ОБМЕН ОПЫТОМ
УДК 021.13 (571.12-25) ББК 78.349
DOI 10.20913/1815-3186-2019-3-93-98
БИБЛИОТЕКА КАК «ТРЕТЬЕ МЕСТО»: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
М. Ф. Кряжева, Э. С. Шакирова, 2019
Тюменский государственный институт культуры Тюмень, Россия; e-mail: kryazheva@mail.ru
Концепция «третьего места», сформулированная Р. Ольденбургом, может использоваться как один из инструментов преобразования библиотек. «Третье место» - это многофункциональное общественное пространство, предоставляющее возможности для интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения, место, в котором хочется находиться и куда хочется возвращаться («первое место» согласно данной концепции соответствует дому, «второе место» - работе или учебе). Цель статьи - рассмотрение концепции «третьего места» и ее реализации в библиотечно-информационной сфере Тюмени. В документах, регламентирующих работу библиотек (в первую очередь публичных), содержатся положения, подтверждающие взаимосвязь библиотечно-информационной деятельности с концепцией «третьего места». Многие характеристики «третьих мест» (гуманитарные, технико-технологические) определяют направления работы современных библиотек. Для проведения исследования нами был выбран ряд подобных характеристик: доступность, локальность; открытость для всех социальных категорий; возможность проведения досуга, развлекательность; комфортность, непринужденность взаимодействия. Использовался метод опроса с элементами семантического дифференциала; респондентами являлись пользователи Информационно-библиотечного центра для молодежи Тюмени. Исследование выявило степени выраженности данных характеристик в работе библиотеки. Результаты анализа опроса позволяют утверждать, что деятельность Информационно-библиотечного центра для молодежи соответствует характеристикам «третьего места». Сотрудники библиотеки постоянно работают над их интеграцией и развитием при сохранении исходного, документно-информационного, содержания. Концепция «третьего места» не является единственным вариантом развития каждой библиотеки, но предоставляет возможность использования определенной совокупности концептуальных характеристик как рабочего инструмента библиотечно-информационной деятельности.
Ключевые слова: библиотека, «третье место», культурно-просветительская деятельность, модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, молодежь, опрос пользователей Для цитирования: Кряжева М. Ф., Шакирова Э. С. Библиотека как «третье место»: реализация концепции // Библиосфера. 2019. № 3. С. 93-98. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-3-93-98.
Library as «the third place»: realization of the concept M. F. Kryazheva, E. S. Shakirova
Tyumen State Institute of Culture, Tyumen, Russia; e-mail: kryazheva@mail.ru
The concept of «third place», formulated by R. Oldenburg, can be used as one of the tools for a library transformation. «The third place» is a multifunctional public space, that provides opportunities for intellectual and cultural communication, creativity, self-development and self-expression, a place where one wants to be and wants to return («the first place» according to this concept is home, «the second place» -work or study). The purpose of this article is to consider the concept of «the third place» in the context of its realization in the library and information sphere in Tumen (Russia). Various relevant documents regulating the work of libraries (first of all - public libraries) contain positions confirming the interrelation of library and information activity with the concept of «the third place». Many characteristics of «the third places» («humanitarian», technical and technological, etc.) determine the direction of work of libraries at the modern stage. For the study several similar characteristics were chosen: accessibility, locality; openness to all social categories; the possibility for leisure, entertainment; comfort, ease of interaction. The method of survey with elements of the semantic differential was used. The respondents were the users of the Information and library center for youth (Tyumen, Russia). The research was to identify the degree of severity of these characteristics in library.
The results of survey analysis allow the confirmation that the activity of the Information and library center for youth corresponds to the characteristics of «the third place». Librarians work on their integration and development constantly. Also they preserve the major, document-information, content of activity of libraries.
The concept of «the third place» is not the only option for the development of each library, but it provides the possibility of using a certain set of conceptual characteristics as a working tool for library and information activity.
Keywords: library, «the third place», cultural and educational activity, Model standard of the activity of the public library, youth, survey of library users
Citation: Kryazheva M. F., Shakirova E. S. Library as «the third place»: realization of the concept. Bibliosphere. 2019. № 3. P. 93-98. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-3-93-98.
