4
ЗНиСО Август N 00 (201)
УДК 613.95; 613.96
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
Представлены научные данные о влиянии использования информационно-коммуникационных технологий на организм детей, в том числе в условиях образовательного процесса. Выявлены особенности состояния когнитивных функций у детей при восприятии информации с экранов компьютеров и ридеров, а также с листа бумаги. Установлены потенциальные риски для развития и здоровья детей, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предложена система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в современном гиперинформационном обществе. Определены основные задачи ее реализации для достижения цели Правительственной Концепции информационной безопасности детей. Ключевые слова: информационные технологии, гигиеническая безопасность, дети, психическое здоровье, психологическое благополучие.
V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, P.I. Khramtsov □ HYGIENIC SAFETY CHILDREN IN HYPERINFORMATION SOCIETY □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
The article presents research data on the impact of using information-communication technologies on the organism of children, including in conditions the place educational process. The revealed peculiarities of cognitive functions in children, the perception of information from the computer screens and e-readers, and paper. Installed potential risks to development and health of children associated with the use of information and communication technologies. The proposed system hygiene the health and safety of children in modern society hyperinformation. The main task of its implementation to achieve the objectives of the Government of the Concept of information security of children.
Key words: information technology, safety and hygiene, children, mental health, psychological well-being.
Обеспечение гигиенической безопасности жизнедеятельности детей и подростков в процессе активного внедрения в различные сферы деятельности и досуга информационных технологий является необходимым условием их гармоничного роста, развития и формирования здоровья.
Современные информационные технологии обучения обеспечивают стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, моделирования и анимирования различных процессов и явлений. Формируется новая цифровая среда обитания детей, характеризующаяся целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье детей.
Цифровая среда существенно повышает риски ухудшения здоровья обучающихся при широкомасштабной компьютеризации образовательных организаций, характерной для процесса перехода Российской Федерации к постиндустриальному гиперинформационному обществу.
Обязательное освоение информационных технологий предусмотрено уже с первых лет обучения. К факторам риска электронного обучения относится интенсификация интел-
лектуальной деятельности учащихся, увеличение зрительной и статической нагрузок, психологический дискомфорт [12]. Использование компьютера в жизни ребенка приводит к формированию малоподвижного, в основном, сидячего образа жизни. В сочетании с нерациональным питанием это способствует дисгармоничному развитию за счет избытка массы тела. В настоящее время количество таких детей в России составляет до 20 %.
Интегрирование в учебный процесс различных интернет-ресурсов привело к необходимости использования в школьных помещениях системы Wi-Fi, которая дополнительно добавила СВЧ-излучение к электромагнитным полям, характерным для компьютеров. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона являются новым постоянно действующим физическим фактором внутришко-льной среды. Вместе с тем при его гигиенической оценке используются нормативы, установленные для взрослых, без учета морфо-функциональных особенностей растущего организма.
Информация, предъявляемая на экране, создает трудности ее зрительного восприятия и понимания. В 2,5 раза повышается амплитуда и частота движений глаз. Высокая яркость изображения вызывает повышенную активацию зрительных центров, что способствует изменению мозговых стратегий обработки воспринимаемой информации, повто-
АВГУСТ №0 (201) ЗНивО
5
рение которых в процессе развития мозга может приводить к нарушению созревания структур головного мозга [14, 15].
При чтении текста с экрана компьютера по сравнению с бумажным носителем возрастает количество движений глаз, существенно возрастает электроэнцефалографическая активность головного мозга, объективно свидетельствующая о более выраженном утомлении ЦНС и эмоциональном напряжении обучающихся; повышается активность симпатической нервной системы в регуляции сердечного ритма [10].
Восприятие учебной информации, особенно вербальной, с экрана компьютера ограничивает способности школьников к мыслительной деятельности, к пониманию сложных логических конструктов, закономерностей и смыслов.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию. В настоящее время в России более 10 млн детей в возрасте до 14 лет активно пользуются интернетом, что составляет более 18 % интернет-аудитории нашей страны. Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно: более 90 % детей имеют собственные мобильные телефоны.
Многоцентровые исследования поведения детей в сфере здоровья свидетельствуют о тревожных трендах распространенности факторов, влияющих на их психическое благополучие [9, 13]. Россия занимает одну из лидирующих позиций по росту криминальных, аддиктивных и аутоагрессивных форм поведенческих девиаций, а также одно из ведущих мест в Европе и мире по числу детских и подростковых суицидов.
В настоящее время условия использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения регламентируются нормативными правовыми актами и методическими документами, разработанными при участии сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России [1-3, 11]. Нормативные правовые акты и методические документы, в основном, регламентируют требования к предъявляемой детям информации и продолжительность непрерывной работы с электронными средствами обучения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе сдерживается отсутствием критериев
оценки информационных потоков, которые ребенок воспринимает и обрабатывает в процессе своей жизнедеятельности. Имеются лишь отдельные исследования в сфере гигиенической оценки интенсификации учебной деятельности [5], трудности учебных текстов [7], информатизации обучения и воспитания [6, 8].
