподавания в высшей школе (66%); б) о личностных особенностях студентов и технологиях педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды (46%); в) о новых достижениях и технологиях в проектировании учебно-образовательного пространства и учебных программ (50%); г) о новых технологиях информационного сопровождения учебного процесса (37%). Лишь незначительная часть опрошенных (8%) не смогла определиться в своих мотивационных интересах. Тем не менее, основными 223 мотивами обучения являлись: 1) получение аттестации по курсу (33%); 2) возможность применить полученные знания в опыте профессионально-педагогической деятельности (66%); 3) оптимизация учебной работы по профильной дисциплине кафедры (41%); 4) возможности применения дифференцированного подхода к обучающимся (41%). И лишь 4% респондентов не высказались по данному вопросу открыто.

Опираясь на содержание ФГОС ВО по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» (44.06.01), которое определяет

224

уровень подготовки кадров высшей квалификации, а также учитывая результаты анкетирования, нами был предложен учебный курс «Технологии профессионально ориентированного обучения» в объеме 108 учебных часов (4 ЗТЕ). Данный курс является частью общего цикла дисциплин психолого-педагогической подготовки аспирантов с присвоением им квалификации «Преподаватель-исследователь» [7].

Образовательной целью курса стало: подготовка аспирантов-медиков к деятельности преподавателя медицинского вуза на основе необходимых знаний по законодательной и нормативно-правовой базе в области образования в высшей школе посредством изучения теоретических и методологических основ технологического подхода в вузе; развитие у аспиранта-медика компетенций, необходимых для выполнения нового вида его профессиональной деятельности — педагогической — в условиях высшей медицинской школы, а также подготовка вновь назначенных преподавателей-медиков к учебной, методической и научной деятельности в медицинском вузе.

В результате освоения курса «Технологии профессионально ориентированного обучения» у аспиранта формируется профессиональная готовность к использованию педагогических технологий во врачебно-пе-дагогической деятельности во время обучения в аспирантуре. Высший уровень профессиональной готовности (согласно А.К. Марковой [9]) является базовой основой развития профессиональной компетентности и мастерства будущего специалиста. При этом сама профессиональная

компетентность специалиста определяется нами как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, используя знания предметной области, профессиональный и жизненный опыт, ценности и наклонности [10]. При этом сама профессиональная компетентность развивается на базе готовности к профессиональной деятельности и складывается за счет «присвоения» будущим специалистом определенного количества компетенций.

В условиях действующих ФГОС ВО содержание курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения» позволит развить у аспирантов и адьюнктов медицинского вуза следующие компетенции:

• универсальные: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

• общепрофессиональная — готовность аспирантов-медиков к преподавательской деятельности в вузе согласно профилю своей специальности (ОПК-6);

• профессиональные: способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-1).

Как результат освоения указанных компетенций у врача-педагога будет сформирована профессиональная готовность использовать современные психолого-педагогические методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества образовательного процесса в условиях образовательного процесса медицинского вуза. Содержание обучения, способствующее формированию указанной профессиональной готовности, можно условно разделить на три основных блока - модуля.

Модуль 1. «Личностные и психофизиологические особенности студентов медицинского вуза и методические подходы к их изучению» (36 уч. ч., 1 ЗЕТ). В рамках данного модуля слушатели курса знакомятся с профориентационными технологиями, помогающими в последующем студенту определиться с выбором специализации, а также изучают психолого-педагогические и возрастные особенности социальной адаптации студентов в вузе с учетом их индивидуальных особенностей. Для промежуточной аттестации по данному модулю обучающиеся подбирают психолого-педагогические методики и технологии для изучения мотивации, поведенческих и коммуникативных особенностей, социальной адаптации студентов. Это в дальнейшем поможет, с одной стороны, овладеть будущим врачам-педагогам исследовательскими методами и педагогическими технологиями в сфере изучения личности студента, с другой стороны, грамотно строить педагогический процесс с учетом знаний из области педагогический психологии.