Введение
Современная библиотечно-информационная сфера динамична и интегративна, ее развитие во многом базируется на выявлении, интерпретации, адаптации и реализации различных идей и тенденций при сохранении базисного книжного, документного, информационно-ресурсного содержания.
Концепция «третьего места», сформулированная Рэем Ольденбургом и представленная на широкое обозрение в 1989 г. (русскоязычное издание от 2014 г. [13]), стала благодатным полем для изучения и воплощения. «"Третье место" - это место, где человеку хочется быть. Дома он есть, на работу, учебу - должен, и не хватает именно такого, где хочется быть - чтобы просто встречаться, поработать, подумать, написать», - так ещё в 2011 г. говорила Ольга Валентиновна Сини-цына [15], работавшая в то время заместителем директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.
Концепция «третьего места» и культурно-просветительская деятельность библиотек
Библиотека, особенно публичная, может быть полноценным «третьим местом», социально-знаниевым пространством, многофункциональной общественной территорией для просвещения, интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения. Это направление работы наряду с другими обосновано в тексте Модель-(3 ного стандарта деятельности общедоступ-^ ной библиотеки: «Площадка для обсуждения ^ информации (место общения, просвещения, ^ интеллектуально-досуговый центр и т. д.), пло-ш щадка для получения новых знаний, самообу-2 чения, обучения (курсы, тренинги, семинары, ^ лекции), площадка для проведения культурно-ш просветительских и социально-значимых меро->< приятий, площадка (место) и консультационный пункт для получения социально-значимой информации и услуг; <...> свободное простран-94 ство для развития личности; <...> коммуника-
ционная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения.» [11].
В методических рекомендациях по модернизации муниципальных библиотек четко указано: «Библиотека может стать "третьим местом" для местного сообщества» [10, с. 22]. А образец анкеты для сотрудников библиотек в рекомендациях по разработке концепции модернизации включает вопрос на понимание термина «третье место» [14, с. 40].
Работу библиотеки в контексте создания и функционирования «третьего места» обычно относят к культурно-просветительской деятельности. Соотношение культурно-просветительской и документно-информационной функций библиотек - вопрос неоднозначный. Поиск «золотой середины», позволяющей библиотеке стать «третьим местом» своего населенного пункта, но оставаться при этом именно библиотекой, не превращаясь в исключительно досугово-развлекательное учреждение, идет непрерывно и вряд ли когда-либо будет завершен. Концепция модернизации муниципальных библиотек [7] на первое место выносит активизацию, организацию и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества на основе библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а уже затем рассматривает предоставление пространства, создание, разработку и реализацию различных программ по работе с населением. Это позволяет надеяться, что библиотечные «третьи места» всегда будут отличаться от других подобных мест именно книжной, документной, читательской направленностью, а их фонды, информационные ресурсы, справочно-поисковые средства не станут менее важными, чем комфортно организованное общественное пространство. В этом пространстве необходимо разрабатывать, реализовывать, поддерживать, продвигать в первую очередь книжные, читательские, просветительские, образовательные проекты [16]. «Нельзя допустить, чтобы книги и информационные ресурсы библиотек рассматривались только как "приправа к досугу"» [9, с. 32].
Изменения в работе библиотек не должны «изгонять» из них тех пользователей, для которых важны доступ к современной литературе различных видов и жанров, возможность читать хорошие книги и концентрироваться на процессе чтения. При реализации концепции «третьего места» библиотекам не стоит превращаться в агоры (рыночные площади в древнегреческих полисах - места общегражданских собраний). Эта проблема (именно с использованием термина «агора») уже несколько лет обсуждается и решается испаноязычным библиотечным сообществом [17, 18]. В российской профессиональной сфере также идут активные дискуссии по поводу сочетания и согласования функций современных библиотек [2, 5, 8, 9, 16].
Разумное использование концепции «третьего места» способствует появлению «библиотек-эталонов, библиотек-брендов, которые пользуются известностью и признанием» [12]. При этом они представляют собой именно библиотечные «третьи места» «познавательно-гуманистической, а не развлекательно-потребительской направленности» [8]. Например, как подобные «третьи места» позиционируют себя Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя, входящая в Централизованную библиотечную систему Красногвардейского района Санкт-Петербурга [3], Библиотека № 19 имени Ф. М. Достоевского (Централизованная библиотечная система Центрального административного округа Москвы) [4] и многие другие.
