Научная статья на тему 'Анализ развития приграничных торгово-экономических отношений регионов Сибири с Монголией'

Анализ развития приграничных торгово-экономических отношений регионов Сибири с Монголией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
585
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СИБИРЬ / МОНГОЛИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / TRADE AND ECONOMIC RELATIONS / BORDER REGION / SIBERIA / MONGOLIA / FOREIGN TRADE TURNOVER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Соян Ш.Ч.

Предмет. Проблемы торгово-экономических отношений приграничных регионов Сибири с соседней Монголией.Цели. Проанализировать состояние и динамику внешнеэкономического сотрудничества Сибири с приграничной Монголией на современном этапе. Дать рекомендации по их дальнейшему развитию в рамках государственной политики.Методология. В ходе исследования использованы методы группировки, обобщения, сравнительного и системного анализов. Изучались взаимосвязи исследуемых явлений и процессов с институциональной составляющей регионального развития, экономическим механизмом, динамикой социально-экономических процессов и совершенствованием инструментов управления экономикой региона.Результаты. Представлен анализ состояния и динамики внешнеэкономического сотрудничества Сибири с приграничной Монголией на современном этапе. Рассмотрены возможности и ограничения торгово-экономической интеграции приграничных регионов Сибири с соседней Монголией. Предложены перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества в рамках реализации подписанных соглашений и договорных обязательств между двумя регионами.Выводы. Сделан вывод о том, что за анализируемый период объем торговли между регионами существенно сократился, значительно изменился экспорт в Монголию. Главным вектором перспективного развития внешнеэкономического сотрудничества должна быть реализация подписанных соглашений и договорных обязательств между двумя регионами. Для эффективной внешней торговли приграничных регионов Сибири необходимо упрощение административных процедур и передача части полномочий по внешней торговле региональным властям, т.е. расширение функций и экономической заинтересованности региональных и местных органов управления в осуществлении внешней торговли с Монголией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the development of border trade and economic relations of regions of siberia with Mongolia

Subject The article discusses the problems of trade and economic relations of border regions of Siberia with neighboring Mongolia. Objectives The paper aims to analyze the status and dynamics of economic cooperation of the RF Siberian regions with border Mongolia at the present stage, and develop recommendations on their further development within the framework of the State policy. Methods For the study, I used the methods of grouping, synthesis, comparative, and systems analyses. As well, I examined the relationship of the studied phenomena and processes with the institutional component of regional development, economic mechanism, dynamics of socio-economic processes, and the improvement of the tools of economic management in the region. Results The paper presents an analysis of the status and trends in economic cooperation of Siberia with border Mongolia at the present stage. It considers the possibilities and limitations of economic and trade integration of co-border regions of Siberia with neighboring Mongolia. The paper shows prospects for the development of economic cooperation within the framework of realization of the signed agreements and contractual obligations between the two regions. Conclusions During the analyzed period, the volume of trade between the regions has declined substantially, export to Mongolia changed significantly. For effective external border trade of the regions of Siberia, administrative procedures should get simplified and some part of the foreign trade authority should get transferred to the regional authorities, i.e. the extension of functions and economic interest of regional and local authorities in the implementation of foreign trade with Mongolia should be encouraged.

Текст научной работы на тему «Анализ развития приграничных торгово-экономических отношений регионов Сибири с Монголией»

ISSN 2311-8733 (Online) Регион в национальной экономике

ISSN 2073-1477 (Print)

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕГИОНОВ СИБИРИ С МОНГОЛИЕЙ

Шончалай Чудурукпаевна СОЯН

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент,

лаборатория региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Тувинский государственный университет, Кызыл, Российская Федерация Soyan77@mail.ru

История статьи:

Принята 23.05.2016 Принята в доработанном виде 09.08.2016 Одобрена 06.10.2016 Доступна онлайн 14.04.2017

УДК 339.5 JEL: 019

Ключевые слова:

внешнеэкономические связи, торгово-экономические отношения, приграничный регион, Сибирь, Монголия, внешнеторговый оборот

Аннотация

Предмет. Проблемы торгово-экономических отношений приграничных регионов Сибири с соседней Монголией.

Цели. Проанализировать состояние и динамику внешнеэкономического сотрудничества Сибири с приграничной Монголией на современном этапе. Дать рекомендации по их дальнейшему развитию в рамках государственной политики.

Методология. В ходе исследования использованы методы группировки, обобщения, сравнительного и системного анализов. Изучались взаимосвязи исследуемых явлений и процессов с институциональной составляющей регионального развития, экономическим механизмом, динамикой социально-экономических процессов и совершенствованием инструментов управления экономикой региона.

Результаты. Представлен анализ состояния и динамики внешнеэкономического сотрудничества Сибири с приграничной Монголией на современном этапе. Рассмотрены возможности и ограничения торгово-экономической интеграции приграничных регионов Сибири с соседней Монголией. Предложены перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества в рамках реализации подписанных соглашений и договорных обязательств между двумя регионами.

