РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Рощина Л.Н.,
д.э.н., профессор кафедры «Международная торговля и таможенное дело», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Соленая С.В.,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Международная торговля и таможенное дело», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Андрющенко К.Д., аспирант кафедры «Международная торговля и таможенное дело», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
JEL classification: F15, F53
Аннотация
Цель. Статья направлена на изучение вопросов внедрения территориально-распределенных ЦЭД и концентрации декларирования в них товаров.
Структура / Методология / Подход. Пути совершенствования таможенного администрирования рассматриваются в части внедрения информационных технологий при декларировании товаров. Представляется необходимым рассмотреть современные аспекты развития системы удаленного выпуска, авторегистрации и автовыпуска деклараций на товары, способных сделать доступнее установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Основу методического аппарата исследования составляет теоретическое обобщение опыта внедре-
ния информационных технологий в деятельности территориально распределенных центров электронного декларирования.
Результаты. Представлены пути решения актуальных проблем, препятствующих функционированию ЦЭД. Развитие структуры постов ЦЭД увеличит и расширит их полномочия в совершении таможенных операций, сообщит импульс положительных изменений всей структуры таможенных органов.
Практические последствия. Выводы исследования могут быть применены в практике управления таможенными органами.
Оригинальность / Значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении опыта функционирования ЦЭД в условиях эксперимента по концентрации таможенного декларирования. Практическая значимость проведенного исследования подтверждается возможностью использования результатов для качественного и прогрессивного роста постов ЦЭД, развитие которых послужит драйвером роста эффективности таможенного контроля, совершенствования администрирования таможенных платежей и будет способствовать снижению бюджетных расходов на деятельности таможенных органов.
Ключевые слова: центр электронного декларирования (ЦЭД), автоматическая регистрация, автоматический выпуск, удаленный выпуск, «дорожная карта», электронные таможни, электронное декларирование.
L.N. Roshchina, S.V. Solenaya, KD. Andryushchenko
CURRENT ISSUES OF CONCENTRATION OF CUSTOMS DECLARATION AND EXPANDING THE PRACTICE OF USING ADVANCED CUSTOMS TECHNOLOGIES
The article is aimed at studying the implementation of geographically distributed CED and the concentration of declaring goods in them.
Ways to improve customs administration are considered in terms of the introduction of information technologies in the Declaration of goods. It seems necessary to consider modern aspects of the development of a system for remote issuance, auto-registration and auto-issuance of declarations for goods that can make the established procedure for moving goods and vehicles across the customs border of the EEU more accessible. The basis of the methodological apparatus of the study is a theoretical generalization of the experience of implementing information technologies in the activities of geographically distributed centers of electronic Declaration.
The ways of solving actual problems that hinder the functioning of the CED are presented. The development of the structure of CED posts will increase and expand their powers in customs operations, and will give an impetus to positive changes in the entire structure of customs authorities.
The conclusions of the study can be applied in the practice of customs administration.
The scientific significance lies in the theoretical generalization of the experience of the functioning of the CED in the conditions of the experiment on the concentration of customs Declaration. The practical significance of the research is confirmed by the possibility of using the results for the qualitative and progressive growth of CED posts, the development of which will serve as a driver for increasing the effectiveness of customs control, improving the administration of customs payments and will contribute to reducing budget expenditures on the activities of customs authorities.
Keywords: Electronic Declaration Center (EDC), automatic registration, automatic release, remote release, "road map", electronic customs, electronic declaring.
Введение
Развитие Федеральной таможенной службы России вплоть до 2020 года было предусмотрено реализацией Комплексной программы, утвержденной приказом № 1065 от 27 июня 2017 г., в которой указывались пути совершенствования таможенного администрирования.
Сейчас по регионам деятельности таможни условно делятся на внутренние и пограничные. Кроме того, функционируют специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничена совершением операций в отношении отдельных категорий товаров (например подакцизных).
В ближайшем будущем предполагается создание двух видов таможен: электронных и фактического контроля, а также реорганизация структуры таможенных постов.
Одним из перспективных способов совершенствования таможенного администрирования выступает внедрение информационных технологий при декларировании товаров, к числу которых относится создание территориально распределенных центров электронного декларирования (далее - ЦЭД) и концентрация в них таможенного декларирования.
