Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНТРОЛЛИНГ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев Р.А.

В статье раскрывается сущность организационного механизма контроллинга и показываются возможности его эффективного использования в практике деятельности Московского областного таможенного поста (Центра электронного декларирования - ЦЭД). Предложена концептуальная модель организационного механизма контроллинга в ЦЭД, включающая методическую, информационную, материально-техническую и организационную составляющие. Разработаны рекомендации по формированию и совершенствованию организационного механизма контроллинга в ЦЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF CONTROLLING IN THE ELECTRONIC DECLARATION CENTER

The article reveals the essence of the organizational mechanism of controlling and shows the possibilities of its effective use in the practice of the Moscow regional Customs Post (Electronic Declaration Center - CED). A conceptual model of the organizational mechanism of controlling in the CED is proposed, including methodological, informational, logistical and organizational components. Recommendations on the formation and improvement of the organizational mechanism of controlling in the CED have been developed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 37-51. Economic Systems. 2022;15(1(56)):37-51.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 339.5

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-37-51

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Рафаэль Александрович Зверев

Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования), Москва, Россия, ZverevRA@ca.customs.gov.ru

Аннотация. В статье раскрывается сущность организационного механизма контроллинга и показываются возможности его эффективного использования в практике деятельности Московского областного таможенного поста (Центра электронного декларирования - ЦЭД). Предложена концептуальная модель организационного механизма контроллинга в ЦЭД, включающая методическую, информационную, материально-техническую и организационную составляющие. Разработаны рекомендации по формированию и совершенствованию организационного механизма контроллинга в ЦЭД.

Ключевые слова: механизм управления, организационный механизм, контроллинг, организационная структура управления, Центр электронного декларирования, таможенные органы

Для цитирования: ЗверевР.А. Формирование и совершенствование организационного механизма контроллинга в Центре электронного декларирования // Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 37-51. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-37-51.

DIGITAL ECONOMY

Original article

FORMATION AND IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF CONTROLLING IN THE ELECTRONIC DECLARATION CENTER

© Зверев Р.А., 2022.

Rafael A. Zverev

Deputy Head of Customs - Head of the Moscow Regional Customs Post (Electronic Declaration Center), Moscow, Russia, ZverevRA@ca.customs.gov.ru

Abstract. The article reveals the essence of the organizational mechanism of controlling and shows the possibilities of its effective use in the practice of the Moscow regional Customs Post (Electronic Declaration Center - CED). A conceptual model of the organizational mechanism of controlling in the CED is proposed, including methodological, informational, logistical and organizational components. Recommendations on the formation and improvement of the organizational mechanism of controlling in the CED have been developed.

Keywords: management mechanism, organizational mechanism, controlling, organizational management structure, Electronic declaration Center, customs authorities

For citation: Zverev R.A. Formation and improvement of the organizational mechanism of controlling in the Electronic Declaration Center. Economic Systems. 2022;15(1(56)):37-51 (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-37-51.

Введение

Реформирование системы таможенных органов связано с реализацией концепции «разделенного контроля», подразумевающего наличие двух его форм -документального контроля и фактического контроля, что привело к изменениям организационной структуры таможенных органов и появлению новых структурных элементов: электронных таможен, центров электронного декларирования (далее - ЦЭД), таможен фактического контроля и постов фактического контроля.

Согласно Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы до 2020 года оформление деклараций на товары должно было быть перенесено в 16 Центров электронного декларирования с применением технологии удаленного выпуска. Одним из таких центров стал Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования) (далее - МОТП (ЦЭД).

До создания МОТП (ЦЭД) все таможенные операции, связанные с процессом таможенного контроля в Московской областной таможне, совершались должностными лицами 24 таможенных постов, размещенных на территории складов временного хранения в Московской области.

Нагрузка на должностных лиц распределялась весьма вариативно и зависела от таких факторов, как географическое расположение поста, возможности склада временного хранения (СВХ) по обработке той или иной номенклатуры товаров, день недели и время суток.