Исследование деятельности Информационно-библиотечного центра для молодежи на соответствие характеристикам «третьего места»
В Централизованной городской библиотечной системе (ЦГБС) Тюмени концепция библиотечного «третьего места» используется уже достаточно давно. 27 библиотек - и каждая ищет способ реализации, который позволяет
наиболее ярко выявить и проявить свою оригинальность и креативность, повысить востребованность, задать направления дальнейшего развития и при этом не допустить «разбиблио-течивания» (термин А. В. Соколова).
В мае 2019 г. нами было проведено исследование на базе Информационно-библиотечного центра для молодежи (ИБЦМ), входящего в структуру ЦГБС [6]. Целью исследования было определение степени выраженности некоторых аспектов концепции «третьего места» в работе данной библиотеки. Для реализации этой цели был выбран ряд универсальных характеристик «третьих мест», сформулированных Р. Ольденбургом и адекватных библиотечно-информационной сфере.
Использовался метод опроса. Анкета включала шесть закрытых вопросов с элементами семантического дифференциала. Далее приводятся формулировки вопросов, характеризуется их взаимосвязь с концепцией «третьего места» и указываются полученные результаты.
1. Устраивает ли Вас размещение библиотеки?
2. Устраивает ли Вас режим работы библиотеки?
Эти вопросы соотносимы с такими базовыми характеристиками «третьих мест», как доступность, локальность, удобство расположения.
Информационно-библиотечный центр для молодежи размещен в пространстве города весьма удачно, он находится на пересечении пешеходных и транспортных путей. Близлежащая остановка транспорта называется «Городская юношеская библиотека» (прежнее название ИБЦМ).
Ответы пользователей на первый вопрос анкеты подтвердили объективную «территориальную» картину: 100% респондентов указали, что расположение Информационно-библиотечного центра для молодежи удобно как для тех, кто живет или работает, учится в данном районе, так и для тех, кто целенаправленно приходит, приезжает
70 60 50 40 30 20 10
Время работы Время работы
библиотеки полностью библиотеки
устраивает в основном устраивает
Время работы библиотеки частично не устраивает
Время работы библиотеки категорически не устраивает
Удовлетворенность пользователей режимом работы библиотеки Users satisfaction with the library operation mode
именно в ИБЦМ. Что касается времени работы библиотеки, варианты «полностью устраивает» и «в основном устраивает» были выбраны всеми опрошенными (рисунок).
3. Доступна ли данная библиотека для разной публики?
Одна из важнейших характеристик «третьих мест» - это их открытость без разделения людей по социальному статусу и другим критериям.
Несмотря на то что в названии библиотеки присутствует указание на главную целевую аудиторию (молодежь), она открыта для всех возрастов и социальных групп. Это относится и к документным фондам, и к разнообразным выставкам, мероприятиям, акциям, проектам, клубным и кружковым формированиям. В числе примеров можно назвать развивающие занятия для дошкольников «КЛАССики»; проект для любителей чтения и отдыха на свежем воздухе всех возрастов «У фонтана»; клуб «Умный дачник», заседания которого всегда сопровождаются выставками и обзорами литературы; активное и креативное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» («Библиотека на Черви-шевском тракте»: https://vk.com/libraryforyoung), наполняемое интересным и четко структурированным контентом для различных категорий пользователей, и многое другое.
Опрошенные пользователи относились к целевой возрастной аудитории, но то, что практически все они (97,5%) утвердительно ответили на третий вопрос анкеты, позволяет отметить следующее: молодежь видит, насколько библиотека значима, полезна и востребована для всех групп населения, будь то дошкольники, пенсионеры, семьи с детьми и т. д.
4. Подходит ли данное место для проведения интеллектуального и культурного досуга?
5. Выполняет ли данная библиотека развлекательную функцию?
Пожалуй, именно такие характеристики «третьих мест», как игривость и веселость, не всегда обоснованы в контексте библиотеки именно в формулировках Р. Ольденбурга. Точнее, они О могут быть уместными, но все-таки вторичными, ^ применяемыми в контексте «содействия просве-^ щению и образованию, продвижения чтения, ^ формирования и поддержки информационной ш культуры пользователей» [8]. Поэтому четвер-2 тый и пятый вопросы были составлены в более ^ общем варианте без использования дословных ш формулировок.
