о <
Е. В. Жиряева Ю. Ц. Дариева Д. Ц. Банзаров
E. V. Zhiryaeva Ju. Ts. Darieva D. Ts. Banzarov
Анализ особенностей внешней торговли приграничных субъектов
России*
Analysis of Features of Foreign Trade of Border Subjects of Russia
Жиряева Елена Васильевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры мировой и национальной экономики [email protected]
Дариева Юлия Цыреновна
Байкальский институт природопользования СО РАН
(г Улан-Удэ)
Аспирант
Банзаров Дмитрий Цыреторович
Администрация МО «Кяхтинский район» (г Кяхта) Начальник экономического отдела [email protected]
Zhiryaeva Elena Vasilyevna
North-West Institute of Management — branch of the
Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration (Saint-Petersburg)
Senior lecturer of the world and national economy
department
Darieva Julia Tsyrenovna
Baikal Institute of Environmental management
of the Siberian Branch of the Russian Academy of
Science (Ulan-Ude)
Graduate student
Banzarov Dmitry Tsyretorovich
Municipality Administration «Kyakhta District» (Kyakhta) Chief of economic department [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
внешняя торговля, приграничная торговля, торговый баланс, валовый региональный продукт (ВРП), экспорт, импорт
KEY WORDS
foreign trade, border trade, trade balance, gross regional product (GRP), export, import РЕФЕРАТ
Рассмотрены формы торговли приграничных регионов и оценено ее значение в экономике субъектов РФ разных типов. Авторы установили, что приграничные области РФ осуществляют внешнюю торговлю на местном и региональном уровне. Особенности организации приграничной торговли с восточными соседями РФ состоят в создании торговых зон. В европейском направлении при ввозе товаров в рамках программ приграничного сотрудничества таможенная пошлина не уплачивается. Вторая исследованная форма — это внешняя торговля регионального уровня. Определялись индекс зависимости от торговли, нормализованный торговый баланс, индекс проникновения импорта, ненефтяной нормализованный торговый баланс. Хотя внешняя торговля является основным источником доходной части бюджета приграничных регионов, непосредственно определяя уровень ВРП, ее относительные объемы на этих территориях ниже, чем в среднем по стране.
* Статья публикуется в авторской редакции по решению заседания кафедры мировой и национальной политики Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС.
ABSTRACT <
Forms of external trade of Russia's border regions were investigated and the value of trade in the x
economics of different types of territories was estimated. Authors established that border areas ^
of the Russian Federation carry out external trade at local and regional level. Border trade with m
east neighbors of the Russian Federation is organized in special zones. In the European direction ° when importing goods within partnership programmes the customs duty shouldn't be paid. The
second studied form was a foreign trade at the regional level. Trade dependence, the normalized x
trade balance, import penetration and Non Oil trade balance indexes were calculated. Foreign ¡f
trade is the main source of budget revenues for the border regions, it directly defines the level of ^
gross regional product nevertheless its relative volumes in these territories are lower than average ^ for the country.
Вовлечение населения во внешнеторговую деятельность — это социальная особенность приграничного района. Расчеты О. И. Тишутиной показали наличие тесной взаимосвязи ВРП с внешнеторговым оборотом для приграничных регионов (корреляционная зависимость 0,98-0,99) [10]. Корреляционная зависимость экспорта и доходов консолидированных бюджетов для неприграничных районов была незначимой, а для приграничных — 0,95-0,97. Взаимосвязь импорта и доходов бюджетов для неприграничных районов — 0,40-0,41, для приграничных — 0,86-0,88. Анализ, проведенный в работе [11], показал, что доходы и расходы бюджетов приграничных субъектов РФ отстают от доходов и расходов прочих. В группе приграничных регионов прослеживается тесная связь доходов бюджета с внешнеторговым оборотом, далее по значимости следует финансовая помощь. В других случаях первоочередное значение имеет финансовая помощь из федерального бюджета. Цель данной статьи — рассмотреть формы торговли приграничных регионов и оценить ее значение в экономике субъектов РФ разных типов.
Внешняя торговля может осуществляться по контрактам купли-продажи, быть бартерной, а также подпадать под положения о перемещении товаров физическими лицами («челночной»). Эта последняя форма ближе всего отвечает понятию приграничной торговли (ПТ). В исследовании мы выделяем уровень территориальных образований, на котором ведется приграничная торговля, и региональный для описания торговли с соседними странами.
