Литература
1. Вохрышева М. Г. Теория библиографии: учеб. пособие. - Самара: СТАКИ, 2004. - С. 346-354.
2. Розина И. Н. Педагогическая и профессиональная коммуникация в академических интернет-сообществах // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 314-333.
3. Скворцов Д. Д. Профессиональные коммуникации в системе подготовки специалиста // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. - 2011. - № 13. - С. 590-592.
4. Потехина Ю. В. Профессиональные коммуникации в новых информационных условиях [Электронный ресурс]. - URL: https://fessl.ru/Pdfki/Lider/pote.pdf (дата обращения: 31.10.2017).
5. Обзор профессиональной печати [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libsakh.ru/specialistam/izdanija/ obzor-professionalnoi-pechati (дата обращения: 06.11.2017).
6. Профессиональные периодические издания [Электронный ресурс]. - URL: http://bibl-sysert.ru (дата обращения: 06.11.2017).
References
1. Vokhrysheva M.G. Teoriya bibliografii: uchebnoe posobie [Theory bibliography. Textbook]. Samara, STAKI Publ., 2004, pp. 346-354. (In Russ.).
2. Rozina I.N. Pedagogicheskaya i professional'naya kommunikatsiya v akademicheskikh internet-soobshchestvakh [Pedagogical and professional communication in academic online communities]. Aktual'nye problemy teorii kommu-nikatsii: sbornik nauchykh trudov [Current issues of communication theory. Collection of scientific works]. St. Petersburg, Izdatel'stvo SPbGPU Publ., 2004, pp. 314-333. (In Russ.).
3. Skvortsov D.D. Professional'nye kommunikatsii v sisteme podgotovki spetsialista [Professional communication in the system of specialists training]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Samara scientific center, Russian Academy of Sciences], 2011, no. 13, pp. 590-592. (In Russ.).
4. Potekhina Yu.V. Professional'nye kommunikatsii v novykh informatsionnykh usloviyakh [Professional communication in the new information environments]. (In Russ.). Available at: https://fessl.ru/Pdfki/Lider/pote.pdf (accessed 31.10.2017).
5. Obzor professional'noy pechati [Overview professional printing]. (In Russ.). Available at: http://www.libsakh.ru/ specialistam/izdanija/obzor-professionalnoi-pechati (accessed 06.11.2017).
6. Professional'nye periodicheskie izdaniya [Professional periodicals]. (In Russ.). Available at: http://bibl-sysert.ru (accessed 06.11.2017).
УДК 37.012.85
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ -В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ерина Юлия Сергеевна, аспирант, кафедра педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, главный специалист по дистанционному образованию и сайту (г. Владикавказ, РФ). E-mail: juliya-erina@mail.ru
Кокаева Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ, РФ). E-mail: irina_kokaeva@mail.ru
В статье на основе анализа компетенций, которые должен получить бакалавр направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», предложены способы формирования культуры информационной безопасности студентов - будущих педагогов - в процессе их профессиональной подготовки. Формирование этой культуры должно осуществляться при изучении всех дисциплин основной образовательной программы, а также в рамках специально разработанного автором спецкурса «Основы культуры информационной безопасности» (18 часов).
В статье рассматривается необходимость формирования культуры информационной безопасности студентов - будущих педагогов, поскольку в период обучения им не только приходится перерабатывать большие объемы информации, но и готовиться к реализации информационной, ориентировочной и гностической функции учителя. Формирование этой культуры осуществляется в информационно-образовательной среде педагогического вуза.
Практическая реализация условий по формированию у студентов культуры информационной безопасности в ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» позволила сделать выводы об их целесообразности. Студенты овладели навыками безопасной работы с информацией (декодирование, преобразование информации), рациональной организацией своего личного информационного пространства, демонстрировали культуру поведения в сети Интернет и успешно использовали свои знания и умения на педагогической практике в школе.
Ключевые слова: культура информационной безопасности, студенты - будущие учителя, информационная компетентность, электронная информационно-образовательная среда.
