Научная статья на тему 'Центры электронного декларирования - путь к эффективному таможенному администрированию'

Центры электронного декларирования - путь к эффективному таможенному администрированию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК / ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC DECLARATION / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / ELECTRONIC CUSTOMS / INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION / AUTOMATIC REGISTRATION / AUTOMATIC RELEASE / DISPATCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Я.В.

В условиях цифровизации экономики Федеральной таможенной службой ведется постепенный переход к системе электронных таможен. В статье рассмотрена деятельность основных элементов данной системы - центров электронного декларирования. Проанализировано текущее состояние вопроса, обозначены проблемные моменты влияющие на эффективность проводимых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC DECLARATION CENTERS - THE WAY TO EFFECTIVE CUSTOMS ADMINISTRATION

In the context of the digitalization of the economy, the Federal Customs Service is making a gradual transition to an electronic customs system. The article discusses the activities of the main elements of this system - electronic declaration centers. The current state of the issue is analyzed, problematic issues affecting the effectiveness of ongoing activities are identified.

Текст научной работы на тему «Центры электронного декларирования - путь к эффективному таможенному администрированию»

УДК 339.543.2

ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ - ПУТЬ К ЭФФЕКТИВНОМУ ТАМОЖЕННОМУ АДМИНИСТРИРОВАНИЮ

Павлова Я.В.

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии

ELECTRONIC DECLARATION CENTERS - THE WAY TO EFFECTIVE CUSTOMS ADMINISTRATION

Pavlova Y.V.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В условиях цифровизации экономики Федеральной таможенной службой ведется постепенный переход к системе электронных таможен. В статье рассмотрена деятельность основных элементов данной системы - центров электронного декларирования. Проанализировано текущее состояние вопроса, обозначены проблемные моменты влияющие на эффективность проводимых мероприятий.

Ключевые слова: информационные технологии, электронное декларирование, центр электронного декларирования, электронная таможня, межведомственное электронное взаимодействие, автоматическая регистрация, автоматический выпуск, диспетчеризация.

Abstract

In the context of the digitalization of the economy, the Federal Customs Service is making a gradual transition to an electronic customs system. The article discusses the activities of the main elements of this system - electronic declaration centers. The current state of the issue is analyzed, problematic issues affecting the effectiveness of ongoing activities are identified.

Keywords: information technology, electronic declaration, electronic declaration center, electronic customs, interagency electronic interaction, automatic registration, automatic release, dispatch.

Правительством Российской Федерации поставлена задача по цифровизации экономики. Данный курс определяет приоритетные задачи государственных органов на ближайшее будущее и, безусловно, не оставляет в стороне и Федеральную таможенную службу. ФТС России в качестве главенствующей цели рассматривает упрощение прохождения административных процедур, прозрачность таможенных операций, переход к электронному документообороту, подразумевающий поэтапный переход к универсальным механизмам таможенного администрирования.

Ключевые позиции определены в комплексной программе развития ФТС [1]. Положения данной программы расширяет приказ, утверждающий меры, по совершенствованию информационных таможенных систем [2].

Основываясь на положениях вышеуказанных документов, вектором развития таможенной службы становится аккумуляция

декларирования товаров на особых таможенных постах - центрах электронного декларирования (ЦЭД). При этом ФТС России особое значение уделяет размещению этих постов на площадках, находящихся в государственной собственности. Данное условие позволяет избежать "живого общения" инспектора с участников ВЭД, а следовательно, ведет к снижению коррупционных рисков.

Основным элементом данного направления можно считать построение сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Это направление работы рассматривается как базис для автоматизации процессов таможенного контроля для выполнения таможенных формальностей. Программа создания электронной таможни разработана совместно с представителями промышленности и бизнеса, с использованием результатов международного опыта в сфере таможенного контроля с широким спектром использования информационных

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

технологий. Создание электронной таможни - результат поэтапного внедрения инноваций в деятельность ФТС, основанных на применении информационных технологий. Главную роль в ходе работы по построению электронной таможни играет система электронного декларирования, позволяющая осуществлять действия, необходимые для выполнения таможенного декларирования в электронном виде. Результатом этого явилась возможность подачи декларации и всего комплекта необходимых документов в таможенные органы в электронном виде с использованием ресурсов сети «Интернет». Следующим важным шагом на пути построения электронной таможни стал масштабный эксперимент ФТС России по сосредоточению таможенного декларирования в ЦЭД.

Электронная декларация позволяет решить такие важные задачи как проведение оценки риска до прибытия товара, сокращение времени, затрачиваемого на прохождение таможенной границы, снижение расходов декларанта, повышение производительность труда. На начало 2020 года объем электронного декларирования достиг уровня в 99,97 % [3].

Экспериментальный запуск ЦЭД относится к 2011 году. Основой данного эксперимента стало распределение полномочий по выполнению таможенных операций и таможенного контроля между ЦЭД и таможенными постами фактического контроля. Перед ЦЭД стояли задачи по принятию, контролю декларации на товары, иных документов в электронной форме, предназначенных для таможенных целей, а также выпуск товаров. Все таможенные операции, которые предшествуют подаче декларации, а также фактический контроль осуществляют таможенные посты фактического контроля. В некоторых случаях посты фактического контроля могут выполнять и иные задачи.

