Научная статья на тему 'Инфраструктура внешней торговли приграничного региона: состав, значение, некоторые тенденции развития'

Инфраструктура внешней торговли приграничного региона: состав, значение, некоторые тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1596
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / REGION / FOREIGN TRADE / FOREIGN TRADE INFRASTRUCTURE / CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Салийчук Василий Филиппович, Кислякова Марина Анатольевна

Выделены основные факторы, оказывающие влияние на эффективность внешнеторговой деятельности региона. Более подробно рассмотрен один из основных факторов инфраструктура внешней торговли региона, сформулировано определение инфраструктуры внешней торговли, определен ее состав. Указаны основная цель развития внешнеторговой инфраструктуры и задачи, решению которых способствует наличие в регионе оптимальной и сбалансированной инфраструктуры внешней торговли. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на развитие инфраструктуры в современных условиях, указаны некоторые тенденции ее развития. Практические вопросы деятельности инфраструктуры внешней торговли рассмотрены на примере Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade infrastructure of a frontier region: structure, role and development trends

The article reveals the main factors which influence the efficiency of a region's foreign trade activity. In particular it focuses on the infrastructure of foreign trade, gives a definition of this term and determines its composition. The article also specifies the main object of foreign trade infrastructure development as well as the goals which can be achieved thanks to an optimal and balanced foreign trade infrastructure. Moreover, it underlines the main forces that affect the infrastructure development in modern conditions and distinguishes some of its trends. The practical issues of foreign trade infrastructure operation are discussed on the example of the Kurgan region.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура внешней торговли приграничного региона: состав, значение, некоторые тенденции развития»

124

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Keywords: legal framework of the Customs Union, common customs tariff, EurAsEC, unification of trade regimes, customs regulation

Information about the author

Glaz'ev Sergey Yur'evich (Moscow) — Member of the Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of New Economy named after D. S. L'vov (109542, Moscow, Ryazanskiy Pr. 99, e-mail: [email protected]).

УДК 339.5 (075)

В. Ф. Салийчук, М. А. Кислякова

инфраструктура внешней торговли приграничного региона: состав, значение, некоторые тенденции развития

Выделены основные факторы, оказывающие влияние на эффективность внешнеторговой деятельности региона. Более подробно рассмотрен один из основных факторов — инфраструктура внешней торговли региона, сформулировано определение инфраструктуры внешней торговли, определен ее состав. Указаны основная цель развития внешнеторговой инфраструктуры и задачи, решению которых способствует наличие в регионе оптимальной и сбалансированной инфраструктуры внешней торговли. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на развитие инфраструктуры в современных условиях, указаны некоторые тенденции ее развития. Практические вопросы деятельности инфраструктуры внешней торговли рассмотрены на примере Курганской области.

Ключевые слова: регион, внешняя торговля, инфраструктура внешней торговли, Таможенный союз ЕврАзЭС

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, а также всего мирового сообщества. Внешнеэкономический сектор национальных экономик выступает в качестве своеобразного индикатора, показывающего степень вовлеченности страны во всемирное разделение труда и отражающего уровень экономического развития отдельно взятого государства. Внешнеэкономическая деятельность стала неотъемлемой частью экономического существования не только национальной экономики, но и ее составных частей — экономик отдельных регионов, поскольку в условиях федеративного государства, каковым и является Российская Федерация, важнейшим в системе организации внешнеэкономической деятельности является региональный уровень.

В современной России активная внешнеэкономическая деятельность является фактором, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое положение значительного количества субъектов Российской Федерации. В российской практике внешнеэкономическая деятельность реализуется преимущественно через

внешнюю торговлю, которая является одной из наиболее значимых форм внешнеэкономической деятельности в силу ее положительного воздействия на развитие региона. Внешнеторговая активность положительно отражается на многих показателях социально-экономического развития субъекта Федерации (валовый региональный продукт, объем инвестиций в экономику региона, уровень безработицы и т. д.).

Успешная и эффективная реализация внешней торговли зависит от совокупности целого ряда факторов, сформированных как на уровне отдельного региона, так и на уровне целого государства, а также государств — внешнеторговых партнеров.

Среди таких факторов можно выделить следующие:

— степень интеграции государства;

— состояние межгосударственных отношений со странами-партнерами;

— уровень экономического развития стран-партнеров;

— политическая ситуация в странах-партнерах;

— ситуация на мировых рынках;

— географическое положение региона;

— природно-ресурсный потенциал региона;

— структура экономики региона;

— особенности национальной региональной политики, в том числе в области внешней торговли;

— наличие и степень развитости необходимой инфраструктуры внешней торговли и т. д.

Более подробно остановимся на инфраструктуре внешней торговли (ИВТ) как особом факторе развития внешней торговли.

Для своего эффективного осуществления внешнеторговая деятельность нуждается в наличии различных материально-технических объектов, а также целого ряда специализированных организаций, предоставляющих услуги по реализации внешнеэкономических сделок. Необходима, кроме того, нормативно-правовая база для осуществления внешнеторговых операций. В данном случае речь идет об инфраструктуре внешней торговли. Под инфраструктурой внешней

торговли предлагается понимать совокупность институтов и материально-технических объектов, вовлеченных в организацию внешней торговли, и нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность элементов инфраструктуры и внешнеторговую деятельность в целом.