Материалы и методы
Информационную основу статьи составили результаты исследования перспектив технологии внедрения ЦЭД. С 2015 года ФТС России эмпирически реализует централизацию таможенного декларирования в ЦЭД. По сути, данный эксперимент ставит своей целью практическую реализацию одного из главных принципов таможенного администрирования - разделение функций по документальному и фактическому контролю. Принимаемые ФТС России решения о продлении срока проведения эксперимента, его распространении и признании его эффективности ориентировали региональные таможенные управления (далее - РТУ) на работу по концентрации декларирования на постоянной основе. Ключевые преимущества модели концентрации таможенного контроля заключаются в следующем:
- сокращение сроков совершения таможенных операций, в том числе за счет улучшения взаимодействия с функциональными подразделениями при проведении таможенного контроля до выпуска;
- повышение уровня правомерности принимаемых решений;
- усиление контроля за полнотой и единообразием применения мер по минимизации рисков;
- повышение отказоустойчивости средств информационно-коммуникационных технологий, в том числе системной устойчивости серверной платформы ЦЭД;
- повышение производительности труда должностных лиц ЦЭД;
- повышение уровня профессиональной подготовки должностных лиц ЦЭД.
Создание сети ЦЭД не требует смены традиционных основ их работы - платформа обмена информацией между ЦЭД и таможенными постами фактического контроля, как и ранее, будет выстраиваться на использовании технологии удаленного выпуска товаров.
У ЦЭД есть отличительные характеристики, определяемые спецификой работы центров и обладаемыми ими компетенциями. Так, центрам электронного декларирования не подконтрольны склады временного хранения (далее - СВХ) и зоны таможенного контроля (далее - ЗТК); они не осуществляют фактический таможенный контроль в форме рентгеновского обследования (МИДК), таможенного осмотра или досмотра товаров и т.д. [1].
У центров электронного декларирования много преимуществ. Так, благодаря им:
1. Появляется способ экспонирования товаров на любом терминале СВХ без физического предъявления его таможенному органу декларирования, что допускает снижение расходов декларанта и сокращение сроков оформления.
2. Временной лаг, предшествующий выпуску товаров, уменьшается, что отражается на материальных затратах, связанных с проведением таможенных операций.
3. Отсутствие прямого контакта между декларантом и таможенным органом. Обмен информацией происходит на электронной платформе, параллельно с оцифровкой данных.
4. В результате достигается оптимизация штата в соответствующих таможенных органах с сохранением результативности работы.
Приказом Минфина России от 9 января 2018 г. № 2 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по эффективному
реформированию структуры таможенных органов на период с 2018 по 2020 год. Данный документ являет целью эффективное встраивание региональных электронных таможен и ЦЭД в систему таможенных органов с усилением прогрессивности таможенного контроля, оптимизацией издержек участников внешнеэкономической деятельности, созданием среды, располагающей к прозрачности бизнеса и добросовестной конкуренции [2].
В регионе деятельности управления «дорожной картой» предусмотрено функционирование двух таможенных постов (ЦЭД): Южного центра (в структуре новой, создаваемой Южной электронной таможни) и Новороссийского центра, действующего в структуре уже существующей Новороссийской таможни. Другие таможенные органы, относящиеся к системе ЮТУ, получат статусы таможен и постов фактического контроля.
Видится, что специализация территориальных ЦЭД будет осуществляться по видам транспорта: Новороссийский пост будет нацелен на прием товаров, перемещаемых морским транспортом; Южный -на прием товаров, перемещаемых иными видами транспорта.
Согласно Комплексной программе развития ФТС России предполагается поэтапный перенос таможенного декларирования в ЦЭД в период до 2020 года.
Таможенными органами с 2014 года накоплен значительный практический опыт ее применения. На сегодняшний день около 26% декларационного массива выпускается удаленно. Положительный опыт проведения эксперимента подтверждает работоспособность технологии, ее действенность становится особенно ценной в условиях многократного увеличения объемов декларирования в ЦЭД.
Таким образом, по существу, проводимые мероприятия будут направлены не на отработку новых технологических решений, а на реализацию стратегической перестройки таможенных органов с решением задачи их функциональной специализации (рис. 1).