>< Эти вопросы располагались последова-
тельно, в том числе и для того, чтобы проверить, соотносимы ли в восприятии пользо-96 вателей понятия «развлечения в библиотеке»,
«интеллектуальный и культурный досуг в библиотеке». И в том и в другом случае ответы «абсолютно согласен» были даны в количестве, близком к 100% (95% и для четвертого, и для пятого вопросов). Такое единодушие дает нам возможность предположить, что развлекательные ожидания пользователей библиотеки лежат в сфере работы мыслей и чувств, а не находятся на уровне «просто убить свободное время», и Информационно-библиотечный центр для молодежи предоставляет для этого возможности и ресурсы.
6. Насколько комфортно Вы чувствуете себя в данной библиотеке?
Понятие комфортности можно считать производным от сочетания таких характеристик «третьих мест», как неформальность, непринужденный способ взаимодействия; отсутствие пафоса и претенциозности; добровольность и свобода нахождения; уютность.
Последний вопрос анкеты был балльным, и средний балл ответов по пятибалльной шкале составил 4,8.
Этот высокий балл во многом является заслугой коллектива библиотеки. Внутреннее пространство Информационно-библиотечного центра для молодежи - многофункциональное, оформленное в спокойных, приятных тонах, без сомнения, является очень значимым. Но только непрерывная деятельность сотрудников, создателей и организаторов библиотечного «третьего места», занимающихся его поддержанием и развитием, позволяет ему быть именно тем местом, куда хочется приходить и возвращаться.
К характеристике «третьих мест» относится формирование на их базе сообществ со сходными интересами и общей деятельностью [1, с. 59]. Книжный клуб «Book Club 21», клуб разговорного английского языка «BrainStorm», театр-студия «Лаборатория перемен», танцевальная студия «Танцплощадка» превратились в такие сообщества и одновременно не теряют «библиотечный дух». И это происходит благодаря работникам Информационно-библиотечного центра для молодежи - поддерживающим, помогающим, направляющим, выполняющим функции не обслуживающего персонала, а навигаторов и кураторов.
Заключение
Таким образом, результаты анализа опроса позволяют утверждать, что деятельность Информационно-библиотечного центра для молодежи Тюмени соответствует выбранным нами «гуманитарным» характеристикам «третьего места». Помимо данных характеристик можно также выделить технико-технологические стороны «третьего места», к которым относится
зонирование и дизайн помещений; возможность как коллективной, так и индивидуальной, уединенной работы; свободный доступ к информационным ресурсам различных форм; наличие востребованного программного обеспечения и т. д. Естественно, что полноценное функционирование библиотечного «третьего места» требует гармоничного сочетания характеристик различных видов, и сотрудники Информационно-библиотечного центра для молодежи постоянно работают над этим.
Любое «третье место» не потеряет своей востребованности только в процессе развития, актуализации, адаптации. И это еще больше сближает эту концепцию с функционированием современных библиотек. Концепция «третьего места» не может стать единственным вектором развития каждой библиотеки независимо
от ее вида, не нужно стремиться к прямому воплощению всех свойств, обозначенных Оль-денбургом [19, с. 11]. Требуются разумные ограничения и грамотная интерпретация, позволяющие сочетать базовые функции библиотеки и актуальные тенденции с исключением имитационного подражания прочим «третьим местам». Адекватной нормой в текущей ситуации является использование определенной совокупности концептуальных характеристик как рабочего инструмента. Эти характеристики можно и нужно выбирать из предлагаемых концепций «третьего места», но делать это осознанно и критично, не переходя границу, за которой библиотека превращается в территорию исключительно развлекательного досуга. Тюменский Информационно-библиотечный центр для молодежи успешно справляется с этой задачей. ■
Список источников
1. Асонова Е. А., Романичева Е. С., Сененко О. В. «Третье место» в университете: какие тренды определяют развитие библиотеки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 54-63.
2. Бабич И. В. У истоков борьбы за выживание: социокультурная деятельность российских библиотек на рубеже XX-XXI веков // Библиотечное дело. 2017. № 21. С. 39-43.
3. Библиотека Гоголя. Санкт-Петербург, 2019. URL: http://gogol-library.ru (дата обращения: 12.08.2019).
4. Библиотека имени Ф. М. Достоевского. Москва, 2019. URL: https://dostoevskylib.ru (дата обращения: 12.08.2019).