График распределения средней нагрузки на выпускающих инспекторов по таможенным постам МОТ в 2018 г. представлен на рис. 1. Исходя из приведенных данных, мы видим, что разница в нагрузке практически достигала пятикратного уровня. При этом средняя условная производительность выпускающего инспектора в МОТ в 2018 г. составляла 14 деклараций на товары (далее - ДТ) в день.

Рис. 1. Средняя нагрузка на выпускающих инспекторов по таможенным постам МОТ в 2018 г.

Но помимо колебаний нагрузки в зависимости от местоположения таможенного поста формировалась существенная разница в количестве поступающих на контроль деклараций по дням недели. Рисунок 2 отражает распределение выпущенных ДТ по дням недели в 2018 г.

Рис. 2. Распределение деклараций на товары по таможенным постам МОТ в 2018 г.

В связи с этими факторами работа по управлению процессом таможенного контроля на постах была организована, как правило, следующим образом: участники ВЭД подавали ДТ в электронном виде на определенный таможенный пост, где находились прибывшие иностранные товары (при ввозе). Начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля в ручном режиме распределял ДТ для проверки выпускающим инспекторам. Каждый инспектор проводил

процесс документального таможенного контроля «от и до»: от регистрации и до окончательного выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Контроль за результатами и качеством работы выпускающих инспекторов осуществляли, как правило, функциональные отделы таможни в рамках контрольных и отчетных периодов и ФТС в ходе целевых и комплексных проверок.

29 января 2019 г. начал свою работу Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования). МОТП (ЦЭД) был создан в соответствии с Приказом ФТС России от 21.11.2018 № 1886 «О совершенствовании структуры Московской областной таможни» в рамках масштабного реформирования таможенных органов страны. Структура поста представлена на рис. 3.

Рис. 3. Штатная структура МОТП (ЦЭД)

Создание МОТП (ЦЭД) привело не только существенному изменению штатной структуры таможни, но и к перераспределению процессов и задач, стоящих перед таможенными постами (табл. 1).

Основным результатом этого перераспределения стало то, что МОТП (ЦЭД) стал единственным таможенным органом в Московской областной таможне, в котором реализовывался процесс документального таможенного контроля, включающий в себя большое количество автоматизированных операций, направленных на проверку достоверности сведений, заявленных декларантом,

Таблица 1

Отличительные особенности организации деятельности таможенных постов до и после формирования МОТП (ЦЭД)

Показатели До формирования МОТП (ЦЭД) (до 2019 г.) В условиях действующего МОТП (ЦЭД) (2021 г.)

Штатная численность, всего 702 369

В том числе:

- руководящий состав 93 16

- выпускающие инспекторы 387 321

- должностные лица, совершающие операции по фактическому контролю и выполняющие обеспечивающие процессы 208 -

Обеспечивающие процессы 59 25

Условная производительность выпускающего инспектора, ДТ в день 14 19

Средний выпуск, ДТ в день 1786 2322

Основной процесс Таможенный контроль (от... и до...) Документальный контроль ДТ

и правомерности его действий, направленных на выпуск товаров, заявленных в ДТ, в свободное обращение.

Так как изначально при формировании поста число руководящих должностей сократилось в 6 раз, а штатная численность выпускающих инспекторов уменьшилась на 17%, основным ресурсом руководства поста для повышения эффективности процесса документального контроля стало улучшение системы управления путем адаптации концептуальной модели контроллинга к потребностям таможенного администрирования и внедрение организационного механизма контроллинга в процесс управления документальным контролем.

Основная часть

В условиях ограниченности ресурсов концепция котроллинга, ранее уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность в мировой управленческой практике, стала результатом выбора руководителя ЦЭД и основой для дальнейшего развития.

Принятию такого решения предшествовало глубокое исследование сущности организационного механизма контроллинга и возможностей его использования в практике деятельности МОТП (ЦЭД).