Внешнеторговая инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике региона и страны в целом.

Инфраструктуру внешней торговли можно представить в виде совокупности 3 основных частей (подсистем) (рис.):

— институциональной;

— материальной;

— нормативной.

Институциональную часть внешнеторговой инфраструктуры составляет совокупность государственных органов, институтов, служб и предприятий различных правовых форм, ре-

ИНФРАСТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Нормативная подсистема

Институциональная подсистема

Материальная подсистема

Система органов регулирования, контроля и надзора за внешней торговлей

Наднациональный орган Таможенного союза — Комиссия Таможенного союза

Органы законодательной власти: Федеральное собрание РФ; Законодательные собрания и думы субъектов Российской Федерации

Система организаций, обеспечивающих реализацию внешней торговли

Транспортно-логистические структуры: организации-перевозчики, экспедиторские организации, логистические компании, стивидорные компании

Околотаможенные структуры: таможенные представители, таможенные перевозчики, склады временного хранения, склады заявителя, таможенные склады, уполномоченные экономические операторы, консалтинговые фирмы в области таможенного дела

Кредитно-финансовые структуры:

банки и их филиалы, страховые агентства и

компании

Организации по подготовке и повышению квалификации кадров: вузы, СУЗы и другие учебные заведения

Торгово-промышленная палата и ее подразделения в регионах России

Органы исполнительной власти: Президент РФ; Правительство РФ; федеральные министерства; федеральные службы и агентства; полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; администрации и правительства субъектов РФ; территориальные подразделения ФОИВ; представительства ФОИВ за рубежом

Органы судебной власти: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ

Рис. Состав инфраструктуры внешней торговли

гулирующих и контролирующих движение международных грузопотоков (система таможенных органов, транспортно-логистические компании и т. д.), а также оказывающих услуги по реализации внешнеторговых сделок (банковские структуры, Торгово-промышленная палата и другие).

Все институты ИВТ можно условно разделить на 2 блока:

1) система органов регулирования, контроля и надзора за внешней торговлей;

2) система организаций, обеспечивающих реализацию внешнеторговой деятельности.

Первый блок составляют государственные структуры, поскольку регулирование внешней торговли является важнейшей функцией государства. Второй блок институтов внешней торговли составляют организации и службы, которые непосредственно участвуют во внешней торговле и обеспечивают реализацию внешнеторговых операций.

Нормативная часть ИВТ формирует правовые основы внешнеторговой деятельности и включает систему правовых и нормативных актов, регламентирующих внешнеторговую деятельность в целом и все сопутствующие ей операции (организация международных грузоперевозок, финансовые расчеты и т. д.), а также функционирование отдельных элементов инфраструктуры. Всю совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности, составляют источники разных уровней: международного (конвенции, соглашения, Инкотермс и др.), национального (Конституция, кодексы, федеральные законы и др.) и регионального (программы развития внешнеэкономической деятельности регионов).

Под материальной частью ИВТ следует понимать совокупность всех материально-технических объектов и технологий, с помощью которых обеспечивается непосредственная реализация внешнеторговых сделок, а также перемещение и обработка внешнеторговых грузов. К ним относятся: транспортные магистрали (железнодорожные магистрали, автомагистрали, авиамагистрали) и сам транспорт всех видов; терминально-складские комплексы; морские и речные порты; вокзалы и аэропорты; административные здания; информационные системы и сети связи, технические средства таможенного контроля и др.[5]

Основной целью развития инфраструктуры внешней торговли является создание оптимальных условий для эффективной реализации внешнеэкономических связей региона.

Наличие оптимальной и сбалансированной инфраструктуры внешней торговли помогает решить в рамках содействия внешней торговли региона следующие задачи:

— обеспечить функционирование взаимосвязей между субъектами и объектами внешнеторговой деятельности;

— упорядочить взаимодействие субъектов внешней торговли региона;

— обеспечить бесперебойное и оптимальное движение международных товаропотоков;

— сократить временные и финансовые издержки субъектов внешней торговли;

— повысить качество и конкурентоспособность сферы услуг региона в области внешнеторговой деятельности;

— максимально реализовать транзитный потенциал территории региона и т. д.

Особое значение внешнеторговая инфраструктура имеет в приграничных регионах страны. Отличительной особенностью внешнеторговой инфраструктуры приграничного региона будет являться наличие в ее составе пограничных пунктов пропуска. Значение ИВТ приграничного региона определяется следующими факторами:

— приграничные регионы, как правило, ведут более активную внешнеэкономическую деятельность, в том числе и в рамках приграничного сотрудничества с сопредельными регионами иностранного государства;

— территория регионов, имеющих приграничное положение, является транзитной для движения товаров в рамках таможенного транзита, то есть обеспечивает движение потоков товаров, направленных на удовлетворение не только внутренних потребностей региона, но и для удовлетворения потребностей других регионов страны, а также потребностей иностранных государств.

