Научная статья на тему 'Формирование и развитие рынка молочных продуктов в Пензенской области'

Формирование и развитие рынка молочных продуктов в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие рынка молочных продуктов в Пензенской области»

УДК 339.1+637.12 / 14

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А. Столярова

ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», г. Пенза

Формирование и развитие рынка молочных продуктов определяется платежеспособным спросом населения, так как от этого зависит состояние и развитие всего молочнопродуктового подкомплекса. Спрос на молоко и молочные продукты в Пензенской области за годы аграрных реформ снизился и снижается в последние годы, правда, медленными темпами. В 1990 г. потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения в год составляло 400 кг, в 2005 г. - 263 кг, в 2006 г. - 268 кг.

Рынок животноводческой продукции во многом определяет уровень жизни населения как страны, так и области. Удельный вес продукции животноводства в Пензенской области в товарной структуре розничной торговли составляет 14 %.

Вот почему в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» в качестве основного направления является «Ускоренное развитие животноводства». Одним из наиболее негативных последствий свертывания животноводства стало сокращение занятости и доходов сельского населения, рост бедности в деревне.

Одним из приоритетных направлений животноводства Пензенской области является развитие молочного скотоводства. В рамках реализации приоритетного нацио-

нального проекта «Развитие АПК» для повышения эффективности молочного скотоводства в области разработана и принята областная целевая программа «Развитие животноводства Пензенской области на 2006-2008 годы», основные меры которой направлены на улучшение породных и продуктивных качеств дойного стада и укрепление кормовой базы.

Для повышения эффективности производства продукции молочного животноводства на основе интенсивных методов ведения, внедрения новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечения продовольственной безопасности Пензенской области была принята подпрограмма «Развитие молочного скотоводства Пензенской области на 2007-2010 годы». Подпрограммой предусмотрено довести объемы производства молока во всех категориях хозяйств в 2010 году до 636,8 тыс. т, или увеличить по отношению к фактическому уровню 2006 года на 23,9 %; повысить продуктивность коров до 4105 кг.

В последние годы положение в молочном животноводстве области стабилизируется. Производство молока в хозяйствах всех категорий Пензенской области в 2006 г. составило 514,1 тыс. т, что на 10,3 тыс. т (2 %) больше по сравнению с уровнем 2005 г. (рис.1).

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области с 2000 г. по 2006 г. сократилось с 345,2 тыс. гол. до 318,6 тыс. гол., т. е. на 7,7 %, а коров -со 180,8 до 143,9 тыс. гол., или на 20,5 % (рис. 2). Причиной является уменьшение поголовья животных в сельскохозяйственных организациях. Однако производство молока в 2006 г. превысило уровень 2000 г. за счет увеличения надоев в сельскохозяйственных организациях.

600

500

400

н

о 300

н 200

100

0

-♦—Хозяйства всех категорий

-■— Сельскохозяйственные организации

-а—Личные подсобные хозяйства населения

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Годы

Рис. 1. Валовое производство молока по категориям хозяйств, тыс. т

Продуктивность коров в 2006 году в сельскохозяйственных организациях составила 3017 кг, что на 28,7 % выше уровня 2005 года.

345,2

365,0

361,1

347,9

337,8

180,8

179,0 174,3

172,1

=71

316,7

318,6

166,9

146,9

143,9

ШЬ

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Годы

□ Крупный рогатый скот □ в том числе коровы

Рис. 2. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, тыс. гол.

С 2000 г. по 2006 г. доля сельскохозяйственных организаций в валовом производстве молока уменьшилась с 38,6 % до 35 %, а доля личных подсобных хозяйств населения, наоборот, увеличилась с 60 % до 63 %. В 2006 г. сельскохозяйственными организациями на давальческих условиях реализовано 45,1 т молока. В целом количество реализованного сельскохозяйственными организациями молока возросло на 13,8 %, хотя цена реализации 1 т молока незначительно снизилась - с 5669 до 5621 руб. (табл. 1).

За счет сокращения цены реализации и высокой себестоимости молока уровень рентабельности производства молока (с учетом субсидий) в 2006 г. снизился по сравнению с 2005 годом с 8,5 % до 6,9 %. Себестоимость 1 ц молока в 2006 г. в Пензенской области составила 534 руб. Главной причиной высокой себестоимости является рост затрат на корма, удельный вес которых в структуре себестоимости составляет более 40 %. Состояние кормовой

базы области в настоящее время препятствует развитию молочного скотоводства. Проблема кормопроизводства обостряется в связи с тем, что при взятом курсе на ускоренное развитие животноводства, указанном в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», в области ведется работа по качественному совершенствованию поголовья за счет породного скота, продуктивность которого напрямую зависит от качества кормовых рационов.

Стремительный рост цен на комбикорма, тяжелое положение большинства сельскохозяйственных организаций значительно сузили их возможности по приобретению кормов промышленного производства. За период реформ производство комбикормов в области сократилось в 14 раз, сухих кормов - в 6 раз. В результате зерновые корма зачастую используются в не-переработанном виде. Большая часть зерна скармливается скоту в дробленном виде, не обогащенном белковыми и другими добавками. Низким остается качество грубых и сочных кормов. Ежегодно более трети сенажа, силоса, сена относится к 3 классу и неклассному. Низкое качество кормов приводит к их перерасходу в расчете на единицу животноводческой продукции, повышению ее себестоимости. Сена 1 класса заготовлено в 2005 г. - 2,3 %, сенажа - 10,8 %, силоса - 15 %.