Организационный механизм контроллинга: теоретико-методическое обоснование

В научной литературе существует множество определений терминов «механизм управления», «организационный механизм», «организационно-экономический механизм». Большинство авторов склоняются к синонимичности этих терминов, и в обобщенном виде механизм управления можно представить как совокупность организационного и экономического механизмов. Наиболее обобщенное представление о механизме управления позволяет рассматривать его как некую систему, устройство, совокупность структур, определяющих порядок какого-либо действия и преобразующих (приводящих к преобразованию) состояние системы по заданной траектории.

Таблица 2

Подходы к определению понятия «механизм управления»

Определение Автор

Иерархическая совокупность субъектов, принципов, форм и методов воздействия на объект администрирования в целях гармонизации отношений субъекта и объекта на основе совершенствования организации, функционирования и развития института и обеспечения ожидаемого (заданного) целевого эффекта [1] Бойкова М.В.

Совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей [2] Вершигора Е.

Совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей в целях побуждения их к достижению организационных целей [3] Дафт Р.

Система управленческого воздействия на модернизируемые экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов [4] Кузнецова Л.Н.

Механизм управления в системе коммерческих, ориентированных на получение прибыли, или государственных организаций и предприятий, связанных с бюджетированием, обычно представлен двумя блоками - организационным и экономическим. В случае формирования механизма контроллинга в ЦЭД экономическая составляющая рассматривается только с точки зрения эффективности деятельности и является производной от его организационной составляющей.

Организационный механизм контроллинга в системе управления Центром электронного декларирования рассматривается нами как целенаправленная система поддержки принятия управленческих решений и частных задач функционирования и развития ЦЭД на основе устойчивой совокупности принципов, функций, методов, норм и правил формирования и регулирования отношений элементов его организационной структуры.

Организационный механизм включает в себя: функции управления, организационную структуру, кадры, технику и технологию, инструменты управления, управленческие решения, иррациональные факторы управления и т. п.

Концептуально в механизме контроллинга можно выделить несколько принципиальных составляющих, формирующих в совокупности целостную управленческую систему контроллинга, - методическую, информационную, материально-техническую и непосредственно организационную.

Материально-техническая и информационная составляющие являются стандартными для всех ЦЭД в системе таможенных органов. Методические и организационные составляющие отчасти предполагают выбор руководителя таможенного органа и являются определяющими в системе управления. Концептуальные составляющие модели организационного механизма контроллинга в ЦЭД представлены в табл. 3.

Таблица 3

Концептуальная модель организационного механизма контроллинга в ЦЭД (фрагмент)

Методическая составляющая

1. Цели, задачи. 2. Принципы. 3. Функции и методы. 4. Критерии. 5. Научные подходы 1. Обеспечение выпуска деклараций на товары. 2. Непрерывность, своевременность, законность. 3. Функции: планирование, организация, контроль, стимулирование. Методы: административные, экономические. 4. Время выпуска ДТ; объем выпуска деклараций, объем перечисленных платежей; законность решений; нагрузка на выпускающего инспектора. 5. Системный, процессный, ситуационный; научная организация труда

Информационная составляющая

1. Информационные потоки. 2. Система документооборота. 3. Информационно-коммуникационное обеспечение 1. Поток внешней информации (информация и сведения, содержащиеся в декларации на товары, иных коммерческих документах; информация и сведения, направленные из ФОИВ и иных организаций). Поток внутренней информации (информация и сведения, полученные из ФТС). 2. Электронный документооборот. 3. Ведомственная сеть; сеть Интернет

Материально-техническая составляющая

1. Нормативно-правовое обеспечение. 2. Программно-аппаратное обеспечение. 3. Кадровое обеспечение 1. Таможенный кодекс ЕАЭС; решения ЕЭК; приказы ФТС России и др. 2. ПАС «АИСТ-М». 3. Руководящий состав ЦЭД; выпускающие инспекторы

Организационная составляющая

1. Организационная структура. 2. Система организационных отношений. 3. Центры ответственности 1. Структурные организационные элементы ЦЭД. 2. Координация, ответственность. 3. Ответственность начальника ЦЭД; личная ответственность инспектора

Источник: [5].

