УДК 338.462 ББК У9(2)30
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Р.В. Федоренко
Статья посвящена вопросам организации таможенно-логистической деятельности путем создания разноуровневых систем. Таможенная логистика как наука и практика объединяет логистическую и таможенную деятельность в единую государственно-хозяйственную сферу. Основным объектом таможенной логистики является внешнеторговый товаропоток, пересекающий таможенную границу страны и требующий проведения определенной таможенной обработки. Логистическая составляющая таможенной деятельности интегрирует тарифно-регулирующие, информационноаналитические, контрольно-пропускные и финансово-экономические функции таможенных органов, одновременно увязывая их с интересами участников внешнеэкономической деятельности. По мнению автора, условием успешной организации внешнеэкономической деятельности является интеграция в едином комплексе таможенных органов, предприятий-участников ВЭД и объектов около-таможенной инфраструктуры, образующих таможенно-логистические системы. Автором рассмотрены проблемы интеграции в едином комплексе таможенных органов, предприятий-участников ВЭД и объектов околотаможенной инфраструктуры. В статье представлена иерархическая структура таможенно-логистических систем: микроуровень, мезоуровень, макроуровень, межгосударственный, мегауровень. Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенного обслуживания эскпортно-импортной деятельности отечественных предприятий. Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли таможенно-логистические системы все в большей мере должны выступать как социально-экономический институт, в котором таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги. С одной стороны, это означает, что в современных условиях таможенная служба Российской Федерации как часть экономической системы государства требует дальнейшего совершенствования и развития, с другой стороны, возникает насущная необходимость формирования систематического обновления околотаможенной инфраструктуры.
Ключевые слова: таможенно-логистические системы, таможенное обслуживание, внешнеэкономическая деятельность, многоуровневый подход, мезологистика.
Современные подходы к исследованию логистических систем предполагают использование нескольких отдельных уровней их организации, каждый из которых характеризуется определенным взаимодействием и сопряженностью. Традиционно в экономической науке различают два уровня исследований: макроуровень и микроуровень. Являясь теоретической основой рыночных отношений, микроэкономика представляет сферу предпринимательской деятельности. Следующие уровни основываются на других отношениях -системах участия в собственности. Это позволяет расширять масштабы организации экономики и предмета научных исследований [4].
Свое дальнейшее развитие получает дифференциация подхода к экономике в целом. Усложнение экономических процессов и взаимодействий требует более детального и углубленного их структурирования. В современной научной литературе выделяются понятия: интерэкономика, мегаэкономика, мезоэкономика.
В современной логистике, как и экономической науке в целом, ученые выделяют несколько уровней исследования. Каждому из них соответствует уровень организации логистической деятель-
ности. При этом их терминология созвучна, масштабы охвата и методы изучения совпадают.
Логистические системы, являясь частью, составным элементом разноуровневых экономических систем тесно взаимодействуют с последними. Причем, это можно определить как взаимодействие соответствия и встраиваемости подсистемы логистики в единую систему экономики на каждом уровне организации. Основные параметры логистики (масштабы охвата, уровни организации) соответствуют общеэкономическим параметрам, обладая в то же время определенной спецификой.
В условиях глобализации экономики все большее значение приобретает логистическая организация внешнеэкономической деятельности, ключевой особенностью которой является необходимость соблюдения основных таможенных правил и процедур. Таможенное обслуживание становится неотъемлемым элементом формирования логистических каналов и цепей в ВЭД. В силу этого ряд современных ученых выделяют таможенную логистику как самостоятельное научное направление.
Таможенная логистика как наука и практика объединяет логистическую и таможенную дея-
тельность в единую государственно-хозяйственную сферу. Основным объектом таможенной логистики является внешнеторговый товаропоток, пересекающий таможенную границу страны и требующий проведения определенной таможенной обработки. Логистическая составляющая таможенной деятельности интегрирует тарифно-регулирующие, информационно-аналитические,
контрольно-пропускные и финансово-экономические функции таможенных органов, одновременно увязывая их с интересами участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевой функцией таможенной логистики является логистическая организация осуществления совокупности операций по перемещению через таможенную границу разнообразных грузов. Определенная их последовательность, взаимосвязанность и взаимозависимость образует поток таможенной переработки грузов.