Рисунок 1 - Технологии, обеспечивающие возможность таможенного декларирования товаров через сеть территориально распределенных центров электронного декларирования
План мероприятий в рамках реформирования системы таможенных органов по 2020 год, утвержденный Минфином России еще в январе 2018 года, предполагал создание региональных электронных таможен и ЦЭД.
«Дорожная карта» включает в себя мероприятия, связанные с формированием
правовых основ функционирования создаваемых таможенных органов, их материально-техническим и информационно-техническим обеспечением, оптимизацией структуры и штатной численности и проведением информационной работы с деловым сообществом (рис. 2).
Снижение издержек участников ВЭД, создание комфортной среды для добросовестногобизнеса в условиях равной конкуренции
Содействие росту международной торговли Российской Федерации
Снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов
Рисунок 2 - Цели «дорожной карты» по реструктуризации таможенных органов по 2020 г.
В настоящее время в регионе деятельности Южного таможенного управления осуществляют декларирование три поста ЦЭД - в системе Астраханской, Новороссийской и Ростовской таможен. В «дорожной карте» предписана реализация Южного таможенного поста (ЦЭД) в г. Ростов-на-Дону в подчинении Южной электронной таможни [3].
Создание Южного таможенного поста планируется на базе Ростовского та-
моженного поста (ЦЭД), функционирующего в настоящее время, посредством его укрупнения и реорганизации. В целях подготовки основы для его формирования и концентрации таможенного декларирования на протяжении нескольких лет таможней реализовывался комплекс мероприятий. Планомерно осуществлялось увеличение численности должностных лиц. Бизнес-сообщество также было вовлечено в данный процесс.
В соответствии с распоряжением ФТС России от 4 июня 2018 г. № 113-р таможенные посты Ростовской таможни участвуют в общенациональном эксперименте по концентрации таможенного декларирования.
В связи с увеличением объемов декларирования в рамках одного таможенного поста Ростовской таможней пристальное внимание уделялось необходимости обеспечения соблюдения сроков совершения таможенных операций. Этот вопрос постоянно находится на контроле. Мониторинг соблюдения сроков регистрации ДТ и сроков выпуска товаров осуществляется ежедневно. Предпринимаются всевозможные меры - от проведения учебных занятий в целом с личным составом таможенного поста до применения мер материального воздействия к отдельным лицам, допускающим какие-либо нарушения с целью обеспечения соблюдения интересов таможенных органов и недопущения необоснованного затягивания сроков выпуска. Конечно, время обработки документов в системе таможенных органов зависит от уровня технических ресурсов и загруженности серверов. Учитывая реализуемую программу развития таможенных органов, в целях обеспечения бесперебойного функционирования автоматизированных систем и работоспособности каналов связи непрерывно проводится модернизация телекоммуникационной инфраструктуры и используемого программного обеспечения. Программные средства укрупняются и интегрируются. Меняется сама архитектура информационных систем. Результатом является расширение информационных ресурсов и увеличение скорости загрузки сведений в базы данных.
Совершенствуются и иные таможенные технологии. В ближайшее время будет внедрена система автоматической диспетчеризации деклараций на товары. Автоматическая диспетчеризация означает, что распределение деклараций между должностными лицами таможенного поста бу-
дет происходить в результате отработки определенного алгоритма, т.е. инспектор заранее не будет знать, какая декларация достанется в работу конкретно ему. Предполагается, что введение такой системы должно способствовать снижению коррупционных рисков внешнеэкономической деятельности и повышению удобства для бизнеса.
Участие Ростовской таможни в мероприятиях по концентрации началось с 2018 года. И уже в 2019 году подавляющая часть деклараций (81% из общего количества зарегистрированных таможенными постами Ростовской таможни) зарегистрированы Ростовским таможенным постом (ЦЭД). И лишь в 19% случаях у Ростовского таможенного поста (ЦЭД) не хватало соответствующих компетенций и декларации оформлялись таможенными постами фактического контроля.
Такие случаи предполагали декларирование товаров с применением особых порядков, а также лесоматериалы, определенные лицензируемые товары и товары, выпускаемые до подачи декларации, а также декларирование, завершающее длящиеся таможенные процедуры или открытые ранее на тех же таможенных постах фактического таможенного контроля.