ПТ — вид внешней торговли между лицами, проживающими вблизи сухопутной границы, находится в ведении местных властей и населения. Объемы ее всегда считались малыми. Основу товарных поставок составляют местные ресурсы1. Развитие ПТ предполагает исключения из правил «большой торговли», меньшую собираемость таможенных сборов с территории. В некоторых странах ПТ приводит к экономическому процветанию окраин, а в других остается «головной болью» властей из-за неконтролируемых миграционных потоков, наркотрафика и контрабанды [9].
В советский период торговля с соседними странами велась через специализированные внешнеторговые объединения. В 1990-х гг. институт перестал существовать. В 1995 г. был подписан закон2, статья 22 которого ввела понятие «приграничной торговли». Положения статьи не были реализованы, так как не были определены порядок осуществления ПТ, приграничные территории, не раскрыты понятия3. Статья 41 принятого
1 Нырова Н. Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности: [Электронный ресурс]. URL: http://www.crime.vl.ru/index.php7p = 1099&more=1&c=1&tb=1&pb=1.
2 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон [от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ].
3 Российский союз промышленников и предпринимателей. Директор Департамента внешнеэкономических отношений Е. В. Данилова выступила с докладом на тему «О зарубежном опыте развития приграничной торговли». 01.04.2005: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgwto.com/archive.asp?id=45811&full_ mode=1.
g в 2003 г. закона1 позволяет осуществлять | ПТ между физическими лицами, посто-о янно проживающими на приграничной о территории для удовлетворения местных со нужд в товарах, производимых в ее пре-х делах. Законодательство исключает из н- числа субъектов, правомочных вести ПТ, < юридических лиц [4]. Однако новый за-m кон также не раскрывает основных элементов особого режима ПТ. В законодательстве Индии, например, институт ПТ также не оформлен. Border trade обозначает взаимную торговлю Индии с сопредельными странами на основе двусторонних соглашений2.
Требует определения глубина территории, на которой ведется ПТ. Исторически известны следующие зоны. После подписания Пекинского договора в 1860 г. была установлена беспошлинная меновая торговля по обе стороны русско-китайской границы на расстоянии 50 верст. По восточно-сибирской границе из Китая ввозились лишь товары первой необходимости, потребляемые населением приграничных областей. Пошлины, недобранные при ввозе этих товаров, не представляли интереса для казны в силу их незначительности [7]. Китайская сторона признавала право беспошлинной торговли на расстоянии 50 верст только за теми русскими товарами, которые вырабатывались непосредственно в пределах русской полосы. С русской стороны вызывала тревогу торговля европейскими товарами, которые завозились в пределы полосы беспошлинно под видом китайских. Серьезную проблему для края создавало превращение 50-верстной полосы, не имеющей четких очертаний на местно-
1 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон [от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ].
2 Российский союз промышленников и предпринимателей. Директор Департамента внешнеэкономических отношений Е. В. Данилова выступила с докладом на тему «О зарубежном опыте развития приграничной торговли». 01.04.2005: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgwto.com/archive.asp?id= 45811&full mode=1.
сти, в фактор контрабанды. В 1912 г. до сведения китайского правительства было доведено, что льготная 50-верстная полоса на русской стороне будет упразднена [2]. В начале XX в. по всему протяжению границы имелось еще особое пространство, где жители в целях отвращения их от занятий контрабандой ограничивались в личных, имущественных правах и в свободе передвижения. Это была область «пограничных жителей» [3]. Как следует из доклада Е. В. Дани-ловой3, в мире нет четкой трактовки понятия и статуса ПТ. Под приграничными территориями понимаются зоны по обе стороны границы глубиной от 15 до 50 км. В Китае это районы на удалении до 20 км от линии границы (для торговли на двухсторонних рынках), а также приграничные уезды и города (для приграничной малой торговли) [5]. В 2008 г. Еврокомиссия одобрила Регламент приграничного взаимного режима пересечения граждан, проживающих в приграничных территориях до 30 км от границы. Наконец, среди документов ВТО существует «Интерпретация применения статьи XXIV ГАТТ», где указано, что параграф «Приграничная торговля» распространяется на регион, «обычно ограниченный 15 км от границы» [6].
