Научная статья на тему 'Медицинские аспекты использования современных коммуникационных технологий'

Медицинские аспекты использования современных коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HEALTH-SAVING INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухаметзянов И.Ш.

Современное образование сложно представить не только без информационных, но и коммуникационных технологий. Внедрение в широкую практику МООС, виртуальной реальности, да и просто изменение традиционного заочного обучения на дистанционное обучение основаны на массовом использовании широкополосного доступа к распределенным образовательным ресурсам, расположенным на удаленных серверах, и коммуникации между участниками процесса обучения. С учетом выхода процесса обучения за традиционные рамки образовательной организации и реализации его по месту пребывания или проживания обучаемого несколько снижается значимость традиционного проводного доступа в интернет и значительно растет значимость беспроводного доступа как посредством Wi-Fi, так и мобильного интернета 3G-4G-5G-6G. Более того, и вне образовательной организации жизнь и социализация обучаемого реализуются посредством данной сетевой коммуникации. Необходимо признать, что если «проводная» коммуникация в рамках образовательной организации и места проживания учащегося в части влияния на здоровье пользователя относительно изучена и считается малозначимой, то к более современным способам коммуникации отношение до конца не устоялось. В части коммуникационных технологий в образовательной организации нормируется исключительно режим доступа к сетям в аспекте информационной безопасности личности обучаемого и защиты его персональных данных. Иное влияние не рассматривается в связи с краткостью периода наблюдения медиками за обучаемыми и сложности верификации негативного влияния на здоровье именно коммуникационных технологий (оборудование и безопасность). Ниже в нашей работе мы попытаемся представить обзор современного состояния по данному вопросу и рассмотреть возможное влияние на здоровье перспективных коммуникационных технологий. Результаты исследования могут служить основой разработки программы безопасной коммуникации в рамках процесса обучения и формирования навыков безопасного использования современных коммуникационных технологий в части физического, психического и социального благополучия обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL ASPECTS OF THE USE OF MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Modern education is already difficult to imagine not only without information but also communication technologies. Introduction into wide practice of MOOC, virtual reality, and simply substitution of traditional distance learning for ICT enhanced distance learning are based on mass use of broadband access to the distributed educational resources located on remote servers, and communication between participants of process of training. Taking into account the emergence of the learning process beyond the traditional framework of the educational organization and its implementation in the place of stay or residence of the student, the importance of traditional wired Internet access is somewhat reduced and the importance of wireless access rises, both through Wi-Fi and mobile Internet 3G-4G-5G-6G. Moreover, both non-educational life and socialization of the student are realized through this network communication. It is necessary to recognize that if wired communication within the educational organization and the place of residence of the student regarding influence on health of the user is rather studied and is considered insignificant, the attitude to more modern methods of communication is not yet settled. In the educational organization only access to networks in terms of information security of the student's personality and the protection of his personal data is regulated. Other effects are not considered due to the brevity of the observation period for medical trainees and complexity of the verification of the negative impact on health from communication technologies (equipment and safety). Later in our work we will try to provide an overview of the current state of the art on this issue and consider the possible impact on the health of advanced communication technologies. The results of the study can serve as a basis for the development of a program of safe communication in the learning process and the formation of skills for the safe use of modern communication technologies in the physical, mental and social well-being of students.

Текст научной работы на тему «Медицинские аспекты использования современных коммуникационных технологий»

Педагогика здоровьесбережения

УДК 377.1

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.Ш. Мухаметзянов

Аннотация. Современное образование сложно представить не только без информационных, но и коммуникационных технологий. Внедрение в широкую практику МООС, виртуальной реальности, да и просто изменение традиционного заочного обучения на дистанционное обучение основаны на массовом использовании широкополосного доступа к распределенным образовательным ресурсам, расположенным на удаленных серверах, и коммуникации между участниками процесса обучения. С учетом выхода процесса обучения за традиционные рамки образовательной организации и реализации его по месту пребывания или проживания обучаемого несколько снижается значимость традиционного проводного доступа в интернет и значительно растет значимость беспроводного доступа как посредством Wi-Fi, так и мобильного интернета 3G-4G-5G-6G. Более того, и вне образовательной организации жизнь и социализация обучаемого реализуются посредством данной сетевой коммуникации. Необходимо признать, что если «проводная» коммуникация в рамках образовательной организации и места проживания учащегося в части влияния на здоровье пользователя относительно изучена и считается малозначимой, то к более современным способам коммуникации отношение до конца не устоялось. В части коммуникационных технологий в образовательной организации нормируется исключительно режим доступа к сетям в аспекте информационной безопасности личности обучаемого и защиты его персональных данных. Иное влияние не рассматривается в связи с краткостью периода наблюдения медиками за обучаемыми и сложности верификации негативного влияния на здоровье именно коммуникационных технологий (оборудование и безопасность). Ниже в нашей работе мы попытаемся представить обзор современного состояния по данному вопросу и рассмотреть возможное влияние на здоровье перспективных коммуникационных технологий.