Таким образом, в системе таможенных органов, задействованных при декларировании товаров, будут функционировать три вида таможен [4]:
- электронная таможня;
- таможня фактического контроля;
- специализированная таможня, обладающая полным функционалом (рис. 3).
Если последние две категории таможенных органов будут сформированы на базе существующих таможен ЮТУ, то электронная таможня и подчиненный ей Южный ЦЭД будут вновь созданными таможенными органами в структуре управления, что, соответственно, потребует реализации комплекса мер, направленных на их формирование.
Рисунок 3 - Перспективная структура таможенных органов ЮТУ
Согласно «дорожной карте» уже в 2019 году предусматривается окончание процесса создания Новороссийского ЦЭД, а к 2020 году должна быть создана Южная электронная таможня вместе с Южным ЦЭД. По Новороссийскому ЦЭД работа проведена Южным таможенным управлением с опережением установленных сроков. В апреле 2018 года в управлении состоялось заседание организационно-структурной комиссии по вопросу создания данного таможенного органа, а с 20 сентября Новороссийский ЦЭД уже начал функционировать.
На сегодняшний день перенос декларирования в ЦЭД будет осуществляться следующим образом:
1-й этап. Концентрация таможенного декларирования товаров, находящихся в регионе деятельности Ростовской таможни (за исключением морских (речных) портов) на Ростовском таможенном посту (ЦЭД). Проводимая Ростовской таможней работа с бизнес-сообществом о приоритетности оформления товаров в ЦЭД уже сейчас позволила добиться достаточно высокого уровня концентрации. В связи с этим приведем некоторое количество данных таможенной статистики. На сегодняшний день доля Ростовского таможенного поста (ЦЭД) превышает 60% от об-
щего объема декларирования таможни. В 2019 году автоматически зарегистрировано 76% экспортируемых и 39% импортируемых от общего числа поданных на Ростовский таможенный пост деклараций. С полным соблюдением таможенных процедур ввоза и вывоза автоматически выпустили соответственно 30% и 37% от общего числа автоматически зарегистрированных деклараций, поданных игроками внешнего рынка с заниженным уровнем риска.
Продолжение данной работы, а также планируемое включение таможенных постов Ростовской таможни в проводимый эксперимент будет способствовать выполнению установленного ключевого показателя в целом по региону, а также позволит подготовить основу для формирования будущего Южного ЦЭД.
2-й этап. Концентрация таможенного декларирования товаров, перемещаемых морским транспортом и находящихся в регионе деятельности Новороссийской и Ростовской таможен, на Новороссийском таможенном посту (ЦЭД). Данные мероприятия могут быть реализованы путем включения «морских» таможенных постов Новороссийской и Ростовской таможен и Новороссийского ЦЭД в проводимый эксперимент. Соответствующие предложения будут направлены управлением в ФТС
России незамедлительно после издания приказа ФТС России о создании Новороссийского таможенного поста (ЦЭД) Новороссийской таможни.
3-й этап. Окончательная концентрация таможенного декларирования товаров, находящихся в регионе деятельности иных таможен региона, в Южном и Новороссийском ЦЭД в зависимости от используемого вида транспорта.
На сегодняшний день реализация данного этапа представляется возможной
по мере проведения мероприятий, связанных с созданием Южной электронной таможни и подчиненного ей ЦЭД и приведением структуры и штатной численности таможенных органов в соответствии с их функционалом.
Перспективная схема взаимодействия Южной электронной таможни с ЦЭД и таможнями фактического контроля представлена на рисунке 4.
Предъявление товара
Рисунок 4 - Взаимодействие электронной таможни с таможенными органами фактического контроля
Еще одним направлением совершенствования таможенного администрирования выступает исключение какого-либо участия в принятии решений должностных лиц путем внедрения информационной системой таможенных органов автоматизированных технологий принятия решений. Естественно, столь перспективные технологии нашли непосредственную реализацию в рамках функционирующего центра электронного декларирования. При этом каждый раз, увеличивая скорость и качество совершения таможенных операций, актуальность автоматизированных технологий повышается, попутно решая задачи, поставленные действующим Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, ограничивающим рамки сроков регистрации деклараций на товары одним часом и сроков выпуска товаров - четырь-
мя часами. К примеру, уровень реализации одной из таких технологий - авторегистрации - в регионе деятельности Ростовской таможни увеличился в 2018 году «на вывоз» до 60,5% (по сравнению с 2017 годом с его 49%) и на «ввоз» - до 19% (по сравнению с 5% в 2017 году) [5].
