Научная статья на тему 'Сущность методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона'

Сущность методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / МЕТОДИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / INFRASTRUCTURE / METHODOLOGY / FOREIGN TRADE / REGION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Татьяна Петровна

Развитие внешнеторговой сферы региональной экономики, несомненно, требует обеспечения такого состояния инфраструктуры внешней торговли, которое позволило бы решать актуальные задачи внешнеторговой стратегии субъекта РФ. В связи с этим необходимо применение методики управления развитием внешнеторговой инфраструктуры, увязанной с интересами основных пользователей инфраструктурных услуг. В статье представлены основные элементы авторской методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона, базирующейся на комплексной оценке ее состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улыбина Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE DEVELOPMENT-MANAGEMENT TECHNIQUES OF REGIONAL FOREIGN TRADE INFRASTRUCTURE

The development of foreign-trade sphere of regional economy requires such infrastructure conditions which would allow solving urgent tasks of regional foreign-trade strategy. So, there is a necessity in the method of foreign-trade infrastructure development-management connected with the interests of the main infrastructure services users. The article presents basic elements of the author's method of foreign-trade infrastructure development-management which is based on integrated assessment of foreign-trade infrastructure.

Текст научной работы на тему «Сущность методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.5 Т.п. УЛЫБИНА

ББК 65.428 старший преподаватель Читинского института

Байкальского государственного университета экономики и права

e-mail: ulybka_tasha@mail.ru

СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕГИОНА

Развитие внешнеторговой сферы региональной экономики, несомненно, требует обеспечения такого состояния инфраструктуры внешней торговли, которое позволило бы решать актуальные задачи внешнеторговой стратегии субъекта РФ. В связи с этим необходимо применение методики управления развитием внешнеторговой инфраструктуры, увязанной с интересами основных пользователей инфраструктурных услуг. В статье представлены основные элементы авторской методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона, базирующейся на комплексной оценке ее состояния.

Ключевые слова: инфраструктура, методика, внешняя торговля, регион, управление.

Инфраструктура внешнеторговой деятельности (ИВТД) является подсистемой внешнеэкономического комплекса региона, обеспечивающей осуществление внешнеторговых операций. Управление развитием ИВТД региона должно базироваться на научно обоснованных методах оценки ее состояния с учетом инфраструктурных интересов субъектов внешней торговли и государства, на привлечении бизнес-сообщества.

Следовательно, необходимо выявить целевые ориентиры развития ИВТД, соответствующие актуальным задачам региональной внешнеторговой стратегии, оценить состояние ИВТД, выработать эффективные механизмы воздействия на инфраструктуру. При этом важно, чтобы план движения к цели был сбалансированным, вариативным и законченным. Важно и качество самого движения к цели, т.е. необходим мониторинг изменения основных индикаторов состояния ИВТД в результате управленческих воздействий на ее подсистемы и элементы.

Управление ИВТД региона по результатам оценки уровня ее развития предполагает решение следующей последовательности задач:

- формирование дерева целей на основе выявленных инфраструктурных интересов;

- конвертирование системы целей в систему показателей, для которых задаются целевые значения, т.е. индикативный план развития ИВТД;

- определение траектории движения к целевым ориентирам индикативного плана с учетом ресурсных ограничений;

- разработка и внедрение системы разнообразных способов, инструментов и механизмов воздействия на развитие ИВТД.

Очевидна необходимость разработки инструментария, позволяющего региональным органам власти формировать индикативные планы развития ИВТД. Его роль может выполнить предлагаемая нами методика комплексной оценки уровня развития ИВТД, определяющая характер воздействия отдельных подсистем ИВТД и их сущностных составляющих на достижение цели функционирования ИВТД и на выполнение целевой функции каждой функциональной подсистемой ИВТД. Методика включает в себя:

1. Построение обобщенного рейтинга инфраструктурных интересов управленческого звена регионального внешнеэкономического

комплекса и участников внешнеторговых операций и на его основе определение значимости функциональных подсистем в ИВТД региона.

2. Оценка уровня развития каждой функциональной подсистемы ИВТД, включающая в себя оценку качества оказываемых ею услуг, достаточности количества инфраструктурных предприятий и состояния их материальной (кадровой) базы.

3. Обобщенная оценка ИВТД региона.