FORMATION OF INFORMATION SECURITY CULTURE OF STUDENTS -FUTURE TEACHERS -- IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
Erina Yuliya Sergeevna, Postgraduate, Department of Pedagogy, North Ossetian State Pedagogical Institute, Chief Specialist of Remote Education and Website (Vladikavkaz, Russian Federation). E-mail: juliya-erina@mail.ru
Kokaeva Irina Yuryevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Primary Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russian Federation). E-mail: irina_kokaeva@mail.ru
The article on the basis of the analysis of competences which the bachelor has to get in Training Direction 44.03.01 Pedagogical Education, ways of formation of culture of information security of students - future teachers - in the course of their vocational training are offered. Formation of this culture has to be carried out when studying all disciplines of the main educational program and also within the special course "A basis of culture of information security" (18 hours) which is specially developed by the author.
The article informs about formation of culture of information security of students - future teachers - as during training they not only should process large volumes of information but also to prepare for realization of information, approximate and Gnostic function of the teacher. Formation of this culture is carried out in the information and education environment of pedagogical higher education institution.
Implementation of conditions on formation at students of culture of information security in SBEI HE "North Ossetian State Pedagogical Institute" has allowed to draw conclusions on their expediency. Students have skills of safe work with information (decoding, transformation of information), rational organization of the personal information space, show culture of behavior on the Internet and successfully use the knowledge and abilities in teaching at school.
Keywords: culture of information security, students - future teachers, information competence, electronic information and education environment.
Информационно-коммуникационные технологии стремительно вошли в современную школу и стали неотъемлемым атрибутом системы образования. Дети и молодежь активно используют их в процессе социализации. Социализация молодых людей в информационном обществе не столько включает их в информационное пространство, сколько предполагает формирование у них ново-
го мышления, понимания мира и своего места в нем, активное использование обучающимися информационных и коммуникационных технологий в процессе развития как индивидуума и как личности [6, с. 56-58].
В связи с развитием у детей и молодежи навыков свободной ориентации в информационной среде, широким использованием Интернета, по-
вышается уровень 1Т-угроз. Современные средства массовой информации предлагают свои собственные модели, стандарты поведения и потребления, действуя в качестве информационного фильтра. Трудности в определении этих угроз состоят в том, что студенты вузов взаимодействуют с информационным полем более крупного масштаба, который, кроме того, неравномерен. В то же время приоритеты информационного взаимодействия учащихся определяются динамикой их возрастного развития в процессе и структуре их как общей, так и информационной социализации.
Возрастающая роль информации в жизни современного человека становится не безопасной для детей и молодежи. В связи с этим в профессиональной подготовке бакалавров - будущих учителей, - среди прочих профессиональных компетенций, культура информационной безопасности должна занять достойное место. Необходимо, чтобы формирование культуры информационной безопасности осуществлялось на всех ступенях образования. Однако студент - будущий учитель начальной школы - должен стать образцом информационной грамотности и культуры и обеспечить информационную безопасность своих учеников [7]. В процессе профессиональной подготовки требуется, чтобы бакалавры приобрели компетентность по анализу возможных угроз в поступающей информации и объективной ее оценке.
Поэтому целью настоящей работы стал поиск условий формирования культуры информационной безопасности у студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование в процессе их профессионального обучения.
Проблемами формирования информационной безопасности обучающихся занимались Л. В. Астахова, В. Ю. Гайкович, В. А. Герасименко, Г. В. Емельянов, В. А. Минаев, С. П. Расторгуев, А. А. Стрельцов Л. Н. Тихонова и мн. др. В исследованиях этих ученых анализируется правовой, социологический, технический, психологический аспекты информационной безопасности. По нашему глубокому убеждению, проблема формирования культуры информационной безопасности студентов как проблема педагогическая разработана не достаточно. Важную роль и большой потенциал в формировании культуры безопасного поведения играет профессиональ-
ное образование, которое формирует целый комплекс информационных компетенций. Если ранее эту культуру формировали только у учителей информатики, то сейчас мы говорим о необходимости формирования этой культуры у всех учителей, в том числе и у будущих учителей начальной школы.
Для этого, в свою очередь, необходимо у студентов педагогических вузов сформировать целостное и достаточно полное представление о предметной области «Информационная культура».
Важно не только научить подростков объективной аналитике и оценке информации, поступающей к ним с учетом возможных угроз, содержащихся в ней. По нашему мнению, один из важнейших аспектов социализации подростков -это формирование у них навыков по обеспечению информационной безопасности, интеграция в социальную структуру.