Но авторегистрация деклараций на товары - это еще не предел. Несмотря на то что автоматический выпуск является более сложной технологической операцией, он также успешно реализуется в Ростовской таможне. Данный процесс занимает минимум времени в силу технических возможностей, которыми располагает любая современная таможня. В практике Ростовской таможни нередки случаи, когда декларации на экспортируемые товары (например подсолнечное масло) автоматически выпускались за 2 минуты. При этом
у декларанта не запрашивались никакие дополнительные документы или сведения, что, безусловно, очень удобно и позволяет экономить временные затраты при оформлении грузов. Здесь результирующие показатели также демонстрируют устойчивый рост - на 40% по автовыпуску экспорта и в 17 раз - по автоматическому выпуску импортируемых товаров [6].
На Ростовском таможенном посту в течение последних лет прогресс в применении данных технологий особенно очевиден. Проиллюстрируем его на примере импортируемых товаров. По ним наблюдался рост ежеквартальных показателей. Число автоматически зарегистрированных деклараций увеличилось с 6 до 1956 шт. на протяжении последних двух лет [7].
Говоря об автовыпуске, следует отметить, что в абсолютном выражении в 2018 г. произошло наращивание данных по экспортным декларациям в 4,5 раза, по импортным - в 64 раза по сравнению с 2017 г.
Стоит также отметить, что применение автоматизированных систем принятия решений о выпуске товаров для упрощения процедур таможенного контроля доступно только для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Иными словами, автоматический выпуск возможен только в отношении деклараций, поданных участниками ВЭД с низким уровнем риска, так называемого «зеленого сектора».
Кроме того, успешность применения перспективных таможенных технологий во многом зависит и от квалифицированности специалистов декларанта. Процесс внедрения технологии требует определенных усилий, в том числе технической службы предприятия. Необходимо произвести соответствующую настройку используемых программных средств, а также ответственно подойти к процессу подготовки документов -не допуская ошибок или неточностей при заполнении граф декларации и осуществлении процесса формализации данных.
К сожалению, даже орфографические ошибки в тексте могут приводить к отказу в автоматической регистрации декларации. Встречаются и иные причины:
1. Ошибочное незаполнение полей декларации.
2. Отсутствие информации в формализованных документах либо ее некорректное отражение.
3. Противоречивые сведения в декларации и формализованных документах.
4. Различия в аналогичных сведениях из разных граф декларации.
В целом, говоря о причинах выявления ошибок всех перечисленных типов, нужно отметить, что в большинстве своем они связаны с невнимательностью и спешкой.
А между тем возможность однократной качественной формализации документов позволяет участнику ВЭД либо таможенному представителю в дальнейшем существенно сократить сроки совершения таможенных операций. Но обычно профессионализм сотрудников подразделений таможенного декларирования предприятий позволяет успешно преодолеть трудности периода внедрения данных технологий.
Результаты
Вместе с тем присутствует необходимость сохранения для физических лиц возможности применения письменной формы таможенного декларирования, возможности реализации прочих видов таможенного декларирования. В ходе проведения таможенного контроля, совершения таможенных операций предварительного либо завершающего характера все еще актуален и необходим фактический таможенный контроль и реализация прочих расширенных функций таможенных органов без привязки к таможенному декларированию [8].
Считаем необходимым заострить внимание на ряде нерешенных в процессе деятельности ЦЭД вопросов. Имеет место ряд проблем в области правильного расчета и оформления таможенной стоимости, верного указания классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС. Остались нерешенными проблемы, связанные с различием правоприменительной практики таможенных управлений, сложившейся в регионах. Отмеченная в ряде регионов неравномерная загрузка постов ЦЭД объемами тамо-
женного декларирования достаточно сильно коррелирует в том числе и с различием в уровне лояльности к участникам внешней торговли. В данном контексте становится важной ориентация на возможности качественного роста системы ЦЭД с одновременным решением вопросов регионализации внешнеэкономической деятельности, ее оптимизации и повышения эффективности.
