Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе'

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1744
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Ольга Петровна

В статье представлена информация о применении информационных технологий в работе учителя начальных классов для совершенствования обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе»

Литвиненко Ольга Петровна,

учитель начальных классов, МБОУ ООШ № 269, г. Снежногорск [email protected]

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе Аннотация. В статье представлена информация о применении информационных технологий в работе учителя начальных классов для совершенствования обучения в школе. Ключевые слова: начальная школа, информационные технологии, интернет в работе учителя, информационные источники.

Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Во все времена особое значение при обучении будущих специалистов придавалось методике преподавания. По мере развития педагогической науки, совершенствовались методы и формы преподавания.

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду уже сегодня стало стандартом.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г).

«Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая указывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные действия» [5].

ИКТ-компетентность учителя начальной школы - это личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать ИКТ в своей деятельности.

Однако не все учителя в полной мере знают о многообразных возможностях применения компьютера в обучении, еще меньше педагогов владеют навыками эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Для достижения необходимого уровня знаний и владения педагогами средствами и приемами ИКТ необходима планомерная и содержательная работа по повышению квалификации учителей в данном направлении.

В результате развития технологий школа перестала быть ведущим источником информации для учащихся.

Современный первоклассник с трудом представляет себе жизнь без современных средств коммуникации и мультимедийной информационной среды.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно [5].

Будущему учителю нового тысячелетия необходимо обладать не только определенным объемом знаний, но и умением решать проблемы сегодняшней жизни.

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты.

То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. [4].

И как угнаться за всем этим современному учителю?

Гипотеза: предположим, что информационные технологии дадут уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю и по мере развития педагогической науки, совершенствовались методы и формы преподавания.

Тогда мы выходим на проблему:

• как построить учебный процесс с применением компьютера;

• какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием ПК;

• как и какими средствами осуществлять контроль знаний;

• какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Даже специалисты в области образования развитых стран на сегодняшний день не могут однозначно ответить на эти вопросы и оценить последствия применения компьютера и информационных технологий в сфере образования. И это несмотря на то, что в мировой системе образования компьютеры используются гораздо дольше и более эффективно, чем у нас. Специалисты всего мира пока единодушно констатируют только одно - применение компьютера в этой сфере человеческой деятельности породило больше проблем, нежели решило [9]. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю [8].

По мере развития педагогической науки, совершенствовались методы и формы преподавания

В основном в учебном процессе применяем информационные технологии по следующим направлениям:

• образовательные программы;

• интерактивная доска;

• мультимедийный экран;

• система опроса;

• создание дидактического материала.

Чаще всего информационные технологии используем для создания дидактического материала и отчётности.

Для этой цели используем следующие технологии и программы MS Office:

• текстовый редактор Word;

• электронные таблицы Microsoft Excel;

• технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;

• технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint;

• использование обучающих программ на CD

Это - один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях [6]

Но ведь интерактивное творчество преподавателя и ученика безгранично. Важно только правильно расставлять акценты, что и для чего.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. По исследованию компании "КОМКОН", численность российских пользователей сети Интернет на начало 2002 года составляет 3,7-3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта "ИнфоАрт", около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста [6]

А ведь использовать ресурсы сети Интернет можно намного шире:

• общаясь на профессиональные темы, участвовать в форумах, обсуждениях;

• необходимую в работе информацию можно находить с помощью поисковых систем;

• использовать дистанционные формы обучения в работе со своими учениками;

• использовать коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

• участвовать в конкурсах и других сетевых мероприятиях.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый преподаватель обязан работать во благо развития учащегося.

Преподаватели, активно занимающиеся разработкой и использованием средств ИКТ, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию средств информатизации образования в учебном процессе. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании и быть специалистами.

Требования к преподавателю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности. К традиционным требованиям относятся:

• организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т. д.);

• дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);

• перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);

• коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);

• суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);

• исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);

• научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);

• предметные (профессиональные знания предмета обучения) [8].

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. иКт вовлекают учащихся в образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в образовательном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль и оценку результатов учебной деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления образовательным процессом. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результаты своих действий [6].

Каждый из нас должен помнить, что применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». Библиографический список

1. Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. -Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.

2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. -с. 5-6.

4. Информационные технологии на сайте otherreferats.allbest.ru>

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 21 с. - (Стандарты второго поколения) / http://www.eidos.ru/journal/1998/0425.htm

6. Использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе/ [www документ] на сайте logosha.com

7. Современные информационные технологии в образовании на сайте sgpu2004.narod.ru

8. Применения информационных и коммуникационных технологий...на сайте ido.rudn.ru

9. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения на сайте snfpo.ru

Ловчикова Ирина Владимировна,

преподаватель гуманитарных дисциплин Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта - филиала ФГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщений», г. Петрозаводск [email protected] Организация дистанционного обучения дисциплине «История» студентов очной и заочной формы Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта Аннотация. В статье рассматриваются причины внедрения дистанционного обучения в Петрозаводском колледже железнодорожного транспорта, выстраиваемого с помощью системы moodle, позволяющие интегрировать информационные и педагогические технологии, обеспечивающие возможность внедрения принципов Федерального Государственного образовательного стандарта на примере дисциплины «История». Описываются противоречия, возникающие в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.