Методическая составляющая механизма контроллинга

В части методической составляющей «можно отметить, что основные управленческие функции наполняются новым содержанием, интегрируются и формируют эффективный межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий принятие оперативных и стратегических решений. Контроллинг, основанный на интегративной реализации функций планирования, контроля и анализа, позволяет сформировать эффективную систему мониторинга, обеспечивающего постоянный, систематический сбор информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития определенных, как правило, основных процессов и их дальнейшее прогнозирование» [6].

С точки зрения реализации научных подходов (процессного подхода в контроллинге) документальный контроль, с одной стороны, рассматривается как процесс обработки информации, входом в который являются сведения о товарах и транспортных средствах, а выходом - решения таможенного органа.

Результатом процесса документального таможенного контроля является прежде всего необходимый уровень правомерности деятельности лиц, перемещающих товары через таможенную границу, и таможенных органов, совершающих операции по их контролю. Количественные параметры этого результата являются определяющими для оценки деятельности как отдельных таможенных органов, так и системы таможенного администрирования в целом. Исходя из этого, преобладающее число контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов является производным от различных операций, совершаемых уполномоченными должностными лицами в ходе реализации процесса документального таможенного контроля в Центре электронного декларирования.

С другой стороны, документальный контроль может рассматриваться как процесс оказания государственной таможенной услуги. На это указывают следующие признаки:

1) заявительный характер - подача декларации на товары;

2) определен потребитель и идентифицирована потребность, требующая удовлетворения, - участники внешнеэкономической деятельности, цель которых -оформление ДТ в максимально кратчайшие сроки с минимальными затратами;

3) определен исполнитель и круг его полномочий - таможенный орган РФ;

4) услуга представляет собой ценность (благо) и полезна для потребителя -ввоз/вывоз товара с соблюдением норм законодательства в сроки совершения таможенных операций;

5) установлены определенные требования к качеству услуги - соблюдение сроков регистрации и выпуска ДТ;

6) сформирован стандарт качества по конкретной услуге, выраженный в количественных и качественных показателях, - контрольные показатели деятельности [7].

Следовательно, можно сделать вывод, что документальный таможенный контроль - это процесс оказания государственной таможенной услуги, в ходе

которой уполномоченные должностные лица с помощью программной платформы совершают операции по проверке сведений, заявленных в декларациях на товары, от результатов которого зависят основные параметры оценки деятельности таможенных органов: их эффективность и уровень удовлетворенности участников ВЭД.

Системный подход к контроллингу обосновывает необходимость проектирования внутренней структуры, состоящей из пяти элементов: научного обоснования контроллинга, целевой подсистемы, обеспечивающей подсистемы, управляющей подсистемы и управляемой подсистемы [8].

Как отмечают Т.В. Алферова, Е.А. Третьяк и А.В. Буйлин, «любая система представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов - подсистем, включающих системные составляющие более низкого порядка. Вся сеть систем различного порядка должна выстраиваться таким образом, чтобы способствовать реализации конечной цели, для которой это строение осуществлялось» [9]. Соответственно, контроллинг как система поддержки принятия управленческих решений в ЦЭД выстраивается для реализации конечной цели - функционирования и развития ЦЭД, обеспечивающего качественное выполнение основного процесса, - выпуск ДТ. К входу такой системы относится все, что ЦЭД получает в качестве обеспечения для поддержания, функционирования и развития, - материальные, финансовые, информационные, технические, трудовые ресурсы, нормативные правовые и методические материалы.

