Научная статья на тему 'Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза'

Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CULTURE OF INFORMATION SECURITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / PEDAGOGICAL GOAL / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / PEDAGOGICAL FORMS AND METHODS / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Наталья Николаевна

В статье представлено авторское определение понятия культуры информационной безопасности учителя и осуществлено системное обоснование процесса формирования этой культуры у студентов педагогического вуза. В структурном аспекте обозначенный процесс представлен системой педагогических целей, методологических подходов и принципов, содержательным компонентом образовательного процесса, соответствующими педагогическими формами и методами, а также информационно-образовательной средой педагогического вуза и педагогической практикой будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of information security of the teacher''s personality and the process of its formation in students of pedagogical high school

The article presents the author's definition of the concept of culture of information security of teachers and carried out a systematic justification of the process of formation of this culture among students of pedagogical universities. In the structural aspect, the process is represented by a system of pedagogical goals, methodological approaches and principles, a content component of the educational process, appropriate pedagogical forms and methods, as well as information and educational environment of pedagogical University and pedagogical practice of future teachers.

Текст научной работы на тему «Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза»

12. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие. - Пенза : ИПК, 1994. - 172 с.

13. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. : Наука, 1995.-358 с.

14.Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / под ред. A.A. Бодале-ва. - М.: Педагогика, 1981. - С. 80-92.

15.Парыгин Б.Д. Анатомия общения : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 300 с.

16. Реутова Л.П. Методологические основы проектирования процесса формирования и разви-

тия профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск 2. - Майкоп: МПУ, 2012. - С. 90-96.

17. Симонов В.П. Педагогическая диагностика в образовательных системах. - М. : Перспектива, 2010.-264 с.

18. ФГОС СПО по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах от 27 октября 2014г. №1353.

19. Simonov P.V.The Motivated Brain. - Philadelphia, 1991. - P.280.

CULTURE OF INFORMA TION SECURITY OF THE TEACHER'S PERSONALITY AND THE PROCESS OF ITS FORMA TION IN STUDENTS OF PEDA GOGICAL HIGH SCHOOL

Kuzina Natalia Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article presents the author's definition of the concept of culture of information security of teachers and carried out a systematic justification of the process of formation of this culture among students of pedagogical universities, in the structural aspect, the process is represented by a system of pedagogical goals, methodological approaches and principles, a content component of the educational process, appropriate pedagogical forms and methods, as weii as information and educational environment of pedagogical University and pedagogical practice of future teachers.

Keywords: culture of information security; pedagogical goal; methodology; content of educational process; pedagogical communication; pedagogical forms and methods; information and educational environment; pedagogical practice.

УДК 371.39 ВАК РФ 13.00.08

©Кузина H.H., 2018

КУЛЬ ТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙБЕЗОПА СНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ПРОЦЕСС ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлено авторское определение понятия культуры информационной безопасности учителя и осуществлено системное обоснование процесса формирования этой культуры у студентов педагогического вуза. В структурном аспекте обозначенный процесс представлен системой педагогических целей, методологических подходов и принципов, содержательным компонентом образовательного процесса, соответствующими педагогическими формами и методами, а также информационно-образовательной средой педагогического вуза и педагогической практикой будущих учителей. Ключевые слова: культура информационной безопасности; педагогическая цель; методология; содержание образовательного процесса; педагогическое общение; педагогические формы и методы; информационно-образовательная среда; педагогическая практика.

КУЗИНА Наталья Николаевна, старший преподаватель, кафедра Математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Обращение к работам отечественных авторов позволяет сформулировать определение культуры информационной безопасности учителя следующим образом: культура информационной безопасности учителя, являясь составной частью его профессионально-педагогической культуры, представляет собой систему аксиологических, технологических и творческих субъективных личностных характеристик, позволяющих педагогу: успешно использовать общую совокупность знаний, средств, методов и процедур для обеспечения технической защиты собственной информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа; эффективно защищать от негативных информационных воздействий со стороны деструктивной информационной среды общества собственную психику и собственное позитивное социокультурное развитие, то есть обеспечивать информационно-психологическую безопасность своей

личности; мерами воспитательного и учебного характера обеспечивать личную безопасность учащихся от негативных воздействий информационной среды общества, то есть обеспечивать информационно-психологическую безопасность личности своих воспитанников [1; 2; 4]

В свою очередь процесс формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза предопределен педагогическим целеполаганием. Для структурирования системы педагогических целей формирования культуры информационной безопасности личности будущего учителя необходимо ориентироваться на взгляды отечественных исследователей по проблемам целепола-гания [5; 9]. Исходя из этого, процесс формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей обусловлен следующими целевыми модулями:

Целевой модуль 1 (технический аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя культуры технической защиты собственной информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.

Целевой модуль 2 (гу-манитарно-рефлексив-ный аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя культуры обеспечения информационно- психологи ческой безопасности своей личности.

Целевой модуль 3 (гуманитарно-педагогический аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя профессиональной культуры для обеспечения информационно-психологической безопасности своих воспитанников.