Расширение практики применения электронного декларирования и технологии удаленного выпуска, с одной стороны, обеспечивает проведение эффективного таможенного контроля, а с другой стороны - удовлетворяет потребности и интересы участников внешней торговли. Прикладной основой реализации обоих процессов является качественное развитие и функционирование системы ЦЭД
Обсуждение
Актуализируя общие вопросы деятельности ЦЭД, считаем необходимым заострить внимание на задачах, решить которые необходимо как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе:
а) предоставление различных вариантов взаимодействия в ходе реализации технологии удаленного выпуска практически без ограничений по территориальному охвату и без влияния разницы во временных часовых поясах [9];
б) создание и распространение единой практики применения таможенного законодательства всеми ЦЭД;
в) достижение и увеличение антикоррупционного эффекта от применяемых в таможенной практике действий;
г) достижение высокого уровня автоматизации таможенного контроля, информационного взаимодействия таможенных постов в рамках технологии удаленного выпуска, а также реализация мер, способствующих нивелированию рисков в рамках системы управления рисками.
Учитывая сформулированные условия, возможны следующие варианты дальнейшего развития таможенной системы.
1-й вариант, который можно условно назвать «эволюционный». Обозначим контуры тезисов, которые позволят реализо-
вать данный вариант. Вначале подводятся итоги и анализируются результаты эксперимента по концентрации таможенного декларирования на ЦЭД, с привязкой к их загруженности, а также действующей системе таможенных постов. По результатам проведенного анализа и в зависимости от развитости инфраструктуры и активности экономической деятельности в регионе предусматривается создание новых ЦЭД. В процессе воплощения «эволюционного» варианта должна быть оптимизирована штатная численность и пересмотрен распорядок работы действующих ЦЭД. При этом необходимо обеспечить в системе таможенных постов фактического контроля возможность и правомерность реализации основных и дополнительных функций таможенных органов, полномочия ЦЭД в отношении которых ограничены, с обязательной оптимизацией по их количеству, штатной численности и распорядку работы. В рамках данного варианта при определении региона деятельности можно ограничиться схемой «один субъект Федерации - один ЦЭД». Либо в качестве исключения при низкой активности внешнеэкономической деятельности распространять регион деятельности ЦЭД на несколько сопредельных субъектов Российской Федерации. При этом иные таможенные органы, кроме ЦЭД, должны быть ограничены в полномочиях по регистрации декларации на товары.
Преимуществами данного варианта можно считать использование системы действующих таможенных постов, которую требуется изменить только организационными мерами. Соответственно, такой путь развития не потребует значительных дополнительных материальных затрат. Вместе с тем следует издать ряд нормативных правовых актов ФТС России, изменяющих регионы деятельности, места положения и штатную численность некоторых таможенных постов. Также подразумевается издание правовых актов территориальных таможенных органов, обеспечивающих проведение организационно-штатных мероприятий, изменение распорядка работы таможенных постов.
Однако даже поверхностный анализ динамики основных показателей деятельности таможенных органов делает очевидным тот факт, что данный вариант не позволяет полностью решить сформулированные выше задачи.
2-й вариант является более радикальным. С учетом действующей системы информационного обмена при электронном таможенном декларировании возможно и необходимо внедрить систему автоматического распределения поступающих электронных деклараций между ЦЭД, которое будет осуществляться исходя из автоматического анализа их загруженности в режиме реального времени. Однако данный вариант требует существенных изменений в организации таможенного декларирования от информационно-технического до организационного и правового обеспечения. Так, помимо разработки (доработки) системы программно-аппаратных средств и организации работы всей структуры электронного декларирования, становится необходимой синхронизация времени работы всех действующих ЦЭД [10]. Декларируя достаточно заметную разницу времени в часовых поясах Российской Федерации, выберем оптимальный вариант работы всех ЦЭД - работу в круглосуточном ежедневном сменном режиме, что предоставит новые возможности для декларантов. Другой, тоже, на наш взгляд, достаточно выгодный вариант - работа всех ЦЭД в ежедневном сменном режиме в едином условном часовом поясе. Естественно, это повлечет необходимость определения в качестве региона деятельности для каждого ЦЭД всей территории Российской Федерации [11].