Учитывая уникальность самой концепции ЦЭД и отсутствие как теоретических, так и практических наработок в данном направлении, ситуационный подход служит методологической основой для формирования оперативного контроллинга и его методической составляющей. Выбор инструментов управления, их адаптация к деятельности ЦЭД в условиях интенсивного развития формируют необходимый комплекс инструментов управления, обеспечивающих эффективность деятельности таможенного органа.

Организационная составляющая механизма контроллинга

Организационная структура ЦЭД, представленная на рис. 3, является типовой структурой. Для реализации концепции переноса основной зоны управления на параметры процесса понадобилось адаптировать управленческую модель контроллинга под нужды процесса документального таможенного контроля. В этих условиях руководству поста необходимо было создать механизм контроллинга с ориентацией контроля на основные показатели процесса в режиме времени, приближенному к реальному, для оперативного принятия корректирующих управленческих решений до момента принятия решений должностными лицами.

Новым организационным компонентом стала группа оперативного контроля в составе оперативной смены, которая состоит из узкоспециализированных специалистов, например, в области контроля таможенной стоимости, системы

управления рисками, анализа корректировок в ДТ, и под руководством сменного заместителя осуществляет непрерывный мониторинг установленных параметров процесса документального контроля и производит корректирующее воздействие в целях однообразного исполнения текущих операций и обеспечения достижения конечных результатов процесса.

Внедрение нового организационного элемента стало квинтэссенцией организационного механизма контроллинга (рис. 4).

Рис. 4. Фрагмент организационной структуры МОТП (ЦЭД)

Между составляющими структуры (государство, руководитель, выпускающие инспектора) существуют как прямые (—>), так и обратные (--►) связи, два контура (внешний и внутренний), отделяющие внутреннюю организационную структуру поста от вышестоящих организаций и участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД). Вышестоящие организации (таможня, ФТС) и участники ВЭД являются основными получателями услуги, предоставляемой МОТП (ЦЭД), но у каждого из них свои ориентиры: в случае участника ВЭД - приемлемые издержки на таможенное оформление, а для вышестоящей организации необходимо выполнение контрольных показателей эффективности деятельности без потери качественных характеристик (соблюдение законодательства).

Результаты внедрения механизма контроллинга в ЦЭД

В ходе проводимого с 2019 года эксперимента по реализации организационного механизма контроллинга, построенного на принципах непрерывности процессов, своевременности и законности, были получены следующие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, оптимальная организация работы инспекторского состава как первоначальных центров ответственности способствовала повышению результативности, правомерности и оперативности процесса таможенного контроля. Относительно 2018 года нагрузка по дням недели стала более равномерной и ритмичной (рис. 5).

Рис. 5. Распределение деклараций на товары на МОТП (ЦЭД) в 2021 г.

Более равномерное распределение нагрузки стало возможным в результате совершенствования организации работы с персоналом:

1. Пост работает по графику с 9:00 до 21:00 ежедневно, что является одним из шагов на пути к улучшению условий по предоставлению таможенной услуги и созданию комфортной среды ведения бизнеса.

2. В рамках реализации механизма контроллинга руководство поста применило систему эффективного использования инспекторского состава.

Комбинация, при которой около 88% выпускающих инспекторов работают по сменному графику 2/2, а остальные - 5/2, способствует повышению производительности и резюмирует вариативность составления смен в зависимости от дня недели и планируемой нагрузки, основанной на анализе фактических данных. В результате, несмотря на уменьшение штата выпускающих инспекторов, производительность их труда повысилась, при этом распределившись более равномерно по дням недели.

Благодаря внедрению данных процессов в механизм контроллинга удалось довести среднюю нагрузку на инспектора до 19 ДТ в смену при среднем выпуске на посту 2322 ДТ в день без ухудшения качественных характеристик.

Одновременно, несмотря на увеличившуюся нагрузку на должностных лиц поста, в 4,6 раза существенно снизилось время регистрации ДТ (рис. 6).