5. Гендина Н. И., Рябцева Л. Н. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 3. С. 247-256.
6. Информационно-библиотечный центр для молодёжи. [Тюмень, 2019]. URL: http://www.citylib-tyumen. ru/librariest/find_lib/informatsionno-bibliotechnyj-tsentr-dlya-molodjozhi (дата обращения: 22.07.2019).
7. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках реализации Национального проекта «Культура»). [Москва, 2019]. 19 с. URL: http:// Ы^://новаяби-блиотека.рф/documents (дата обращения: 22.07.2019).
8. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Библиотека: «храм знаний» или «досуговая площадка»? // Библиотека в школе. 2018. № 3. С. 13-16.
9. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Современная библиотека и вызовы времени // Научные и технические библиотеки. 2019. № 5. С. 22-36.
10. Методические рекомендации по модернизации муниципальных библиотек на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках реализации Национального проекта «Культура»). [Москва, 2019]. 59 с. URL: http://
новаябиблиотека.рф/documents (дата обращения: 22.07.2019).
11. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. Москва, 2014. 18 с. URL: http:// www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/04_12/ modstandart.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
12. Нещерет М. Ю. Новый формат публичной библиотеки в свете концепции «третьего места» // Культура: теория и практика : электрон. науч. журн. 2018. № 2. URL: http://theoryofculture.ru/issues/95/1120 (дата обращения: 12.08.2019).
13. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества : пер. с англ. Москва : Новое лит. обозрение, 2014. 456 с. (Studia Urbanica).
14. Рекомендации по разработке концепции модернизации библиотеки в соответствии с Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки. [Москва, 2019]. 44 c. URL: Ы1р://новаябиблиотека.рф/ otbor (дата обращения: 22.07.2019).
15. «Третье место» в библиотеке // Современная библиотека: журнал о библиотеках, чтении и книге. URL: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_6760.html (дата обращения: 22.07.2019).
16. Чалова З. В. «Превращать нас в досуговые центры - это путь в никуда» // Университетская книга. 2018. № 2. С. 16-21.
17. Bibliotecas ágora o bibliotecas como tercer lugar // Prospectiva 2020: el futuro de las bibliotecas / Consejo de Cooperación Bibliotecaria (España). 2013. URL: https:// prospectiva2020.wordpress.com/2014/03/13/6-biblio-tecas-agora-o-bibliotecas-como-tercer-lugar (accessed 12.08.2019).
18. Gallo-León J.-P. Crítica y ratificación del modelo del tercer lugar para las bibliotecas // Anuario ThinkEPI. 2019. Vol. 13. P. 1-9. URL: https://recyt.fecyt.es/index.php/ThinkEPI/ article/view/thinkepi.2019.e13b01 (accessed 12.08.2019).
O H _Q IZ O x
Ш
s
LH
O
Ш
О
z <
X
о
X Ш
Ш
о z
Ш
GC Ш CL X Ш
19. Pennington T. M. Third place: creating a library environment that opens doors for collaboration, value, and student achievement. Missouri, 2016. 83 p. URL: https:// centralspace.ucmo.edu/bitstream/handle/123456789/487/ Pennington201620_T_Third.pdf?sequence=5&isAllowed=y (accessed 12.08.2019).
References
1. Asonova E. A., Romanicheva E. S., Senenko O. V. «The third place» in the university: what trends determine the library development. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogika i psihologiya, 2019, 1, 54-63. (In Russ.).
2. Babich I. V. At the origins of the struggle to survive: the social and cultural activity of Russian libraries at the turn of the XX-XXI centuries. Bibliotechnoe delo, 2017, 21, 39-43. (In Russ,).
3. Biblioteka Gogolya [Library named after N. V. Gogol]. Saint Petersburg, 2019. URL: http://gogol-library.ru (accessed 12.08.2019). (In Russ.).
4. Biblioteka imeni F. M. Dostoevskogo [Library named after F. M. Dostoevsky]. Moscow, 2019. URL: https:// dostoevskylib.ru (accessed 12.08.2019). (In Russ.).
5. Gendina N. I., Ryabtseva L. N. Changing of the library functions in the era of sociocultural transformations: social risks and problem of choosing landmarks. Bibliotekovedenie,
2018, 67(3), 247-256. (In Russ.).