Модуль 2. «Дидактические технологии в практике высшей медицинской школы: традиционные и современные подходы» (72 уч. ч., 2 ЗЕТа). В рамках данного модуля аспиранты и адъюнкты изучают, овладевают умениями построения системы лекционно-практических занятий в высшей школы, знакомятся с современными технологиями обучения и контроля знаний в высшей школе (ТОГИС-технология, создание презентаций, «кейсов» и портфолио, метод проектов и др.). В конце изучения модуля обучающиеся готовят презентацию одной из современных образовательных технологий с учетом специфики преподавания на своей профильной кафедре. Выполняют практическое задание, направленное на выработку умения составлять методические разработки семинарских (практических) занятий с учетом специфики преподавания на профильной кафедре. Промежуточная аттестация по этому модулю предполагает выполнение задания по подбору педагогической технологии для обучения студентов и адаптации ее применительно к деятельности профильной кафедры, написание сценария ее использования в вузе и предоставление его в форме презентации.

Модуль 3. Техники и технологии личностного самосовершенствования и профессионального роста педагога в условиях образовательной среды медицинского вуза (36 уч. ч., 1 ЗЕТ). В данном модуле обучающиеся знакомятся с арт-релаксационными технологиями и технологиями профилактики профессионального выгорания, стресс-менеджментом и тайм-менеджментом, технологиями профилакти-

225

226

ки дидактогений в учебной среде медицинского вуза. Большая часть занятий этого модуля носят практико-ори-ентированный характер.

К итоговой аттестации по учебному курсу «Технологии профессионально-ориентированного обучения» все слушатели имеют портфо-лио, которое в будущем смогут использовать в практической педагогической деятельности со студентами медицинского вуза. Сама итоговая аттестация организуется в форме выполнения тестового контроля и сдачи экзамена. Для обучающихся, имеющих высокий коэффициент посещаемости и успеваемости, итоговая аттестация не является стрес-согенным фактором и рассматривается как позитивное обобщение знаний и опыта, приобретенных в ходе изучения курса.

В заключение отметим, что по окончании курса практически все, даже в прошлом скептически настроенные аспиранты-врачи, указывали при анкетировании, что заинтересовались технологиями преподавания, и выразили намерение дальше совершенствовать свою профессиональную психолого-педагогическую компетентность. Кроме того, анализ результатов анкетирования слушателей позволил нам выделить следующие аспекты и направления, которые необходимо будет учесть в развитии содержания профессиональной психолого-педагогической подготовки врачей-педагогов:

1) Потребностно-мотивацион-ные аспекты. Все слушатели (100%) проявили интерес к изучаемому курсу и хотели, чтобы организация обучения отличались не только методической, но и технической обеспе-

ченностью (соответствие эргономическим и техническим требованиям аудиторий и условий обучения);

2) Учебно-методические аспекты относительно форм организации проведения занятий и контроля уровня знаний. Большая часть слушателей (86%) высказали мнение о том, чтобы вынести большую часть теоретического материала по непрофильным дисциплинам на самостоятельное изучение с помощью электронных учебно-методических пособий, при этом часть слушателей (54%) хотели бы использовать в ходе собственного преподавания учебные видеофильмы, презентации, в которых используются схемы, картинки, облегчающие восприятие материала;

3) Дидактические функции презентации и правил ее составления необходимо рассматривать более подробно в разделе «Современные педагогические технологии в учебном процессе». Большинство обучающихся (94%) ориентированы на освоение практических умений и навыков на занятиях: тренинговых элементов с использованием видео камеры, ситуационных психолого-педагогических упражнений, ролевых образовательных игр, на обучение по использованию бально-рейтинговой оценки в условиях медицинского вуза;

4) Использование новых информационных технологий поддержали 70% опрошенных, 36% — отдали предпочтение наряду с практическими занятиями различным формам самостоятельной деятельности. В качестве форм контроля выбрали: тестовый контроль знаний (54%), сочетание традиционных форм опроса с тестовым (46%), контроль практичес-

ких навыков с помощью моделирования (64%).

Таким образом, результаты исследования посредством анкетирования врачей-аспирантов помогают в рамках их профессиональной подготовки в медицинском вузе оптимизировать процесс обучения, вовремя корректировать методическую и дидактическую составляющую курса, в том числе в содержательной части курса, которая является контентом для образовательной среды дополнительного образования, и формулировать направления развития профессиональной подготовки в условиях медицинского вуза. Кроме того, в результате анкетирования была выявлена потребность внедрения новых форм обучения, основанных на информационно-коммуникативных технологиях и широкого использования сред дистанционного обучения, отвечающих приоритетным направлениям развития образования и профессиональной сферы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов [Текст] / Под ред. Ю.Б. Рубина. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.