Логистика должна обеспечивать согласованность материальных, информационных и финансовых потоков в таможенной деятельности, оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу с минимизацией временных и финансовых затрат участников внешнеторговых операций при условии соблюдения всех требований таможенного регулирования.
Формой организации таможенно-логистической деятельности является создание разноуровневых систем. Немногочисленные исследователи системного подхода к организации таможенно-логистической деятельности по-разному оценивают структурную иерархию таможенного пространства. Так, например, Смирнов И.Г. [1] выделяет шесть уровней таможенно-логистических систем, в которых реализуются режимы таможенной переработки внешнеторговых грузов. Это локальный, микро-, мезо-, макро-, мега- и метауровни. При этом автор своей классификацией охватывает только систему таможенных органов.
На наш взгляд, условием успешной организации внешнеэкономической деятельности является интеграция в едином комплексе таможенных органов, предприятий-участников ВЭД и объектов околотаможенной инфраструктуры, образующих таможенно-логистические системы.
Таможенно-логистической системой является сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления экспортно-импортными товаропотоками. Отдельные элементы этой системы разнородны по целям и характеру деятельности. В рамках данных систем происходит гармонизация разнонаправленных интересов государства, регионов и бизнеса.
Таможенные органы выполняют в первую очередь фискальную функцию, важность которой обусловлена значительной долей поступлений от таможенных сборов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации. Помимо
этого, таможенные органы выполняют специфическую правоохранительную функцию, обеспечивая защиту национальной безопасности государства, жизни и здоровья граждан, окружающей среды, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [3].
Большое значение на национальном и региональном уровнях имеет регулятивная функция таможенных органов, направленная на защиту интересов отечественных производителей и торгового бизнеса.
В свою очередь, интересы предприятий-участников направлены на сокращение временных и финансовых затрат в процессе прохождения таможенных формальностей, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Достижению этой цели при условии соблюдения требований таможенного законодательства способствует формирование и развитие региональной околотаможенной инфраструктуры.
Сопряжение интересов государства, регионов и бизнеса обеспечивается в рамках функционирования таможенно-логистических систем. Реализация многоуровневого подхода к формированию таможенно-логистических систем представлена в таблице.
Микроуровень таможенно-логистических систем включает самостоятельных участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих в процессе организации международного товародвижения взаимодействие с таможенными органами, которые представлены таможенными постами. Особенностью данного уровня является жесткая регламентация всех выполняемых операций в соответствии с действующими требованиями таможенного оформления и контроля и, как следствие, невозможность повлиять на эффективность организации экспортно-импортного товаропотока.
Наибольшим организационно-функциональным насыщением отличается мезоуровень таможенно-логистических систем. Со стороны таможенных органов он представлен региональными таможенными управлениями и входящими в их состав местными таможнями. В Российской Федерации действуют 11 региональных таможенных управлений и 51 таможня, которые реализуют государственную политику в сфере таможенного обслуживания внешнеэкономической деятельности. По характеру собственной деятельности таможни делятся на внешние, внутренние, на границах специальных экономических зон; а также на таможни мест отправления и назначения.
Самостоятельными элементами таможеннологистической системы выступают объекты око-лотаможенной инфраструктуры, основными из которых являются таможенные представители, таможенные перевозчики, склады временного хранения и таможенные склады.