Одной из первоочередных задач является формирование у детей цифровой компетентности, позволяющей им безопасно ориентироваться в современной информационной среде. С этой целью необходимо обеспечить взаимодействие различных ведомств в части создания условий информационной безопасности детей, обратив особое внимание на их защиту от информации, способной причинить вред здоровью и развитию. При этом следует иметь в виду, что потенциальную опасность для здоровья детей несет не только содержание информации, но и организация «работы» с ней, используемые информационно-коммуникационные технологии.
Основные принципы, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты к 2020 году содержатся в Концепции информационной безопасности детей [4] (далее — Концепция), стратегической целью которой является обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации рисков, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.
Цель Концепции — создание условий информационной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, оптимальное личностное, познавательное и физическое развитие, сохранение психического и психологического здоровья и благополучия.
Задачи Концепции:
— формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
— формирование у детей адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке в гиперинформационном обществе;
— воспитание у детей ответственности за свою жизнь и здоровье;
— формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;
— минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей;
— рекомендации семье, медиарынку (производителям и распространителям контента), психолого-педагогическим экспертным сообществам.
Концепция указывает на необходимость построения эффективной системы регулиро-
с
ЗНивО АВГУСТ №0 (201)
вания потребления информационной продукции, максимально безопасной для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения. При оценке содержания информационной продукции необходим учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов.
Оценка вредного воздействия информационной продукции должна осуществляться с использованием возрастно-психологического подхода.
Концепция указывает на необходимость разработки, установления и соблюдения правил гигиены и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Система гигиенической безопасности детей в гиперинформационном обществе позволит:
— описать механизмы развития заболеваний и состояний, ассоциированных с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе интернет-зависимостей у детей;
— обосновать критерии и алгоритм (технологии мониторинга) оценки информационной нагрузки детей и подростков на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;
— разработать базу данных здоровьесбера-гающих образовательных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения (технических средств обучения и гаджетов);
— разработать математическую модель управления рисками здоровью и психологическому благополучию детей и подростков в гиперинформационном обществе.
Система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве включает:
— критерии гигиенической безопасности для детей информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения, в том числе в редакции, предназначенной для детей и подростков;
— современные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы обеспечения в образовательных организациях гигиенической безопасности для детей информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания в гиперинформационном обществе;
— федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий обучения и информатизации жизнедеятельности детей и подростков;
— федеральные рекомендации по сохранению психического и психологического здоровья и благополучия обучающихся различных возрастно-половых групп;
— рекомендации семье в сфере обеспечения медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве, включая регулирование потребления информационной продукции;
— рекомендации производителям и распространителям контента в сфере обеспечения медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве, включая возрастную маркировку информационной продукции;
— игровые образовательные и просветительные программы о правилах безопасного пользования детьми сетью Интернет, формирования у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
— систему мониторинга эффективности политики по обеспечению гигиенической безопасности и защите детей от негативной информации в гиперинформационном обществе.
Реализация системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей позволит достичь ожидаемые результаты Концепции информационной безопасности детей в части обеспечения оптимального личностного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, создания новой медиасреды, соответствующей следующим характеристикам:
— наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
— популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения с использованием информационных технологий и медиасредств;
— формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;
— снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей.
К разработке системы гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе должны быть привлечены гигиенисты, специалисты по информационным системам и обработке информации, возрастные физиологи, нейрофизиологи, психологи, педиатры, психиатры (детские), математики-программисты.
Система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в современном гиперинформационном обществе позволит обеспечить достижение цели Правительственной Концепции информационной безопасности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиеническая оценка ридеров и их использование в образовательных организациях: Методические реко-
АВГУСТ N00 (201) ЗНиСО
7
мендации (утв. Президиумом РОШУМЗ 15 января 2016 г., протокол № 21).
2. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118).
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.1178-02 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44).
4. Концепция информационной безопасности детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
5. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 4-11.
6. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Гигиена и санитария. 2015. № 7. С. 16-20.
7. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка учебных текстов: методические подходы и оценка трудности для детей общеобразовательных учебников / В. Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Вестник РАМН. 2015. № 2. С. 214-221.
8. Кучма В.Р. и др. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, М.А. Поленова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2015. № 4. С. 51-55.
9. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни: Монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.
10. Кучма В.Р. и др. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для
чтения (ридера) / В.Р. Кучма, Л.М. Текшева, О.А. Вят-лева, А.М. Курганский // Гигиена и санитария. 2013. № 1. С. 22-26.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: СанПиН 2.4.1.1249-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91).
12. Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... доктора мед. наук. Иркутск, 2014. 43 с.
13. Чубаровский В.В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 63-66.
14. Takeuchi H. et al. Impact of videogame play on the brain's microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses / H. Takeuchi, Y. Taki, H. Hashizume [et al.] // Mol. Psychiatry. 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nature.com/mp/journal/vaop/ncurrent //full/mp2015193a.html (дата обращения: 27.06.2016).
15. Takeuchi H. et al. Impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses / H. Ta-keuchi, Y. Taki, H. Hashizume [et al.] // Cereb. Cortex. 2015. № 25 (5). P. 1188-1197.
Контактная информация: Храмцов Петр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: [email protected] Contact information: Khramtsov Peter, phone: +7 (903) 599-57-91, e-mail: [email protected]