Следующий этап процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей предполагает определение методологической основы организации и осуществления формирующей работы со студентами, которая представлена следующими методологическими подходами,принципами и их соответствующими функциональными значениями (см.: табл. 1).

Таблица 1 - Методологические основы процесса

формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза

Методологические подходы Функциональныезначения методологических подходов

Целостный подход Постановка целей, задач, отбор содержания, форм, методов и средств экспериментальной работы, при которой культура информационной безопасности личности студента педагогического вуза формируется в качестве целостного образования, гармонично интегрированного в структуру общей и профессиональной культуры будущего учителя.

Культурологический подход Создание в рамках образовательного процесса педагогического вуза полноценной культурной среды и соответствующих педагогических отношений, способствующих возможности студентов максимально полно интериоризировать культурный контекст теоретических и практических вопросов информационной безопасности средствами творческой учебной деятельности.

Личностно- деятельностный подход Создание в образовательном процессе оптимальных условий для полноценного раскрытия личностного потенциала будущих педагогов в процессе учебной деятельности.

Индивидуально-творческий подход Создание в образовательном процессе необходимых условий для проявления индивидуальности студентов, полноценного раскрытия творческого потенциала их личности при оптимальном сочетании репродуктивной и продуктивной учебной деятельности.

Принципы Функциональные значения принципов

Принцип единства знаний и умений сознания и поведения Ориентирует преподавателя на необходимую интеграцию в образовательном процессе теоретических и практических знаний в области обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса, формирование у студентов целостной картины в сфере информационных проблем современного общества, способности будущих учителей применять полученные теоретические и практические знания в своей профессиональной деятельности.

Принципы преемственности, последовательности и систематичности Компоновка учебного материала в логической последовательности и системной целостности. Использование форм учебной деятельности по следующим алгоритмам: от теории - к практике; от репродуктивных, знаниево ориентированных форм и методов учебной работы - к продуктивным, творческим; систематичность самостоятельной работы будущих учителей.

Принцип наглядности Использование образовательных компьютерных программ, для наглядного представления учебного материала.

Принцип ведущей роли социокультурного контекста развития Цели, задачи, содержание процесса формирования культуры информационной безопасности должны быть подкреплены социокультурным контекстом, то есть связаны с реальными общественными проблемами и ситуациями в профессиональной педагогической деятельности.

Принцип совместной деятельности и общения Организация оптимального педагогического взаимодействия и соответствующего общения в системе: «преподаватель-студент».

Принцип ориентированности обучения на творческую активность личности Отношение преподавателя к студенту как к самобытной, творческой личности, его эмоциональное соучастие в творческом развитии личности будущих учителей.

При отборе содержания процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих педагогов необходимо руководствоваться тем, что оно детерминировано первоначально сформулированными педагогическими целями. Обозначенное содержание представлено следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2 - Содержание процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей

ЪС

ил

ъс о ш

< а

ш

*

90

Целевые модули Содержательные единицы

Целевой модуль 1 (технический аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя культуры технической защиты собственной информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа. Ретроспективный анализ базовой категории «безопасность». Современная трактовка категории безопасности. Понятие информационной безопасности: общая феноменологическая и понятийная характеристика явления. Разделение сферы информационной безопасности на информационно-техническую и информационно-психологическую. Технологический и гуманитарный подходы к определению информационной безопасности. Нормативное обеспечение информационной безопасности в России. Основные уязвимости, возникающие при защите компьютерных систем. Подходы к выявлению и предотвращению компьютерных атак. Оценка защищенности компьютерных систем.

Целевой модуль 2 (гуманитарно-рефлексивный аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя культуры обеспечения информационно-психологической безопасности своей личности. Разработка проблемы информационной безопасности в психологической и педагогической науках. Информационная безопасность личности и информационно-психологическая безопасность. Культура информационной безопасности личности педагога: сущность, структура и содержание основных компонентов. Теория и практика обеспечения информационно-психологической безопасности педагогом собственной личности.

Целевой модуль 3 (гуманитарно-педагогический аспект культуры информационной безопасности личности педагога): формирование у будущего учителя профессиональной культуры для обеспечения информационно-психологической безопасности своих воспитанников. Негативные факторы социализации и девиантное развитие личности. Общая характеристика деструктивной информации в современном мире, каналы ее распространения в обществе. Интернет и деструктивная информация. Влияние деструктивной информации на развитие личности современного российского школьника. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обеспечения информационно-психологической безопасности учащихся школы.

Содержание процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей конкретизируется в спецкурсе "Информационная безопасность как социокультурное явление: история и современность (образовательно-педагогический аспект)".

Процессуальный этап формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза представлен структурными компонентами.

Диагностический компонент. Данный компонент представлен критериями и показателями сформированности культуры информационной безопасности будущих педагогов, а также диагностическим комплексом, позволяющим осуществлять исследование состояния качественного уровня сформированности обозначенной культуры в рамках проведения контрольно-аналитических процедур, результаты которых позволяют вносить коррективы в цикл педагогического воздействия.