Инфраструктура внешней торговли оказывает несомненное влияние на обслуживаемую отрасль — внешнюю торговлю, стимулируя (своим расширением) и ингибируя (собственным свертыванием) возможности развития экспортно-импортных рынков региона. Причина заключается в том, что уровень развития внешнеторговой инфраструктуры — это, пожалуй,

один из самых значительных факторов конкурентоспособности региона в сфере внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что существует и обратная связь. Внешняя торговля также оказывает существенное влияние на развитие объектов внешнеторговой инфраструктуры региона. Деятельность объектов инфраструктуры внешней торговли нацелена на обеспечение эффективности внешней торговли, на создание общих условий для успешного функционирования всех субъектов внешней торговли, и напрямую зависит от уровня внешнеторговой активности региона.

Инфраструктура призвана выполнять целый ряд основополагающих функций:

— регулирование внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов региона;

— контроль за совершением внешнеторговых сделок, за качеством и количеством перемещаемых международных грузов;

— сопровождение внешнеторговых сделок (финансовое, консультационное и др.);

— документальное оформление внешнеторговых сделок;

— организация движения международных товаропотоков.

В большей степени влиянию, как правило, подвержена таможенная сфера. Вообще таможенная система играет особенно важную роль в регулировании внешнеторговой деятельности, поскольку внешняя торговля предполагает по своей сути движение внешнеторговых грузов из страны-продавца в страну-покупателя, а соответственно, и пересечение международными грузами как минимум двух государственных границ. А на территории каждого государства-контрагента действует свое таможенное, валютное и другие законодательства.

Как отметили авторы монографии «Инфраструктура внешнеэкономической деятельности России: эволюция, проблемы формирования и тенденции развития», таможенные органы являются единственным инфраструктурным образованием, созданным специально для обслуживания внешней торговли [13, с. 117].

Так, в настоящее время наиболее значительное влияние на развитие внешней торговли регионов, особенно приграничных, оказывают два фактора. Оба фактора непосредственно связаны со сферой таможенного дела.

Во-первых, это перенос таможенного оформления в приграничные регионы. В таможенных

органах России идет процесс реформирования, цель которого — оптимизация мест размещения и количества таможенных органов, реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе. Реорганизация таможен происходит с учетом показателей их работы. Высвобождающиеся штатные единицы и бюджетные средства реорганизуемых таможенных органов перераспределяются в таможенные органы на границе и внутри страны, которые оформляют значительные объемы внешнеторговых грузов. На данный момент уже проведена значительная работа по реорганизации таможенных органов.

Во-вторых, это создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии предполагает функционирование единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Создание Таможенного союза предполагает ряд кардинальных изменений в области таможенного администрирования, что не может не отразиться на деятельности объектов инфраструктуры внешней торговли.

Создание Таможенного союза повлекло ряд изменений в нормативной составляющей инфраструктуры внешней торговли. К настоящему времени наряду с Таможенным кодексом Таможенного союза разработан и введен в действие целый ряд нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы государственного регулирования взаимной торговли стран — участниц Таможенного союза и внешней торговли с третьими странами. Кроме того, с целью приведения национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза в конце 2010 г. был принят Федеральный закон №Э11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который определяет особенности таможенного регулирования в Российской Федерации [9].

В институциональной составляющей инфраструктуры внешней торговли изменения коснулись, главным образом, группы околотаможенных структур. К числу основных изме-

нений относятся, во-первых, замена института таможенных брокеров на институт таможенных представителей, притом что содержание данного института практически не изменилось, и, во-вторых, введение института уполномоченного экономического оператора, который является дальнейшим развитием применения «специальных упрощенных процедур».

Кроме того, система органов регулирования, контроля и надзора за внешней торговлей стала включить наднациональный орган — Комиссию таможенного союза, которая наделена определенными полномочиями в сфере регулирования внешней торговли стран — участниц Таможенного союза.

Рассмотрим более детально инфраструктуру внешней торговли региона на примере Курганской области.

Курганская область наряду с другими пятью субъектами РФ входит в состав Уральского федерального округа. Область имеет выгодное транспортно-географическое положение, располагаясь на перекрестке транспортных путей. Курганская область граничит со Свердловской, Челябинской, Тюменской областями и Республикой Казахстан. Протяженность государственной границы с Республикой Казахстан составляет 548,9 км.

Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Курганской таможни в 2010 г. составил 718,6 млн долл. США (в 2009 г. — 687,5 млн долл. США). На страны дальнего зарубежья пришлось 32,1% от общего объема товарооборота (230,73 млн долл. США), а на страны СНГ — 67,9% (487,84 млн долл. США). Внешняя торговля России с момента создания Таможенного союза складывается из взаимной торговли с государствами — участниками Таможенного союза и внешней торговли с третьими странами. Торговыми партнерами Курганской области являются более 50 стран. Среди всех зарубежных партнеров Курганской области самый крупный — Республика Казахстан. Товарооборот Курганской области с Республикой Казахстан в 2010 г. составил 304,8 млн долл. США (42,4% от общего товарооборота).

Для обслуживания внешней торговли в регионе создана достаточно развитая инфраструктура внешней торговли.

Президента России в Курганской области, так же как и во всем Уральском федеральном округе, представляет Николай Александрович Винниченко, занимающий должность полно-

мочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО.

