Научная статья на тему 'Медицинские основания информационной безопасности личности'

Медицинские основания информационной безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INFORMATION SECURITY / HUMAN HEALTH / COMPREHENSIVE SECURITY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич

В материалах публикации рассматриваются медицинские основания информационной безопасности личности через призму сопутствующих медико-правовых, гигиенических, медико-социальных, медико-психологических проблем как элементов комплексной безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL REASON PERSONAL INFORMATION SECURITY

This document considers medical foundation of information security of the individual in the scope of related medico-legal, hygienic, medico-social, medical and psychological problems as elements of a comprehensive personal security.

Текст научной работы на тему «Медицинские основания информационной безопасности личности»

УДК 316

МЕДИЦИНСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

И.Ш. Мухаметзянов

Аннотация. В материалах публикации рассматриваются медицинские основания информационной безопасности личности через призму сопутствующих медико-правовых, гигиенических, медико-социальных, медико-психологических проблем как элементов комплексной безопасности личности.

Ключевые слова: информационная безопасность личности, здоровье человека, комплексная безопасность личности.

MEDICAL REASON PERSONAL INFORMATION SECURITY

I. Mukhametzyanov

Abstract. This document considers medical foundation of information security of the individual in the scope of related medico-legal, hygienic, medico-social, medical and psychological problems as elements of a comprehensive personal security.

Keywords: information security, human health, comprehensive security of the person.

Цель статьи - оценить влияние информационных технологий на жизнь людей, на их безопасность через призму медицинской составляющей данной проблемы.

Рассматриваются как факторы, так и основания: медико-правовые, гигиенические, медико-социальные, медико-психологические, чье влияние на информационную безопасность личности нам представляется несомненным. Обсуждаются такие вопросы, как концепция информационной безопасности личности; влияние технологий на сбор, хранение и обработку личной информации; актуальность данного процесса на разных этапах жизни человека, в частности для системы образования.

К факторам, оказывающим влияние на здоровье пользователя информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), можно отнести биологические (вирусные,

бактериальные, например, на клавиатурах), химические (включающие в себя вещества, выделяемые при нагреве пластмасс, порошке принтеров и прочее), физические (шум, вибрация, инфразвук, тепловое, ионизирующее,

неионизирующее и иные излучения), социальные (условия труда и отдыха, соблюдение правил использования ИКТ).

Все эти факторы контролируются различными ведомствами. В результате их деятельности формируется оценка факторов среды на рабочем месте пользователя и их влияние на его здоровье; формируется комплекс мероприятий по снижению или ликвидации возможного негативного влияния на здоровье пользователя. Но это справедливо для

организованного рабочего места в рамках формальной образовательной организации. Используемый в настоящее время подход гигиенического нормирования в комплексе с количественной оценкой опасности от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды применим только в формальной рабочей среде. В последнее время все активнее используются методики оценки риска факторов рабочей среды, позволяющие получить результаты, определяющие характер последующих управленческих решений. Но, вместе с тем, до настоящего времени нет достаточной нормативной базы, позволяющей активно внедрять данную методику. Кроме того, она опять не применима в условиях обучения вне образовательной организации. Ниже будет представлена группа оснований, оказывающих прямое и опосредованное влияние на информационную безопасность личности.

Сегодня мы живем в эпоху, кардинально изменившую как экономику, так и жизнь общества путем интеграции во все сферы жизни и деятельности человека информационных и коммуникационных технологий. Более того, в жизни данного общества информация становится основой экономической деятельности и большинства социальных процессов и коммуникаций. Экономика и коммуникации глобализируют всю жизнь общества, как и глобализируют возможность доступа и использования информации о каждом человеке вне зависимости от места его пребывания. Меняясь, былая парадигма общественного устройства требует изменения и самого общества,