Результаты исследования могут служить основой разработки программы безопасной коммуникации в рамках процесса обучения и формирования навыков безопасного использования современных коммуникационных технологий в части физического, психического и социального благополучия обучаемых.

Ключевые слова: Коммуникационные технологии, цифровая образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, здоровьесберегающая информационно-образовательная среда.

MEDICAL ASPECTS OF THE USE OF MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES

I. Mukhametzyanov

Abstract. Modern education is already difficult to imagine not only without information but also communication technologies. Introduction into wide practice of MOOC, virtual reality, and simply substitution of traditional distance learning for ICT enhanced distance learning are based on mass use of broadband access to the distributed educational resources located on remote servers, and communication between participants of process of training. Taking into account the emergence of the learning process beyond the traditional framework of the educational organization and its implementation in the place of stay or residence of the student, the importance of traditional wired Internet access is somewhat reduced and the importance of wireless access rises, both through Wi-Fi and mobile Internet 3G-4G-5G-6G. Moreover, both non-educational life and socialization of the student are realized through this network communication. It is necessary to recognize that if wired communication within the educational organization and the place of residence of the student regarding influence on health of the user is rather studied and is considered insignificant, the attitude to more modern methods of communication is not yet settled. In the educational organization only access to networks in terms of information security of the student's personality and the protection of his personal data is regulated. Other effects are not considered due to the brevity of the observation period for medical trainees and complexity of the verification of the negative impact on health from communication technologies (equipment and safety). Later in our work we will try to provide an overview of the current state of the art on this issue and consider the possible impact on the health of advanced communication technologies.

The results of the study can serve as a basis for the development of a program of safe communication in the learning process and the formation of skills for the safe use of modern communication technologies in the physical, mental and social well-being of students.

Keywords: communication technologies, digital educational environment, remote educational technologies, health-saving information and educational environment.

Введение. В современных условиях системных изменений отечественного образования, его цифровизации и акценте на дистанционном обучении, использовании электронных образовательных ресурсов все более значимым становится формирование у обучаемых информационной культуры и культуры использования современных коммуникационных устройств без ущерба для своего здоровья. Особую значимость данная проблема приобретает в связи с активным внедрением в процесс обучения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), выхода самого обучения из контролируемого образовательного пространства образовательной организации в

неконтролируемое пространство мест пребывания обучающегося. Быстрота изменений, происходящих в системе образования, напрямую связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий, обусловливает ситуацию, при которой информационная образовательная среда становится

технологической и дидактической основой для современного образования. Интеграция образовательной среды образовательной организации и современных ИКТ изменяет традиционную среду образования посредством привлечения технических средств и технологий со слабоизученным или неизученным влиянием на здоровье пользователя ИКТ. Возникает ситуация, при которой пользователь подвергается уже не столько прямому негативному влиянию ИКТ на свое здоровье, сколько негативному влиянию, отсроченному на долгие годы и десятилетия, и не только в рамках обучения, но и повседневной жизни современного человека. Следует также отметить, что неконтролируемое применение информационных и

коммуникационных технологий снимает существовавшие ранее ограничения по обучению лиц с особыми образовательными потребностями. Возникает необходимость адаптации информационной образовательной среды как для различных контингентов обучающихся (в том числе, для слабовидящих, слабослышащих и т. д.), так и для используемых в быту и в образовательных организациях технических средств обучения [1].

В рамках данной работы мы рассмотрим только один аспект коммуникационных технологий, а именно «мобильный интернет» в образовании, поскольку именно он обеспечивает обучаемому наиболее быстрый и эффективный доступ в информационную образовательную среду. Но, вместе с тем, этот способ

коммуникации максимально приближает обучаемого в источнику электромагнитного поля (ЭМП).