Рис. 6. Время регистрации ДТ по кварталам, мин

Во-вторых, на текущий момент удалось сократить время выпуска ДТ в 2,5 раза, что отражено на рис. 7. Стоит отметить, что значительно сокращено время выпуска и рисковых, и безрисковых деклараций, что свидетельствует об эффективной организации процесса документального контроля.

Рис. 7. Время выпуска ДТ в 2018 и 2021 г., ч

В-третьих, в 2018 г. Московской областной таможней в федеральный бюджет перечислено порядка 563 млрд руб., в то время как МОТП (ЦЭД) в 2021 г. -849 млрд руб.

Средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) по таможенному посту также увеличился с 6,45 до 7,44 долл./кг. Увеличение ИТС в первую оче-

редь влияет на объем перечисления денежных средств в бюджет, и в то же время не позволяет участникам внешнеэкономической деятельности ввозить товары ниже их стоимости, чтобы впоследствии начать демпинговать на внутреннем рынке страны.

Проведенный анализ позволил выявить отдельные проблемные аспекты при внедрении механизма контроллинга в систему управления ЦЭД:

- необходима дальнейшая разработка и реализация методической составляющей механизма - методики контроллинга в ЦЭД с учетом развития процессов цифровизации и автоматизации. Интеграция системного, процессного и ситуационного подходов к организации управления должна стать методологической основой для дальнейших научных исследований, выработки методических и практических рекомендаций;

- требуется доработка информационной составляющей организационного механизма в части, касающейся развития горизонтальных коммуникаций (с постами фактического контроля), и вертикальных коммуникаций (непосредственно с таможней);

- дальнейшее развитие материально-технической составляющей механизма должно опираться на квалифицированный кадровый состав ЦЭД, профессиональные требования к которому должны быть положены в основу образовательных программ подготовки студентов профильных вузов;

- дальнейшее развитие организационной составляющей механизма должно основываться на применении методических, теоретических и эмпирических наработок управления деятельностью ЦЭД.

Заключение

1. В связи с реорганизацией таможенной системы и переноса всего массива декларирования в Центры электронного декларирования создалась ситуация, при которой необходимы разработка и применение новых инструментов в принятии решений и организации работы должностных лиц. Основным прогрессивным инструментом стал контроллинг. Контроллинг как современная концепция управления направлен на устойчивое функционирование и развитие, а также своевременное устранение узких мест функционирования организации (кризисных ситуаций) в режиме реального времени.

2. Концепция контроллинга реализуется посредством внедрения организационного механизма контроллинга - комплексной целенаправленной системы поддержки принятия управленческих решений и частных задач функционирования и развития ЦЭД на основе устойчивой совокупности принципов, функций, методов, норм и правил формирования и регулирования отношений элементов его организационной структуры в режиме реального времени.

3. Наиболее важными составляющими организационного механизма контроллинга являются методическая и организационная составляющие. В части методической составляющей организационный механизм контроллинга

базируется на системном, процессном и ситуационном подходах. Относительно организационной составляющей механизма стоит отметить новый организационный элемент - непрерывно функционирующий орган управления процессом - группу оперативного контроля, включающую в себя отдельные направления, которые позволяют регулировать нагрузку на выпускающих инспекторов за счет делегирования направлений контроля, необходимых для выпуска ДТ с соблюдением всех параметров эффективности: правомерности, результативности и оперативности.

4. Внедрение организационного механизма контроллинга в систему управления ЦЭД позволило сформировать эффективную систему поддержки принятия управленческих решений в режиме, приближенном к реальному времени. Основными результатами реализации механизма контроллинга в МОТП (ЦЭД) стали:

- равномерное, ритмичное распределение недельной нагрузки на инспекторский состав, основанное на ретроспективном анализе исторического массива ДТ;

- ' уменьшение времени выпуска ДТ, рассматриваемое в рамках сервисной составляющей администрирования в качестве услуги;

- повышение уровня достоверности декларирования таможенной стоимости, что повлекло за собой увеличение перечислений денежных средств в государственный бюджет.

