ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В. Макрусев, канд. экон. наук, доцент А.А. Отпущенников, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-213-216
Аннотация. Статья посвящена вопросам таможенной инфраструктуры Московской области, ее основным проблемам и направлению развития внешнеторговой деятельности и внешнеэкономических связей. Автором даны определения понятий «таможенной инфраструктуры», рассмотрены основные проблемы таможенной инфраструктуры Московской области и сформулированы основные направления развития внешнеторговой деятельности и внешнеэкономических связей.
Ключевые слова: таможенная инфраструктура, таможенные органы, внешнеторговые связи, внешнеэкономическая деятельность, Центр электронного декларирования.
Актуальность вопросов научно-методического обеспечения направлений развития таможенной инфраструктуры определяется стратегической значимостью данной сферы с позиции государственного управления.
Таможенная инфраструктура выступает инструментом регулирования материальных и связанных с ними финансовых потоков. Являясь элементом системы международных перевозок, она стимулирует расширение экспортно-импортного потенциала страны, увеличивает количество транзитных перевозок. Современная и высокотехнологичная таможенная инфраструктура удовлетворяет возрастающие потребности экономики и населения в грузовых перевозках.
Внешнеторговый оборот между зарегистрированными в Москве организациями и зарубежными партнерами, очищенный от топливно-энергетической составляющей в московском экспорте, составил почти 93,0 млрд долл. США (рост почти на 8,0%).
Зарегистрированные в Москве организации производили поставки в 175 стран мира. В число пяти основных стран-импортеров товаров вошли Беларусь (1901,8 млн долл. США), Казахстан (1847,9), Соединенные Штаты Америки (1074,2), Индия (1002,6) и Алжир (922,3).
Объем товарного импорта по итогам девяти месяцев 2021 г. составил 76,0 млрд
долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. на 9,5%.
Товары в Москву поставляются из 198 стран мира. Преобладающий объем закупок традиционно приходится на сравнительно небольшое число государств дальнего зарубежья: Китай - 18400,3 млн долл. США (увеличение на 23,8%, доля в общем объеме импорта - 24,2%); Германия -8435,1 млн долл. США (увеличение на 8,3%, доля - 11,1%); Соединенные Штаты Америки - 4458,5 млн долл. США (доля -5,9%); Франция - 4257,6 млн долл. США (доля - 5,6%); Италия - 3706,1 млн долл. США (доля - 4,9%); Беларусь - 3456,6 млн долл. США (доля - 4,6%).
Ввоз товаров зарегистрированными в Москве организациями из основных стран-лидеров составил 42714,2 млн долл. США, или около 56,2% общего объема импорта.
Таким образом, несмотря на то что структура ВЭД московского мегаполиса выглядит более выигрышной по сравнению с аналогичной картиной в целом по стране, столица не избавилась от проблем, характерных для России в целом:
- несоответствующая современным тенденциям экономического развития структура промышленного производства, характеризующаяся высоким удельным весом производства продукции с незначительной добавленной стоимостью и низкими технико-технологическими параметрами про-
изводства, что, в свою очередь, обусловливает сырьевую направленность экспорта;
- низкий уровень производительности труда, обусловленный высоким уровнем износа основных производственных фондов и применением ресурсозатратных технологий;
- неуклонное сокращение научно-технического потенциала страны, связанное с отсутствием четкой и последовательной государственной инновационной политики;
- недостаточная инвестиционная активность, особенно в инновационной сфере.
Решение обозначенных проблем авторы многочисленных публикаций по данной теме связывают с ускорением инновационного развития.
29 января 2019 г. начал свою работу Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования). МОТП (ЦЭД) был создан в соответствии с Приказом ФТС России от 21.11.2018 №1886 «О совершенствовании структуры Московской областной таможни» в рамках масштабного реформирования таможенных органов страны.
Основным результатом этого перераспределения стало то, что МОТП (ЦЭД) стал единственным таможенным органом в Московской областной таможне, в котором реализовывался процесс документального таможенного контроля, включающий в себя большое количество автоматизированных операций, направленных на проверку достоверности сведений, заявленных декларантом.
В условиях ограниченности ресурсов концепция контроллинга, ранее уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность в мировой управленческой практике, стала результатом выбора руководителя ЦЭД и основой для дальнейшего развития.