В основе «мобильного интернета» использование современных сетей сотовой связи. Рассматривая эволюцию коммуникационных сетей (dial-up, DSL, Ethernet, wi-fi) остановимся на более значимых для современного образования сетях мобильной связи, от 1G до 5G. Это очень короткий интервал времени. Для России это от сетей 1G - 1985 год, к 2G - 1991 год, 3G - 2000 год, 4G - 2010 год, 5G - 2017 год, когда начата установка устройства модемов, поддерживающих «устройство-ориентированную» связь, хотя сам процесс перехода еще не произошел. И если 4G предоставляет коммуникацию на скорости до 1 Гбит\сек, то 5G уже до 20 Гбит\сек. В рамках программы «Цифровая экономика», которую запустило Минкомсвязи РФ, «...в 2024 году сети 5G в том или ином виде будут развернуты во всех городах с населением от 300 тысяч жителей» [2]. «МТС» в 2017 года провела успешные испытания сети 5G на территории России, достигнув скорости 25 Гбит/с [3]. И более того, в 2017 году на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва министр промышленности и информатизации Мяо Вэй сообщил о том, что Китай инициировал разработки в области нового стандарта связи 6G с акцентом на «интернет вещей» и безопасность. Скорость соединения, по разным источникам, может составить от 50 до 300 Гбит/с. Сейчас это просто невозможно представить.

Для системы образования это представляет интерес в связи с тем, что такие скорости коммуникации позволяют организовать высокотехнологичную образовательную среду обучаемого, вне зависимости от места его нахождения. Вместе с тем, надо отметить изменение инфраструктуры обеспечения этой связи в последнее время. Если первоначально она была ориентирована на передачу голосовых данных и простых текстовых сообщений, то современное поколение обеспечивает эти функции в меньшей степени; оно более ориентировано на доступ к социальным сетям, интерет-ресурсам разного уровня, работе с облачными технологиями [4]. Все это, естественно, требует высокоскоростного интернета, современного оборудования, что немыслимо без роста электромагнитного загрязнения экосистемы пользователя. Внедрение смартфонов приблизило излучение максимально близко к месту нахождения обучаемого, а переход к интернету вещей делает его фактически элементом данной системы [5].

Если первоначально пользователь коммуникационных приложений (электронная почта, мессенджеры и прочее) были «привязаны» к коммуникационному устройству, то теперь, имея его самостоятельно, они коммуницируют с базами данных и между собой в автоматическом режиме. В условиях деятельности с облачными технологиями они практически всегда автономны от деятельности пользователя. Обновление программ, установка новых, обновление их баз данных автоматизированы. Более того, при наличии согласия пользователя, а иногда и без такового, устройства коммуницируют между собой в автоматическом режиме. Вся эта деятельность сопряжена с активностью взаимодействия самого конечного устройства и сотовой станции или источником беспроводного интернета. Эти устройства в окружении пользователя не единичны; активность их сложно прогнозируема. Кроме того, в системе организации «интернета вещей» настройки ориентированы не на удобство конечного пользователя, а на удобство коммуникации самих устройств [6]. В настоящее время это, в основном, реализуется с использованием сетей wi-fi или LTE. Последние относятся к категории сетей сотовой связи, и их пропускная система зависит от расположения стоек оператора и загрузки сети. Спецификация LTE позволяет обеспечить скорость загрузки до 326,4 Мбит/с, а скорость отдачи до 172,8 Мбит/с. В значительной степени эффективность деятельности базовой станции зависит от мощности излучения. Наиболее используемая частота в России - 1800 МГц обеспечивает пропускную способность в 1 Мгб/сек на расстоянии до 6,8 км. Вместе с тем, плотность ЭМП мобильной связи, хоть и укладывающаяся в пороговые величины, пролонгирована по времени и отличается значительно большей длительностью воздействия, особенно в городах и при нахождении в ближнем радиусе расположения базовых станций [7]. Тем более, что в условиях города и высокого уровня помех сами станции располагаются значительно чаще на единице площади, обеспечивая максимальное

приближение излучающих антенн к пользователю и приводя к значительному увеличению электромагнитного фона в окружающей среде в соответствующих радиочастотных диапазонах. При организации сетей 5G наземные базовые станции будут дополнены стратосферными станциями HAPS (High Altitude Stratospheric Platform Stations). Располагаясь на высотах 17 - 22 км от поверхности земли, они обеспечат сплошное

покрытие с минимальными потерями скорости соединения обеспечивая прямой канал для сигнала. Вместе с тем, в сетях до 4G конечные устройства связывались исключительно и непосредственно с базовыми станциями, что в условиях помех снижало эффективность передачи данных. Сети пятого поколения призваны обеспечить коммуникацию