Выводы. Сделан вывод о том, что за анализируемый период объем торговли между регионами существенно сократился, значительно изменился экспорт в Монголию. Главным вектором перспективного развития внешнеэкономического сотрудничества должна быть реализация подписанных соглашений и договорных обязательств между двумя регионами. Для эффективной внешней торговли приграничных регионов Сибири необходимо упрощение административных процедур и передача части полномочий по внешней торговле региональным властям, т.е. расширение функций и экономической заинтересованности региональных и местных органов управления в осуществлении внешней торговли с Монголией.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Для России, у которой имеется огромный пограничный периметр (первое место в мире по протяженности государственной границы -60,9 тыс. км), приграничные субъекты играют особую роль в обеспечении ее экономической безопасности и развитии международного сотрудничества [1, с. 50].

Развитие тесного торгово-экономического сотрудничества Сибири и Монголии приобретает все большую актуальность в условиях гармонизации и поиска новых форм сотрудничества в рамках мировой экономики. Вопросы социально-экономического развития приграничных регионов Сибири затрагиваются в работах А.П. Клемешева, Г.М. Федорова [2], Г.Д. Ковалёвой [3], В.В. Курнышева, В.Г. Глушковой1,

1 Курнышев В.В., Глушкова В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учеб. пособие для вузов. М.: КноРус,

2010. 255 с

В.В. Кущенко2, Б.Л. Лавровского, И.А. Мурзова [4], В.В. Мищенко, И.Н. Воробьевой [5], С.Я. Плотниковой [6], В.Е. Селиверстова [7] и др.

Проблемам и перспективам макрорегиона Сибирь и России посвящены работы Л.В. Драчевского [8], Н.В. Зубаревич [9], С.В. Казанцева [10], А.В. Усса, В.Л. Иноземцева, [11]. Учеными были выявлены особенности социально-экономического развития приграничных субъектов Сибири, рассмотрены проблематика и перспективы развития этих регионов. Вместе с тем многие вопросы внешнеторгового сотрудничества приграничных регионов не получили должного развития и требуют дополнительных исследований в современных условиях трансформации

российской экономики.

Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. Учеб.-практ. пособие. М.: Книжный мир, ВГНА МНС РФ, 2004. 127 с.

Одной из приоритетных задач России в сфере международных отношений является налаживание взаимовыгодных торгово-экономических отношений с зарубежными партнерами. В последнее время в условиях экономических санкций со стороны Запада стратегическими торговыми и инвестиционными партнерами становятся страны Ближнего Востока, Центральной и Восточной Азии. Одним из старейших приграничных торговых партнеров России остается Монголия.

Анализ торгово-экономических отношений приграничных регионов Сибири с Монголией

Приграничный регион принято выделять в особый тип регионов, с присущей ему географией, историей, экологией, этническими группами, экономическими возможностями и прочим, расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции [2, с. 52]. В условиях развивающегося сотрудничества между соседями приграничные регионы становятся «коридорами развития» -через них проходят мощные потоки товаров, услуг, населения [2].

Приграничная торговля имеет двойственную природу: с одной стороны, эта деятельность осуществляется на территории государства и подчиняется его национальному праву, но с другой - она должна соответствовать возможностям приграничного сотрудничества муниципалитетов, отражающим специфику непосредственной близости контактеров, общности многих факторов проживания, сходства проблем и др. [2, с. 15].

Взаимовыгодное сотрудничество между Сибирью и Монголией определено исторической общностью связей, комплексом геоэкономических и геополитических факторов, схожим вектором экономического развития, основу которого составляет ресурсный сектор.

Для подъема экономики Сибири важное значение имеет использование капиталов, рынков и интеграционного потенциала соседней Монголии. Экономические интересы обеих сторон являются обоюдными: Сибирь предлагает Монголии кроме ресурсных возможностей интеллектуальный, научно-технический и культурный потенциал.

Развитие регионального и приграничного сотрудничества между Сибирью и Монголией в настоящее время осуществляется по следующим основным направлениям:

• обмен визитами на уровне глав регионов, делегаций представителей парламентов, бизнеса, образования, культуры и науки, здравоохранения;

• налаживание и укрепление контактов представительствами субъектов Российской Федерации в Монголии (Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Республика Тыва, правительство Москвы) с монгольскими аймаками и Улан-Батором;

• проведение совместных конференций, семинаров, выставок-ярмарок, презентаций компаний.

В настоящее время из 85 субъектов РФ 47 относятся к приграничным регионам. В Сибирском федеральном округе (СФО) 7 регионов имеют статус приграничных. Это Омская и Новосибирская области, Алтайский и Забайкальский края, Республики Алтай, Тыва и Бурятия. Эти регионы граничат с Казахстаном, Монголией и Китаем. СФО богат природными ресурсами, которые включают в себя как минеральные полезные ископаемые, так и биологические и гидроэнергетические ресурсы. Регионы Сибирского федерального округа отличаются разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, экономического потенциала, что предопределяет не только их современное состояние, но и перспективы развития. Кризисные явления последних лет, наблюдаемые по всей стране, способствуют углублению социально-экономических проблем Сибирского федерального округа и снижению уровня жизни населения этого региона [5].

Территория СФО охватывает почти треть площади России с численностью населения 19 292,7 тыс. чел. (по данным Росстата на 1 января 2014 г.). Вклад округа в экономику России в 2014 г. характеризуют следующие показатели: валовой региональный продукт - 10,3%, ввод в действие жилых домов - 11,3%, оборот розничной торговли -10,7%, выпуск продукции сельского хозяйства -13,6%, инвестиции в основной капитал - 10,4%.