его членов, способов и методов коммуникации, исходя из того, что информация в настоящее время не является персональной до тех пор, пока сама личность в этом не заинтересована. Появляются совершенно новые этические и юридические проблемы, которые в основном связаны с такими вопросами, как право на доступ к информации, право на неприкосновенность частной жизни, которому угрожает акцент на свободном потоке информации. Вопросы сохранения персональной информации о пациенте разрабатывались еще в четвертом веке до н.э. и закреплялись клятвой Гиппократа. Вместе с тем, за пациентом остается право самому принимать решение о передаче информации о своем здоровье медицинскому работнику. В условиях современной медицины, роста продолжительности жизни, неизбежно накопление большого объема медицинской информации. В ряде случаев пациент может иметь право доступа к своей медицинской информации и право требовать исправления недостоверной информации о состоянии здоровья. Вместе с тем, значительные объемы информации скрыты от пациента или не могут быть раскрыты иным лицам без его согласия. При хранении информации в цифровом виде возникает проблема безопасности данного процесса [15;22].

Прямой экономический ущерб от неправомерного использования сложно рассчитывать, хотя рад источников указывает на весьма значительные суммы в медицинской сфере, получаемые как с лица, непосредственно утратившего информацию и тем самым нарушившего закон, так и с лица, чья персональная информация была неправомерно получена и использована [19;23].

Масштаб утечек персональных данных о пациентах крайне велик. Ряд авторов сообщают, например, об утрате в 2013 году данных медицинской документации более 29,2 млн. пациентов [26].

При этом необходимо отметить, что зачастую причиной неправомерного доступа может быть утрата человеком смартфона, любого носителя информации с предустановленными

медицинскими программами, содержащими персональную информацию о здоровье владельца. В ряде случаев утрачиваются носители, содержащие данные на сотни тысяч пациентов, происходят хакерские атаки, либо информацию распространяют сами сотрудники медицинских учреждений [27].

Исследования показывают, что используемое в настоящее время содержание учебников по информатике в рамках общего образования

недостаточно уделяет внимание формированию личной информационной безопасности обучаемого, и они, как правило, некомпетентны в противодействии угрозам современного информационного мира [2].

Говоря об информационной безопасности личности, будем основываться на традиционном понимании того, что данное понятие подразумевает состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее его информационное пространство. Значимость этого понятия актуализировалось в период информатизации жизни общества и широкой доступности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [4]. Это же и осложнило хранение и лимитирование доступа к цифровой информации о персональных данных в виде баз данных, коммуникационных потоков, что значительно упростило несанкционированное получение практически любой информации о любом человеке или объекте. Это, в сочетании с низкой культурой населения в части безопасности использования ИКТ, приводит к определенным негативным последствиям как социальным, так и психологическим, и медицинским. В этих условиях основной причиной опасностей для пользователей ИКТ является сам пользователь. Та информация, которая размещается в Интернете и потенциально вредит пользователю, размещается, в большей части случаев, им самим в силу низкой культуры пользования ИКТ и отсутствия навыков формирования безопасной информационной среды жизни и деятельности. Характеризуя возможную в данном случае информационную угрозу будем исходить из понимания возможности ее воздействия на информационную сферу личности, в том числе: намерение принести ущерб путем оказания воздействия на информационную сферу; информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной; фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность. Такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т.д. Конвенция ООН о правах ребенка говорит, что «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ст. 3, п. 1) [12].

Законом 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с

изменениями на 28 декабря 2016 года) определяется, что «целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст. 4, п. 1) [16].

Закон «Об образовании» подразумевает, что «образовательное учреждение несет

ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3, ст. 32). Наряду с этим, компетенция системы образования в этой части сводится лишь к установлению в законодательном порядке обязанности самого образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» (п. 1, ст. 51).

436-ФЗ от 9.12.2010 г. «О Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» «регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции» (ст. 1, п. 1). При этом информационная безопасность детей рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» (ст. 2, п. 4) [18]. Интересным представляется положение об ответственности родителей за оборот причиняющей вред ребенку информации. Согласно ст. 11. п. 5 Закона «В присутствии родителей или иных законных представителей детей...допускается оборот информационной продукции...». При этом ответственность самого ребенка за доступ к такой информации вне образовательного учреждения и вне контроля родителей не предусмотрена.