непосредственно между самими устройствами. Соответственно, необходима поддержка как канала связи с базовой станцией, так и самими устройствами. Следовательно, необходимо увеличение частоты сигнала для поддержания канала. ШЕ работает с полосами частот до 6 ГГц, то 5G до 100 ГГц, что позволит при значительном уменьшении расстояния между устройствами поддерживать скорости до нескольких гигабит в секунду. И, самое главное, если эволюция от Ю до 4G заняла около десяти лет, то скорость перехода на 5G займет еще меньше времени [8]. Таким образом, на сегодня можно говорить о двух основных источниках ЭМП радиочастотного диапазона для населения; базовые станции мобильной связи и, собственно, конечные устройства связи.

Материалы и методы. В рамках нашего исследования нас будет интересовать влияние ЭМП на здоровье обучаемого при организации и ведения обучения в высокотехнологичной образовательной среде. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что уровень ЭМП вне образовательной организации никем не контролируется. Будут также рассмотрены основные подходы к снижению влияния ЭМП на обучаемого и на профилактику его возможного негативного влияния.

Результаты исследования. Основным средством коммуникации в настоящее время являются мобильные телефоны. Они представляют собой маломощные

радиочастотные передатчики, действующие на частотах от 450 до 2700 МГц при пиковых значениях мощности в диапазоне от 0,1 до 2 ватт. Пиковая мощность ЭМП характерна для периодов приема и передачи данных, при разговоре. Следственно и воздействие радиочастоты на пользователя снижается при отсутствии разговора или увеличении расстояния от телефона. Основным конечным устройством в настоящее время является смартфон, используется он, как правило, на расстоянии от человека при пользовании Интернетом, и, соответственно, пользователь подвергается меньшему воздействию радиочастотных полей, чем при использовании для передачи голосовых данных. В связи с тем, что воздействие

радиочастотных полей, излучаемых мобильными телефонами, как правило, более чем в 1000 раз превышает воздействие полей, излучаемых базовыми станциями, а также из-за большей вероятности каких-либо неблагоприятных последствий в результате использования мобильных телефонов, современные научные исследования были сосредоточены почти исключительно на возможных воздействиях мобильных телефонов [9]. Согласно данным ВОЗ воздействие радиочастотных полей мобильных телефонов в 1000 и более раз превышает воздействие полей, излучаемых базовыми станциями мобильной связи. В исследованиях Национального института рака США отмечается, что воздействие ионизирующего излучения, например, рентгеновских лучей, увеличивают риск рака. Однако, достоверного подтверждения влияния потенциального воздействия

неионизирующих излучений от радаров, микроволновых печей, сотовых телефонов и других источников риска на развитие рака в настоящее время нет [10].

В гигиене существует понятие состояния электросензитивности

(электрочувствительности), которое само по себе не является заболеванием. Человек, для которого характерно наличие данного состояния, физически здоров вне электромагнитного воздействия. При контакте с ЭМП для него характерно развитие такой клинической картины, которая характеризуется рядом неспецифических симптомов: головные боли, боли в мышцах, учащенное сердцебиение, нарушенный сон, беспокойство, потеря памяти и носовое кровотечение. Впервые данную симптоматику связали с действием ЭМП еще в 60-е годы прошлого века. С появлением в массовом сегменте персональных компьютеров, мобильной связи и средств коммуникации с применением ЭМП число таких людей значительно выросло, а проявления стали более манифестированными. Новая волна исследований была обусловлена ростом числа станций и устройств мобильной связи и появлением сетей wi-fi [11].

По данным ВОЗ распространенность данного состояния составляет несколько человек на миллион населения. 10% случаев из них признаны сложными для лечения. Наиболее демонстративными проявлениями воздействия ЭМП на человека являются болезни кожи (покраснение, чувство покалывания и др). На втором месте - вегетативные симптомы (усталость, нарушения концентрации, головокружение, тошнота, сердцебиение; нарушения пищеварения. Наиболее

распространены данные состояния в странах с высоким уровнем компьютеризации жизни общества: Центральная Европа и Скандинавия. Вместе с тем, все исследования, проводимые до настоящего времени, не привели к точному описанию состояния электросензитивности, и симптоматика у разных пострадавших крайне вариативна [12].