В структуре экономики СФО преобладает промышленность, но в некоторых его субъектах хорошо развито сельское хозяйство. При этом все эти субъекты в разной степени отстают от среднероссийского уровня по экономическим показателям.

По данным Росстата, в 2014 г. наименьшие показатели внешнеторгового оборота в пересчете

на душу населения с учетом торговли с Казахстаном и Беларусью наблюдались у приграничных регионов Сибири: в Забайкальском крае оборот был в 7,6 раза ниже среднероссийского значения, в Омской области -в 8,3 раза, в Алтайском крае - в 10,9 раза, в Республике Алтай - в 17 раз, а в Республике Тыва - в 151,7 раза. Это подтверждает отсутствие эффективных мер организации приграничной торговли и инвестиций на примыкающих к внешней границе территориях.

Анализ данных табл. 1 показывает, что за анализируемый период (2012-2014 гг.) наибольшая доля внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа приходится на страны дальнего зарубежья (экспорт 91,7%, импорт 87,4% от общего объема соответственно).

По сравнению с 2012 г. увеличивается на 71,4% доля внешнеторгового оборота с соседней Монголией, в частности наблюдается положительная тенденция в росте экспорта (на 55,5% к уровню 2012 г.).

Наибольшая доля внешнего торгового оборота СФО со странами дальнего зарубежья принадлежит Китаю - 19,1% от общего объема, причем доля импорта в 2 раза больше чем доля экспорта. Такое увеличение импорта из Китая можно считать закономерным при условиях нынешних санкций в отношении России со стороны некоторых западных стран. Конечно, в таблице данные приведены без учета сведений о взаимной торговле с Республикой Казахстан, Республикой Беларусь. Также Федеральная таможенная служба (ФТС) России в свои данные не включают показатели о торговле в рамках Таможенного союза. Если учесть все эти не включенные данные, в реальности была бы другая картина.

Как показывают табл. 2 и рис. 1, лидирующую позицию среди регионов СФО по внешнеторговому обороту с Монголией занимают Кемеровская, Иркутская области и Республика Бурятия. Аутсайдерами по этому показателю являются Республики Тыва, Хакасия и Алтай. Значительное увеличение вклада в экспорт Сибири за 2012-2014 гг. наблюдалось в Кемеровской области - оно составило 22,4 процентных пункта - с 28,4% в 2012 г. до 50,8% в 2014 г.

В структуру экспорта области входят природные ресурсы - минеральное топливо, нефтепродукты, черные металлы. Увеличение вклада в экспорт

СФО наблюдалось и в Иркутской области, что составило 2,1 процентных пункта (27,56% в 2012 г. и 29,66% - в 2014 г.). А в остальных регионах СФО наблюдается снижение вклада в экспорт. Наибольшее снижение вклада в экспорт округа наблюдается в Республике Тыва, где показатели снизились в 4,17 раза (0,22% в 2012 г. и 0,05% -в 2014 г.); в Омской области - в 3,7 раза (3,8% в 2012 г. и 1,03% - в 2014 г.); и в Республике Бурятия - в 2,5 раза (14,5% в 2012 г. и 5,9% - в 2014 г.).

По каз ате л ь э кс п о р та з ав и с и т

от конкурентоспособности производимой продукции, даже е сли это

не высокотехнологичные продукты, а природные ресурсы. Объем экспорта существенно меняется даже в течение трех лет (2012-2014 гг.). Это связано с зависимостью объема экспорта от конъюнктуры мировых цен, динамики экономического роста ведущих мировых потребителей.

По данным Сибирского таможенного управления ФТС России, внешнеторговый оборот Сибирского федерального округа в январе-августе 2015 г. составил 23 058,6208 млн долл. США, что составляет 6% от общероссийского внешнеторгового оборота. Необходимо также отметить, что в целом внешнеторговый оборот России за 8 мес. 2015 г. составил 360,6 млрд долл. США, т.е. снизился на 34,5% по сравнению с аналогичным значением 2014 г. В снижении показателей внешнеторгового оборота, в том числе экспорта и импорта, значительную роль сыграли западные санкции и изоляционные меры, направленные на дестабилизацию российской экономики. Из 12 регионов СФО только три могут похвалиться более высокими, чем российские, или сопоставимыми показателями.

Следует отметить, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса объем внешнеторгового оборота снизился не только в СФО, но и в России в целом. Объем торговли между Россией и Монголией за последние три года (2012-2014 гг.) сократился на 37,24% и составил 833,8 млн долл. США. Из них российский экспорт сократился на 38,6%, снизившись до 265,3 млн долл. США, включая снижение экспорта нефтепродуктов на 42,0%, а зерна пшеницы и ячменной муки - на 25,0%.

В Монголию в первом квартале 2015 г. поставлено товаров на сумму 242 млн долл. США, а объем монгольского импорта в Россию составил 9,3 млн долл. США. При этом более чем в два раза сократились поставки на российские предприятия

плавикового шпата, а также традиционных монгольских изделий из кожи и шерсти.