Применительно к рассматриваемой теме исследования и в части оснований обеспечения информационной безопасности личности может служить получение, обработка и хранение информации в медицинских учреждениях. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-! в части ст. 61 дано определение врачебной тайны как «информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении». Получение и обработка информации производится на основе письменного согласия пациента или его представителей. Вместе с тем, прямо предусмотрена и возможность передачи информации третьим лицам (в соответствии со ст. 61), содержащей материалы о состоянии здоровья пациента без его согласия в следующих случаях: в целях его обследования и лечения, если он не способен из-за своего состояния выразить собственную волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания, следствия и суда; при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; если есть основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы. Тем самым существует возможность внешнего влияния на здоровье человека. Это только легальные пути, не упоминая возможные «утечки» из баз данных самой медицинской организации и баз сторонних организаций, получивших информацию на легальных условиях. Это, в свою очередь, требует усилий по сохранению информации не только от работников медицинских учреждений, но и самих пациентов в части контроля изменения информации и ее точности (целостности информации), создания резервных копий и, при необходимости, хранения резервных копий за пределами сайта учреждения. Как вариант обеспечения этого процесса можно рассматривать Закон Н1РАА, принятый в целях защиты конфиденциальности информации о состоянии здоровья личности и регулирующий вопросы оборота медицинской информации в условиях ее анонимности и шифрования. В этой части актуальна программа обучения пациентов в части шифрования своих данных перед их публикацией и комплексе мероприятий при подозрении на возможное нарушение информации (например, утрата устройства, изменение имеющихся данных и прочее) [25].

Особенностью жизни современного общества является возрастающее значение

информационных и коммуникационных технологий на все стороны его жизни, влияние на формирование личности и ее социализацию. Традиционные вертикальные и горизонтальные связи значительно изменились с появлением таких форм социальной коммуникации, как сетевые социальные и профессиональные сообщества (сети), которые стали носить не территориальный, а глобальный характер. Сети представляют собой виртуальную альтернативу традиционных социальных сообществ. Большую значимость приобретает проблема

самореализации и самопрезентации. И даже более того, зачастую виртуальная форма общения доминирует над реальной, провоцирует форму общения, именуемую как «одинок в толпе» - возможность бесконечного взаимодействия без четкой цели, с включением в поверхностные, малосодержательные

коммуникации в условиях виртуальных сред. Вместе с тем, на сегодня необходимо говорить о форме «киберсоциализации» - жизнедеятельности личности в киберпространстве [15]. При этом приоритетным становится вопрос

информационной безопасности личности, рассматриваемой как «...состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы» и «.обеспечении прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации» при существующих угрозах «.противоправного применения специальных средств, воздействующих на сознание» [5]. Ущерб личности представляет собой «...состояние человека, в котором его личности может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство» [13].

Говорить о здоровье невозможно без наличия четких представлений о гигиене труда, в том числе и учебной деятельности. Особенностью современного периода для системы образования является все больший переход от обучения в рамках учебного заведения к обучению в рамках образовательного пространства обучаемого, включающего в себя еще и элементы места его проживания и пребывания. Все аспекты образовательной среды нормируются и контролируются исключительно применительно к учебному заведению. Вне его элементы образовательной среды практически

бесконтрольны, что позволяет, при наличии «заинтересованного внешнего влияния», воздействовать на обучаемого, на его личную

безопасность через внешние информационные коммуникации. В этой связи представляется значимым процесс формирования у обучаемых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Сформированность этих представлений является в дальнейшем критерием эффективности всех проводимых мероприятий. В ряде исследований показано, что существуют прямо пропорциональные зависимости между жизнью в семье и самооценкой личного здоровья. Факторы нездорового образа жизни коррелируют друг с другом, взаимно отягощая свое влияние. Сформированная у обучаемого самооценка показателей личного здоровья на фоне активного здоровьеразрушающего образа жизни приводит к формированию устойчивых зависимостей и формированию и прогрессированию психических отклонений [1].