Социальный компонент. Процесс формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей осуществляется в педагогическом общении. Педагогическое общение в образовательном процессе вуза понимается в качестве взаимодействия препо-

давателя и студентов с целью установления и поддержания конструктивных межличностных отношений между ними, достижения общего результата совместной учебной деятельности. Конструктивность педагогического общения в системе "преподаватель-студент" обусловливается его общей ориентацией на принцип диалога. Диалог как принцип организации и осуществления педагогически ориентированного коммуникативного процесса имеет ярко выраженную духовно-нравственную, гуманистическую сущность. Диалоговая форма взаимодействия характеризуется относительным равенством коммуникативных позиций студентов и преподавателя в ходе педагогического общения, что является условием формирования между ними партнерских отношений [8].

Методический компонент модели процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих педагогов разрабатывается на основе дидактического построения образовательного процесса. При осуществлении процесса формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей на основе оптимального сочетания репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов необходимо использовать как традиционные формы и методы организации и осуществления образовательного процесса, так и формы, методы, позволяющие в полной мере раскрыть творческий потенциал личности будущих педагогов.

К активным методам, обеспечивающим формирование культуры информационной безопасности у будущих учителей, относятся следующие: мозговой штурм, деловая игра, метод кейсов, метод учебных проектов.

Предметно-пространственный компонент. Для полноценного формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей важно, чтобы процесс обучения в педагогическом вузе осуществлялся в соответствующей информационно-образовательной

среде, которая способствует активации познавательной деятельности и развитию творческого потенциала личности студентов, их готовности к профессиональному саморазвитию. Информационно-образовательная среда понимается в качестве системно организованной совокупности информационно-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, неразрывно связанного с будущими педагогами как субъектами своего профессионального развития [3, 124]. Информационно-образовательная среда педагогического вуза представляет собой одновременно рабочую средупреподавателя и студентов, она обусловливает возникновение устойчивой мотивации студентов к сотрудничеству, развитие у будущих педагогов таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность,умение планировать свою учебную деятельность, что является значимым для будущей профессиональной педагогической деятельности. При этом необходимым структурным компонентом информационной образовательной среды является электронная библиотека, представляющая собой "качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации, а реализация технологических возможностей создания электронной библиотеки предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки" [6].

Практико ориентированный компонент. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" предполагает прохождение будущими учителями учебной, производственной и преддипломной практик. Практики представляют собой особый вид учебных занятий, которые непосредственно ориентированы на

профессионально-практическую подготовку будущих учителей в ходе закрепления знаний, умений и навыков в области вопросов информационной безопасности, приобретаемых студентами в результате первоначальной теоретической и практической подготовки в рамках аудиторных занятий в педагогическом вузе [7]. Для формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей наиболее актуальной является производственная практика, в ходе которой студенты педагогического вуза отрабатывают элементы соответствующей работы со школьниками.

Литература:

1. Астахова Л.В. Сущность понятия "Культура информационной безопасности" и ее формирование у студентов вуза // Экономика. Информатика. Безопасность : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2007 / науч. ред. В.А. Киселева, Л.В. Астахова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 93-99. :

2. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.- 357 с.

3. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002. - 243 с.

4. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993. - 411 с.

5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

6. Маркарова Т. С. Создание электронных образовательных ресурсов в условиях традиционной отраслевой библиотеки // Информационные ресурсы России. - 2008. - №2. - С. 12-14.

7. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (направление подготовки: 44.03.05 "Педагогическое образование"; профили подготовки: "Математика", "Информатика"). ГБОУ ВО СГПИ. - Ставрополь, 2017. - 28 с.

8. Петровская Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение- диалог // Вопросы психологии. -1983,-№2.-С. 56-62.

9. Шаповалов A.A. Педагогические цели. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 73 с.

СО

1-Н

о си

-О X

2

г-

CU

си

ч

S

91

FACTORS OF FORMATION OF MORAL VALUES AND ANTI-STATES OF STUDENT YOUTH

Kulaeva Zalina Taimurazovna, Postgraduate student, North-Caucasian Social institute, Lecturer, Mozdok Mechanical and Technological College, Mozdok, Republic Of North Ossetia-Alania

The article presents an analysis of the concepts of "value" "antiquity", "pseudo-value". The author singles out the negative social, economic, political factors that influence the formation of the moral values of student youth. Positive factors that contribute to the formation and strengthening of the moral values of student youth are singled out. Negative factors affecting the formation of moral values of student youth are presented.

Keywords: values; antivalues; moral values; student; youth; value orientations.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ УДК 37.01

ЦЕННОСТЕЙ И АНТИЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВАК РФ 13.00.01 МОЛОДЕЖИ

В статье представлен анализ понятий "ценности", "антиценности", "псевдоцен- © Кунаева З.Т., 2018 ноет и". Автор выделяет негативные социальные, экономические, политичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.