УДК 378.147+002 ББК 78.07+78.3Р
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВОГО КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
| М.В. Маслакова, Е.В. Гракова, М.Ф. Кряжева
Аннотация. Степень участия образовательных учреждений в формировании и развитии информационной культуры проявляется в реализации компетенций федеральных государственных образовательных стандартов. Овладение подобными компетенциями происходит не только при изучении соответствующих учебных дисциплин (например, «Информационная культура личности», «Информационная культура специалиста»), но и в процессе курсового проектирования учебно-исследовательского или научно-исследовательского характера. Выполнение курсовых работ различных жанров основано на овладении знаниями, умениями и навыками работы с информационными ресурсами, на реализации технологий поиска, оценивания, переработки и представления информации, на свободном ориентировании и осознанной 14и навигации в информационной сфере. В статье представлен опыт Тюменского государственного института культуры (направление подготовки «Библиотечно-информационная деятельность») по формированию информационной культуры обучающихся в процессе написания и защиты курсовых работ в жанрах реферативного обзора, антиреферата, гипертекста, дайджеста, библиографического указателя, фирменного досье, социокультурного проекта, научного реферата и маркетингового исследования.
Ключевые слова: информационная культура, информационные знания, информационные умения, информационные навыки, высшее образование, компетенции, курсовая работа (курсовой проект), жанр курсовой работы, библиотечно-информационная деятельность, Тюменский государственный институт культуры.
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS SPECIALIZING IN "LIBRARY AND INFORMATION WORK" IN THE CONTEXT OF COURSE DESIGN
I M.V. Maslakova, E.V. Grakova, M.F. Kryazheva
Abstract. The rate of participation of educational institutions in the formation and development of information culture is manifested in the implementation of the competencies of the Federal state educational standards. Mastering such competencies occurs not only when studying relevant academic disciplines (for example, "Personality Information Culture", "Specialist Information Culture"), but also within the course design process of educational and research character. The completion of term papers of various genres is based on the mastering of knowledge, skills, and abilities to work with information resources, on the implementation of technologies for searching, evaluating, processing and presenting information, on free orientation and conscious navigation in the information sphere. The article presents the experience of the Tyumen State Institute of Culture (the "Library and Information Activity") in shaping the information culture of students in the process of writing and defending term papers in the genres of abstract review, anti-abstract, hypertext, digest, bibliographic index, company dossier, social and cultural project scientific essay and marketing research.
Keywords: information culture, information knowledge, information skills, information abilities, higher education, competences, coursework (course project), genre of coursework, library and information activity, Tyumen State Institute of Culture.
Современное общество переживает качественно новый этап своего развития — этап активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Трансформируются не только информационные процессы, но и организационная структура информационного взаимодействия, развивается качественно новая модель информационного поведения человека, обладающего определенным уровнем информационной культуры. Ее важнейшим исходным компонентом является целесообразное использование информации, информационных ресурсов и технологий.
147
Анализ научной и учебно-методической литературы указывает на многообразие трактовок понятия информационной культуры. Преимущественное большинство специалистов считает информационную культуру значимой составляющей общей культуры и подчеркивает ее непосредственную связь с социальной природой человека и уровнем профессиональной компетентности специалиста [1, с. 111]. Кроме того, информационная культура является показателем разнообразных творческих способностей человека и отражает в своем содержании как уро-
2/2019
Преподаватель ^
вень теоретических информационных знаний, так и уровень их практического применения [2, с. 556]. Поэтому по справедливому утверждению Н.И. Гендиной, Н.И. Колко-вой, Г.А. Стародубовой, Ю.В. Улен-ко, информационная культура личности — это «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 7].
Человек, обладающий информационной культурой, должен быть готов к оперативному и качественному восприятию и переработке больших объемов информации. В настоящее время потребителю информации, реализующему образовательную или профессиональную деятельность, трудно отследить все интересующие его работы в той или иной области из-за неконтролируемого увеличения 148 информационных потоков и массивов. Следовательно, особую актуальность приобретает способность выявлять, выбирать, оценивать и использовать информацию. Формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается как составная часть образованности человека и системы образования в целом.