Для России характерно использование гигиенического нормирования в целях формирования и управления качеством окружающей среды. Долгие годы в части нормирования отношений пользователя и ЭВМ управление качеством окружающей среды на основе соотнесения с требованиями СанПиН. Но эти нормативы не учитывают медико-социальный и психологический ущербы, связанные с их нарушением. Кроме того, сами СанПиН не успевают за уровнем развития современных ИКТ и уже практически нежизнеспособны, по причине несоответствия используемых мобильных ИКТ, просто не прописанных в данных нормативах. Использование предельно допустимого нормирования по времени использования не применимо в рамках дистанционного и электронного обучения, использования современных электронных образовательных ресурсов. Отмечается, что наибольшее значение имеют превышение гигиенических нормативов по напряженности электромагнитных полей в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи и специализированные школы), уровень ЭМИ в 2,9 раза выше, по сравнению с таковым в общеобразовательных школах, за счет более высокой информационной нагрузки и более насыщенной информационной среды [19].

Кроме того, в последнее время значительно растет число точек wi-fí в общественных местах и по месту проживания обучаемых. Достоверных данных о негативном влиянии этих сетей о настоящего времени нет, так как весьма краток период их использования. Вместе с тем, только в нашей стране в концу текущего года число точек публичного WiFi доступа вырастет на 13% - их станет 96200 [9]. Более того, на примере Москвы видно, что и сами образовательные организации все чаще переходят с проводного на

беспроводной Интернет. К 2019 году в рамках проекта «Московская электронная школа» беспроводной интернет появится в каждом классе [10].

В то же время степень загрязнения среды обитания обучаемого электромагнитными полями, электростатическим полем,

неадекватный режим освещения рабочего места, длительное вынужденное положение тела, неблагоприятные микроклиматические условия и многие др. фактически не контролируется. В этих условиях доминирующим основанием безопасности личности является предотвращение изменений в организме обучаемого под влиянием индуцируемых современными ИКТ

неблагоприятными факторами и формирование у него навыков рациональной организации обучения. Для организаторов педагогического процесса это актуально в части эколого-гигиенической безопасности образовательного процесса как в рамках образовательной организации, так и по месту проживания обучаемого. При этом приоритетными основаниями безопасности являются такие нормируемые параметры, как: микроклимат, естественная и искусственная освещенность, неионизирующее электромагнитное излучение ВДТ, напряженность электростатического поля, освещенность и яркость экрана, общий фон аудиторий по высоким и низким частотам по электрической и магнитной составляющей.

Образовательная деятельность и современные коммуникации реализуются, как правило, с применением мобильных устройств, являющихся радиочастотными передатчиками, действующими на частотах от 450 до 2700 МГц при пиковых значениях мощности в диапазоне от 0,1 до 2 ватт. Мощность и воздействие радиочастоты прогрессивно снижается по мере увеличения расстояния телефона от головы пользователя. Согласно данным ВОЗ воздействие радиочастотных полей мобильных телефонов в 1000 и более раз превышает воздействие полей, излучаемых базовыми станциями мобильной связи. Рядом авторов проведены оценка различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков и проведено плацебо-контролируемое ЭЭГ исследование. В ходе исследования было показано, что 3-минутное воздействие МТ вызывает значимый ЭЭГ эффект в виде снижения абсолютной мощности альфа-ритма, зависящий от интенсивности излучения и возраста пользователя. ЭЭГ эффект МТ выше со стороны источника излучения и воздействует не только на поверхностные корковые зоны полушария со стороны излучения, но и на

глубокие синхронизирующие структуры мозга [6].