Сокращение экспорта Монголии могло бы быть более значительным, если бы не удалось общими усилиями, в том числе и ветеринарных служб наших стран, создать условия для поставок мяса в Россию. Объем общего товарооборота между Россией и Монголией в первом квартале 2015 г. снизился на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Структура российского экспорта остается неизменной на протяжении последнего десятилетия. Его основу составляют нефтепродукты (60%), строительные материалы, комбикорма, семена и медикаменты (34,8%), продовольственные товары (4,1%), поставки электроэнергии (0,8%), технологическое оборудование (0,3%). Монголия вынуждена продолжать закупки из России запасных частей, узлов, комплектующих для машин и оборудования. Высоки потребности страны также в российском оборудовании для энергетической и горнодобывающей промышленности. В 2009 г. на мясоперерабатывающие предприятия, расположенные в приграничных регионах России, поставлено продукции на сумму 32 млн долл. США. Следует отметить факт начала поставки живого скота.

В Монголии за 2009 г. зарегистрировано более 700 российских и российско-монгольских компаний (в т.ч. 51 - в геологоразведке, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 34 - в пищевой промышленности, 55 - в строительстве и производстве стройматериалов, 106 - в легкой промышленности, 40 - в энергетике, 21 -в транспорте, 12 - в туризме).

Основную нагрузку экономического

взаимодействия по-прежнему несут горнообогатительный медно-молибденовый комбинат «Эрдэнэт» (монголо-российское КОО

«Предприятие Эрдэнэт») и объединение «Монголросцветмет» по добыче и производству плавикошпатовой продукции, а также акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога», которые суммарно производят около 20% монгольского ВВП. Поступления от КОО «Предприятие Эрдэнэт» формируют свыше 50% государственного бюджета [7].

В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовый элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД»)

проявляют интерес к участию в крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Таван Толгой» и «Улан-Ово», модернизация Улан-Баторской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит энергоносителей из России в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т.п.).

В Улан-Баторе открыты представительства Газпромбанка, а также консорциума «Базовый элемент», «Ренова» и «Северсталь», образованного для освоения месторождения «Таван Толгой».

Граничит с Россией восемь аймаков Монголии -Баян-Улгий, Увс, Завхан, Хувсгел, Булган, Сэлэнгэ, Хэнтий, Дорнод. В этих аймаках Монголии, как и в других аймаках, в последние годы наблюдается интенсивный рост поголовья скота, в том числе овец, коз, крупного рогатого скота. По данным национального статистического комитета Монголии за 2015 г. поголовье скота страны достигло 55,9 млн голов, увеличившись на 3,9 млн, или на 7,6%, против показателей 2014 г. Хотя в Монголии наблюдается переизбыток производства мяса, шерсти и других продуктов животноводства, страна испытывает недостаток в продукции растениеводства. Эта ситуация характерна и для приграничных с Россией аймаков [12]. А в СФО один только Алтайский край занимает более 6,5 млн га пашни и находится на лидирующих позициях в стране по объемам производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Учитывая то, что 4 из 12 регионов Сибирского федерального округа граничат с Монголией, торгово-экономические отношения должны быть на более высоком уровне. У обеих сторон есть широкие возможности для внешнеторговых связей, существуют предпосылки для открытия совместных предприятий по переработке мясной и молочной продукции. Кроме того, развитие приграничной торговли в сфере

сельскохозяйственной продукции, и в том числе в сфере переработки продукции АПК, может стать серьезным фактором развития как животноводства, так и растениеводства в приграничных регионах Сибири [13].

Сдерживающим фактором развития приграничных торгово-экономических связей регионов СФО с Монголией выступают инфраструктурные составляющие, в частности отсутствие безопасных автомобильных трасс, отвечающих современным требованиям прохождения крупногабаритных грузовиков с большими нагрузками на ось.

Всего на российско-монгольской границе обслуживают торговлю 8 автомобильных пунктов пропуска (АПП): в Республике Алтай - один автомобильный пункт пропуска Ташанта - Цаган-Нур; в Республике Бурятия из двух пропускных пунктов (Кяхта - Алтанбулаг и Монды - Ханх) основной грузопоток проходит через Кяхту. Международный автомобильный пункт пропуска Кяхта - Алтанбулаг имеет пять полос движения транспорта: по две грузовых и легковых и одну полосу движения для пассажирского транспорта; в Забайкальском крае внешнеторговые связи с Монголией обслуживают два АПП - Соловьевск-Эренцав и двухсторонний - Верхний Ульхун -Ульхун; в Республике Тыва три автомобильных пункта пропуска (Хандагайты - Боршоо, Цаган-Тологой - Арц-Суры и Шара-Сур - Тэс) обслуживают весь грузооборот с Монголией. Основной поток проходит через АПП Хандагайты - Боршоо.

В 2015 г. Правительством РФ было принято решение об изменении трассы М-54 с выходом на многосторонний автомобильный пункт пропуска Хандагайты - Боршоо, что позволит стимулировать внешнеэкономические связи республики, послужит активизации роли Тувы, как связующего звена между регионами Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Республика станет важным звеном в трансграничном транспортном коридоре между Россией и АТР3.

На долю Сибирского федерального округа приходится более 70% общего товарооборота между Монголией и Россией. На правительственном уровне определены

приоритетные сотрудничества: горнорудная и переработка строительство,

обеих стран ряда Главным вектором

отрасли двустороннего

строительство железной дороги, промышленность, добыча

урана, геологическая разведка, производство стройматериалов, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и медицина [14].