Под инфраструктурными интересами здесь понимается заинтересованность некой группы субъектов регионального внешнеэкономического комплекса (ВЭК) в определенных инфраструктурных услугах, обусловленная потребностью в обеспечении стабильности и эффективности их внешнеторговой деятельности. Рейтинг инфраструктурных интересов строится на основе определения степени важности для двух групп экспертов задач ИВТД, решение которых направлено на достижение основной цели функционирования ИВТД, и макрофункций ИВТД, посредством которых выполняются задачи ИВТД. Выявление рангов задач и макрофункций для каждой группы экспертов

позволит раскрыть их актуальные потребности в инфраструктурном обеспечении. Ранжирование функциональных подсистем ИВТД базируется на определении значимости вклада каждой из них в реализацию макрофункций ИВТД с учетом их степеней важности, выявленных ранее. Математический инструмент ранжирования - метод анализа иерархий1, позволяющий качественные сравнения элементов иерархии между собой (рис.) трансформировать в количественные оценки приоритетов сравниваемых элементов, т.е. в их ранги.

Оценка каждой функциональной подсистемы ИВТД включает в себя индивидуальные оценки ее сущностных составляющих (услуга, предприятие, материальная база) по критериям, наиболее емко их характеризующим (табл.).

Оценка инфраструктурных услуг сводится к оценке их качества в каждой функциональной подсистеме. То есть определяется степень соответствия качества услуг, оказываемых по профильному направлению деятельности каждой подсистемы ИВТД, требованиям участников внешнеторговой деятельности региона.

Макрофункции ИВТД (третий уровень иерархии)

Обеспечение выхода предприятия на внешний рынок

Функциональные подсистемы ИВТД

Транспортная

Обеспечение исполнения обязательств и реализации прав

по внешнеторговому контракту

Обеспечение исполнения участниками внешнеторговой деятельности национальных и международных правовых норм в сфере внешней торговли

Финан-сово-кре дитная

I

Обеспечение устойчивости внешнеторговой деятельности предприятия

Комму-

ника-ционная

I

Обеспечение управления эффективностью внешнеторговых операций

Обеспечение расширения сферы внешне-экономических интересов участников ВЭД и их реализации

Обеспечение взаимосвязей между элементами ВЭК региона

Коммер-ческо-мар-кетинговая

Таможен-

но-контро-

лирующая

Околотаможенная

I

Информа-ционно-кон-сультационная

Некоммерческие объединения

Модель иерархии инфраструктуры внешней торговли региона

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Показатели для нечеткой оценки уровня развития сущностных составляющих функциональных подсистем инфраструктуры внешней торговли региона

Подсистема ИВТД Показатель по сущностной составляющей «услуга» Показатель по сущностной составляющей «предприятие» Показатель по сущностной составляющей «материальная база» (кадры)

Транспортная Качество транспортного обеспечения внешней торговли региона Достаточность количества транспортных предприятий для обеспечения внешнеторговых грузопотоков Коэффициент Энгеля. Стоимость основных фондов

Финансово-кредитная Качество кредитно-расчет-ного обеспечения внешней торговли региона Достаточность количества уполномоченных банков для кредитно-расчетного обеспечения внешней торговли региона Активы кредитных организаций и филиалов, расположенных на территории региона

Коммуникационная Качество услуг связи Достаточность количества предприятий связи для обеспечения внешнеторговых операций Стоимость основных фондов

Коммерческо-маркетинговая Качество посреднических услуг во внешней торговле Достаточность количества посреднических предприятий для обеспечения внешней торговли региона. Степень разнообразия специализации таких предприятий Стоимость основных фондов

Таможенно-конт-ролирующая Скорость пропуска грузов через таможенную границу. Качество контроля внешнеторговых грузопотоков Достаточность количества таможен и пунктов пропуска для обеспечения внешнеторговых грузопотоков Пропускная способность таможен и пунктов пропуска

Околотаможенная Качество околотаможенных услуг Достаточность количества предприятий околотаможенной сферы Площадь специализированных складов (складов временного хранения, таможенных складов)

Информационно-консультационная Качество информационно-консультационного обеспечения внешней торговли региона Достаточность количества предприятий подсистемы для обеспечения внешней торговли региона Доля занятых в сфере деловых услуг в общей численности занятых в регионе

Некоммерческие объединения Качество обеспечения интересов участников внешней торговли Достаточность количества некоммерческих организаций для обеспечения интересов участников внешнеторговой деятельности региона Финансовые ресурсы некоммерческих объединений

При оценке сущностной составляющей «предприятие» определяется степень достаточности количества инфраструктурных предприятий для участников внешнеторговых операций. Выбор показателей для оценки материальной базы (кадровых ресурсов) ограничивается информационным массивом официальной статистики. К таким показателям относятся плотность дорожной сети, состояние основных фондов, пропускная способность таможен и пунктов пропуска, уровень финансовой самообеспеченности предприятий инфраструктуры.