Представляется важным единообразное понимание и применение в ЦЭД таможенного законодательства, а также координирование их повседневной деятельности. Это может быть обеспечено созданием специализированной таможни непосредственного подчинения ФТС России -Центральной таможни электронного декларирования, в состав которой войдут все ЦЭД системы таможенных органов, существующие и вновь создаваемые.
Очевидно, что внедрение системы единого лицевого счета плательщика таможенных платежей при реализации данного варианта будет сколь существенным, столь и необходимым фактором в обеспечении взаимодействия таможенного органа и декларанта товаров. Следует также учитывать уже функционирующие алгоритмы автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров, которые, будучи полноценно внедренными, позволят сконцентрировать деятельность ЦЭД на таможенном контроле ввозимых товарных партий и тем самым повысить эффективность такого контроля. Соответственно, автоматизация определенных действий таможенных органов позволит не раздувать организационно и штатно всю систему ЦЭД.
Наряду с созданием системы ЦЭД потребуется формирование системы таможенных постов фактического контроля, синхронизация режимов их работы и регионов деятельности.
Решение затронутой в статье проблемы предполагает эффективное реформирование структуры таможенных органов и, как следствие, оптимизацию штата должностных лиц таможен и таможенных постов. Между тем, без сомнения, потребуется сохранение территориальных таможенных органов, осуществляющих основные и дополнительные функции, к примеру выдачу ПТС.
Заключение
Таким образом, опыт функционирования ЦЭД, тем более в условиях эксперимента по концентрации таможенного декларирования, показал, что данные специализированные таможенные органы должны активно и качественно развиваться. Нет сомнений, что прогрессивный рост приведет к смещению акцента в сторону приоритета постов ЦЭД в вопросах таможенного контроля деклараций, но не даст полностью элиминировать важность наличия развитой пространственной сети таможенных постов фактического контроля [12]. Инерция прогресса системы постов ЦЭД увеличит и расширит их полномочия в совершении таможенных операций. Смена
акцентов в развитии системы ЦЭД сообщит импульс положительных изменений во всей структуре таможенных органов по направлению взаимодействия «таможенный пост - таможня». Новый вектор развития послужит драйвером роста эффективности таможенного контроля, совершенствования администрирования таможенных платежей и будет способствовать снижению бюджетных расходов на деятельности таможенных органов.
На сегодняшний день таможенные органы принимают все возможные меры для облегчения прохождения таможенных формальностей добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Это способствует в том числе [13]:
а) расширению сферы применения автоматизированного принятия решений о регистрации деклараций и выпуске товаров;
б) реорганизации структуры таможенных органов;
в) концентрации декларирования товаров в электронных таможнях и центрах электронного декларирования;
г) совершенствованию информационных таможенных технологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
2. «План мероприятий («дорожная карта») по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере торговли» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 №2) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 №1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение ФТС России от 04.06.2018 №113-р «Об эксперименте по разделению совершения таможенных операций по принятию ЭДТ и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Басенко А.М., Таранов П.В. Роль зарубежного опыта применения технологии блокчейн в упрощении таможенного оформления: сокращение таможенной документации / Материалы межрегиональной науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава, студентов и молодых ученых «Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения», 5 апреля 2019г. / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2019. - 123 с.
6. Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Перспективы цифровизации промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе // Вестник РГЭУ (РИНХ). № 3 (67). 2019. - С.49.
7. Соленая С.В., Климова И.В. Администрирование таможенных платежей с использованием единого ресурса лицевых счетов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019 №1(34). С. 15.
8. Таранов П.В., Попова Л.Х., Куликова И.В. Мировая экономика и особенности ее глобализации. / Научный и общественно-теоретический журнал. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки ЮРИУ РАНХиГС, № 1, 2019г. С. 146.
9. Таранов П.В., Попова Л.Х. Система электронных таможен в таможенных органах и перспективы применения цифровых технологий. / Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, студентов и молодых ученых «Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения», 05 апреля 2019г. / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2019. - С.83.