Для дальнейшего успешного развития торгово-экономических связей регионов Сибири с Монголией необходимо реконструировать имеющиеся автомобильные пункты пропуска в соответствии с требованиями по обустройству и оснащению. Для упрощения внешнеэкономических связей в сфере торговли с Монголией в приграничных населенных пунктах

Пограничный пункт Хандагайты (Тува) - Боршоо (Монголия) откроется в многостороннем режиме.

URL: http://www.tuvaonline.ru/2010/02/28/2923_referend.html

(Кош-Агач в Республике Алтай, в с. Эрзин Эрзинского района и с. Хандагайты Овюрского района Республики Тыва) необходимо предусмотреть режим беспошлинного ввоза товаров для населения этих территорий.

Перспективы развития торгово-экономических отношений приграничных регионов Сибири с Монголией

Активное сотрудничество с Монголией должно способствовать усилению торгово-экономических позиций Сибири, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности экономики России. Это потребует принятия на уровне глав государств принципиальных решений. перспективного развития торгово-экономических отношений должна быть реализация подписанных соглашений и договорных обязательств между двумя странами.

В ходе рабочего визита в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации

В.В. Путина в 2009 г. были подписаны Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством дорог, транспорта, строительства и градостроительства Монголии, Совместное заявление министра сельского хозяйства Российской Федерации и министра продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии о сотрудничестве в области сельского хозяйства, Договор о создании совместного предприятия между ОАО «Российские железные дороги» и монгольскими государственными компаниями «Эрдэнэс МГЛ» и «МТЗ», Соглашение между ОАО «Аэрофлот -российские авиалинии» и монгольской авиакомпанией «МИАТ» о совместной эксплуатации авиалиний («код-шеринг»), Меморандум о намерениях между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по ядерной энергии Монголии по подготовке специалистов.

По итогам российско-монгольских переговоров 25-26 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и глава монгольского государства Цахиагийн Элбэгдоржа подписали Декларацию о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией и ряд двусторонних документов.

1. Меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между Управлением железнодорожного транспорта Монголии и АОА «РЖД».

2. Меморандум о взаимодействии между АО «УБЖД» и ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг».

3. Протокол о сотрудничестве и обмене правовой информацией между Центризбиркомами двух стран.

4. Соглашение между правительствами Монголии и России о создании совместной компании с ограниченной ответственностью «Дорнод уран».

Подписан Меморандум между таможенными службами России, Китая и Монголии о создании благоприятных условий развитию торговли между тремя странами.

В ходе встреч в Уфе 9 июля 2015 г. руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, руководитель Главного таможенного управления Китая Юй Гуанчжоу и председатель Главного таможенного управления Монголии Цэнгэл Болдом обсудили ряд актуальных вопросов взаимодействия таможенных служб трех стран и особо отметили возрастающую роль таможенных служб в строительстве Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В рамках сближения данных стратегических инициатив руководители таможенных служб России и Китая согласовали подписание протокола по обеспечению безопасности цепи поставок контейнерных перевозок для упрощения пересечения границы в отношении товаров, следующих транзитом.

Встреча руководителей ФТС России и ГТУ Монголии является знаковым событием для таможенных служб двух стран, где стороны обсудили состояние двустороннего сотрудничества в таких сферах как организация обмена информацией о товарах, перемещаемых между Россией и Монголией, подготовка таможенных кадров, обмен опытом специалистов-кинологов, сопоставление данных таможенной статистики, стабильное функционирование пунктов пропуска на российско-монгольской государственной границе.

В рамках проведения саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС в Уфе в 2015 г. руководители российской и монгольской таможенных служб подписали следующие документы, направленные

на ускорение и упрощение таможенных операций:

— соглашение об обмене информацией, полученной в результате использования

инспекционно-досмотровых комплексов, в целях повышения эффективности таможенного контроля;

— протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров;

— план стратегического партнерства на 2015-2019 гг.

По итогам двусторонних встреч глав государств России, Китая и Монголии руководителями таможенных служб трех стран был подписан Меморандум о создании благоприятных условий развитию торговли. Меморандум определяет основные направления взаимодействия

таможенных служб трех стран в рамках сопряжения российского «Трансевразийского коридора», китайского «Экономического пояса Великого шелкового пути» и монгольского «Степного пути».

Очевидно, что для определения перспектив развития внешнеторговых отношений Сибири с Монголией необходимо исследовать и оценить потенциал, которыми обладают эти регионы. Масштабы потенциала, его структура, а также стремление к его реализации будут во многом обусловливать уровень и перспективы не только внешнеторгового сотрудничества Сибири с Монголией, но и межгосударственных отношений в целом двух стран - России и Монголии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ динамики и оценка характера развития межгосударственных отношений России с Монголией убедительно показали значительные позитивные достижения в приграничной сфере. Все проводимые межгосударственные соглашения России с Монголией направлены на достижение равноправия интересов всех участников, сохранение их суверенитета и формирования интеграционных объединений в условиях динамичного развития конкурентного потенциала на мировом рынке. Общегосударственные, политические, исторические контексты российско-монгольского сотрудничества ведут к развитию приграничного взаимодействия.