Система органов регулирования, контроля и надзора за внешней торговлей в Курганской области представлена органами законодательной, судебной и исполнительной власти региона:

— законодательный (представительный) орган государственной власти области — Курганская областная Дума;

— высший исполнительный орган государственной власти области — Администрация (Правительство) Курганской области, возглавляемый высшим должностным лицом области — губернатором Курганской области;

— органы исполнительной власти области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление;

— исполнительно-распорядительное (территориальные) органы государственной власти в городах Кургане и Шадринске и районах области;

— суды Курганской области. Судебная власть в сфере регулирования внешней торговли представлена арбитражным судом Курганской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более подробно остановимся на таможенных органах региона, поскольку именно таможенные органы играют особенно важную роль в регулировании внешнеторговой деятельности.

В Курганской области система таможенных органов РФ представлена Курганской таможней, которая была образована в 1992 г. приказом ГТК России №310 от 05.08.1992 г. В зону деятельности таможни входит вся Курганская область, общей площадью 71,5 тыс. кв. км. Таможня входит в структуру Уральского таможенного управления (УТУ) и имеет статус пограничной. Современная структура Управления включает 10 таможен: Екатеринбургскую, Коль-цовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало-Ненецкую и Уральскую оперативную. На начало 2011 г. в состав Курганской таможни входят 8 таможенных постов, 5 из которых являются пограничными (По-ловинский, Петуховский железно-дорожный таможенный пост, МАПП Петухово, Зве-риноголовский, Восточный) и еще 3 — внутренними (Шадринский, Первомайский, Курганский железнодорожный таможенный пост). В рамках Концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной

границе, в начале 2010 г. были проведены мероприятия по оптимизации деятельности таможни. В декабре 2009 г. Курганская таможня насчитывала 9 таможенных постов. Однако 15 января 2010 г. вступил в силу приказ ФТС России от 30.09.2009 г. № 1796 «О совершенствовании структуры Курганской таможни», в соответствии с которым были ликвидированы Макушинский и Целинный таможенные посты, а в Петуховском районе Курганской области создан Восточный таможенный пост. [8] Кроме того, в непосредственной близости от МАПП Петухово был создан отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 (ОТО и ТК № 2) Первомайского таможенного поста.

Характерной особенностью внешнеторговой инфраструктуры Курганской области как приграничного региона является наличие в составе инфраструктуры пунктов пропуска. Система пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Перечень пунктов пропуска приведен в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 1724-р. На территории УрФО расположено 22 пункта пропуска (табл. 1) [7].

В Курганской области расположено 5 пунктов пропуска: 3 автомобильных и 2 железнодорожных (табл. 2).

Сегодня ключевым направлением развития системы пунктов пропуска России является их массовая модернизация и реконструкция. Пункты пропуска должны соответствовать двум основным требованиям: обеспечивать национальную безопасность государства и способствовать созданию комфортных условий пересечения государственной границы. Для этих целей в 2007 г. Указом Президента России было создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (сокращенно — Росграница), которое должно заниматься непосредственно благоустройством и развитием пунктов пропуска на границе Российской Федерации [10].

В настоящее время завершается процесс передачи имущественного комплекса пунктов пропуска на баланс Росграницы. Непосредственно имуществом пунктов пропуска будет управлять ФГУ Росгранстрой — Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Кроме того, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ совместно с ФСБ России, ФТС России и Министерством транспорта и другими ведомствами разработала проект концепции Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 гг.)». В Концепции за-

Таблица 1

Система пограничных пунктов пропуска на территории Уральского федерального округа

Пункты пропуска через государственную границу Всего Пограничные пункты

Многосторонние Двусторонние

Автомобильные 7 Казанское, Воскресенское, Петухово, Бугристое Звериноголовское, Мариинский, Николаевка

Железнодорожные 6 Зауралье, Петухово, Карталы (Босколь), Карталы (Тобыл), Троицк (Кайрак), Троицк (Магнай) —

Морские 1 Новый порт —

Авиа 8 Екатеринбург (Кольцово), Челябинск (Баландино), Когалым, Магнитогорск, Нижневартовск, Сургут, Тюмень (Рощино), Ханты-Мансийск —

№ Пункт пропуска Вид Статус

п/п Курганская область Республика Казахстан

1 Звериноголовское Убаган (Кустанайская область) автомобильный двусторонний

2 Петухово Жана-Жол (Северо-Казахстанская область) автомобильный многосторонний

3 Воскресенское (Половинский район) Акбалшык (Кустанайская область) автомобильный многосторонний

4 Петухово Мамлютка (Северо-Казахстанская область) железнодорожный многосторонний

5 Зауралье (Половинский район) Акбалшык (Кустанайская область) железнодорожный многосторонний

Таблица 2

Система пограничных пунктов пропуска на территории Курганской области

ложена модернизация имеющихся и создание новых объектов пограничной инфраструктуры, среди которых железнодорожные, автомобильные, воздушные и морские пункты пропуска. В условиях создания Таможенного союза ЕвраАзЭС и формирования единого экономического пространства особое внимание уделяется вопросу обустройства пунктов пропуска на российско-казахстанском и российско-белорусском участке границы. В частности, необходима разработка унифицированных требований к обустройству пунктов пропуска, подготовка проектов межгосударственных соглашений по вопросам обустройства внешних границ Таможенного союза. Так, из числа представителей стран — участниц Таможенного союза была создана экспертная группа «Обустройство и оснащение пунктов пропуска на внешней границе государств — членов Таможенного союза».