Понимание системой образования значимости постоянной работы с информацией, использования ее разнообразных источников (печатные издания, сеть интернет, средства массовой информации, личный опыт) реализовано Федеральными государственными образовательными стандартами
3+ (ФГОС-3+) в виде соответствующей компетенции. Под компетенцией понимается способность и готовность выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной работы в целом и по отдельному профилю образовательной программы [4, с. 114]. Многие ФГОС-3+ содержат «информационно-культурную» компетенцию в следующей формулировке: «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [5]. Подобная компетенция представлена и в федеральных государственных образовательных стандартах следующего поколения (3++) [6].
При формировании данной компетенции происходит овладение информационной культурой. Она, в свою очередь, является профессиональной составляющей, обеспечивающей качество профессиональной деятельности и самореализации личности [7, с. 115]. Для достижения этого результата используются различные методы и формы образования, в том числе, изучение соответствующей учебной дисциплины «Информационная культура личности» («Информационная культура специалиста»). Также овладение информационной культурой происходит при выполнении обучающимися курсовых работ, при курсовом проектировании учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера [8, с. 111]. Способность применять знания, умения и навыки информационного самообеспечения в учебно-исследова-
тельской и научно-исследовательской деятельности — так можно охарактеризовать информационную культуру в контексте написания и защиты курсовых работ.
В Тюменском государственном институте культуры на направлении подготовки «Библиотечно-информа-ционная деятельность» (уровень бакалавриата) все обучающиеся выполняют курсовые работы (проекты) в соответствии с учебным планом основной образовательной программы. Курсовые работы составляют вместе динамичную и развивающуюся систему [9]. Их жанровое и семантическое разнообразие позволяет не только изучить разные объекты и предметы библио-течно-информационной и документно-информационной сфер, но и освоить различные технологии работы с информацией (ее поиск, оценивание, анализ, синтез, сопоставление, представление в форме востребованных информационных продуктов) [10, с. 185] и, соответственно, повысить уровень информационной культуры.
В результате выполнения курсовых работ обучающийся осваивает вышеназванную компетенцию. В ее структуре можно выделить элементы, которые являются результатами обучения [7, с. 122] и одновременно характеризуют уровень овладения информационной культурой. Так обучающийся должен знать состав и структуру профессиональных информационных ресурсов, способы и средства получения, хранения, обработки, переработки, представления информации с использованием электронных технологий; уметь самостоятельно реализовывать данные процессы; владеть навыками работы со справочно-поисковым аппаратом.
Таким образом, выполнение курсовых представляет собой один из способов формирования информационных качеств личности. Рассмотрим далее жанровое многообразие курсовых проектов в контексте формирования информационной культуры.
Курсовая работа № 1 выполняется в жанре реферативного обзора. Это первый опыт исследовательского «погружения» в библиотечно-инфор-мационную (документно-информационную) сферу, ее предметные области. Отрабатываются умения поиска информации на базе печатных и электронных сетевых источников с обязательным использованием подписных электронных библиотек и электронно-библиотечных систем. Студенты учатся выбирать, осмысливать, перерабатывать, структурировать информацию.
Второй курсовой проект относится к жанру антиреферата. Цель его выполнения — анализ документированной информации по теме курсовой, овладение навыками выявления структурных элементов в документах различных видов, определения форм заимствований, использованных авторами. Корректное употребление и оформление цитат является одной из составляющих информационной культуры, поэтому студентам важно познакомиться как с прямым цитированием, так и с упоминанием работ других авторов, с изложением их содержания и критическим анализом.
Третья курсовая работа — гипертекст — является информационным продуктом нелинейной структуры. При его создании обучающиеся овладевают технологией моделирования информации — создают мо-
149
2/2019
Преподаватель
дель гипертекста, включающую основные понятия темы и связи между ними. Далее наполняют модель информационным контентом и устанавливают навигацию внутри контента. Качественно реализовать эти процессы без глубокого понимания и оценивания информации, без грамотного владения навыками ее поиска и переработки невозможно. Умение представлять информацию как в линейной, так и в нелинейной форме также относится к составляющим информационной культуры.
Курсовая работа № 4 выполняется в жанре дайджеста. Составление дайджеста основано на овладении навыками информационного поиска, анализа, сопоставления и синтеза информации. Обучающиеся создают новый документ с помощью фрагменти-рования различных документных источников и разработки собственной логической структуры для этого документа. Подготовленный дайджест может носить научный, научно-методический или научно-практический характер в зависимости от целевого и ии читательского назначения. Правильность идентификации и установления этих параметров также определяется уровнем информационной культуры студента-автора курсовой работы.