Рассматривалось и влияние ЭМП на сердечную деятельность. Показано, что с учетом того, что частота электрической энергии, поставляемой бытовым потребителям, составляет 50 - 60 Гц, а практически все приборы рассчитаны на работу с такой частотой, то люди подвергаются воздействию ЭМП такого масштаба в своей повседневной жизни постоянно. Исследования долгосрочных и краткосрочных воздействий на ЭМП этой силы не совпадают; однако результаты исследований, проведенных на микроволновых частотах, более последовательны, но не указывают на какое-либо воздействие на сердце. Вместе с тем, рядом авторов объясняется различия между этими исследованиями механизмами компенсации организма. Когда на организм воздействует внешний стимул, срабатывают внутренние механизмы для поддержания гомеостаза (поддержания относительно стабильных внутренних физиологических условий). Если эффект ЭМП достаточно низок, чтобы компенсироваться этими механизмами, то в экспериментах возможных изменений не наблюдается. Сердце может подвергаться влиянию в первый момент воздействия ЭМП, а в следующий момент организм может компенсировать воздействие ЭМП. Это предполагает, что долгосрочное воздействие ЭМП может привести к повышению устойчивости по сравнению со спорадическим краткосрочным воздействием [13].

Отечественные исследователи, рассматривая влияние электромагнитного излучения мобильной связи, выявили негативное влияние. В первую очередь, акцентировано внимание на функциональных изменениях у детей в форме: повышенной утомляемости (39,7%); снижения работоспособности в школе и дома (50,7%); ослабления устойчивости произвольного внимания (продуктивность 14,3%, точность 19,4%) и смысловой памяти (точность 19,4%; увеличение времени 30,1%). Кроме того, в исследованиях отмечены изменения скорости слух-моторной реакции (55,5%) и нарушения фонематического восприятия.

Выраженность этих изменений была тем выше, чем больше нагрузка, т. е. чем больше

пользователь разговаривает по мобильному телефону. В ряде случаев эти негативные эффекты отражались на успешности при обучении [14]. В результате широкомасштабных исследований было определено, что радиочастотные поля являются возможным канцерогеном для людей (Группа 2В). Отмечаемые рядом исследователей изменения активности мозга, время реагирования и модели сна признаны незначительными и не имеют значения. Отмечено, что использование мобильной связи в любом виде (как трубкой, так и громкой связью, при которой руки свободны) во время управления машиной повышает риск дорожно-транспортных происшествий в 3 - 4 раза [15]. Наиболее простым механизмом взаимодействия между радиочастотами и живым организмом является нагрев его тканей. На частотах, используемых мобильными

телефонами, основная часть энергии поглощается кожей и другими поверхностными тканями, что приводит к незначительному повышению температуры мозга или каких-либо других органов. Вместе с тем, отсутствуют и данные, подтверждающие причинно-следственную связь между воздействием электромагнитных полей и симптомами т.н. «электромагнитной

гиперчувствительности [16].

Исследование, проведенное в Нидерландах, показало на основе динамики

электроэнцефалограмм, что человеческий мозг чувствителен к излучению сотового телефона. И эти изменения не могут быть объяснены только тепловым эффектом самого аппарата. Но достоверных масштабных и растянутых по времени на годы исследований по данной тематике нет.

Современным стандартом безопасности телефонов не учитываются какие-либо нетепловые эффекты телефонов; как и нет никакого согласованного безопасного уровня воздействия радиации мобильного телефона [17; 18]. Вместе с тем, рядом авторов проведена оценка различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков и проведено плацебо-контролируемое ЭЭГ-исследование. Было показано, что 3-минутное воздействие МТ вызывает значимый ЭЭГ-эффект в виде снижения абсолютной мощности альфа-ритма, зависящий от интенсивности излучения и возраста пользователя.

ЭЭГ-эффект МТ выше со стороны источника излучения и воздействует не только на поверхностные корковые зоны полушария со стороны излучения, но и на глубокие

синхронизирующие структуры мозга. С учетом того, что исследование показателя плотности потока энергии при оценке воздействия МТ на ЭЭГ детей информативно, авторами рекомендовано использование его при последующем гигиеническом нормировании воздействия МТ на детей разного возраста [19].

Влияние ЭМП может проявляться в виде снижения внимания, сонливости, изменение в работе сердечно-сосудистой системы и дыхания, снижение АД, числа сердечных сокращений [20].