В исследованиях Национального института рака США отмечается, что воздействие ионизирующего излучения, например, рентгеновских лучей, увеличивают риск рака. Однако, достоверного подтверждения влияния потенциального воздействия не ионизирующих излучений от радаров, микроволновых печей, сотовых телефонов и других источников риска на развитие рака в настоящее время нет [22]. Говоря о прямом влиянии электромагнитного излучения, необходимо обратить внимание на функциональные изменения у детей в форме: повышенной утомляемости (39,7%); снижения работоспособности в школе и дома (50,7%); ослабления устойчивости произвольного внимания (продуктивность 14,3%, точность 19,4%) и смысловой памяти (точность 19,4%; увеличение времени 30,1%). Кроме того, в исследованиях отмечены изменения скорости слух-моторной реакции (55,5%) и нарушения фонематического восприятия. Выраженность этих изменений была тем выше, чем больше нагрузка, т.е. чем больше ребенок разговаривает по мобильному телефону. В ряде случаев эти негативные эффекты отражались на успешности ребенка при обучении [8].

Ранее для профилактики возможного негативного влияния электромагнитного излучения применялись специальные фильтр-экраны для мониторов с электронно-лучевыми трубками. С появлением жидкокристаллических мониторов данная проблема практически сошла на нет. Современные рекомендации говорят преимущественно о необходимости соблюдения расстояния от глаз до экрана, не рекомендуют держать ноутбук на коленях во избежание перегрева и ожога кожных покровов.

Не менее значимы и вопросы медицинского просвещения в части возможного негативного воздействия элементов образовательной среды на здоровье обучаемого. Проводимые ранее исследования показывают явное положительное влияние данного процесса на формирование и навыки контроля показателей личного здоровья обучаемых, реализуемые, в частности, на уроках биологии [7].

В процессе коммуникации в киберпространстве пользователи Интернета создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, нарабатывают определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную

стратификационную систему, иными словами -создают виртуальные сетевые сообщества.

Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного российского общества -атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом и изменяющимся под влиянием процессов социокультурной динамики. Рядом исследований показано, что даже полностью положительное отношение к деятельности в виртуальном мире сопровождается уходом в него, что приводит и к определенным негативным для социальной и психологической сфер пользователя последствиям, а в итоге и для его здоровья [11]. Интернет оказывает существенное влияние на формирование социальных связей в обществе. Именно виды социальных связей и соответствующие им виды социальных объектов могут быть положены в основу классификации современных социальных систем. Быстрота коммуникации, вне зависимости от места нахождения людей, формирует ничем не ограниченные общности людей, регулируемые не правовой системой того или иного государства, а неким модератором, определяющим социальные характеристики участников сообщества. Социализация личности в виртуальном пространстве осуществляется как взаимовлияние двух процессов: следования личности тем нормам и правилам поведения, которые она восприняла в первичной социальной реальности (в результате первичной и вторичной социализации), и усвоения норм, ценностей и установок как конкретного виртуального сетевого сообщества, так и моделей поведения, принятых в рамках социальной системы кибер пространства в целом [20]. Возникающая у пользователя адаптация к условиям деятельности в ИКТ среде сопровождается и процессом дезадаптации. Данный процесс характеризует нарушение существующей гармонии жизни и деятельности личности в социальных коммуникациях, влияет на критическое оценивание элементов коммуникации, иных личностей, что и обусловливает неадекватные позитивной социализации поступки. Рядом исследователей показана отрицательная корреляция между показателем качества жизни, полученная по опроснику ВОЗ КЖ, и формированием интернет-аддикции, определенной по методу Л.Н. Юрьевой [3]. При переходе к информационному обществу и «интернету вещей», иным инновациям в сфере производства и распределения происходит исключение части населения, не готового к «информационному» потреблению. Тем самым, формируется ситуация не только материального, но и информационного неравенства, что в условиях информационного общества

противоречит его сущности - глобальному расширению границ межличностной

коммуникации во всех сферах человеческой деятельности, но и требует формулирования подходов к социализации данной группы населения в условиях новой реальности бытия

[14].