В ходе проводимого с 2019 года эксперимента по реализации организационного механизма контроллинга, построенного на принципах непрерывности процессов, своевременности и законности, были получены следующие результаты.
Во-первых, оптимальная организация
работы инспекторского состава как первоначальных центров ответственности способствовала повышению результативности, правомерности и оперативности процесса таможенного контроля. Относительно 2018 года нагрузка по дням недели стала более равномерной и ритмичной.
Более равномерное распределение нагрузки стало возможным в результате совершенствования организации работы с персоналом:
1. Пост работает по графику с 9:00 до 21:00 ежедневно, что является одним из шагов на пути к улучшению условий по предоставлению таможенной услуги и созданию комфортной среды ведения бизнеса.
2. В рамках реализации механизма контроллинга руководство поста применило систему эффективного использования инспекторского состава.
Комбинация, при которой около 88% выпускающих инспекторов работают по сменному графику 2/2, а остальные - 5/2, способствует повышению производительности и резюмирует вариативность составления смен в зависимости от дня недели и планируемой нагрузки, основанной на анализе фактических данных. В результате, несмотря на уменьшение штата выпускающих инспекторов, производительность их труда повысилась, при этом распределившись более равномерно по дням недели.
Благодаря внедрению данных процессов в механизм контроллинга удалось довести среднюю нагрузку на инспектора до 19 ДТ в смену при среднем выпуске на посту 2322 ДТ в день без ухудшения качественных характеристик.
Одновременно, несмотря на увеличившуюся нагрузку на должностных лиц поста, в 4,6 раза существенно снизилось время регистрации ДТ.
Во-вторых, на текущий момент удалось сократить время выпуска ДТ в 2,5 раза. Стоит отметить, что значительно сокращено время выпуска и рисковых, и безрисковых деклараций, что свидетельствует об эффективной организации процесса документального контроля.
В-третьих, в 2018 г. Московской об-
ластной таможней в федеральный бюджет перечислено порядка 563 млрд руб., в то время как МОТП (ЦЭД) в 2021 г. - 849 млрд руб.
Средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) по таможенному посту также увеличился с 6,45 до 7,44 долл./кг. Увеличение ИТС в первую очередь влияет на объем перечисления денежных средств в бюджет, и в то же время не позволяет участникам внешнеэкономической деятельности ввозить товары ниже их стоимости, чтобы впоследствии начать дем-пинговать на внутреннем рынке страны.
Проведенный анализ позволил выявить отдельные проблемные аспекты при внедрении механизма контроллинга в систему управления ЦЭД:
- необходима дальнейшая разработка и реализация методической составляющей механизма - методики контроллинга в ЦЭД с учетом развития процессов цифро-визации и автоматизации. Интеграция системного, процессного и ситуационного
должна стать методологической основой для дальнейших научных исследований, выработки методических и практических рекомендаций;
- требуется доработка информационной составляющей организационного механизма в части, касающейся развития горизонтальных коммуникаций (с постами фактического контроля), и вертикальных коммуникаций (непосредственно с таможней);
- дальнейшее развитие материально-технической составляющей механизма должно опираться на квалифицированный кадровый состав ЦЭД, профессиональные требования к которому должны быть положены в основу образовательных программ подготовки студентов профильных вузов;
- дальнейшее развитие организационной составляющей механизма должно основываться на применении методических, теоретических и эмпирических наработок управления деятельностью ЦЭД.
подходов к организации управления
Библиографический список
1. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения: Утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.02.2022).
2. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 278 с.
3. О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 г: Утв. решением Высшего Евразийского экономического совета 11.12.2020 № 12. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.02.2022).
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.02.2022).
5. План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 годы: Утв. Минфином России 25.08.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2022).
6. План мероприятий на период 2022-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.02.2022).
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2022).
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.02.2022).
CUSTOMS INFRASTRUCTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
V.V. Makrusev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Otpuschennikov, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the issues of the customs infrastructure of the Moscow region, its main problems and the direction of development of foreign trade activities and foreign economic relations. The author defines the concepts of "customs infrastructure", considers the main problems of the customs infrastructure of the Moscow region and formulates the main directions of development of foreign trade activities and foreign economic relations.
Keywords: customs infrastructure, customs authorities, foreign trade relations, foreign economic activity, Electronic Declaration Center.