Одним из проявлений негативного влияния ЭМП на человека может служить значимое их воздействие на циркадный ритм и режим сна и бодрствования человека. Рядом исследований показано влияние импульсно-модулированного радиочастотного электромагнитного поля на ЭЭГ в период сна. Вместе с тем, результаты разных исследований достаточно противоречивы. Неблагоприятные данные, связанные с влиянием ЭМП, были получены во всех группах исследований, включая эпидемиологические исследования, исследования на добровольцах и исследования на животных. Вместе с тем, неадекватная оценка таких факторов выборки опытной группы, как неадекватная оценка уровня облучения, помехи другим факторам, прием медикаментов, различия в фазе циркадного ритма во время облучения и межиндивидуальная изменчивость чувствительности к

электромагнитным полям, не позволяют признать эти изменения статистически достоверными. Хотя сама идея того, что люди могут различаться по уровню чувствительности к ЭМП, на генетическом или фенотипическом уровне сама по себе привлекательна [21].

Вместе с тем, в других исследованиях, но на примере оценки влияния на циркадные ритмы радиочастотного ЭМП 900 МГц GSM, показано отсутствие негативного влияния на человека [22].

Некоторые из исследований влияния на человека нетепловых ЭМП показывают их значительное влияние на когнитивные процессы. Угнетение выражается в росте количества ошибок и замедление времени ответа. Причем этот эффект характерен для всех без исключения. Чем выше сложность задания, тем выше уровень когнитивной дисфункции. Вариативность в рамках выборки объясняется полом и возрастом испытуемых [23].

В иных исследованиях, напротив, показано, что использование мобильного телефона стимулирует мозговую деятельность. Показана активация той части коры головного мозга, что наиболее близка к антенне телефона. Вместе с тем, уровень этой активации меньше, чем у

человека при открытии глаз. Вместе с тем авторы исследования не дают заключение о влиянии этой активации на развитие ракового процесса [24].

Обсуждение. Рассматривая влияние коммуникационных технологий на здоровье обучаемых, необходимо отметить, что при прямой оценке факторов риска среды обучения значимой для здоровья признается напряженность ЭМП (ранговый ряд по значимости от наибольшего к меньшему). Учебная нагрузка в лицеях и гимназиях превышает нормативную от 7,14% в 1 -х классах до 18,44% в 11-х классах. Из негативных факторов образовательного пространства образовательных организаций наибольшее значение имеют превышение гигиенических нормативов по напряженности электромагнитных полей, причем в лицее несоответствие уровней ЭМП в 2,9 раза выше, по сравнению с таковым в общеобразовательной организации (более высокая информационная нагрузка и более насыщенное информационно-коммуникационная образовательная среда [25].

Вместе с тем, в рамках образовательных организаций не уделяется достаточного внимания формированию у обучаемых знаний и умений в области нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ. Это возможно в рамках специального курса, включающего в себя вопросы: влияние негативных факторов, связанных с использованием ИКТ, на организм пользователя; возможные негативные последствия психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ; самооценка и самоконтроль состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности и

работоспособности, психологического состояния с использованием электронного дневника самоконтроля; самотестирование показателей физического и психофизиологического состояния, состояния здоровья, в том числе, с использованием компьютеризированных

аппаратно-программных диагностических

комплексов и систем; способы реализации профилактических и физкультурно-

оздоровительных мероприятий нивелирования возможных негативных последствий

использования ИКТ [26].

Рассматривая действующие на сегодня гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, необходимо отметить полное отсутствие нормирования именно в части

коммуникационных технологий применительно к

образовательным организациям. В них не только не представлены нормы применительно к средствам компьютеризации образования, перемещаемым в процессе деятельности (ноутбуки, планшеты, смартфоны и др.), но и применительно к роутерам и иным источникам доступа в Интернет [27].

В письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2014 г. №15-2/ООГ-242 прямо указано, что «в соответствии с пунктом 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда». Вместе с тем, другим письмом, не отменяющим представленное выше, определяется, что «предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с ПЭВМ, должны проводиться при выявлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, результатам специальной оценки условий труда, данным

производственного контроля вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (величина которого превышает допустимый уровень), являющегося вредным производственным фактором — физическим фактором (подпункт 3.2.2.4 Перечня). Если по результатам оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников». В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и

телеграмм не допускается. Тем не менее, на местах возможно использование обеих вариантов писем. Некоторыми правоведами, с опорой на определение Верховного суда РФ от 24.09.2015 №302-КГ15-11278 по делу №А33-3164/2014, который установил: «...наличие у Компании обязанности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении соответствующих работников вне зависимости от отсутствия превышений на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по данным аттестации рабочих мест, так как правовое значение для возникновения обязанности по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работником вышеперечисленных работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени, пришли к выводу о законности предписания и обязывающих Компанию осуществить соответствующие действия». Данное решение было после издания письма Роспотребнадзора от 2015 года.