В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере», определяющееся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [1]. Интересы личности в информационной сфере заключаются в «реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации для осуществления юридической деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность» [1]. Общественный интерес заключается «в обеспечении интересов личности в этой области, укреплении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании социальной гармонии и духовного возрождения России» [1]. Интересы государства заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, политической, экономической и социальной стабильности, безусловного положения закона и порядка, развития равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» [1]. Эти интересы в совокупности отчасти находят свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (44.03.01 «Педагогическое образование») и среднего профессионального образования (44.02.02
«Преподавание в начальных классах»). В соответствии с требованиями ФГОС СПО, формирование культуры информационной безопасности можно реализовать через готовность: «оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК-3); осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4): использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности» (ОК-5) [3]. Требованиями ФГОС ВО предусмотрено формирование у бакалавров таких компетенций, как: «способность использовать естественно-научные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-4) [2]. Необходимость формирования культуры информационной безопасности как компонента информационной культуры находит свое отражение в программах и учебных планах ГБОУ ВО « Северо-Осетинский государственный педагогический институт». Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы (ООП) отражают: умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований правовых и этических норм, норм информационной безопасности. На обеспечение этических аспектов информационных технологий направлены многие дисциплины ООП: «Математика и информатика», «Безопасность жизнедеятельности». Они должны отражать: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, соблюдения нормы информационной этики и права. Они направлены на формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно коммуникационных технологий на уровне общего пользователя, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
В требованиях ФГОС ВО четко прописано, что студенты должны использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети «Интернет» в своей
профессиональной деятельности, при этом ни в одном из требований ничего не сказано о культуре информационной безопасности.
В вузовских учебниках под информационной безопасностью понимают «состояние информационной защищенности среды и общества от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств» [4, с. 216]. Целью информационной безопасности является предотвращение влияния неблагоприятных событий (угроз) или обеспечение минимального ущерба от них в информационной среде [6]. Однако, по нашему мнению, целесообразнее использование дефиниции «культура информационной безопасности» студента - будущего учителя.
Под культурой информационной безопасности мы понимаем интегральное качество личности, которое формируется в системе непрерывного образования, но имеет особое значение в профессиональной подготовке будущего учителя.
Культура информационной безопасности человека должна быть заключена в невозможности нанесения ему вреда как индивидууму или личности, социальная деятельность которой (личности) в большинстве своем основывается на «переваривании» полученной информации, на взаимодействиях с другими индивидами.
Человеческая безопасность в области информации создается за счет формирования условий для свободной реализации и защиты информационных прав граждан, защиты личных секретов и другой конфиденциальной информации, принадлежащей гражданам, защиты от преступлений в сфере информационной безопасности, в том числе защиты против нарушений прав в информационной сфере.
Культура информационной безопасности студента - будущего учителя - обеспечивает состояние защищенности жизнедеятельности личности, при которой риск причинения вреда информацией минимизируется, либо угроза вовсе отсутствует.
Она включает в себя информационно-технические, информационно-идеологические и информационно-психологические компоненты.
Информационно-техническая безопасность предполагает защиту от преднамеренных и случайных воздействий вне зависимости от их естественного или искусственного характера, чреватых последствиями в виде нанесения ущерба.
Информационно-идеологическая безопасность - это защита личности от преднамеренного или непреднамеренного воздействия с нарушением прав или свобод личности в итоге.
Информационно-психологическая безопасность - это состояние защищенности отдельных лиц или групп лиц от негативных воздействий, что связаны с личностью, обществом и государством в целом в информационной сфере.
Результаты констатирующего этапа эксперимента, проведенного среди студентов первого курса, показали низкий уровень культуры информационной безопасности. Нами был разработан спецкурс «Основы культуры информационной безопасности».
Таким образом, педагогический вуз выступает одним из главных субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности личности и, как показал теоретический анализ, общества в целом.
Ориентируясь на принципы культурологического подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности личности, главным фактором становления будущего специалиста, способного не только обеспечить защищенность, но и создать условия безопасной информационной среды, мы обосновываем культуру информационно-психологической безопасности личности.
Были продуманы педагогические условия по формированию культуры информационной безопасности студентов:
• соответствие содержания учебных дисциплин компонентам видовой структуры культуры информационной безопасности;
• организация самодиагностики культуры информационно-психологической безопасности студентов на основе оценки потребностей и угроз их реализации; внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов по самостоятельному освоению студентами стратегий обеспечения информационно-психологической безопасности в реальной информационной среде.