Стоит отметить, что объем взаимной торговли Сибири с Монголией пока не достиг уровня времен СССР, остаются нерешенными проблемы, которые негативно отражаются на темпах развития взаимовыгодного сотрудничества, например такие, как различия в нормативно-правовом поле обоих государств, которые непосредственно связаны со статусом приграничных территорий;

неравномерная вовлеченность приграничных регионов двух стран в систему приграничного сотрудничества; слабая организация работы по уточнению направлений приграничного сотрудничества на основе много- и двусторонних переговоров с сопредельными государствами; отсутствие систематизации в разработке и реализации региональных целевых программ поддержки развития приграничных территорий, приграничной торговли и сотрудничества с сопредельными государствами в условиях формирования единого экономического

пространства.

Интересен комплекс мероприятий, предложенный Л.Л. Божко, которые могут способствовать практической реализации ряда направлений в рамках программных документов приграничного сотрудничества. В частности, предлагается:

— разработать систему мер совместной государственной поддержки и механизма их применения к хозяйствующим субъектам, о с у щ е с тв ля ю щ и м пр иг р ан и ч н о е сотрудничество;

— исследовать возможность ратификации международных конвенций, соглашений и т.д. о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей в целях укрепления и совершенствования нормативно-правовой базы Сибири;

— активизировать участие институтов гражданского общества в разработке механизма повышения эффективности приграничного внешнеторгового сотрудничества.

Мы согласны с утверждением Л.Л. Божко, что «приграничное положение - это лишь потенциальное благо, удача с точки зрения экономико-географического положения. Оно может давать отдачу лишь при соответствующем обустройстве - развитии приграничной транспортной инфраструктуры - строительстве новых объектов, модернизации уже существующих, улучшении качества

обслуживания. Приграничное сотрудничество необходимо институционально «обустроить» на основе развития договорно-правовой базы.

Развитие приграничных взаимодействий нельзя рассматривать изолированно: они сильнейшим образом зависят от общих тенденций развития отношений страны с соседними государствами. Развитие трансграничного сотрудничества, увеличение количества совместных проектов и производств ведет к необходимости изучения

особенностей и перспектив развития сопредельного региона».

Заключение

В целом развитие приграничных торгово-экономических связей между Россией и Монголией в настоящее время определяется благоприятными условиями: принята Декларация о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией, постепенно совершенствуется договорно-правовая база сотрудничества, которая может способствовать развитию приграничных торгово-экономических связей Сибири с Монголией. Подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы, Меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между

Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством дорог, транспорта и туризма Монголии и ряд других регулятивных документов. В реализации этих документов значительная роль отводится приграничному сотрудничеству. Все это следует оценивать как факторы, способствующие поднятию торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов Сибири и Монголии на новый, более высокий межгосударственный уровень.

Устойчивые внешнеэкономические связи любого государства и его интеграция в международную торговлю в первую очередь отражаются на приграничных регионах, выполняющих роль форпостов международного экономического сотрудничества [15]. В этой связи региональным властям приграничных регионов необходимо дать большую самостоятельность при принятии решений. Создание международных совместных производств тоже должно стать важным и перспективным направлением развития приграничных внешнеторговых отношений между Сибирью и Монголией. Следует согласится с утверждением В.Е. Селиверстова [7] о «...формировании в южном широтном поясе Сибири нового крупного центра концентрации экономической активности России, который должен... нести основную нагрузку по реализации новых интеграционных внутрироссийских и международных связей в направлении Средней и Центральной Азии». В целях обеспечения взаимовыгодного внешнеэкономического

сотрудничества Сибири не только с Монголией, но и с другими стратегическими партнерами необходимо обратить особое внимание на воспитание и подготовку грамотных, квалифицированных специалистов, особенно

в сфере предпринимательства, а также связей, повышение общего уровня торговли на расширение возможностей для внешнеторговых и предпринимательства.

Таблица 1

Структура внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа по странам-контрагентам за 2012-2014 гг., % Table 1

The structure of the foreign trade turnover of the Siberian Federal District by contractor for 2012-2014, percentage

Страна 2012 2013 2014

Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт

СНГ 7,6 7,1 9,3 8 7,5 10,6 9 8,3 12,6

Дальнее 92,4 92,9 90,7 92 92,5 89,4 91 91,7 87,4

зарубежье

В том числе:

- Монголия 0,7 0,9 0,1 1,1 1,4 0,1 1,2 1,4 0,2

- Китай 18,3 14,2 33,9 21 17,8 35,3 19,1 15,7 36,1

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Источник: по данным Федеральной таможенной службы РФ Source: The RF Federal Customs Service data

Таблица 2

Объемы внешнеторгового оборота регионов Сибирского федерального округа с Монголией за 2012-2014 гг., млн долл. США

Table 2

The volume of foreign trade turnover of the Siberian Federal District regions with Mongolia for 2012-2014, million USD