Дополнительно в процессе написания дайджеста обучающиеся осваивают сложные навыки интерпретирования и свертывания информации — учатся составлять алфавитно-предметный указатель, отражающий весь текст работы и обеспечивающий возможность поиска внутри этого текста. Так, к технологиям выявления, отбора и структурирования информации добавляется технология предметизации текста.
Пятый курсовой проект (библиографический указатель) вводит еще один способ отражения изучаемой темы — библиографический. В процессе подготовки библиографического указателя обучающиеся получают знания о возможностях выявления и представления сведений о печатных документах и интернет-ресурсах, овладевают навигацией в информационных массивах и потоках, в электронной сетевой среде. Также отрабатываются навыки оценивания информации и принятия решения для ее дальнейшего продвижения, навыки сочетания информации различных видов. Например, библиографические записи документов, веблио-графические записи сайтов и порталов дополняются графическими элементами — обложками книг, фотографиями авторов, скриншотами.
Курсовая работа № 6 выполняется в жанре фирменного досье. При ее написании студенты учатся выявлять фактографическую информацию (информацию об организациях конкретной сферы деятельности и конкретной территории) и оперировать ею, разрабатывать схему описания (план-макет досье). Отрабатываются умения работы с различными информационными ресурсами и представления информации в виде данных.
Седьмая курсовая работа представляет собой социокультурный
проект. Его выполнение начинается с тщательного выбора темы и возможной базы реализации (например, конкретной библиотеки). Написание текста проекта требует овладения навыками создания информации именно такого специфического жанра. Помимо традиционной для
всех курсовых характеристики актуальности и изученности темы, формулирования цели и задач обучающиеся должны описать и обосновать каждый элемент проекта, будь то его целевая аудитория, функции участников, этапы реализации проекта, ожидаемые результаты внедрения, необходимые ресурсы и средства. Тематически социокультурный проект может быть связан с активизацией творческого потенциала сотрудников и пользователей библиотеки, поддержанием ее позитивного имиджа, продвижением ее ресурсов, продуктов и услуг. Значимое направление разработки и реализации проектов в библиотечно-информационной сфере — повышение уровня общей и информационной культуры сотрудников и пользователей, их просвещение и обучение.
Курсовой проект № 8 выполняется в жанре научного реферата. Эта работа отличается и качественными, и количественными характеристиками. Научный реферат относится не только к учебно-исследовательским, но и к научно-исследовательским работам, так как студенты учатся полно, глубоко и основательно исследовать определенные проблемы, аспекты, вопросы выбранной темы, овладевают умениями выявлять и сопоставлять различные взгляды, подходы, концепции, гипотезы. Приобретают навыки самоанализа — учатся определять собственный вклад в разработку изучаемой темы. Обучающиеся должны продемонстрировать свободное ориентирование и осознанную навигацию в информационной среде.
Девятая курсовая работа — маркетинговое исследование. Такое
исследование является практико-ориентированным. Оно проводится на конкретной базе с целью получения информации о текущем положении дел в каком-либо сегменте би-блиотечно-информационной сферы и определении стратегии ее оптимизации, выдвижения рекомендаций для усиления конкурентоспособности на информационном рынке. Теоретический и эмпирический этапы исследования основаны на работе с информацией, полученной из различных источников. Используются печатные издания и ресурсы интернета, планово-отчетная и статистическая документация конкретной организации. Отрабатываются умения осуществлять сбор, обработку, систематизацию и интерпретацию информации с помощью различного методического инструментария (наблюдения, эксперимента, моделирования, опроса, описания ситуаций, оценивания спроса на библиотечно-информационные продукты и услуги и т.д.). Результаты двух этапов исследования представляются в виде отчета и рекомендаций по принятию маркетинговой стратегии.
Тематика курсовых работ всех жанров может быть связана с предметной областью информационной культуры, которая является значимым аспектом библиотечно-информа-ционной деятельности. В этом случае к практическому овладению технологиями работы с информацией добавляется изучение теории по теме.