В результате реализации намеченных мероприятий по формированию информационной безопасности и комплекса педагогических условий в процессе профессиональной подготовки было установлено наличие статистически значимого роста числа студентов - будущих учителей - с высоким и средним уровнями культуры информационной безопасности.
Комплексность педагогических условий обеспечивается за счёт методологической взаимосвязи цели-результата формирования, содержания, структуры культуры информационно-психологической безопасности личности и возрастных особенностей студентов. Компетентно-стный подход к развитию культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов определяет образовательный процесс содержательно и методически.
Методика развития культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза обеспечивает целенаправленный поэтапный (ориентировочный, деятельностный, стабилизационный этапы) переход на качественно более высокий уровень развития культуры информационно-психологической безопасности.
Развитию культуры информационной безопасности способствует воспитательная работа со студентами, которая, так же как педагогическая практика, должна содержать задачи, цели, планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Цель обучения при развитии культуры информационной безопасности заложена в требованиях к результатам освоения базы курса информатики, предполагающих понимание основополагающих правовых аспектов использования ПО во время работы в сети Интернет.
При этом можно в общем виде обозначить модель электронной информационно-образовательной среды, в которой в настоящее время реализуется формирование компетенций, развивающих культуру информационной безопасности студента (рис. 1).
Рассмотрим некоторые специфические принципы обеспечения развития культуры информационной безопасности студентов педагогического вуза:
- превентивный характер проведения мероприятий информационной безопасности по отношению к мероприятиям других видов безопасности;
- адекватная информированность объектов безопасности, в том числе и международных. Можно утверждать, учитывая эти принципы, что моделирование является наиболее приемлемым способом изучения подсистем обеспечения информационной безопасности.
Руководящий состав образовательного учреждения
Полный доступ к информационным ресурсам, ограниченный к техническим
Научно-педагогический состав
Доступ к образовательным
—► информационным, методическим ресурсам
ЭИОС
Обучающиеся
Доступ к образовательным информационным ресурсам, к изданиям электронных библиотечных систем. Нет доступа к административным и техническим
Родители обучающихся
—► Ограниченный, демонстрационный доступ к ЭИОС
Рисунок 1. Модель электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза
Компонентами концептуальной модели безопасности информации являются:объекты угроз;
- угрозы;
- источники угроз;
- цели угроз со стороны злоумышленников;
- источники информации;
- способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией (способы доступа);
- направления защиты информации;
- способы защиты информации;
- средства защиты информации.
На основе вышеизложенного нами была построена модель обучения, развивающая культуру информационной безопасности студентов в процессе профессиональной подготовки (рис. 2).
Рисунок 2. Модель формирования культуры информационной безопасности студентов - будущих педагогов -
в процессе профессиональной подготовки
В результате реализации рассмотренной модели у студентов - будущих учителей - происходит формирование знаний о принципах обеспечения культуры информационной безопасности, средствах, способах и методах защиты от внешних и внутренних воздействий, а также их предотвращения для дальнейшего надежного функционирования.
При этом необходимо учитывать, что с развитием современных информационных технологий увеличивается и число возможных угроз, расширяется спектр потенциальных способов защиты от воздействий, следовательно, в ходе обучения невозможно охватить все аспекты ИБ, что повышает важность и значимость самостоятельного обучения студентов, развитие их саморегуляции (самокоррекции) и активизация познавательных действий, а также понимания ответственности за свою судьбу, здоровье и жизнь в целом.
В результате формирования компетенций культуры информационной безопасности студенты обучаются уважительно относиться к частной информации и информационным правам и свободам других людей, соблюдать нормы и информационную этику, права и культуру, обеспечивать собственную безопасность.
Обучающийся осваивает навыки использования кодирования, преобразования информации, рациональной организации своего личного пространства, в том числе информационного, с использованием персональных носителей данных (накопителей), облачных интернет-сервисов (например, Google Drive), кроме того, он должен уметь соблюдать основы норм информационного права и этики.
При этом студент педагогического вуза будет иметь возможность убедиться в том, насколько полна, верна, актуальна и достоверна полученная информация, есть ли доказательства, подтверждающие эту информацию, познакомиться с различными подходами к оценке достоверности информации (анализ оценки надежности источника информации, сравнение данных из разных источников в различное время), получить знание о существовании международных и национальных стандартов в области информатики, ИКТ.