В то же время, при решении проблемы диалогической компетентности и формировании у молодежи навыков позитивной коммуникации, критического диалога, инновационных образовательных идей, новых способов мышления способов взаимодействия с окружающими и научных прорывов необходимо понимание того, что это проблемы настоящего времени и любые инновации реализуются не лидерами, а рядовыми членами общества как эволюционный, а не революционный процесс. И это имеет, несомненно, значение для системы образования, так как именно она готовит человека для жизни и деятельности в рамках информационного общества вне зависимости от предпочтительного вида профессиональной деятельности. Применительно к системе образования значимым стало «цифровое неравенство» обучающих и обучаемых, появление нового «цифрового поколения». Существуют несколько механизмов влияния состояния здоровья обучаемых на уровень их социализации. Наиболее явное значение имеет реализуемое через влияние самих средств ИКТ и условий их использования (санитарно-гигиенические нарушения, несоблюдение правил охраны труда, режима труда и отдыха, использование несертифицированных

технических средств, носителей информации; нарушение нормирования в части представления информации - технические регламенты и прочее). Менее явное значение придается воздействию негативной информации на психику пользователя ИКТ через ее противоречивый, агрессивный и негативный характер. Это оказывает влияние на социальные и нравственные ориентиры, искажает нравственные нормы и критерии.

Приоритетным путем преодоления возможного негативного влияния является обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Необходимо говорить о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в

сфере ИКТ. В последний период отмечается смещение от уровня функционирования учащегося в рамках учебного заведения к доминированию социального и физического функционирования вне него. Это, на наш взгляд, подтверждает фактический выход обучения и процесса социализации за пределы образовательной организации и реализацию в условиях фактически не контролируемой образовательной среды учащегося, включающие в себя как учебное заведение, так и место пребывания или проживания учащегося. Вопросы безопасности данной среды целиком возложены на самого учащегося. Контент-фильтрация материалов возможна только на уровне провайдеров и слабо реализуема при использовании общественных беспроводных сетей.

В части исследований отмечено, что на процесс формирования мотивированности к безопасности образовательной деятельности значительное влияние оказывают

неблагоприятные характеристики их социально-гигиенического функционирования со специфическими для каждого периода жизнедеятельности факторами риска.

Наиболее значимыми показателями, свидетельствующими о влиянии уровня информированности на показатели качества жизни (детерминанты и ранги), являются такие, как: наличие знаний, мотивированность и реализация принципов здоровьесберегающей деятельности. При определении их прогностической значимости отмечен рост вероятности влияния своевременного (на ранних этапах жизнедеятельности) приобретения умений и навыков в сфере обеспечения информационной и санитарно-гигиенической безопасности личности.

Организация здоровьесбережения

предполагает обеспечение гигиенических условий информатизации образовательного процесса, просветительскую и реабилитационную работу педагогов, психологов и медиков. При этом речь идет не столько о прямом привнесении элементов гигиенической (безопасные условия) и оздоровительной (медицинской) работы в учебный процесс, сколько о соблюдении внешних организационных условий преподавания.

Попытки повышения значимости учебных приоритетов над медицинскими, например, посредством простого уменьшения учебной нагрузки вместо оптимизации учебного процесса, неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов требованиям социума. Учащийся, сохранивший свое соматическое здоровье в школе в результате

щадящей учебной нагрузки, может оказаться невостребованным в жизни; нарушения в состоянии соматического и психического здоровья настигнут выпускника уже после окончания учебного заведения.

Существует достаточно много способов причинения вреда человеку в результате раскрытия конфиденциальной личной информации. Медицинская информация; правовые сведения (штрафы и прочее); финансовые данные (мобильный банк, данные карт и прочее); данные посещенных сайтов и введенная на них информация, история поисковых запросов, открывают постороннему многие детали жизни человека. Использование этой информации третьими лицами в противоправных целях приводят к уязвимости человека перед многими злоупотреблениями. К сожалению, но понятие «личной свободы» ограничивается не только регулирующими органами и действующим законодательством, но и способностью и навыками самого человека обеспечить защиту своей информационной среды.