Во исполнение поручений Правительства РФ совместно с заинтересованными ведомствами Росграница ведет работу по оптимизации количества пунктов пропуска. Планируется ликвидировать около 80 пунктов пропуска на границе, деятельность которых неэффективна, а содержание нецелесообразно, и перевести их в статус мест пересечения границы только для граждан. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №1421-р от 01.09.2010 г. в Курганской области с 01.09.2010 г. были закрыты два двусторонних пункта пропуска через государственную границу РФ: «Неверовское — Айымжан» и «Целинный — Коктерек» [6]. На основании предложений региона и обращений граждан Росграницей Неверовское и Целинный были определены как места пересечения границы.

Оптимизация и совершенствование работы пунктов пропуска на государственной границе будут в определенной мере способствовать развитию внутренних и международных связей государства, привлечению отечественного и зарубежного бизнеса к совершенствованию приграничной транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечению конкурентоспособности и все большему вовлечению российской экономики в глобальные процессы мировой торговли.

Другой блок инфраструктуры — система организаций, обеспечивающих ведение внешней торговли, представлен в Курганской области достаточно широко.

Рынок транспортно-логистических услуг Уральского федерального округа является одним из самых значимых в России. И связано это, в первую очередь, с выгодным географическим положением Урала (через Урал проходит самый короткий путь товарооборота между европейским и азиатско-тихоокеанским экономическими сообществами). Наиболее развит рынок центра УрФО — Екатеринбурга. По данным Росбизнесконсалтинга в обшей сложности в УрФО в настоящее время работает свыше 2000 транспортно-логистических компаний. Однако основу рынка УрФО составляют порядка 30-40 крупных игроков, которые контролируют основную часть рынка. На территории Уральского федерального округа представлены практически все крупные федеральные операторы, кроме того, свои услуги предоставляют и международные операторы.

В Курганской области также присутствуют иногородние перевозчики. Собственных компаний, осуществляющих грузоперевозки, в области немного, преимущественно это мелкие фирмы. Доля российских перевозчиков в Курганской области составляет 9%. Некоторые из этих фирм совмещают грузоперевозки с другими видами деятельности (в основном с торговлей). Так, по данным Управления автодорожного надзора по Курганской области, на территории Курганской области зарегистрировано 13 перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки. К их числу относятся: ООО «Комус», ООО «Омега», ИП В. И. Семенов, ООО «Стройтехсервис» и другие.

Группа околотаможенных структур Курганской области представлена складами временного хранения, таможенными представителями, консалтинговыми фирмами в области таможенного дела.

Несмотря на некоторое сокращение в связи созданием Таможенного союза количества складов временного хранения, на сегодняшний день Уральский федеральный округ обладает достаточно развитой сетью складов временного хранения, учрежденных участниками внешнеэкономической деятельности. Всего, по данным Федеральной таможенной службы России, на начало марта 2011 г. на территории Уральского федерального округа осуществляют свою деятельность 69 складов временного хранения [1]. Как правило, склады временного хранения учреждаются крупными участниками внешнеэкономи-

Таблица 3

Перечень складов временного хранения (СВХ), расположенных на территории Курганской области (на 03.03.2011)*

Наименование владельца СВХ Местонахождение СВХ Номер свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ Тип склада (З — закрытый, О — открытый) Размер СВХ

ОАО «Синтез» г. Курган, пр. Конституции, 7 10501/200021 от 16.07.2010 З 968,75 м3

ООО «Урал» Курганская обл., г. Петухово, ул. К. Цеткин, 34 10501/100027 от 28.12.2010 О 261,3 м3 1080 м2

ЗАО «РОСТЭК-Курган» 464 км автомобильной дороги М-51 «Байкал», Курганская обл., Петуховский район 10501/100028 от 28.12.2010 О 340,2 м3 748,6 м2

ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, пр. Машиностроителей, 17 10501/200024 от 24.12.2010 З 957,45 м3

ЗАО «Курганстальмост» г. Курган, ул. Загородная 3 10501/200023 от 24.12.2010 З 181,5 м3

ООО «Центр таможенного оформления» г. Курган, ул. Омская 179б 10501/100025 от 28.12.2010 О 449,4 м3 200 м2

ООО «МАПП-Терминал» Курганская обл., Петуховский район, в границах бывшего совхоза «Раздолье», 464 км автодороги «Байкал», здание 1 10501/100026 от 28.12.2010 О 840 м3 470 м2

ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» Курганская обл., г. Шадринск, ул. Свердлова, 1 10501/200022 от 15.12.2010 З 712,5 м3

* Составлено на основе данных, предоставленных Курганской таможней

ческой деятельности, которые стремятся за счет склада оптимизировать процедуру таможенной очистки товара и минимизировать свои расходы. На территории Курганской области расположено 8 складов временного хранения, учрежденных участниками ВЭД, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность (табл. 3).