6. Informatsionno-bibliotechnyi tsentr dlya molodyozhi [Information and library center for youth]. Tyumen, 2019. URL: http://www.citylib-tyumen.ru/librariest/find_lib/ informatsionno-bibliotechnyj-tsentr-dlya-molodjozhi (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
7. Konceptsiya modernizatsii munitsipalnykh bibliotek Rossiiskoi Federatsii na osnove Model'nogo standarta deyatel'nosti obshchedostupnoi biblioteki (v ramkakh realizatsii Natsional'nogo proekta «Kul'tura») [The concept of municipal libraries modernization in the Russian Federation based on the Model standard of the public library activity (in frames of realizing the National project «Culture»)]. Moscow, 2019. 19 p. URL: http://xn--80aacacvtbthqmh0dxl. xn--p1ai/documents (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
8. Mazuritskii A. M., Kuzichkina G. A. Library: «a temple of knowledge» or «a leisure area»? Biblioteka v shkole, 2018, 3, 13-16. (In Russ.).
9. Mazuritskii A. M., Kuzichkina G. A. Modern libraries and challenges. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki,
2019, 5, 22-36. (In Russ.).
10. Metodicheskie rekomendatsii po modernizatsii munitsipalnykh bibliotek na osnove Model'nogo standarta
deyatel'nosti obshchedostupnoi biblioteki (v ramkah realizatsii Natsional'nogo proekta «Kul'tura») [Recommendations on modernization of municipal libraries based on the Model standard of the public library activity (in frames of realizing the National project «Culture»)]. Moscow, 2019. 59 p. URL: http://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/documents (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
11. Modelnyi standart deyatel'nosti obshchedostupnoi biblioteki [Model standard of the public library activity]. Moscow, 2014. 18 p. (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
12. Neshcheret M. Yu. A new format of the public library in the «third place» concept light. Kul'tura: teoriya i praktika, 2018, 2. URL: http://theoryofculture.ru/ issues/95/1120 (accessed 12.08.2019). (In Russ).
13. Oldenburg R. The great good place: cafes, coffee shops, community centers, beauty parlors, general stores, bars, hangouts, and how they get you through the day. New York, Paragon House, 1989. 338 p.
14. Rekomendatsii po razrabotke kontseptsii modernizatsii biblioteki v sootvetstvii s Model'nym standartom deyatel'nosti obshchedostupnoi biblioteki [Recommendations to develop the concept of the library modernization in accordance with the Model standard of the public library activity]. Moscow, 2019. 44 p. URL: http://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/otbor (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
15. «Third place» in the library. Sovremennaya biblioteka: zhurnal o bibliotekakh, chtenii i knige. URL: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_6760. html (accessed 22.07.2019). (In Russ.).
16. Chalova Z. V. «Turning us into leisure centers is a way to nowhere». Universitetskaya kniga, 2018, 2, 16-21. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/biblworld/8100-zoya-chalova-prevraschat-nas-v-dosugovye-tsentry-eto-put-v-nikuda.html (accessed 13.08.2019). (In Russ.).
17. Agoras libraries or libraries as third place. Prospectiva 2020: el futuro de las bibliotecas. España, 2013. URL: https://prospectiva2020.wordpress. com/2014/03/13/6-bibliotecas-agora-o-bibliotecas-como-tercer-lugar (accessed 12.08.2019). (In Span.).
18. Gallo-Leon J.-P. Criticism and ratification of the third place model for libraries. Anuario ThinkEPI, 2019, 13, 1-9. URL: https://recyt.fecyt.es/index.php/ThinkEPI/article/ view/thinkepi.2019.e13b01 (accessed 12.08.2019). (In Span.).
19. Pennington T. M. Third place: creating a library environment that opens doors for collaboration, value, and student achievement. Missouri, 2016. 83 p. URL: https:// centralspace.ucmo.edu/bitstream/handle/123456789/487/ Pennington201620_T_Third.pdf?sequence=5&isAl-lowed=y (accessed 12.08.2019).
Материал поступил в редакцию 13.08.2019 г.
Сведения об авторах:
Кряжева Марина Фернандовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГИК; ORCID: 0000-0002-7576-6233
Шакирова Эльмира Салихчановна - бакалавр направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» ТГИК