Итоговая оценка каждой функциональной подсистемы ИВТД представляет собой

обобщение оценок ее трех сущностных составляющих.

Качество оказываемых инфраструктурными предприятиями услуг и достаточность количества инфраструктурных предприятий являются трудно формализуемыми показателями, при их оценке автоматически происходит подключение интуиции и опыта эксперта. Поэтому требуется особый инструмент, учитывающий лингвистически выраженное мнение эксперта, минимизирующий субъективность его оценки, обеспечивающий объединение индивидуальных показателей по сущностным составляющим в обобщенный показатель по подсистеме в целом. Данным

условиям удовлетворяет математический аппарат теории нечетких множеств2.

Суть методики оценки уровня развития подсистем ИВТД заключается в том, чтобы, оценив сущностные составляющие каждой функциональной подсистемы с позиций нечеткой логики, корректно привести их к одинаковой размерности, а затем на основе нечеткого логического вывода получить заключение о состоянии каждой подсистемы. На завершающем этапе происходит интегрирование результатов оценки функциональных подсистем в обобщенную оценку уровня развития ИВТД региона. При этом задача многокритериальной оценки каждой функциональной подсистемы и ИВТД в целом состоит в их отнесении к одному из трех уровней развития — высокому, среднему, низкому.

Для измерения качества инфраструктурных услуг и достаточности количества инфраструктурных предприятий используется 100-балльная шкала, поделенная на три уровня: низкий — 0-37%, средний — 38-64%, высокий — 65-100%. Нижняя граница характеризует полное несоответствие требований участников внешней торговли действительности, а верхняя — полное соответствие.

Для трансформации количественных оценок показателей по материальной базе (кадрам) в нечеткие используется два способа оценки:

- сравнение со среднероссийским значением соответствующего показателя в диапазоне «низкий-высокий»;

- экспертная оценка, отражающая степень адекватности материальной базы (кадров) внешнеторговым грузопотокам в регионе в диапазоне 0-100%.

При обобщенной оценке уровня развития ИВТД региона с помощью процедуры нечеткого логического вывода учитываются результаты оценки всех ее функциональных подсистем и определенные на первом этапе их ранги.

С учетом выявленных приоритетов в инфраструктурном обеспечении внешней

торговли с позиции региональной внешнеэкономической стратегии и интересов бизнеса, результатов оценки уровней развития функциональных подсистем и ИВТД в целом можно задавать значения индикаторов — ориентиров развития ИВТД по подсистемам, их сущностным составляющим. Индикаторами здесь являются уровни развития функциональных подсистем ИВТД.

Уровни развития сущностных составляющих подсистем являются и индикаторами, и регуляторами. Они развернуто сообщают о состоянии подсистем, и, управляя ими, можно воздействовать на уровни развития подсистем и ИВТД в целом. Задав требуемый уровень развития, можно определить, какими должны быть значения показателей по сущностным составляющим для достижения желаемого уровня развития функциональных подсистем. Базовыми регуляторами являются те инструменты воздействия, с помощью которых можно корректировать уровни развития сущностных составляющих функциональных подсистем ИВТД.

Так как преобладающая часть функциональных подсистем ИВТД контролируется частным сектором, то набор инструментов государственного воздействия на ее индикаторы ограничен и включает в себя создание необходимой нормативно-правовой базы; информационно-ориентирующее воздействие; отдельные формы государственно-частного партнерства.

В целом предлагаемая методика позволяет проводить многовариантные исследования возможностей достижения целей развития ИВТД региона, комплексно использовать методы проектно-ориенти-рованного управления в рамках различных направлений развития внешней торговли субъекта РФ.

Примечания

1 Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., 1993.

2 Zadeh L., Fuzzy Sets // Information and œntrol. 1965. June, nr 8 (3). P. 338-453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.