Поскольку Республика Казахстан является крупнейшим торговым партнером Курганской области, создание Таможенного союза и, соответственно, создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза, отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств — участников Таможенного союза, прямым образом отразились на деятельности таможенных представителей и складов временного хранения. Объемы работы данных институтов резко сократились, что привело к нерентабельности функционирования некоторых из них. Так, еще в конце 2009 г. на территории УрФО было зарегистрировано 8 таможенных брокеров. По данным на начало марта 2011 г. на территории УрФО зарегистрированы только 2 организации, осуществляющие свою деятельность в качестве таможенных представителей: ЗАО «Таможенный брокер» в г. Магнитогорске Челябинской области и ЗАО «РОСТЭК-Курган»

в г. Кургане [2]. Однако несмотря на данный факт в регионах деятельности всех таможен Уральского таможенного управления действуют таможенные представители - подразделения и филиалы организаций, осуществляющих деятельность в качестве таможенных представителей и зарегистрированных в других регионах страны. В регионе деятельности Курганской таможни осуществляют свою деятельность 7 таможенных представителей.

Что касается другого института околотаможенного блока инфраструктуры — таможенных перевозчиков, то следует отметить, что в регионе деятельности Курганской таможни таможенные перевозчики не зарегистрированы. Данный вид услуг оказывают предприятия, зарегистрированные в других регионах. Всего по данным ФТС России на март 2011 г. на территории Уральского федерального округа зарегистрирована только 1 организация, имеющая право оказывать услуги в качестве таможенного перевозчика — ОАО «ЯЖДК» (по данным на сентябрь 2010 г. на территории УрФО было зарегистрировано 3 таможенных перевозчика). Данная организация находится в Ямало-Ненецком автономном округе в г. Новый Уренгой [3].

В группу околотаможенных структур включаются также таможенные склады, функциони-

рующие на территории Уральского федерального округа. Всего на территории округа зарегистрировано 6 таможенных складов [4]. В зоне деятельности Курганской таможни таможенные склады отсутствуют.

Создание Таможенного союза, отмена таможенного оформления и уплаты таможенных пошлин на товары, происходящие из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации оказывают косвенное влияние и на деятельность кредитно-финансовых структур, которые призваны кредитовать участников ВЭД, а также обслуживать финансовые потоки при осуществлении внешнеторговых операций.

Основу кредитно-финансовых структур, входящих в ИВТ, в Уральском федеральном округе составляют коммерческие банки и их филиалы, занимающиеся международной торговлей, а также отделы банков, обслуживающие внешнеторговые операции. Кроме того, если рассматривать банки еще и как структуры, кредитующие участников ВЭД, то с полным правом к этой группе инфраструктуры внешней торговли можно отнести практически все банки, действующие на территории Российской Федерации и УрФО в частности. Крупнейшими игроками на рынке банковских услуг УрФО являются филиалы и подразделения ОАО «Сбербанк России», ОАО «Ханты-Мансийский Банк», ОАО «Уралвнешторгбанк», ЗАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпромбанк» и другие.

Организации по подготовке кадров на территории региона представлены не только высшими учебными заведениями, но и средними специальными учебными заведениями. Все эти учебные заведения вносят свой вклад в подготовку специалистов в области внешней торговли, таможенного дела, банковского дела и т. д. К числу основных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области таможенного дела и внешней торговли на территории Уральского федерального округа, относятся:

1. ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (факультет «Экономика и управление», специальности: «Мировая экономика / Внешнеэкономическая деятельность» и «Таможенное дело»);

2. ГОУ ВПО «Курганский государственный университет» (Экономический факультет, специальность «Таможенное дело», специализация «Организация внешнеэкономической деятельности предприятия»);

3. Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета (специальность «Таможенное дело»);

4. ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (специальность «Таможенное дело»);

5. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (кафедра «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия»).

В Курганской области в процессе подготовки кадров заметное место занимает Курганский государственный университет. С 1996 г. на экономическом факультете КГУ работает кафедра «Таможенное дело и коммерция», которая готовит специалистов таможенного дела. Кроме того, с 2005 г. ведется подготовка студентов по дополнительной специализации «Организация внешнеэкономической деятельности предприятия». Студенты, обучающиеся по данной специальности, получают необходимую подготовку для работы не только в таможенных органах, но и в других институтах внешнеторговой инфраструктуры.

Необходимо отметить, что создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии предположительно окажет влияние и на этот элемент инфраструктуры внешней торговли. Так, например, в 2010 г. наблюдалось сокращение количества абитуриентов, пожелавших получить специальность «Таможенное дело» на кафедре «Таможенное дело и коммерция» Курганского государственного университета (зачислено 68 человек в 2010 г. против 93 человек в 2008 г.). Однако это произошло в условиях полной отмены бюджетного набора на эту специальность в 2010 г. Поскольку главным торговым партнером Курганской области на протяжении многих лет была Республика Казахстан, то можно прогнозировать падение спроса на студентов, получающих данную специальность.