Зарубежный опыт приграничного сотрудничества является предметом исследования Е. В. Даниловой. В Иране4 ПТ ведется через систему местных кооперативов на бартерной основе в пределах квот, имеются также приграничные рынки. ПТ в Турции организована через сеть оптовых и розничных магазинов. Владелец магазина получает сертификат на право экспорта или импорта и дальнейшую продажу товаров только компаниям, зарегистрированным в пределах прилегающего района5. В Монголии вопросы ПТ регламентируются законами «О свободной зоне», о правовом статусе зон «Алтанбулаг», «Цагааннуур», «Замын ууд» [12]. Зоны приграничного экономическо-
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
го сотрудничества стали создаваться в КНР с 1992 г. В российском Уссурийске расположена российско-китайская совместная зона. ПТК Суйфэньхэ-Погра-ничный и зона Дуннин-Полтавка являются трансграничными. Немалую роль в содействии российско-китайскому сотрудничеству оказывают и китайские зоны приграничного экономического сотрудничества в Хэйхэ, Суйфэньхэ, Маньчжурии и Хунчуне [1]. В 2002 г. было подписано первое Соглашение между ЦБ РФ и Народным банком Китая о расчетах между банками-корреспондентами приграничных территорий в национальных валютах [5]. Институт ПТ сложился в российско-финляндских торгово-экономических отношениях в конце 1950-х гг. на основе клиринговой системы расчетов. Торговля носила обменный характер, вовлекала в товарооборот малые и средние предприятия, не участвовавшие в централизованных операциях. Внимание, уделяемое Финляндией приграничным территориям России, позволило в 1992 г. заключить межправительственное соглашение о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. ПТ трансформировалась в понятие «сотрудничество сопредельных регионов». Вступление Финляндии в ЕС в 1995 г. расширило базу взаимодействия. Финляндия содействовала приданию Северо-Западу России статуса приоритетного региона для финансирования из фондов Евросоюза1. Европейское направление приграничного сотрудничества в конце 2000-х гг. впервые получило торговую составляющую. В 2003 г. ЕС запустил инициативу «Расширенная Европа — новое соседство». В период 2004-2006 гг. действовала Программа соседства, а в 2007-2013 гг. — Европейский институт
1 Российский союз промышленников и предпринимателей. Директор Департамента внешнеэкономических отношений Е. В. Данилова выступила с докладом на тему «О зарубежном опыте развития приграничной торговли». 01.04.2005: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgwto.com/archive.asp?id= 45811&full mode=1.
соседства и партнерства (ЕИСП). На 2 первом этапе были реализованы пять | программ ИЧТЕЯРЕО: Коларктик, Евроре- о гион Карелия, Юго-Восточная Финлян- о дия-Россия, Эстония-Латвия-Россия, т Литва-Польша-Россия, регион Балтий- х ского моря. С 2007 г. началась вторая н стадия сотрудничества, включающая < семь программ. С переходом к ЕИСП обе т стороны обеспечивают софинансирова-ние и фокусируют проекты на стратегических приоритетах [8]. Правительство РФ приняло ряд постановлений, одним из которых утверждается специальная форма удостоверения, подтверждающего, что товары ввозятся на территорию РФ в рамках реализации программ приграничного сотрудничества. Этим предоставляется право их беспошлинного ввоза2. Неорганизованная торговля, значительная часть которой является занятием приграничных жителей, регулируется в РФ нормами беспошлинного перемещения товаров для физических лиц. По состоянию на 2013 г. от таможенной пошлины освобождаются товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и общий вес не превышает 50 кг3.
При обращении к статистике возникает вопрос: в какой части торговые отношения между двумя странами могут быть отнесены к ПТ? Для исследования доступна информация Росстата о внешней торговле приграничных субъектов РФ и региональных таможенных управлений о товарах, прошедших через подчиненные таможни в сопредельные страны. Имеющиеся данные не позволяют
2 О порядке выдачи удостоверений о признании товаров ввозимыми на территорию Российской Федерации в целях выполнения контрактов, заключенных в рамках реализации программ приграничного сотрудничества: Постановление Правительства РФ [от 14 сентября 2012 г. № 927].
3 О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: Соглашение между Правительствами РФ, Республик Беларусь и Казахстан [от 18 июня 2010 г.].