Логистика
Иерархическая структура таможенно-логистических систем
Научное направление Масштабы охвата Уровень таможеннологистической системы Структурные элементы
Микрологистика Отдельные предприятия Микроуровень Структурные подразделения предприятий (отделы ВЭД), таможенные посты
Мезологистика Отрасли, крупные корпорации, регионы, кластеры Мезоуровень Региональные таможенные управления и местные таможни, объекты околотаможенной инфраструктуры
Макрологистика Национальные экономики Макроуровень Федеральная таможенная служба
Интерлогистика Группы стран, международные экономические объединения Межгосударственный Таможенные союзы независимых государств
Глобальная логистика Мировое хозяйство Мегауровень Всемирная таможенная организация (ВТаО)
Таким образом, на микро- и мезоуровне таможенно-логистических систем решаются следующие задачи:
1) организация эффективного товародвижения внешнеторговых грузов, предусматривающая их прохождение через таможенные барьеры;
2) развитие системы околотаможенной инфраструктуры, обеспечивающая взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами при перемещении экспортно-импортных потоков.
Обобщенная модель организации движения экспортно-импортных потоков в рамках таможенно-логистической системы на микро- и мезоуровне представлена на рисунке.
Участники ВЭД, являясь частью внутреннего рынка и осуществляя собственную деятельность, устанавливают взаимодействие с внешним рынком, заключая экспортные и импортные сделки. Как правило, предприятия выступают в роли экс-
портера, либо импортера. Однако, для крупных компаний характерно осуществление как экспортных, так и импортных операций, что увеличивает объем необходимых работ по таможенному оформлению грузов.
При прохождении сопутствующих таможенных формальностей предприятия-участники ВЭД могут обращаться в таможенные органы напрямую или через профессиональных посредников. Их совокупность образует околотаможенную инфраструктуру и обеспечивает эффективное преодоление таможенных барьеров между внутренним и внешним рынком.
Если в микро- и мезосистемах реализуется деятельность, связанная с организацией таможенной переработки грузов и определением технологии оптимального перемещения товаров через таможенную границу, то задачи систем более высокого уровня связаны с координацией совместной
Комплексная модель таможенно-логистической системы
работы всех участников, обеспечением их взаимодействия, выработкой стандартных требований, как к таможенным процедурам, так и к участникам внешнеэкономической деятельности. Эти задачи реализуются в информационной среде с применением современных информационных технологий, что ведет к необходимости построения специализированных информационных систем.
Макроуровень таможенно-логистических систем - это национальный уровень организации таможенной деятельности. Таможенно-логистическая система государства определяется как совокупность форм, средств и методов государственного регулирования экспорта и импорта товаров, являющаяся важным элементом системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Таможенно-логистическая система государства формируется как результат ее таможенной политики.
Мегауровень таможенно-логистических систем - это уровень интеграционных группировок стран мира, то есть таможенных союзов. В качестве примера можно привести Европейский Союз (ЕС), который создал единую таможенную систему Сообщества и принял Таможенный кодекс ЕС. В глобальном таможенном пространстве происходит координация и сотрудничество таких взаимосвязанных сфер как внешнеторговая, таможенная, транс -портно-логистическая. Руководит этим процессом Всемирная таможенная организация (ВТаО), к которой в настоящее время принадлежит 179 стран, в том числе и Россия. ВТаО - единая всемирная независимая межправительственная организация по таможенным вопросам, и на сегодня ее членами осуществляется более 98% общего объема мирового товарооборота. ВТаО выполняет важную задачу: обоснование и согласование развития таможенных систем государств-членов. Важной составляющей этой работы является рекомендательная унификация таможенного законодательства.
Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенного обслуживания эскпортно-импортной деятельности отечественных предприятий.
Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли таможенно-логистические системы все в большей мере должны выступать как социально-экономический институт, в котором таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги [2].
С одной стороны, это означает, что в современных условиях таможенная служба Российской Федерации как часть экономической системы государства требует дальнейшего совершенствования и развития, с другой стороны, возникает насущная необходимость формирования систематического обновления околотаможенной инфраструктуры.