Формирование информационной культуры происходит не только в процессе выполнения курсовых проектов, но и при их защите. Обучающиеся учатся излагать информацию в виде доклада в сопровождении
151
2/2019
Преподаватель
мультимедийной презентации и отвечать на вопросы. При этом необходимо оперировать информацией из различных документных источников и аргументировано высказывать собственное мнение, проявлять разумную критичность по отношению к накопленной информационной базе и видеть перспективы ее развития.
Курсовые работы (учебно-исследовательские и научно-исследовательские курсовые проекты) отражены в учебном плане, они выполняются в каждом семестре под руководством преподавателей кафедры. При выборе и формулировании тем учитывается не только их актуальность для библиотечно-информационной и документно-информационной деятельности, но и заинтересованность обучающихся в конкретных вопросах и проблемах предметных областей, а также предложения и запросы работодателей. В течение всего обучения в вузе студент может развивать и конкретизировать одну тему вплоть до выхода на выпускную квалификационную работу или поменять тему 152 в любом из учебных семестров.
Выполнение курсовых работ характеризуется преемственностью формирования информационных знаний, умений и навыков. Жанровое многообразие и представленная выше последовательность жанров позволяют обеспечить непрерывность процесса овладения информационной культурой. В начале первого курса многие студенты не осознают значимость и необходимость оценивания и переработки информации независимо от формы ее представления (на печатном носителе, в электронном сетевом доступе), предпочитают проводить информационный поиск исключи-
тельно с помощью поисковых систем интернета, пытаясь отыскать полностью готовый текст. Поэтому на занятиях по учебной дисциплине «Информационная культура личности» и на консультациях руководителей курсовых работ необходимо знакомить студентов с многообразием источников информации (электронно-библиотечные системы и электронные библиотеки открытого и ограниченного доступа, профессиональные периодические издания на различных носителях, профессиональные порталы и т.д.). И объяснять зависимость качественного уровня интеллектуальной деятельности от осознанного восприятия, оценивания, анализа, синтеза и сопоставления информации.
Последовательность жанров курсовых проектов позволяет развивать и наращивать «информационно-культурную» составляющую личности обучающегося. Добавляются новые алгоритмы и формы представления информации, усиливается степень ее переработки и интерпретации, расширяется количественно-качественный диапазон источников. Грамотно выполненные и уверенно защищенные курсовые не только увеличивают объем знаний по конкретным темам, они помогают вывести умения и навыки работы с информацией на уровень осознанной и свободной навигации в информационном пространстве, в профессиональных информационных ресурсах.
При прохождении государственной итоговой аттестации (сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы) оценивается степень овладения компетенциями, к которым относится, в том числе, спо-
собность к продуктивной работе с информацией и готовность реализовы-вать свою профессиональную деятельность с опорой на высокий уровень информационной культуры. Курсовые проекты являются действенным средством формирования данной компетенции. Следовательно, развитие информационной культуры является одной из главных целей и, соответственно, одним из важнейших результатов курсового проектирования. Непрерывно повышающийся уровень информационной культуры необходим для качественного и оперативного решения задач профессиональной деятельности, для включения человека в информационную среду, для социализации, инкультурации и самоорганизации личности. Для выпускников направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» владение информационной культурой можно считать еще и своего рода делом профессиональной чести.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гендина, Н.И. Информационная культура личности [Текст] / Н.И. Гендина, Л.Н. Ряб-цева. — Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014. — 132 с.
2. Носырева, М.В. Роль образовательных сетевых ресурсов в формировании информационной культуры пользователей [Текст] / М.В. Носырева // Науки о культуре — шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. — М.: Российский институт культурологии, 2007. — Т. 7. — С. 555—559.
3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Кол-
кова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. — Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. — 512 с.
4. Маслакова, М. В. Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря [Текст] / М.В. Маслакова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2015. — № 1 (17). — C. 114-117.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/fgo svo/92/91/4 (дата обращения: 28.03.2019).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. — URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 28.03.2019).
7. Маслакова, М.В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль информационной культуры в образовательном процессе вуза [Текст] / М.В. Маслакова // Инновации в образовании. — 2017. — № 4. — С. 115-123.
8. Гракова, Е.В. Формирование компетенций в процессе выполнения курсовых работ: на примере направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» [Текст] / Е.В. Гракова, М.Ф. Кряжева // Культурная жизнь Юга России. — 2018. — № 2 (69). — С. 110-114.