2 судить об объемах ПТ, они в целом ха-^ рактеризуют роль внешней торговли о в экономической активности субъекта о РФ. В связи с тем что последние данные со о ВРП представлены на сайте Росстата х за 2010 г., именно он взят для анализа. н- По приграничным регионам проводился < анализ трех показателей [13]. т Индекс зависимости от торговли (открытости) (ЗТ) выступает мерой важности международной торговли в экономике, указывает на степень, в которой экономика открыта торговле. Определяется как объем товарооборота (экспорт плюс импорт) в процентах от ВРП. Принимает значения от 0 до +<». Открытость регионов может быть искажена тем, что экспорт декларируется через установленные пункты пропуска (например, центральную энергетическую таможню) за пределами региона. Источники данных: база Рос-стата «Регионы России». Значение ВРП было пересчитано в миллионах долларов путем деления на 30. Нормализованный торговый баланс (НТБ) представляет собой торговый баланс (экспорт минус импорт) как долю от общего товарооборота. В долгосрочном периоде должен быть равен нулю, но в краткосрочном периоде возможны значительные отклонения. Принимает значения от -1 до +1, что позволяет сделать данные сопоставимыми вне зависимости от объема торговли. Значение 0 означает торговый баланс. Индекс проникновения импорта (ПИ) показывает, в какой мере внутренний спрос (разница между ВРП и чистым экспортом плюс импорт) удовлетворен импортом. Индекс может служить индикатором, если целью экономической политики является самообеспеченность, выступать показателем уязвимости к некоторым внешним шокам. Определяется как отношение общего импорта к внутреннему спросу в процентах. Изменяется от 0 (импорта нет) до 100%, когда весь внутренний спрос удовлетворяется импортом. Ограничения: не учитывается межрегиональная торговля.
Результаты исследования представлены в таблице.
Внешнеторговая открытость РФ в среднем составляет 50%. Показатели Калининградской (анклав) и Тюменской (значения по которой даны без автономных округов ХМАО и ЯНАО) областей в несколько раз выше. Очень низкой является открытость ЯНАО (2%), если учесть, что Россия является лидирующим поставщиком газа, добытого в этом АО, на мировой рынок. Чеченская Республика имеет нулевую открытость. В среднем же показатель открытости приграничных регионов (30%) значительно ниже среднего по России (50%), что говорит о неудовлетворительном использовании потенциала их географического положения. Гораздо более открытыми в целом являются не представленные в таблице субъекты Федерации без внешних границ (лидером является Калужская область (104%), обеспечившая инвестиционную привлекательность для зарубежных автомобильных концернов). Значительный отрицательный НТБ имеют Калининградская, Псковская области, Чеченская Республика и Ингушетия. Абсолютные же значения экспорта указывают на отсутствующий экспортный потенциал Псковской области, Северо-Кавказского Федерального округа, Калмыкии, Тывы, Еврейского и Чукотского АО. Средний торговый баланс по приграничным регионам равен нулю, их импорт уравновешен экспортом. Чрезвычайно зависима от импорта Калининградская область, в то время как для Чеченской Республики ПИ равно нулю. Хотя показатель зависимости от импорта суверенной территории не может быть меньше нуля, для Тюменской области без автономных округов он составил -10%, так как положительное сальдо торгового баланса области превысило ее ВРП! Показатель ПИ приграничных регионов в 2 раза ниже (10%), чем в среднем по России. В целом внешняя торговля имеет меньший вес в экономике приграничных регионов, чем это характерно для страны. Найденную закономерность следует признать неблагоприятной, поскольку показатели экспорта и импорта теснее коррелируют со значениями ВРП в приграничных регионах, чем в иных.
Таблица
Показатели внешнеторговой деятельности приграничных субъектов РФ в 2010 г.