Начиная с 2012 года таможенная служба поставила новую задачу - разработку технологий дистанционного выпуска товаров, осуществляемого через центры электронного декларирования. Использование этой технологии позволяет значительно упростить процедуру, то есть она дает возможность декларанту и таможенному инспектору находиться на любом расстоянии между ними [4].

Технологической основой работы ЦЭД является удаленный выпуск товаров, предусматривающий взаимодействие в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

электронном виде органа, осуществляющего декларирование, и фактического места нахождения товара с использованием штатных программных средств. С возникновением и развитием центров электронного декларирования перестала существовать географическая привязка места нахождения товара и декларанта к определенному таможенному посту. То есть декларант и должностное лицо не обязательно должны находиться в непосредственной близости друг от друга, товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах.

Ключевым фактором эффективности ЦЭД, наряду с выполнением качественных показателей деятельности таможенных органов, является выработка механизма сочетания технологий, применяемых для автоматической регистрации товарных деклараций, автоматического выпуска товаров и диспетчеризации деклараций на товары в условиях постоянного увеличения объема декларационного массива на соответствующих центрах электронного декларирования.

Основными достоинствами использования технологий автоматической регистрации выпуска являются сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, необходимых при таможенном декларировании товаров, а также исключение или минимизация вклада должностного лица на принимаемое решение.

К 2020 году все, поступающие в обработку декларации, планируется сконцентрировать в 16 ЦЭД вместо всех существующих на сегодняшний день мест таможенного оформления товаров [5]. В числе 16 центров электронного декларирования будут: 8 региональных, 2 областных, 6 специализированных. Центры электронного декларирования будут включены в состав региональных электронных таможен (далее РЭТ), которые планируется создавать в тех же городах, что и региональные таможенные управления. В составе каждой электронной таможни по проекту предполагается наличие одного или двух ЦЭД. Каждый ЦЭД будет включать два или более отдела таможенного оформления и контроля, в которых таможенные инспекторы будут работать по сменному графику, обеспечивая его ежедневное функционирование. Режим работы отдельного ЦЭД будет определяться исходя из особенностей конкретного региона. Компетенцией новых ЦЭД будет также принятие и контроль ДТ в электронном виде, поданных через сеть «Интернет», а

также выпуск товаров. Разумеется, что дальнейшее взаимодействие ЦЭД и постов фактического контроля будут основываться на принципах удаленного выпуска. В рамках выполнения мероприятий по осуществлению таможенного контроля ЦЭД будут взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля, подчиненными тому же региональному управлению, что и сам ЦЭД. В тех случаях, когда декларация на товары пода участником ВЭД с низким уровнем риска взаимодействие может осуществляться с постами фактического контроля, расположенными в любой точке страны. Взаимодействие специализированных ЦЭД будет происходить с постами в пределах своей таможни. Компетенции постов фактического контроля будут распространены на товары несобранном или разобранном видах, припасов, товаров, помещаемых под процедуры транзита, склада, уничтожения и отказа в пользу государства, а также свободного склада и свободной таможенной зоны. Помимо всех указанных процедур функции по таможенному контролю после выпуска товаров будут также осуществлять посты фактического контроля. По прогнозам ФТС России ЦЭД должны стать основными местами таможенного оформления товаров. Если по состоянию на конец октября 2019 года доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных через ЦЭД, составляет 65 %, то в 2020 году этот показатель должен быть доведен до 95%. В настоящее время ежемесячно увеличивается значение показателей автоматической регистрации. На начало 2018 года доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары составляла 60% в отношении экспорта и 14% в отношении импорта, то в конце первого полугодия 2019 года этот показатель составил 86,6 % и 34,4 %, соответственно. Показатель автоматического выпуска товаров, экспортируемых в июле 2019 года, составляет 44 %, для импортируемых товаров -28,1 % [3].

Несмотря на положительный в целом опыт эксперимента по концентрации декларационного массива в ЦЭД, наблюдается ряд проблем, которые можно сформулировать следующим образом.

Несоответствие планируемых показателей, связанных с электронным декларированием и норм ряда законодательных актов, регламентирующих сферу таможен-

ного регулирования. В соответствии с положениями Стратегии развития таможенной службы РФ, к 2021 подача деклараций должна быть осуществима только в электронной форме. В то же время законодательно предусмотренные случаи подачи документов на бумажном носителе.

В ходе контрольных мероприятий по проверке заявленных в ЭДТ сведений и документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, таможенные органы могут направлять запросы соответствующим ведомствам через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ). Согласно данным, приведенным на официальном сайте ФТС, в 2018 году таможенными органами направлялось более 60 тысяч запросов ежедневно, в 2019 году - около 70 тысяч запросов. В обратную сторону, то есть к системам ФТС России ежедневно направлялось около 8 и 9 тысяч запросов ежедневно в 2018 и 2019 годах соответственно [3]. Эти процессы облегчают и ускоряют взаимодействие таможенных органов с органами исполнительной власти. Однако, существуют вопросы, связанные с несвоевременным обновлением баз данных, содержащих необходимые разрешительные документы, что влечет за собой увеличение времени ожидания [6].