9. Курсовые работы направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информацион-ная деятельность» [Текст]: методические рекомендации по написанию и защите / составители Е.В. Гракова, М.Ф. Кряжева.
— Тюмень: Редакционно-издательский центр Тюменского государственного института культуры, 2018. — 148 с.
10. Кряжева, М.Ф. Курсовые работы направления подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность»: жанровое многообразие и системное единство [Текст] / М.Ф. Кряжева, Е.В. Гракова // Педагогический журнал. — 2017. — Т. 7. — № 6 А.
— С. 178-187.
153
2 / 2019 Преподаватель ^
REFERENCES
1. Gendina N.I., Ryabtseva L.N., Informatsion-naya kultura lichnosti: uchebno-metodiches-kiy kompleks, Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2014, 132 p. (in Russian).
2. Nosyreva M.V., Rol obrazovatelnykh sete-vykh resursov v formirovanii informatsion-noy kultury polzovateley, in: Nauki o kulture — shag v XXI vek: sbornik materialov ezhe-godnoy konferentsii-seminara molodykh uchenykh, Moscow, Russian Institute for Cultural Research Publ., 2007, Vol. 7, pp. 555-559. (in Russian)
3. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Yu.V. Formirovaniye informat-sionnoy kultury lichnosti: teoreticheskoye obosnovaniye i modelirovaniye soderzhani-ya uchebnoy distsipliny, Moscow, Interregional Center for Library Cooperation Publ., 2006, 512 p. (in Russian)
4. Maslakova M.V., Formirovaniye informatsi-onno-analiticheskikh kompetentsiy v dey-atelnosti bakalavra-bibliotekarya, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya i iskusstvovedeniye, 2015, No. 1 (17), pp. 114-117. (in Russian)
5. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty vysshego obrazovaniya po naprav-leniyam bakalavriata, available at: http:// fgosvo.ru/92/91/4 (accessed: 28.03.2019).
154 (in Russian)
6. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty vysshego obrazovaniya (3++) po napravleniyam bakalavriata, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (accessed: 28.03.2019). (in Russian)
7. Maslakova M.V., Fornirovaiye obshchepro-fessionalnoy kompetentsii vypusknika: mes-to i rol informatsionnoy kultury v obrazo-vatelnom protsesse vuza, Innovatsii v obra-zovanii, 2017, No. 4, pp. 115-123. (in Russian)
8. Grakova E.V., Kryazheva M.F. Formirovani-ye kompetentsiy v protsesse vypolneniya kursovykh rabot: na primere napravleniya podgotovki «Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost», in: Kulturnaya zhizn Yuga Ros-sii, 2018, No. 2 (69), pp. 110-114. (in Russian)
9. Grakova E.V., Kryazheva M.F. Kursovye raboty napravleniya podgotovki 51.03.06 «Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost»: metodicheskiye rekomendatsii po na-pisaniyu i zashchite, Tyumen, Tyumen State Institute of Culture Publ., 2018, 148 p. (in Russian)
10. Kryazheva M.F., Grakova E.V., Kursovye raboty napravleniya podgotovki «Bibliotech-no-informatsionnaya deyatelnost»: zhanro-voye mnogoobraziye i sistemnoye yedinst-vo, Pedagogicheskiy zhurnal, 2017, Vol. 7, No. 6A, pp. 178-187. (in Russian)
Маслакова Мария Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра библио-течно-информационной деятельности, Тюменский государственный институт культуры, mary_nosoreva@mail.ru
Maslakova M.V., PhD in Education, Associate Professor, Library and Information Activity Department, Tyumen State Institute of Culture, mary_nosoreva@mail.ru
Гракова Елена Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра библиотеч-но-информационной деятельности, Тюменский государственный институт культуры, elena_ grakova@mail.ru
Grakova E.V., PhD in Education, Associate Professor, Library and Information Activity Department, Tyumen State Institute of Culture, elena_grakova@mail.ru
Кряжева Марина Фернандовна, доцент, кафедра библиотечно-информационной деятельности, Тюменский государственный институт культуры, kryazheva@mail.ru
Kryazheva M.F., Associate Professor, Library and Information Activity Department, Tyumen State Institute of Culture, kryazheva@mail.ru