2012 2014*

Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт

Алтайский край 28,0823 27,8478 0,2345 18,6929 18,4863 0,2066

Забайкальский край 4,3477 4,2871 0,0306 3,5568 3,5568 -

Иркутская область 87,8532 80,7894 7,0638 143,2316 140,5011 2,7305

Кемеровская область 84,5957 83,2688 1,3269 242,3635 240,7746 1,5889

Красноярский край 10,5278 9,9918 0,536 13,756 13,1363 0,6197

Новосибирская область 25,4923 25,4617 0,0306 17,9115 17,891 0,0205

Омская область 11,1592 11,1592 - 4,8805 4,8794 0,0011

Республика Алтай 1,9785 1,9317 0,0468 1,5742 1,3942 0,18

Республика Бурятия 45,2856 42,4554 2,8302 33,5649 27,7532 5,8117

Республика Тыва 0,7597 0,6471 0,1126 0,2503 0,2503 -

Республика Хакасия 0,6278 0,3473 0,2805 0,3277 0,3244 0,0033

Томская область 4,9889 4,9889 - 4,7607 4,7607 -

Всего по СФО 305,6687 293,1762 12,4925 484,8703 473,7081 11,1622

* Без учета взаимной торговли с Казахстаном и Беларусью. Источник: составлено по данным Сибирского таможенного управления

Source: Authoring, based on the Siberian Customs Directorate data

Рисунок 1

Экспорт и импорт регионов Сибирского федерального округа по Монголии за 2014 г., млн долл. США Figure 1

Exporting and importing of the Siberian Federal District regions in Mongolia for 2014, million USD

300

250

200

150

100

50

0

& J? >

X?

A*

^ <F <F <F оЪ У <0^ ^ ^

s>

/JO

if / Jf &

Jj

&

4*

e>

4$

л

kT

io

¿r ^

I Экспорт

Импорт

— Средний оборот по СФО

Источник: составлено по данным официального сайта Сибирского таможенного управления: Внешняя торговля субъектов СФО РФ. URL: http://stu.customs.ru

Source: Authoring, based on the Siberian Customs Directorate website data: Foreign trade of RF SFD economic entities. Available at: http://stu.customs.ru

Список литературы

1. Батбаатар Ц. Внешняя политика Монголии в 1999 годы: Новые условия и новые проблемы. Улан-Батор: 1998. 236 с.

2. Клемешев А.П., Федоров Г.М. От изолированного эксклава - к «коридору развития». Альтернативы российского эксклава на Балтике: монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 253 с.

3. Ковалёва Г.Д. Муниципальное управление в организации приграничного сотрудничества в Сибирском федеральном округе // Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском федеральном округе / под ред. А.С. Новосёлова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. Гл. 12. С. 319-340.

4. Лавровский Б.Л., Мурзов И.А. Большая Сибирь: тенденции производительности труда // Регион: экономика и социология. 2014. № 4. С. 103-117.

5. Мищенко В.В., Воробьева И.Н. Геоэкономические особенности развития приграничных регионов Сибирского федерального округа // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2(78). С. 294-300. URL: https://urlid.ru/b031.

6. Плотникова С.Я. Сопоставление динамики экономического развития приграничных и внутренних регионов РФ // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 5(55). С.50-54.

7. Селиверстов В.Е. Сибирь и ее регионы в экономическом пространстве России: позиционирование, перспективы, институциональные условия // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. СФУ, Фонда стратегич. исслед. «Сибирский клуб». М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2014. С. 298-330.

8. Драчевский Л.В. XXI век: Стратегия развития Сибири // ЭКО. 2002. № 12. С. 8-15.

9. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода. 4-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 261 с.

10. Казанцев С.В. Изменение роли и специализации промышленности Сибири в 1994-2001 гг. // ЭКО. 2003. № 10. С. 25-39.

11. Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития / А.В. Усс, В.Л. Иноземцев, Е.А. Ваганов и др. Красноярск: СФУ, 2013. 396 с.

12. Дабиев Д.Ф., Лебедев В.И. Сравнение социально-экономического развития Тувы и приграничных с ней аймаков Монголии // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2011. № 3. С.62-65.

13. Батсух Д. История сотрудничества по экономике и внешней торговли Монголии. Улан-Батор: 2003. 180 с. (На монгольском языке).

14. Соян Ш.Ч. Значимые факторы формирования потребностей населения // Российское предпринимательство. 2012. № 1(199). С. 26-31. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/znachimye-faktory-formirovaniya-potrebnostey-naseleniya.

15. Крюков В.А., Пляскина Н.И., Севастьянова А.Е. Разработка Экономической стратегии развития хозяйства Тюменской области в переходный к рынку период. Новосибирск, Тюмень: ИЭиОПП, Полиграфический участок Областного Совета, 1992. 196 с.

Информация о конфликте интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Region in National Economy

ISSN 2073-1477 (Print)

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF BORDER TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF REGIONS OF SIBERIA WITH MONGOLIA

Shonchalai Ch. SOYAN

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Tyva Republic, Russian Federation Soyan77@mail.ru

Article history:

Received 23 May 2016 Received in revised form 9 August 2016 Accepted 6 October 2016 Available online 14 April 2017

JEL classification: O19

Keywords: foreign economic relations, trade and economic relations, border region, Siberia, Mongolia, foreign trade turnover

Abstract

Subject The article discusses the problems of trade and economic relations of border regions of Siberia with neighboring Mongolia.

Objectives The paper aims to analyze the status and dynamics of economic cooperation of the RF Siberian regions with border Mongolia at the present stage, and develop recommendations on their further development within the framework of the State policy.