Говоря о профилактике следует обратить внимание на то, что если ранее для профилактики возможного негативного влияния

электромагнитного излучения применялись специальные фильтр-экраны для мониторов с электронно-лучевыми трубками, то теперь, с появлением жидкокристаллических мониторов, данная проблема практически сошла на нет. Современные рекомендации говорят

преимущественно о необходимости соблюдения расстояния от глаз до экрана, не рекомендуют держать ноутбук на коленях во избежание

перегрева и ожога кожных покровов. Проводить зарядку мобильных устройств на значительном удалении от тела пользователя. Необходимо помнить и о том, чем ниже качество доступа к точке доступа, тем выше излучение телефона. Антенна телефона располагается в тыльной его стороне и предпочтительно располагать телефон в кармане дисплеем к телу. Когда человек пользуется мобильным телефоном и прикладывает его к правому уху, то обработка информации происходит в левом полушарии и наоборот. Рядом исследований показано, что такая ситуация осознанная и обусловлена тем, какое полушарие у человек более развито. Правое полушарие, более развитое у левшей, отвечает за эмоции, понимание невербальных сигналов, творческие способности. 95% людей имеют доминирующее левое полушарие мозга [28].

Заключение. Современного человека, человека 21 века, нельзя представить вне электромагнитных полей разной интенсивности. Это естественная среда его обитания. И это осложняет выборку группы для исследований. Но и нельзя исключать возможность негативных последствий. И целый ряд исследований с соответствующими методологиями отражают способность ЭМП вызывать неблагоприятные последствия для здоровья. Защитить себя от влияния ЭМП невозможно. Но возможно предотвращение его избыточного влияния и возможных негативных последствий. И в основе профилактики в данном случае будет приведение к минимальному воздействие ЭМП в максимально возможной степени без значительных экономических затрат и помех.

Литература:

1. Мухаметзянов И.Ш., Молчанов А.В. Рабочее место инвалида с персональным компьютером: организационный и санитарно-гигиенический аспекты И.Ш. Мухаметзянов, А.В. Молчанов // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 141-150.

2. На ПМЭФ обсудили перспективы развития связи 5G в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/36959/

3. МТС запустила 5G с рекордной скоростью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/2017-04-21_mts_zapustila_5g_s_rekordnoj _skorostyu_1

4. Robert I., Martirosyan L., Gerova N., Kastornova V., Mukhametzyanov I., Dimova A. Implementation of the Internet for Educational Purposes. Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskov et all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 573-583. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_51

5. Al Mamun A., Anwar S., Ali H. 4G and 5G Mobile Communication Networks: Features Analysis, Comparison and Proposed Architecture\\International Journal of Computer Science And Technology. Vol. 7. Issue 2. April. - June 2016. -P. 154-160. http://www.ijcst.com/vol72/2/31-abdullah-al-mamunpdf/

6. Logota E., Corujo, D., Jeon S., Rodriguez J. and Aguiar R.L. (2015). The 5G Internet. In Fundamentals of 5G Mobile Networks, J. Rodriguez (Ed.). doi: 10.1002/9781118867464.ch2

7. Пчёльник О.А., Нефёдов П.В. Электромагнитное излучение мобильных телефонов и риск для здоровья пользователей / О.А. Пчельник, П.В. Нефедов // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 10. - Ч. 10. - С. 1971-1975.

8. Blanco В., Fajardo J.O., Giannoulakis I., Kafetzakis E., Peng Sh., Pérez-Romero J., Trajkovska I., Sayyad Kh., Goratti L., Paolino M., Sfakianakis E. Technology pillars in the architecture of future 5G mobile networks: NFV, MEC and SDN. Computer Standards &

Interfaces. 2017. 54. doi: 10.1016/j.csi.2016.12.007. https://www.researchgate.net/publication/312031695_Tech nology_pillars_in_the_architecture_of_future_5G_mobile_ networks_NFV_MEC_and_SDN

9. Какие риски для здоровья связаны с мобильными телефонами и их базовыми станциями? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/features/qa/30/ru/