10. Elena S. Akopova, Sergey V. Stadnik, Lydia N. Roshchina, Irina V. Kuli-kova, Inna V. Ukraintseva. Neoliberal trends in the global economy / Public Adminisrtation and Regional Management in Russia - Challenges and Prospects in a Multicultural Region / E.G. Popkova and K.V. Vodenko
(eds.). - [Springer International Publishing AG], 2019. - (Ser. Contributions to Economics). - P. 54.
11. Lydia N. Roshchina. Public Ad-minisrtation and Regional Management in Russia / Challenges and Prospects in a Multicultural Region / E.G. Popkova and K.V. Vodenko (eds.). - [Springer International Publishing AG], 2019. - (Ser. Contributions to Economics). - P. 39.
12. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Israilova E.A. Marketing aspects of russia-the european union cooperation in the field of education / European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 1. P. 268.
13. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Khapilin A.F., Khapilin S.A. The eurasian economic union customs' administration mechanism in the digital era / International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № 3. P. 134.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Customs code of the Eurasian economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union) / SPS «Consultant Plus».
2. «Action Plan («road map») for updating, optimizing and canceling mandatory requirements in the field of trade» (approved by the minutes of the meeting of the project Committee of 27.03.2018 №2) / SPS «Consultant Plus».
3. Order of the FCS of Russia from 27.06.2017 No. 1065 «On the decision of the Board of the FCS of Russia from 25 may 2017 «On the Comprehensive program for the development of the FCS of Russia for the period up to 2020» / SPS «Consultant Plus».
4. Order of the Federal customs service of Russia dated 04.06.2018 №. 113-R «On the experiment of separating the Commission of customs operations for the acceptance of EDT and customs operations preceding the filing of DT» / SPS «Consultant Plus».
5. Basenko A.M., Taranov P.V. The role of foreign experience in applying block-chain technology in simplifying customs clearance: reducing customs documentation. / Materials of the interregional scientific and
practical conference of teaching staff, students and young scientists «Theory and practice of commercial mediation in the sphere of circulation», April 05, 2019 / Rost. GOS. Ekon. UN-t (RINH). - Rostov n/A: Publishing and printing complex Rost. GOS. Ekon. UN-TA (RINH), 2019. - P. 123
6. Ivanova O. B., Khapilin A. F. Kha-pilin S. A. Prospects of digitization of industrial cooperation in the Eurasian economic Union // Bulletin of the RSEU (RINH). No. 3 (67). 2019 - P. 49
7. Salina S. V., Klimova I. V. administration of customs payments using a single resource of personal accounts // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian customs Academy. 2019 № 1(34). P. 15
8. Taranov P.V., Popova L.H., Kuli-kova I.V. World economy and features of its globalization. / Scientific and social-theoretical journal. State and municipal administration. Scientific notes of YURIU Ranepa, no. 1, 2019, P. 146
9. Taranov P.V., Popova L.H. The system of electronic customs in customs authorities and prospects for the use of digital technologies. / Materials of the interregional scientific and practical conference of teaching staff, students and young scientists «Theory and practice of commercial mediation in the sphere of circulation», April 05, 2019 / Rost. GOS. Ekon. UN-t (RINH). - Rostov n/A: Publishing and printing complex Rost. GOS. Ekon. UN-TA (RINH), 2019. - P. 83
10. Elena S. Akopova, Sergey V. Stadnik, Lydia N. Roshchina, Irina V. Kuli-kova, Inna V. Ukraintseva. Neoliberal trends in the global economy / Public Adminisrtation and Regional Management in Russia - Challenges and Prospects in a Multicultural Region / E.G. Popkova and K.V. Vodenko (eds.). - [Springer International Publishing AG], 2019. - (Ser. Contributions to Economics). - P. 54
11. Lydia N. Roshchina. Public Ad-minisrtation and Regional Management in Russia / Challenges and Prospects in a Multicultural Region / E.G. Popkova and K.V. Vodenko (eds.). - [Springer International Publishing AG], 2019. - (Ser. Contributions to Economics). - P. 39
12. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Israilova E.A. Marketing aspects of russia-the european union cooperation in the field of education / European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 1. P. 268.
13. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Khapilin A.F., Khapilin S.A. The eurasian economic union customs' administration mechanism in the digital era / International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № 3. P. 134.