По нашему глубокому убеждению, достижению информационной безопасности студентов способствует их духовно-нравственное развитие и успешная социализация.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 дек. 2016 года № Пр-646) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование. Квалификация (степень) «бакалавр». - М., 2015. - 27 с.
3. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 - Преподавание в начальных классах» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34864). Приказ Минобрнауки России от № 1353 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/.
4. Беляев М. А., Лысенко В. В., Малинина Л. А. Основы информатики: учебник для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс. 2006. - 275 с.
5. Бетрозти Т. И., Кокаева И. Ю. Влияние компьютера на организм младшего школьника // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. - Пермь: АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 4. - С. 16-19.
6. Гафарова Г. Г., Смелянская В. В. Информационная безопасность личности [Электронный ресурс] // Безопасность личности: состояние и возможности обеспечения»: мат-лы конф. - Пенза: Социосфера, 2012. -URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-21-5-12.pdf.
7. Кокаева И. Ю., Тубеева Ф. К. Информационная компетентность бакалавров как показатель профессионализма и педагогического мастерства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 5. -С. 24-31.
References
1. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF 5 dekabrya 2016 goda № Pr-646) [Doctrine of information security of the Russian Federation (Russian President on December 5, 2016 No. Pr-646)]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/.
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya napravleniyu podgotovki 44.03.01 -Pedagogicheskoe obrazovanie. Kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr" [Federal state educational standard of the higher education direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education. Qualification (degree) "bachelor"]. Moscow,
2015. 27 p. (In Russ.).
3. Prikaz "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nykh klassakh" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.11.2014 № 34864). Prikaz Minobrnauki Rossii ot № 1353 [The order "About the Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education in 44.02.02 Teaching in Initial Classes" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 11/24/2014 No. 34864). The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from No. 1353]. (In Russ.). Available at: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc. nsf/.
4. Belyaev M.A., Lysenko V.V., Malinina L.A. Osnovy informatiki: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of informatics. The textbook for higher education institutions]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2006. 275 p. (In Russ.).
5. Betrozti T.I., Kokaeva I.Yu. Vliyanie komp'yutera na organizm mladshego shkol'nika [Influence of the computer on an organism of the younger school student]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki v epokhu globalizatsii: sbornik sta-tey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 7 chastyakh [Research and development during an era the globalization. Collection of articles of the International scientific and practical conference. In 7 part]. Perm, AETERNA Publ., 2016, part 4, pp. 16-19. (In Russ.).
6. Gafarova G.G., Smelyanskaya V.V. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti [Informational safety of the person]. "Bezopasnost' lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti obespecheniya": materialy konferentsii ["Security of the person: the status and capabilities of software". Materials of the conference]. Penza, Sotsiosfera Publ., 2012. (In Russ.). Available at: http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-21-5-12.pdf.
7. Kokaeva I.Yu., Tubeeva F.K. Informatsionnaya kompetentnost' bakalavrov kak pokazatel' professionalizma i peda-gogicheskogo masterstva [Information competence of bachelors as indicator of professionalism and pedagogical skill]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions],
2016, no. 5, pp. 24-31. (In Russ.).
УДК 343.85
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сингач Артем Николаевич, директор Инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: singach@inbox.ru
Социально-педагогическая значимость профилактики молодежного экстремизма, необходимость реализации поставленной научной проблемы и отсутствие научно обоснованных технологий в теории, методике и организации социально-культурной деятельности, посвященных профилактике молодежного экстремизма, обусловили целесообразность выбора темы исследования. В статье осуществлена попытка анализа научной литературы, раскрывающего состояние разработанности понятий «экстремизм», «молодежный экстремизм». Определены области научного интереса к феномену экстремизма исследователей различных научных направлений - юридических, социологических, психологических, педагогических и др. Особое внимание было уделено исследованиям в области проблемы молодежного экстремизма, а также трудам методологов и практиков в сфере досуговой деятельности. Разносторонний анализ, затрагивающий политический, социологический, юридический и др. контексты позволил уточнить сущность понятия «экстремизм», было выявлено существенное расхождение его смысловой нагрузки - от приверженности к крайним взглядам и насильственным мерам, противоправным действиям до социально активного позитивно отклоняющегося общественно допустимого поведения.