Таким образом, многоуровневый подход к формированию систем таможенного обслуживания внешнеэкономической деятельности обеспечит рост эффективности взаимодействия отдельных участников таможенно-логистических систем, повысит конкурентоспособность отечественных производителей и национальной экономики в целом.
Литература
1. Смирнов, И.Г. Таможенная логистика как
фактор экономической безопасности Украины в условиях глобализации / И.Г. Смирнов. -
http://logisticstime.com/tamozhennaya-logistika/
2. Стратегия развития таможенной службы
Российской Федерации до 2020 года. -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 61965/)
3. Таможенный кодекс Таможенного союза
(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от
16.04.2010) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_100808/
4. Храмцова, Е.Р. Вопросы формирования региональной логистической торгово-розничной системы / Е. Р. Храмцова // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 4. - С. 140-145.
Федоренко Роман Владимирович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики, Самарский государственный экономический университет (г. Самара), [email protected]
Поступила в редакцию 2 июля 2014 г.
Логистика
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _______________________________________________________________2014, vol. 8, no. 3, pp. 176-180
MULTI-LEVEL APPROACH TO THE FORMATION OF CUSTOMS AND LOGISTICS SYSTEMS
R.V. Fedorenko, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation
The article deals with the organization of customs and logistics activities by creating multi-level systems. Customs logistics as a science and practice combines logistics and customs operations in an integrated state and economic sphere. The main object of customs logistics is the foreign trade flow crossing the customs border of the country and requiring certain customs processing. A logistic component of customs activity integrates tariff regulatory, information and analytical, checkpoint, and financial and economic functions of the customs authorities, at the same time linking them with the interests of the participants of foreign economic activity. According to the author, the successful organization of foreign economic activity is the integration in a single set of customs authorities, enterprises-participants of foreign economic activity and objects of customs infrastructure, forming a customs and logistics system. The author considers the problems of integration in a single set of customs authorities, enterprises-participants of foreign economic activity and objects of customs infrastructure. The article presents the hierarchical structure of the customs and logistics systems: micro-, meso- and macrolevel, inter-state, megalevel. The intensification of foreign economic relations of the Russian Federation, the availability of opportunities and threats from the external environment conditions the necessity of purposeful improvement of the customs service of export-import activities of domestic enterprises. According to the Strategy of the customs service development until 2020 in addition to traditional functions of the state administration in the sphere of taxation of foreign trade, customs and logistics systems should act as a social and economic institution in which the customs activity manifests itself as a particular form of service. On the one hand, it means that in modern times customs service of the Russian Federation as part of the economic system requires further improvement and development, on the other hand, there is an urgent need for the formation of regular updating of the customs infrastructure.
Keywords: customs and logistics systems, customs services, foreign economic activity, multi-level approach, mesologistics.
References
1. Smirnov I.G. Tamozhennaya logistika kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti Ukrainy v usloviyakh globalizatsii [Customs Logistics as a Factor of Economic Security of Ukraine in the Context of Globalization]. Available at: http://logisticstime.com/tamozhennaya-logistika/
2. Strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Strategy of the Customs Service Development of the Russian Federation until 2020]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161965/)
3. Tamozhennyy kodeks Tamozhennogo soyuza [Customs Code of the Customs Union (Annex to the Agreement on the Customs Code of the Customs Union, adopted by the EurAsEC Interstate Council Decision at the level of heads of State of 27.11.2009 no. 17) (edited of 16.04.2010) // Official site of “Consultant Plus” company. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100808/
4. Khramtsova E.R. [Formation of a Regional Logistic Trade and Retail System]. Voprosy ekonomiki ipra-va [Issues of Economics and Law]. 2011, no. 4, pp. 140-145. (in Russ.)
Roman Vladimirovich Fedorenko. Candidate in Science (Economics), assistant professor of the Marketing and Logistics Department, Samara State University of Economics, Samara, [email protected]
Received 2 July 2014