В УрФО также расположены территориальные палаты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: Курганская ТПП, ТПП Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменская ТПП и т. д. Курганская Торгово-промышленная палата сегодня вносит заметный вклад в содействие бизнес-структурам области, начиная от малых предприятий и заканчивая крупными предприятиями, которые на рынке уже не один десяток лет. ТПП

Курганской области оказывает широкий спектр услуг. Перечень услуг, оказываемых Палатой, содержит 39 наименований, часть из которых — это услуги для таможенных целей: определение страны происхождения, выдача и удостоверение сертификатов происхождения товаров, удостоверение документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности и т. д.

Говоря о материальной составляющей внешнеторговой инфраструктуры Уральского федерального округа, стоит отметить, что основным видом транспорта на территории УрФО является железнодорожный. На этот вид транспорта приходится более половины внешнеторговых перевозок. Поэтому несмотря на количественное преобладание на территории округа автомобильных пунктов пропусков на государственной границе, наиболее значимыми для инфраструктуры внешней торговли УрФО являются именно железнодорожные пункты пропуска и их инфраструктурное обеспечение.

Однако стоит отметить, что железнодорожные пункты пропуска обустроены хуже морских, автомобильных и воздушных. Практически ни один их железнодорожных пунктов пропуска не оборудован в соответствии с техническими требованиями по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля. Важным элементом являются и сами транспортные магистрали. Помимо транспорта и транспортных магистралей важными элементами материальной составляющей ИВТ являются терминалы и склады, расположенные на территории округа. В настоящее время в Екатеринбурге реализуется глобальный проект Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра, который будет направлен на комплексное развитие крупных транспортных коридоров. Он включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» как главный грузоперерабатывающий комплекс Уральского федерального округа. Подобный проект разрабатывался и в Курганской области. В целях развития приграничной торговли, реализации транзитного потенциала Курганской области, а также интеграции ее экономики в современные технологические цепочки планировалось создание Центра приграничного сотрудничества Петропавловск — Курган. Однако в настоящий момент по взаимной договоренности российской и казахстанской сторон при-

нято решение о прекращении работы по этому вопросу.

Таким образом, сегодня практически все основные тенденции развития объектов инфраструктуры внешней торговли обусловлены двумя основными факторами: переносом таможенного оформления и контроля в места, приближенные к государственной границе, и созданием Таможенного союза ЕврАзЭС.

В условиях одновременного влияния этих двух факторов на развитие инфраструктуры внешней торговли, экспертами не раз высказывались опасения о переносе таможенного оформления всех товаров на внешнюю границу Таможенного союза и в силу этого распада большей части внешнеторговой инфраструктуры, расположенной в регионах России. Однако представители ФТС России уверили, что в настоящее время вопрос перемещения таможенного оформления на границу Таможенного союза не рассматривается. Создание таможенного союза не означает приостановления или переосмысления реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Утвержден перечень таможенно-логистических терминалов. Предполагается создание специальных центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны.

Приоритетным направлением развития большинства объектов инфраструктуры внешней торговли является их реорганизация, модернизация и приведение в соответствие с международными требованиями. Не исключение и Курганская область. Сегодня одной из главных задач региона является создание максимально благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, расположенных на его территории и мобилизация экспортных возможностей для обеспечения положительной воспроизводственной динамики. Для решения этой задачи необходимо наличие развитой внешнеторговой инфраструктуры, которая будет не только способствовать развитию и укреплению торгово-экономических связей Курганской области и в целом УрФО со странами дальнего и ближнего зарубежья, расширять международные связи региона, но окажет безусловно позитивное воздействие на повышение уровня социально-экономического развития приграничных региональных хозяйственных систем.

Список источников

1. База данных Реестра владельцев складов временного хранения ФТС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs.ru/ru/ved_info/popup.php?list286=bx (дата обращения: 03.03.2011).

2. База данных Свидетельств таможенных представителей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/ ved_info/popup.php?list286=tbrok_svid (дата обращения: 03.03.2011).

3. База данных Свидетельств таможенных перевозчиков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/ved_ info/popup.php?list286=car (дата обращения: 03.03.2011).

4. База данных Реестра владельцев таможенных складов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/ved_ info/popup.php?list286=tm (дата обращения: 03.03.2011).

5. Внешняя торговля Российской Федерации: учебное пособие / Под ред. В.Ф. Салийчука. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. — 146 с.

6. О закрытии расположенных в Курганской области двусторонних автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1421-р от 01.09.2010. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1724-р от 20.11.2008. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О совершенствовании структуры Курганской таможни. Приказ ФТС России №1796 от 30.09.2009. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О таможенном регулировании в Российской Федерации. Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 1359 от 11.10.2007. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Сапийнук В. Ф. Инфраструктура внешней торговли приграничного региона // Маркетинг и развитие региональной экономики : материалы Российской научно-практической конференции. (Круган, 23 ноября 2007 г.). — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. — С. 108-110.

12. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств № 17 от 27.11.2009. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Федько В. П., Бондаренко В. А. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности России. Эволюция, проблемы формирования и тенденции развития. — Ростов-н/Д. : РГЭУ «РИНХ», 2004. — 266 с.