Утрата личной информации приводит к потере контроля и обеспечивает возможность использования ее третьими лицами в ущерб жизни, здоровью или социальному благополучию человека. Необходимо отметить, что зачастую сам пользователь, либо в связи с личными взаимоотношениями с третьими лицами, либо по незнанию значимости личной информации для третьих лиц сам открывает ее и запускает в общий оборот.

Не менее значимо и понятие конфиденциальности информации как защиты от избыточного контроля, как фактор обеспечения возможности личности быть собой, развивать свои индивидуальные особенности, свою личность. Особенно актуально это в рамках современных социальных коммуникаций, реализуемых через разнообразные социальные сети. Персональная информация в них используется самой сетью для таргетирования рекламы на основе личностных особенностей пользователя, его статуса, физического, психического и социального здоровья. При всей закрытости данной персональной информации сами сети используют ее для манипулирования личностью, а «утечка» персональных данных влияет на все стороны понятия здоровья человека, выступая как инструмент внешнего контроля личности.

Применительно к образованию можно отметить, что трансформация современного мира в информационный, изменение рынка труда и характера социальных и межпоколенческих

отношений неизбежно оказывают свое влияние и на эту систему. Обучение все более виртуализируется и выходит за рамки традиционного образовательного учреждения. Понимание того, что основные негативные изменения в состоянии здоровья детей приходятся именно на этот период активной трудовой деятельности, приводит к необходимости не только разработки модели безопасной информационной образовательной среды, но и привития навыков безопасной деятельности. И не столько в рамках самой образовательной организации, сколько вне нее.

Фактическая неразработанность

нормирования медицинских аспектов безопасности информационной среды с учетом

личностных особенностей обучаемого вне образовательного учреждения возлагают дополнительные обязанности на учреждения в части формирования информационной культуры и одного из ее компонентов - формирования и принципов деятельности в рамках безопасной образовательной среды вне учебного заведения. Исходя из этого, предпочтительно формирование программ с учетом большего наполнения образовательных ресурсов, в том числе и цифровых, содержанием по разным аспектам информационной безопасности как в части формирования личной образовательной среды с учетом особенностей своего здоровья, так и навыков информационной деятельности в рамках такой среды.

Литература:

1. Амлаев К.Р., Марков Р.А. Самооценка личного здоровья юношей Ставропольского края / К.Р. Амлаев, Р.А. Марков \\ Кубанский научный медицинский вестник. - 2016. - № 3(158). - С. 10-14.

2. Анурьева М.С., Королева Н.Л., Остапчук К.И., Пузанова Я.М., Лопатин Д.В. Проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ [Электронный ресурс]. - Гаудеамус, 2017. - №1. -Режим доступа: Шр://суЬег1епшка.ги/агйс1е/п/ргоЫету-

оЬисЬетуа-5Ько1ткоу-Ье7ора8поти-15рокоуап1уи-

sгedstv-ikt

3. Бакиров Л.Р., Ахмадеев Р.Р., Юлдашев В.Л., Тимербулатов И.Ф. Показатели социально-психологической адаптации у студентов, пользователей компьютеров [Электронный ресурс] / Л.Р. Бакиров, Р.Р. Ахмадеев, В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов \\ Медицинский вестник Башкортостана. - 2015. - № 1(55). - Режим доступа: ttp://cyber1eninka.ru/artic1e/n/pokazateИ-sotsia1no-psiho1ogicheskoy-adaptatsii-u-studentov-po1zovateh1ey-котруиегоу

4. Баринов С.В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» [Электронный ресурс] / С.В. Баринов. - Режим доступа: Ьйр://отрасли-права.рф/айск/19826

5. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://big_law.academic.ru /527