Субъект РФ ЗТ НТБ ПИ Субъект РФ ЗТ НТБ ПИ
РФ 50,2 0,3 21 Оренбургская 27,1 0,5 8
Белгородская 52,2 — 29 Самарская 41,4 0,7 10
Брянская 21,8 — 16 Саратовская 19,8 0,5 6
Воронежская 16,1 0,0 8 Курганская 10,3 0,1 5
Курская 18,8 0,1 9 Тюменская область без АО 163,8 0,9 -10
Смоленская 22,4 0,1 10 ЯНАО 2,4 0,4 1
Республика Карелия 39,1 0,7 8 Челябинская 37,4 0,3 15
Архангельская 48,1 0,9 3 Республика Алтай 10,3 0,2 4
Калининградская 132,2 -0,9 58 Республика Бурятия 13,4 0,5 4
Ленинградская 86,8 0,4 40 Республика Тыва 0,9 -0,3 1
Мурманская 25,4 0,8 3 Алтайский 9,4 0,1 4
Псковская 40,5 — 28 Забайкальский 9,4 -0,5 7
Санкт-Петербург 65,2 — 36 Красноярский 31,8 0,8 5
Республика Калмыкия 12,5 — 8 Новосибирская 23,4 -0,1 13
Краснодарский 25,9 0,0 13 Омская 59,3 0,9 7
Астраханская 14,3 0,1 6 Якутия 25,9 0,9 1
Волгоградская 24,1 0,5 7 Камчатский 20,6 0,8 2
Ростовская 34,9 — 19 Приморский край 41,7 -0,6 26
Республика Дагестан 4,7 — 4 Амурская 7,4 -0,3 5
Республика Ингушетия 1,5 — 1 Магаданская 12,2 -0,1 7
Кабардино-Балкарская Республика 3,1 — 2 Сахалинская 77,7 0,8 18
Карачаево-Черкесская Республика 11,0 — 8 Еврейская АО 4,3 -0,6 3
Республика Северная Осетия 5,7 0,0 3 Чукотский АО 11,4 -0,5 8
Чеченская Республика 0,1 -0,9 0 Среднее по приграничным 29,7 0,0 10
Всемирный банк в докладе об экономике России1 оперирует понятием «ненефтяной дефицит счета текущих операций», указывая на его высокий уровень
1 Восстановление и перспективы дальнейшего развития экономики: Доклад об экономике России № 29. Весна 2013 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/ru/ news/press-release/2013/02/26/russian-econo-mic-report-29.
(13,2% ВВП в 2012 г. и 13,5% ВВП в 2011 г.). Представляло интерес оценить этот показатель по регионам России. Ниже даны значения нормализованного торгового баланса за вычетом из общих значений экспорта объемов экспорта продукции ТЭК (ненефтяного торгового баланса, ННТБ) для тех регионов России, где его значения выше 0,5 или ниже -0,5. Результат для РФ в целом -0,3. Низкий
2 отрицательный ННТБ имеют внутренние | регионы: Ивановская, Калужская, Москов-о ская, Орловская, Тамбовская, Тверская о области; Москва; Адыгея; ХМАО; пригра-д ничные: Брянская, Калининградская, х Псковская области; Санкт-Петербург; Да-^ гестан; Ингушетия; Кабардино-Балкар-< ская, Карачаево-Черкесская, Чеченская т республики; Тюменская область без АО; ЯНАО; Приморский край; Еврейская АО. Высокий положительный ННТБ имеют внутренние регионы: Липецкая (основной экспортный товар — черные металлы), Вологодская области (металлы); Пермский край (удобрения); Кировская (химическая продукция), Иркутская (древесина), Кемеровская (каменный уголь, кокс), Томская области (химическая продукция); приграничные регионы: Карелия (лесоматериалы и бумага); Архангельская (топливо), Мурманская области (металлы); Красноярский край (цветные металлы); Якутия (драгоценные камни и металлы); Камчатский край (рыба). Как в целом по РФ, так и по большинству ее субъектов, в том числе по Москве, ННТБ является отрицательным. Положительный баланс Архангельской области при преобладании в экспорте минерального топлива обусловлен очень низкими объемами импорта. Регионы с положительным ННТБ, как приграничные, так и не имеющие внешних границ, выступают в международной специализации как поставщики других видов сырья и полу-обработанной продукции. Особенностей в структуре экспорта в за-
висимости от близости границы не обнаружено. Как представляется, внешняя торговля для приграничных регионов РФ является отнюдь не преимуществом местоположения, а ее невысокие показатели — это индикатор более уязвимой экономической ситуации приграничных субъектов.