Информация об авторах

Салийчук Василий Филиппович (Курган) — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела и коммерции ГОУ ВПО «Курганский государственный университет» (640000, г. Курган, ул. Гоголя, 25, e-mail: [email protected]).

Кислякова Марина Анатольевна (Курган) — старший преподаватель кафедры таможенного дела и коммерции ГОУ ВПО «Курганский государственный университет» (640000, г. Курган, ул. Гоголя, 25, e-mail: [email protected]).

V. F. Saliychuk

Ph.D. in Economics, associate professor State Educational Institution of Higher Professional Education

«Kurgan State University» M. A. Kislyakova

State Educational Institution of Higher Professional Education

«Kurgan State University»

Foreign trade infrastructure of a frontier region: structure, role and development trends

The article reveals the main factors which influence the efficiency of a region's foreign trade activity. In particular it focuses on the infrastructure of foreign trade, gives a definition of this term and determines its composition. The article also specifies the main object of foreign trade infrastructure development as well as the goals which can be achieved thanks to an optimal and balanced foreign trade infrastructure. Moreover, it underlines the main forces that affect the infrastructure development in modern conditions and distinguishes some of its trends. The practical issues of foreign trade infrastructure operation are discussed on the example of the Kurgan region.

Keywords: region, foreign trade, foreign trade infrastructure, Customs Union of the Eurasian Economic Community

References

1. Baza dannykh Reestra vladel'tsev skladov vremennogo khraneniya FTS RF [The FCS of Russia database, registry of temporary storage owners]. Retrieved from http://www.customs.ru/ru/ved_info/popup.php?list286=bx.

2. Baza dannykh Svidetel'stv tamozhennykh predstaviteley [The FCS of Russia database of customs representatives certificates]. Retrieved from http://www.customs.ru/ru/ved_info/popup.php?list286=tbrok_svid.

3. Baza dannykh Svidetel'stv tamozhennykh perevozchikov [The FCS of Russia database of customs carriers certificates]. Retrieved from http://www.customs.ru/ru/ved_info/popup.php?list286=car.

4. Baza dannykh Reestra vladel'tsev tamozhennykh skladov [The FCS of Russia database, registry of bonded warehouses owners]. Retrieved from http://www.customs.ru/ru/ved_info/popup.php?list286=tm.

5. Saliychuk V. F. (Ed.) (2010). Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federatsii: uchebnoe posobie [Foreign Trade of the Russian Federation: a tutorial]. Kurgan: Kurgan State University Publishing House.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. O zakrytii raspolozhennykh v Kurganskoy oblasti dvustoronnikh avtomobil'nykh punktov propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu Rossiyskoy Federatsii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1421-r ot 01.09.2010 [On closing of bilateral road checkpoints located in the Kurgan region across the state border of the Russian Federation. Order of the Government of Russian Federation № 1421-r dated 01.09.2010]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

7. O punktakh propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu Rossiyskoy Federatsii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1724-r ot 20.11.2008 [On the checkpoints at the border of the Russian Federation. Order of the Government of Russian Federation № 1724-r dated 20.11.2008]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

8. O sovershenstvovanii struktury Kurganskoy tamozhni: prikaz FTS Rossii №1796 ot 30.09.2009 [On improving the structure of the Kurgan Customs: Order of the FCS of Russia № 1796 from 30.09.2009]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

9. O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon №311-FZ ot 27.11.2010 [On customs regulations in the Russian Federation. Federal law № 311-FZ of 27.11.2010]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

10. O federal'nom agentstve po obustroystvu gosudarstvennoy granitsy Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii № 1359 ot 11.10.2007 [On the federal Agency for Development of the State Border of the Russian Federation. Presidential Decree № 1359 of 11.10.2007]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

11. Saliychuk V F. (2007). Infrastruktura vneshney torgovli prigranichnogo regiona [Foreign trade infrastructure of the border region]. Marketing and development of regional economy: proceedings of the Russian scientific-practical conference. Kurgan: Kurgan State University Publishing House, 108-110.

12. Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza. Prilozhenie k dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva (vysshego organa tamozhennogo soyuza) na urovne glav gosudarstv № 17 ot 27.11.2009 [Customs Code of the Customs Union. Annex to the Treaty on the Customs Code of the Customs Union, the decision of the Interstate Council of Eurasian Economic Community (the supreme body of the customs union) at the level of Heads of the States from 27.11.2009, № 17]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus».

13. Fed'ko V. P., Bondarenko V. A. (2004). Infrastruktura vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti Rossii. Evolyutsiya, problemy formirovaniya i tendentsii razvitiya [Infrastructure for foreign economic affairs of Russia. Evolution, problems of formation and development trends]. Rostov-on-Don: Rostov State Economic University.

Information about the authors

Saliychuk Vasiliy Filippovich (Kurgan) — Ph.D. in Economics, associate professor, head of the Chair of customs and commerce at the State Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State University» (640000, Kurgan, Gogol' St. 25, e-mail: [email protected]).

Kislyakova Marina Anatol'evna (Kurgan) — assistant professor of the Chair of customs and commerce at the State Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State University» (640000, Kurgan, Gogol' St. 25, e-mail: mkislyakova@list. ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.