Проблемы информационной безопасности, включающие обеспечение надёжной и бесперебойной работы техники, каналов связи и защиты технологий, необходимость соответствия новым параметрам. При активном использовании цифровых технологий возрастает зависимость от технического оснащения таможенных службы, безаварийной работы Единой автоматизированной информационной системы, а также других информационных ресурсов таможенных органов, возможны утечки информации, утрата данных из-за ошибок и сбоев в работе системы [7].

С одной стороны, концентрация декларирования в ЦЭД, запланированные структурные изменения таможенных органов России до 2020 года включительно, автоматизация многих процессов могут привести к сокращению штатной численности ряда таможенных постов и таможен. Такая тенденция заметна уже сейчас. С другой стороны, для выполнения новых задач требуются кадровые ресурсы с качественно иной подготовкой, требующей новых компетенций в условиях перехода к электронной таможне.

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

Одним из сложных вопросов является диспетчеризация ЭДТ. Процесс диспетчеризации представляет собой централизованный оперативный контроль и дистанционное управление, основанное на передаче информации между объектами диспетчеризации и пунктом управления.

В 2020 году будет реализован механизм двухуровневой диспетчеризации, который предполагает маршрутизацию не только между различными ЦЭД, но и между должностными лицами в масштабах конкретного таможенного органа. Другими словами, перераспределение поступивших деклараций должно осуществляться как между ЦЭД различных регионов, так и внутри одного ЦЭД. Это позволит избежать влияния должностных лиц на выбор декларации, принимаемой в обработку.

На сегодняшний день уже введен в эксплуатацию механизм распределения деклараций внутри ЦЭД между таможенными инспекторами. Он успешно используется во всех действующих ЦЭД, в том числе и в тех, деятельность которых осуществляется по прежней схеме, без сосредоточения деклараций на уровне одной региональной электронной таможни. На этом этапе сейчас прорабатываются алгоритмы и правила диспетчеризации. Одна из основных задач - выработка механизмов, которые позволили бы равномерно распределять нагрузку между инспекторами в ЦЭД вне зависимости от времени суток.

Осуществление второго уровня диспетчеризации предполагает выполнение нескольких шагов. Первый этап подразумевает под собой распределение между инспекторами ЦЭД таких деклараций, в отношении которых не была осуществлена процедура автоматической регистрации. Соответственно, второй этап - это распределение деклараций, прошедших автоматическую регистрацию, но по каким-либо причинам не выпущенных в автоматическом режиме. На данном этапе также будут направлены в работу декларации, регистрация которых была осуществлена в ручном режиме, то есть должностными лицами. На обоих этапах предполагается учет таких параметров, описывающих направление перемещения товара, его количество, коды

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

товарной номенклатуры, загруженность и квалификация инспектора.

Также были описаны возможности распределения деклараций для случаев, когда она не была выпущена инспектором, в связи с тем, что его рабочая смена завершена. В ходе систематической работы ФТС России по выполнению передовых решений, ожидается значительное увеличение доли выпущенных товаров без участия сотрудников таможни. Тем не менее переход в ручной режим все же осуществляется. Это связано обычно с перераспределением нагрузки начальником поста или с режимом работы смен. Однако по статистике ФТС такие переходы составляют по системе ЦЭД в целом от 3% до 7% [3]. Все остальные декларации распределяются между инспекторами автоматически.

Сегодня центры электронного декларирования уже являются неотъемлемым элементом системы таможенных органов России, а их развитие - приоритетная задача и главный вектор движения на пути совершенствования таможенного администрирования. Выявленные проблемы и предложенные рекомендации в целом будут способствовать ускорению и упрощению международной торговли, что является приоритетной задачей в современных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что система таможенного администрирования при переходе к цифровой экономике продолжает совершенствоваться, создавая условия для плавного осуществления внешнеэкономической деятельности с минимальным вмешательством человеческого фактора и сокращением временных затрат на совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров. Применение цифровых технологий кроме повышения качества таможенного администрирования позволит также создать все необходимые условия и конкурентные преимущества для работы добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Решаемые Федеральной таможенной службой задачи помогут государству максимально эффективно выполнять контрольные функции, а участникам ВЭД комфортно выполнять свои обязанности.

Список литературы

1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс».

2. Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполне-

ния Комплекс- ной программы развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс».

3. Сведения о выполнении основных показателей работы Федеральной таможенной службы // www.customs.ru

4. Гомон И.В., Евсикова А.В. Развитие центра электронного декларирования как одного из путей повышения эффективности деятельности таможенных органов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №5-2.

5. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного

Сведения об авторе:

декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. №2. С. 154 - 163.

6. Павлова Я.В. Проблемы использования информационных технологий в таможенных органах // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 3 (11). С. 31-34.

7. Сакович С.И. Анализ проблем информационной безопасности таможенных органов России // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 4 (12). С. 86-89.

Поступила в редакцию 28.01.2020

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Павлова Яна Валерьевна - доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, e-mail: kotf.nspu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.