10. Cell Phones and Cancer Risk. National Cancer Institute at the National Institutes of Health [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cancer.gov/about-cancer/causes-prevention/risk/radiation/cell-phones-fact-sheet

11. Leitgeb N., Schrottner J., Electrosensibility and electromagnetic hypersensitivity. Bioelectromagnetics, (2003), 24: 387-394. doi:10.1002/bem.10138

12. Electromagnetic fields and public health [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/peh-emi7publications/facts/fs296/en/

13. Onur Elmas Effects of electromagnetic field exposure on the heart: a systematic review. Toxicology and Industrial Health Vol 32, Issue 1, pp. 76-82. https://doi.org/10.1177%2F0748233713498444

14. Григорьев Ю.Г. Принципиально новое электромагнитное загрязнение окружающей среды и отсутствие адекватной нормативной базы - к оценке риска (анализ современных отечественных и зарубежных данных). Гигиена и санитария [Электронный ресурс] / Ю.Г. Григорьев. - 2014. - № 3. -С. 11-16. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/printsipialno-novoe-elektromagnitnoe-zagryaznenie-okruzhayuschey-sredy-i-otsutstvie-adekvatnoy-normativnoy-bazy-k-otsenke-riska-analiz

15. What are the health risks associated with mobile phones and their base stations? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.who.int/features/qa/30/en/

16. Электромагнитные поля и общественное здравоохранение: мобильные телефоны. Информационный бюллетень №193. - 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs193/ru

17. Ghosn R., Yahia-Cherif L., Hugueville L., Ducorps A., Lemarechal J.D., Thuroczy G., de Seze R., Selmaoui B. Radiofrequency signal affects alpha band in resting electroencephalogram. J Neurophysiol. 2015 Apr 1; 113(7):2753-9. doi: 10.1152/jn.00765.2014. Epub 2015 Feb

18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/25695646

18. Tombini M., Pellegrino G., Pasqualetti P., Assenza G., Benvenga A., Fabrizio E., Rossini P.M. Mobile phone emissions modulate brain excitability in patients with focal epilepsy. Brain Stimul. 2013 May;6(3):448-54. Doi: 10.1016/j.brs.2012.07.006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22889717

19. Вятлева О.А., Текшева Л.М., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка влияния мобильных телефонов различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков методом электроэнцефалографии. Гигиена и санитария [Электронный ресурс]. - 2016. - № 10. - С. 965-968. - Режим доступа: http://www.medlit.ru/ journalsview/gigsan/view/journal/2016/issue-10/1939-fiziologo-gigienicheskaya-ocenka-vliyaniya-mobil-nyh-telefonov-razlichnoy-intensivnosti-izlucheniya-na-funkcional-noe-sostoyanie-golovnogo-mozga-detey-i-podrostkov-metodom-elektroencefalografii/

20. Одинаев Ф.И., Одинаев Ш.Ф., Шафиев Ш.И., Шутова С.В. Электромагнитные излучения и здоровье человека [Электронный ресурс] / Ф.И. Одинаев, Ш.Ф. Одинаев, Ш.И. Шафиев, С.В. Шутова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2015. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektromagnitnye-izlucheniya-i-zdorovie-cheloveka

21. Lewczuk B., Redlarski G., Zak A., Ziolkowska N., Przybylska-Gornowicz B., Krawczuk M., «Influence of Electric, Magnetic, and Electromagnetic Fields on the Orcadian System: Current Stage of Knowledge,» BioMed Research International, vol. 2014, Article ID 169459, 13 p. 2014. doi: 10.1155/2014/169459

22. Djeridane Y., Touitou Y. and de Seze R. Influence of Electromagnetic Fields Emitted by GSM-900 Cellular Telephones on the Circadian Patterns of Gonadal, Adrenal and Pituitary Hormones in Men. Radiat. Res. 169, 337-343 (2008). https://doi.org/10.1667/RR0922.1

23. Саримов Р.М. Влияние гипомагнитных условий на некоторые психофизиологические реакции человека [Электроннй ресурс]: автореф. дисс. ... канд. биолог. наук: 03.00.01 / Р.М. Саримов. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва. - 2009. - 24 с. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003486094#?page=23

Сведения об авторе:

Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ Институт управления образованием РАО, e-mail: ishm@inbox.ru

Data about the author:

I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), doctor of medical Sciences, Professor, chief researcher of the Federal state UNIVERSITY of education and science, e-mail: ishm@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.