Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров - будущих учителей начальной школы в области информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации'

Подготовка бакалавров - будущих учителей начальной школы в области информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ВЕБ-СТРАНИЦА / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB SITE / WEB PAGE / INTERNET PORTAL / INTERNET COMMUNITY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PUPIL'S PERSONAL INFORMATION SECURITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хунонь Чжай

Представлены теоретические и прикладные аспекты реализации информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации и меры по их обеспечению. Описаны основные компоненты содержания подготовки студентов будущих учителей начальной школы в области информационной безопасности личности ученика-пользователя информационными и коммуникационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACHELORS - FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS TRAINING IN THE FIELD OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN PERSONAL INFORMATION SECURITY IN THE CONDITIONS OF MASS NETWORK COMMUNICATION IN MODERN INFORMATION SOCIETY

The article presents theoretical and applied aspects of the personal information security of the elementary school pupil in the conditions of mass network communication in modern information society and measures for their provision. The main components of the preparation content for the future elementary school teachers in the field of information security of a pupil as an information and communication technologies user are described.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров - будущих учителей начальной школы в области информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации»

УДК 378 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30. 144

Чжай Хунонь,

Институт управления образованием Российской академии образования

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА МАССОВОЙ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Представлены теоретические и прикладные аспекты реализации информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации и меры по их обеспечению. Описаны основные компоненты содержания подготовки студентов - будущих учителей начальной школы в области информационной безопасности личности ученика-пользователя информационными и коммуникационными технологиями. Ключевые слова: веб-сайт, веб-страница, интернет-портал, интернет-сообщество, информатизация образования, информационная безопасность личности ученика, информационные и коммуникационные технологии.

Введение. Анализ научных исследований в области подготовки учителей начальной школы к применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности, а также анализ опыта учителей начальной школы по применению ИКТ позволил выделить наиболее распространённые направления использования ими средств ИКТ: ведение электронного документооборота; использование образовательных ресурсов Интернет (электронных энциклопедий и справочников, интерактивных карт и атласов, виртуальных книжных фондов, виртуальных музеев и художественных галерей, демонстрирующих на экране свои экспонаты и шедевры); разработка авторских компьютерных программ, в основном, в качестве презентаций; использование образовательных сайтов и порталов, форумов; сетевых образовательных журналов, сетевых информационных ресурсов.

При этом подготовка учителя начальных классов к применению ИКТ в своей профессиональной деятельности должна соответствовать ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки от 4 декабря 2015 г. № 1426, а также «Примерной основной образовательной программой начального общего образования» (утв. 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

Вышеизложенные документы, а также содержание Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [3] и Концепции информационной безопасности детей [4] определяют необходимость введения в содержание подготовки будущих учителей начальной школы теоретические и прикладные аспекты реализации информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации.

Опираясь на исследования [1; 5; 8] опишем содержательные компоненты данного направления.

1. Понятие информационной безопасности личности ученика начальной школы рассматривается как защита: от внешней агрессивной информации; неэтичной информации или информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя; некачественной педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-эргономическим требованиям; заимствования извне результатов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, что влечёт за собой потерю авторских прав.

2. Организационно-методические меры, которые должен освоить будущий учитель по обеспечению защиты физического и психического здоровья ученика от возможного негативного влияния, оказываемого использованием средств ИКТ, состоят в следующем:

2.1. Обеспечение защиты от внешней агрессивной информации со стороны:

- СМИ, источником которых являются сетевые источники информации, телевизионные источники информации, различные порталы, веб-ресурсы;

- интернет-рекламы различных товаров и услуг, которые предоставляют информацию и рекламируют неправомерную деятельность или действия, запрещённые законом;

- интенет-сообществ или социальных сетевых сообществ и объединений или индивидуальных инициаторов, которые насаждают определённое (нужное им) мнение или формируют заранее спланированное коллективное мнение.

2.2. Обеспечение защиты от неэтичной информации или информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя, со стороны:

- интернет-порталов, которые в информации допускают неэтичные выражения, или информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя, в форме, мотивирующей пользователя к её поиску и рассмотрению;

- интернет-порталы, которые преднамеренно нацелены на получение персональных данных пользователя без его ведома;

- интернет-сообществ, которые предоставляют выход в онлайн-общение с анонимным собеседником; при этом цели общения могут быть криминальными.

2.3. Обеспечение защиты от некачественной педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-эргономическим требованиям, со стороны:

- интернет-рекламы, интернет-порталов, которые предлагают нелицензированную образовательную продукцию (электронный образовательный ресурс, различные методики и методические рекомендации) и образовательные услуги (обучение, психологические тренинги и пр.);

- фирм, не имеющих лицензию, которые выпускают педагогическую продукцию, реализованную на базе ИКТ, не отвечающую педагогико-эргономическим требованиям.