Methods For the study, I used the methods of grouping, synthesis, comparative, and systems analyses. As well, I examined the relationship of the studied phenomena and processes with the institutional component of regional development, economic mechanism, dynamics of socioeconomic processes, and the improvement of the tools of economic management in the region. Results The paper presents an analysis of the status and trends in economic cooperation of Siberia with border Mongolia at the present stage. It considers the possibilities and limitations of economic and trade integration of co-border regions of Siberia with neighboring Mongolia. The paper shows prospects for the development of economic cooperation within the framework of realization of the signed agreements and contractual obligations between the two regions.

Conclusions During the analyzed period, the volume of trade between the regions has declined substantially, export to Mongolia changed significantly. For effective external border trade of the regions of Siberia, administrative procedures should get simplified and some part of the foreign trade authority should get transferred to the regional authorities, i.e. the extension of functions and economic interest of regional and local authorities in the implementation of foreign trade with Mongolia should be encouraged.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Batbaatar Ts. Vneshnyaya politika Mongolii v 1999 gody: Novye usloviya i novye problemy [Foreign policy of Mongolia in the 1999-s: New conditions and new challenges]. Ulaanbaatar, Mongolia, 1998, 236 p.

2. Klemeshev A.P., Fedorov G.M. Ot izolirovannogo eksklava - k "koridoru razvitiya". Al'ternativy rossiiskogo eksklava na Baltike. Monografiya [From an isolated exclave to the "corridor of development": The alternatives of the Russian exclave on the Baltic sea: a monograph]. Kaliningrad, KSU Publ., 2004, 253 p.

3. Kovaleva G.D. Munitsipal'noe upravlenie v organizatsii prigranichnogo sotrudnichestva v Sibirskom federal'nom okruge. Vkn.: Regional'noe i munitsipal'noe upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem v Sibirskom federal'nom okruge [Municipal management in the organization of cross-border cooperation in the Siberian Federal District. In: Regional and municipal management of social and economic development in the Siberian Federal District: a monograph]. Novosibirsk, IEIE SB RAS Publ., 2014, Chapter 12, pp.319-340.

4. Lavrovskii B.L., Murzov I.A. [Greater Siberia: trends in labor productivity]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 4, pp. 103-117. (In Russ.)

5. Mishchenko V.V., Vorob'eva I.N. [Geoeconomic Particularities of Development of the Siberian Federal District Cross-border Regions]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = Izvestiya of Altai State University, 2013, vol. 1, no. 2(78), pp. 294-300. Available at: https://urlid.ru/b031. (In Russ.)

6. Plotnikova S.Ya. [The comparison between the dynamics of economic development of cross-border and internal regions of the Russian Federation]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of ISEA, 2007, no. 5(55), pp. 50-54. (In Russ.)

7. Seliverstov V.E. Sibir' i ee regiony v ekonomicheskom prostranstve Rossii: pozitsionirovanie, perspektivy, institutsional'nye usloviya. V kn.: Makroregion Sibir': problemy i perspektivy razvitiya: sb. nauch. tr [Siberia and its regions in the economic space of Russia: the positioning, prospects, institutional conditions. In: Macroregion of Siberia: Problems and prospects of development]. Moscow, Krasnoyarsk, INFRA-M, Siberian Federal University Publ., 2014, pp. 298-330.

8. Drachevskii L.V. [The 21st century: The Strategy of development of Siberia]. EKO = ECO, 2002, no. 12, pp. 8-15. (In Russ.)

9. Zubarevich N.V. Sotsial'noe razvitie regionov Rossii: Problemy i tendentsii perekhodnogo perioda [Social development of the regions of Russia: problems and trends in the transition period]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2009, 4th ed., 261 p.

10. Kazantsev S.V. [Change of role and specialization of the industry of Siberia in 1994-2001]. EKO = ECO, 2003, no. 10, pp. 25-39. (In Russ.)

11. Uss A.V., Inozemtsev V.L., Vaganov E.A. et al. Makroregion Sibir': problemy i perspektivy razvitiya [Macroregion of Siberia: Problems and prospects of development]. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2013, 396 p.

12. Dabiev D.F., Lebedev V.I. [A comparison of the socio-economic development of Tuva and the border aimaks of Mongolia]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2011, no. 3, pp. 62-65. (In Russ.)

13. Batsukh D. Istoriya sotrudnichestva po ekonomike i vneshnei torgovli Mongolii [Cooperation history of the economy and foreign trade of Mongolia]. Ulaanbaatar, Mongolia, 2003, 180 p. (In Mongolian)

14. Soyan Sh.Ch. [Significant factors of forming population's needs]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 1(199), pp. 26-31. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/znachimye-faktory-formirovaniya-potrebnostey-naseleniya. (In Russ.)

15. Kryukov VA., Plyaskina N.I., Sevast'yanova A.E. Razrabotka Ekonomicheskoi strategii razvitiya khozyaistva Tyumenskoi oblasti v perekhodnyi k rynku period [Development of the Economic strategy of the Tyumen oblast's economy for the period of transition to a market economy]. Novosibirsk, Tyumen, IEIE SB RAS, Poligraficheskii uchastok Oblastnogo Soveta Publ., 1992, 196 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.