2. Рыжова, Н.И. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / Н.И. Рыжова, М.В. Литвиненко // Информатика и образование. - 2007. - № 7. -С. 119-121.

3. Ускова, С.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности [Текст] / С.А. Ускова, Н.И. Рыжова, З.А. Залялютдинова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). -С. 115-119.

4. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3.

5. Тельнюк, И.В. Актуальность и приоритетные направления развития образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей-медиков в условиях информатизации [Текст] / И.В. Тельнюк // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО -Югры, НВГУ: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / отв. Редактор М.В. Худжина. - Нижневартовск: Из-во Нижневартовского университета, 2015. - С. 89-92.

6. Тельнюк, И.В. Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения [Текст] / И.В. Тельнюк // Человек и образование. - 2013. -№ 4 (37). - С. 63-65.

7. Худик, В.А. Вопросы психологи и педагогики учебного процесса в медицинском вузе. Учеб. пособ. для преп. мед. вуза [Текст] / В.А. Худик, И.В. Тельнюк. -Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ им. И.П. Павлова, 2011.

8. Родионова, В.А. Феномен профессионализации в последипломном медицинском образовании [Текст] / В.А. Родионова // Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. Сб. матер. Российск. Нац. конгресса «Человек и лекарство» 6-10 апреля 2015. - М., 2015.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1996. - 312 с.

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

1.

227

REFERENCES

Globalizaciya obrazovaniya: kompetencii i

sistemy kreditov, Pod red. Yu.B. Rubina, Moscow, OOO "Market DS Korporeishn", 2005. (in Russian) 2. Hudik V.A., Telnyuk I.V., Voprosy psihologi i pedagogiki uchebnogo processa v medicin-

!ЕК

skom vuze, Ucheb.posob. dlya prep. med. vuza, Sankt-Peterburg, Izd-vo SPbGMU im. I.P. Pavlova, 2011. (in Russian)

3. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3. (in Russian)

4. Kompetentnostnyi podhod v pedagogiches-kom obrazovanii: kollektivnaya monografi-ya, Pod red. V.A. Kozyreva i N.F. Radionovoi, Sankt-Peterburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Ger-cena, 2004, 392 p. (in Russian)

5. Markova A.K., Psihologiya professionaliz-ma, Moscow, 1996, 312 p. (in Russian)

6. Rodionova V.A., "Fenomen professionaliza-cii v poslediplomnom medicinskom obra-zovanii", in: Psihosomaticheskie rasstroistva v obshei medicinskoi praktike, Sb. Mater. Ross. nac. kongress "Chelovek i lekarstvo" 6-10 aprelya 2015, Moscow, 2015. (in Russian)

7. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Napravleni-ya razvitiya sistemy podgotovki specialista v usloviyah informatizacii obrazovaniya,

Informatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)

8. Telnyuk I.V., Rol pedagogiki v povyshenii kvalifikacii vrachei na etape postdiplomnogo obucheniya, Chelovek i obrazovanie, 2013, No. 4 (37), pp. 63-65. (in Russian)

9. Telnyuk I.V., "Aktualnost i prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovatelnoi sredy professionalnoi podgotovki prepodavatelei-medikov v usloviyah informatizacii", in: Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom pros-transtve Rossii, HMAO Yugry, NVGU, Ma-terialy IV Vserossiiskoi nauchno-praktiches-koi konferencii, otv. Redaktor M.V. Hud-zhina, Nizhnevartovsk, Iz-vo Nizhnevar-tovskogo universiteta, 2015, pp. 89-92. (in Russian)

10. Uskova S.A., Ryzhova N.I., Zalyalyutdino-va Z.A., Harakteristika pokazatelei celost-nosti obrazovatelnogo processa, obespechi-vayushih ego rezultativnost v usloviyah vyzovov sovremennosti, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, No. 1 (50), pp. 115-119. (in Russian)

228

Тельнюк Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет последипломного образования, Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. И.П. Павлова, itelnuk@mail.ru Telnyuk I.V., PhD (Pedagogy), Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, Faculty of Postdegree Education, The First St. Petersburg State University named after I.P. Pavlov, itelnuk@mail.ru

Худик Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, факультет последипломного образования, Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. И.П. Павлова, vkhudik@mail.ru Khudik V.A., ScD (Psychology), Professor, Pedagogy and Psychology Department, Faculty of Postdegree Education; The First St. Petersburg State University named after of I.P. Pavlov, vkhudik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.