Резюмируя, можно утверждать, что дальнейшая реализация концепции контроллинга в ЦЭД как основы для улучшения системы управления процессом документального контроля не только будет способствовать эффективному функционированию таможенного поста, но и станет научной и практической основой для дальнейшего совершенствования системы управления процессами в таможенных органах ФТС России в современных условиях.

Список источников

1. Бойкова М.В. Развитие теории и методологии сервисно-ориентированного таможенного администрирования : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М. : Российская таможенная академия, 2021.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент : учеб. пособие. 2 изд., перераб. и доп. М., 2003. 256 с.

3.ДафтР.Л. Менеджмент : учебник : пер. с англ. / под ред. С.К. Мордовина. М., 2009. 489 с.

4. КузнецоваЛ.Н. Стандартизация бизнес-процессов как направления повышения эффективности деятельности организации // Учет и статистика. 2009. № 15. С. 77-83.

5. Бойкова М.В., Зверев Р.А. К вопросу о формировании модели организационного механизма контроллинга в центре электронного декларирования // Матер. XV Всероссийской с межд. участием школы-симпозиума «Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем (АМУР-2021)». Симферополь - Судак, 2021. С. 63-65.

6. Зверев Р.А. Методика оперативного контроллинга в центре электронного декларирования // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 1129-1123.

7. Зверев Р.А. Реализация «сервисной парадигмы» в системе таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 131-138.

8. Фархутдинов Р.А. Производственный менеджмент : учебник. 4-е изд. СПб. : Питер, 2003. 491 с.

9. Алферова Т.В., ТретьякЕ.А., БуйлинА.В. Производственный менеджмент на предприятиях фармацевтической отрасли. Екатеринбург : Изд-во Института экономики УрО РАН, 2008. 265 с.

References

1. Boikova M.V. Development of the theory and methodology of service-oriented customs administration : Doctor of Economics. Moscow : Russian Customs Academy; 2021. (In Russ.).

2. Vershigora E.E. Management : textbook. 2nd ed., reprint. and add. Moscow; 2003. 256 p. (In Russ.).

3. Daft R.L. Management : textbook : per. with engl. Ed. by S.K. Mordovin. Moscow; 2009. 489 p. (In Russ.).

4. Kuznetsova L.N. Standardization of business processes as a way to improve the efficiency of the organization. Uchet istatistika = Accounting and statistics. 2009;(15):77-83. (In Russ.).

5. Boikova M.V., Zverev R.A. On the formation of a model of the organizational mechanism of controlling in the center of electronic declaration. XV All-Russian School with international participation-symposium: analysis, modeling, management, development of socio-economic systems (AMUR-2021). Simferopol - Sudak; 2021. Р. 63-65. (In Russ.).

6. Zverev R.A. Methodology of operational controlling in the center of electronic declaration. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2021;(9(134)):1129-1123. (In Russ.).

7. Zverev R.A. Implementation of the «service paradigm» in the system of customs authorities of the Russian Federation. Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii = Bulletin of the Russian Customs Academy. 2021;(1):131-138. (In Russ.).

8. Farkhutdinov R.A. Production management : textbook. 4th ed. St. Petersburg : Peter; 2003. 491 р. (In Russ.).

9. Alferova T.V., Tretyak E.A., Builin A.V. Production management at pharmaceutical industry enterprises. Yekaterinburg : Publishing House of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; 2008. 265 р. (In Russ.).

Информация об авторе

РА. Зверев - аспирант кафедры управления Российской таможенной академии, заместитель начальника таможни - начальник Московского областного таможенного поста.

Information about the author

R.A. Zverev - Ph.D. student of the Department of Management of the Russian Customs Academy, Deputy Head of Customs, Head of the Moscow Regional Customs Post.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 05.03.2022.

The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 05.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.