6. Вятлева О.А., Текшева Л.М., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка влияния мобильных телефонов различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков методом электроэнцефалографии [Электронный ресурс] / О.А. Вятлева, Л.М. Текшева, А.М. Курганский. - Режим доступа: http://www.med1it.ru/journa1sview/gigsan/ view/journa1/2016/issue-10/1939-fizio1ogo-gigienicheskaya -ocenka-v1iyaniya-mobi1-nyh-te1efonov-raz1ichnoy-intensivnosti-iz1ucheniya-na-fUnkciona1-noe-sostoyanie-go1ovnogo-mozga-detey-i-podrostkov-metodom-1ektroencefa1ogгafii/

7. Гаджиева Х.М. Роль медицинского просвещения в воспитании здорового поколения [Электронный ресурс] / Х.М. Гаджиева // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - № 2-1. -Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/artide/n/rol-meditsinskogo-prosvescheniya-v-vospitanii-zdorovogo-pokoleniya

8. Грицина О.П., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н. Гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования [Электронный ресурс] / О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Л.Н. Нагирная. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25644618

9. К концу года в России будет более 96 000 точек публичного WiFi-доступа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology /articles/2017/10/31/740045-96-000-publichnogo-wifi-dostupa

10. К 2019 году во всех классах столичных школ установят точки доступа к Wi-Fi [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosday.ru/news /itemphp? 1194131

11. Козлова Н.С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность [Электронный ресурс] / Н.С. Козлова // Знание. Понимание. Умение. -2015. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-sredy-na-lichnost-i-ee-zhiznedeyatelnost

12. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ch ildcon

13. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2.12.2015 г. № 2471-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71167034/#ixzz4aX7UiQKd

14. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования [Электронный ресурс] / И.Ш. Мухаметзянов // Казанский педагогический

журнал. - 2011. - № 3. - С. 109-116. - Режим доступа: http://kpj.ippporao.ru/archive/3-2011-001-192.pdf

15. Пешаков В.А. Киберсоциализация: Социальное развитие и социальное воспитание современного человека [Электронный ресурс] / В.А. Пешаков. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ n/kibersotsializatsiya-sotsialnoe-razvitie-i-sotsialnoe-vospitanie-sovremennogo-cheloveka#ixzz4bOCKSPWI

16. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

17. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/

18. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://rg.ru/2010/12/3

19. Ханхареев С.С. Гигиеническая оценка факторов, формирующих здоровье обучающихся в образовательных учреждениях различного типа: автореф. дисс. ... канд. мед. наук / С.С. Ханхареев. -Иркутск. - 2014. - 27 с.

20. Цвык В.А. Социальные аспекты информационной безопасности общества [Электронный ресурс] / В.А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnye-aspekty-informatsionnoy-bezopasnosti-obschestva

21. Appari Ajit, Johnson Eric. Information Security and Privacy in Healthcare: Current State of Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ists.dartmouth.edu/library/416.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Cell Phones and Cancer Risk. National Cancer Institute at the National Institutes of Health. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cancer.gov/about-cancer/causes-prevention/risk/radiation/cell-phones-fact-sheet

23. Personal Health Information Security in Healthcare [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pages.metalogix.com/ebook-personal-health-information-security-in-healthcare.html

24. Prater Valerie S. Confidentiality, privacy and security of health information: balancing interests [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://healthinformatics.uic.edu/resources/articles/confidenti ality-privacy-and-security-of-health-information-balancing-interests

25. Protecting health information: the HIPAA security and breach notification rules [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.privacyrights.org /consumer-guides/protecting-health-information-hipaa-security-and-breach-notification-rules

26. Risks and cyber threats to the healthcare industry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://resources.infosecinstitute.com/risks-cyber-threats-healthcare-industry/

27. Thomson Lucy L. Health Care Data Breaches and Information Security Addressing Threats and Risks to Patient Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.americanbar.org/content/dam/aba/publications /books/healthcare_data_breaches.authcheckdam.pdf]

Сведения об авторе:

Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теории и методики подготовки кадров информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», email: [email protected]

Data about the author:

I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), doctor of medical Sciences, Professor, chief research scientist of the laboratory of theory and methodology of training of the personnel responsible for informatization of education at the Federal state scientific institution "Institute of education management, Russian Academy of education", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.