Итак, мы установили, что приграничные регионы представлены во внешнеторговой деятельности двумя формами торговли. ПТ известна с XIX века, она не облагается таможенными пошлинами, в азиатском направлении осуществляется через торговые центры и зоны, в европейском направлении проводится в рамках утвержденных проектов. Неформальным способом ПТ является «челночная» торговля, удовлетворяющая нормам беспошлинного ввоза для физических лиц. Опыт регулирования ПТ Ирана и Турции может быть полезен для развития ее новых направлений. Вторая исследованная форма — это внешняя торговля приграничных субъектов РФ. Особую тревогу вызывает ситуация в Калининградской области, где сочетается высокая открытость с резко отрицательным торговым балансом, что обнаруживает полную зависимость области от импорта. Хотя внешняя торговля является основным источником доходной части бюджета приграничных регионов, непосредственно определяя уровень ВРП, ее относительные объемы на этих территориях ниже, чем в среднем по стране.
Литература
1. Абраменков А. В. Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 8. С. 14-23.
2. Беляева Н. А. От порто-франко к таможне: Очерки региональной истории российского протекционизма. Владивосток: Дальнаука, 2003. 214 с.
3. Вольтке Г. Законы о пограничных жителях и пограничных сношениях. СПб., 1903.
4. Врагова Н. К., Рожков Ю. В. Валютное регулирование приграничной торговли. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. 160 с.
5. Врагова Н. К., Симутина Л. Н. Межбанковские расчеты как фактор цивилизованного развития внешнеторговых отношений приграничных регионов России и Китая // Деньги и кредит. 2007. № 2. С. 56-62.
6. Жиряева Е. В. Роль международных связей в экономике регионов России. СПб.: СЗИ РАНХиГС, 2012. 252 с.
7. Описание Маньчжурии. Т. 1. СПб., 1897.
8. Радвилавичюс Ш., Межевич Н. Роль приграничного сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития. Брюссель: ECO, 2010. 125 c.
9. Рыжова Н. Влияние приграничной торговли на экономическое развитие Китая и России // <
Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 137-150. s
10. Тишутина О. И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюд- q жетов приграничных субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2008. 36 с. 2
11. Тишутина О. И. Функции и принципы построения бюджета приграничного субъекта 01 Российской Федерации // Известия ИГЭА. 2007. № 6. С. 30-34. ^
12. Хандажапова Л. М., Лубсанова Н. Б., Базаров Б. Д. Социально-экономический потенциал н развития приграничных территорий Бурятии и Монголи: Проект № 05-02-02084а. <
13. Trade statistics in Policymaking / United Nations. 2007. 112 p. m
References
1. Abramenkov A. V. Joint free economic zones in the Russian-Chinese cooperation // Russian external economic messenger. 2010. N 8. P. 14-23.
2. Belyaeva N. A. From porto-franco to customs: Sketches of regional history of the Russian protectionism. Vladivostok: Dalnauka, 2003. 214 p.
3. Voltke G. Laws on boundary inhabitants and boundary intercourses. SPb., 1903
4. Vragova N. K.,Rozkov Yu. V. Exchange regulation of border trade. Khabarovsk: RITS HGAEP, 2005. 160 p
5. Vragova N. K., Simutina L. N. Interbank calculations as factor of civilized development of the foreign trade relations of border regions of Russia and China // Money and credit. 2007. N 2. P. 56-62.
6. Zhiryaeva E. V. Role of international relations in economy of regions of Russia. SPb.: SZI RANHiGS, 2012. 252 p
7. Description of Manchuria. Vol. 1. SPb., 1897.
8. Radvilavichyus Sh., Mezhevich N. Role of border cooperation between the European Union and the Russian Federation in bilateral and regional programs of economic development. Brussels: ECO. 2010. 125 p.
9. Ryzhova N. Influence of border trade on economic development of China and Russia // Economy Questions. 2009. N 6. P. 137-150.
10. Tishutina O. I. Methodology and strategy of ensuring stability of profitable base of budgets of border subjects of the Russian Federation: Dissertation abstract. Saratov, 2008. 36 p.
11. Tishutina O. I. Functions and principles of creation of the budget of the border subject of the
Russian Federation // ISEA News. 2007. N 6. P. 30-34.
12. Handazhapova L. M., Lubsanova N. B., Bazarov B. D. Social and economic potential of development of border territories of Buryatia and Mongolia // Project N 05-02-02084a.
13. Trade statistics in Policymaking / United Nations. 2007. 112 p