2.4. Обеспечение защиты от заимствования извне результатов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, что влечёт за собой потерю авторских прав со стороны:

- интернет-изданий, которые публикуют и тиражируют результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде без указания автора и первоисточника;

- веб-сайтов, веб-страниц, которые тиражируют информацию, полученную случайным образом, без указания автора и первоисточника;

- сайтов образовательных учреждений, которые публикуют учебно-методические материалы, представленные в электронном виде, без указания авторов.

2.5. Реализация следующих организационно-методических мер:

- изучение нормативных актов и документов в области информационной безопасности личности, утверждённых соответствующими министерствами [6; 2];

- формирование знаний о возможных негативных последствиях использования ИКТ, связанных с активным вторжением в естественный внутренний мир ребёнка неестественных, иллюзорных виртуальных впечатлений от «экранных» объектов, и их взаимодействий или сюжетов;

- обеспечение комфортности процесса информационного взаимодействия пользователя с объектами «экранного» мира (простота и доступность действий ученика при рассмотрении им на экране учебных сюжетов; возможность в любой момент времени «возвращения» из «экранного» мира в реальный мир);

- формирование критического отношения ученика к любой информации, полученной от СМИ, Интернета;

- формирование убеждения в том, что ложная информация против ложной информации - недопустима; дезинформация на опережение - недопустима.

- недопустимость эмоционального напряжения при выполнении определённых действий с объектами, представленными на экране, или при участии в реализации сюжетов, разворачивающихся на экране.

Вывод. Предлагаемые теоретические и прикладные аспекты подготовки бакалавров-будущих учителей начальной школы в области реализации информационной безопасности личности ученика начальной школы в условиях современного информационного общества массовой сетевой коммуникации можно рекомендовать в процессе повышения квалификации педагогических кадров, работающих с младшими школьниками. Реализация организационно-методических мер по обеспечению информационной безопасности личности ученика начальной школы может быть адресована как администрации образовательных учреждений, так и учителям и студентам.

Библиографический список

1. Бешенков С. А., Миндзаева Э. В. Информационная безопасность учащихся и их интеграция в информационный социум // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 5. - С. 11-18.

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г., № 313 (Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на её основе»; Подпрограмма 2 «Информационная среда»).

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Концепция информационной безопасности детей. утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471- р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71167034/#ixzz4KcWkKn86

5. Поляков В. П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов // Педагогическая информатика. - 2016. - № 4. - С. 37-47.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». утв. от 10 июля 2013 г. № 582.

7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

8. Роберт И. В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // Педагогическая информатика. - 2017. - № 2. - С. 42-59

Zhai Hunan graduate student,

Institute of Education Management of the Russian Academy of Education 5/16, st. 1B Makarenko, Moscow, 105062, Russian Federation

BACHELORS - FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS TRAINING IN THE FIELD OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN PERSONAL INFORMATION SECURITY IN THE CONDITIONS OF MASS NETWORK COMMUNICATION IN MODERN INFORMATION SOCIETY

The article presents theoretical and applied aspects of the personal information security of the elementary school pupil in the conditions of mass network communication in modern information society and measures for their provision. The main components of the preparation content for the future elementary school teachers in the field of information security of a pupil as an information and communication technologies user are described.

Keywords: web site, web page, Internet portal, Internet community, informatization of education, pupil's personal information security, information and communication technologies.

References

1. Beshenkov S. A., Mindzaeva E.V. Information security of students and their integration into the information society. Distantsionnoye i virtual'noye obucheniye. 2016. Vol. 5. pp. 11-18.

2. The State Program of the Russian Federation "Information Society (2011-2020)". Decree of the Russian Federation Government, April 15, 2014, No. 313 (Subprogram 1 "Information and telecommunications infrastructure of the information society and services provided on its basis", Subprogram 2 "Information environment").

3. The Doctrine of Information Security of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation, December 5, 2016 No. 646). Available at http://www.consultant.ru

4. Conception of children information security. Approved by Government Decree , December 2, 2015 No. 2471-p). Available at http: /www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034/#ixzz4KcWkKn86

5. Polyakov V. P. Pedagogical support of the information security aspects in university students information education. Pedagogicheskaya informatika. 2016. Vol. 4. pp. 37-47

6. Resolution of the Russian Federation Government "On approval of the rules for posting on the official website of the educational organization and in the information and telecommunications network" Internet "and updating information on the educational organization." aproved 10 July 2013 No. 582.

7. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and Methods of Education Informatization]. Moscow. BINOM. Laboratoriya znaniy publ., 2014. 398 p.

8. Robert I. V. The formation of personal information security of a pupil studying in conditions of intellectu-alization of his activity // Pedagogicheskaya informatika. 2017. Vol. 2. pp. 42-59

Поступила в редакцию 12.11.2017 © Чжай Хунонь, 2017

Автор статьи: Чжай Хунонь, аспирант, Институт управления образованием Российской академии образования, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б. Рецензенты:

С. А. Бешенков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования». Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.