Для повышения продуктивности животных необходимо создание прочной кормовой базы, обеспечивающей производство кормов высокого качества и низкой себестоимости.

В выступлении председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова по вопросам АПК было указано, что, «поскольку в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О сельском хозяйстве» вопросы кормопроизводства отражения не нашли, необходимо инициировать разработку проекта федерального закона «О кормопроизводстве»,

Таблица 1

Количество и цена реализации молока

Показатель Хозяйства всех категорий В том числе:

сельскохозяйственные организации из них малые предприятия хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

Реализация молока по всем каналам хозяйствами всех категорий, тыс. т 291,7 314,4 133,3 151,7 7,5 15,1 156,5 158,5 1,9 4,1

Цена реализации 1 т молока, руб. 5632 5777 5669 5621 5418 5077 5600 5930 5684 5621

чтобы в целях развития отечественного животноводства создать эффективную кормовую базу» [ 1 ].

Важное место в структуре молочнопро-дуктового подкомплекса занимают организации молочной промышленности. В настоящее время переработкой молока в области занимаются 17 организаций различных форм собственности. Организации молочной промышленности Пензенской области в 2006 г. сократили выпуск масла животного по сравнению с 2000 г. на 2,2 тыс. т, а выпуск цельномолочной продукции за последние шесть лет увеличился на 25,2 тыс. т (табл. 2).

Таблица 2

Производство основных видов молочной продукции, тыс. т

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г.

Масло животное 6,5 5,1 4,3

Сыры жирные 4,4 3,2 4,9

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко 20,6 49,2 45,8

Увеличился выпуск молочных продуктов в расфасованном виде с использованием современных упаковочных материалов. Доля фасованной продукции в области возросла по цельному молоку, кисломолочной продукции с 58 % от их общего объема производства в 2000 г. до 76 % в 2006 г.

Основными причинами сокращения объемов производства масла животного являются снижение объемов отечественного производства молока-сырья, закупка сливочного масла за рубежом и низкая рентабельность его выработки.

Характерным для организаций молочной промышленности является расширение и обновление ассортимента продукции, улучшение ее качества, наращивание объемов конкурентоспособной продукции, рост объемов выпуска молочной продукции в фасованном виде.

Безотходные технологии использования сельскохозяйственного сырья при выработке продуктов питания способствуют существенному увеличению объемов производства конечной продукции с 1 т переработанного сырья, снижению ее себестоимости, повышению рентабельности производства, более полному обеспечению населения страны жизненно необходимыми продуктами питания [ 2 ].

Ассортимент продукции изменился с учетом спроса внутреннего рынка. Перерабатывающие организации стали разрабатывать новые упаковки, которые придают продукции привлекательность. Используются новые экономически безопасные материалы, позволяющие в полной мере сохранять натуральный вкус и полезные свойства.

Производство масла животного на одного жителя Пензенской области также сократилось в 2006 г. по сравнению с 2000 г. на 1,1 кг (табл. 3).

Таблица 3

Производство отдельных видов молочной продукции на одного жителя Пензенской области

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г.

Масло животное, кг 4,2 3,6 3,1

Сыры жирные, включая брынзу, кг 2,9 2,2 3,5

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, кг 13,5 34,6 32,7

Наиболее важными признаками развитого рынка молочной продукции являются: удовлетворение потребительского спроса на молоко и молочные продукты; государственное влияние на ценообразование, которое гарантировало бы хотя бы минимальную доходность от реализации продукции; наличие нормативно-правовой базы. Можно назвать ненормальным явление, когда в течение сезона цены на молоко, закупаемое у сельхозтоваропроизводителей, снижаются в два и более раз. В ряде районов Пензенской области закупочная цена 1 л молока в летний период в 2006 году не превышала 5-6 рублей.

Спрос на молочную продукцию снижается, это обусловлено продолжающимся снижением доходов населения и ростом потребительских цен (табл. 4).

Таблица 4

Средние потребительские цены на отдельные виды молочной продукции, руб.

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г.

Масло животное, кг 63,98 78,11 80,48

Молоко свежее в пакетах (2,5...3,2 % жирности), л 9,81 16,89 17,72

Рост объемов производства молочной продукции, расширение ее ассортимента

могут быть достигнуты за счет технического перевооружения организаций, освоения прогрессивных технологий, повышения производительности труда, освоения маркетинга, так как за годы реформирования сырьевая база молочной промышленности области оказалась подорванной, в результате чего производственные мощности перерабатывающих организаций используются только на 35 %.

Для развития рынка молочных продуктов в Пензенской области необходимо устойчивое и эффективное функционирование молочнопродуктового подкомплекса при рациональном сочетании крупного, среднего и мелкотоварного производства

молока, а также его производства в личных подсобных хозяйствах населения. Для этого нужна всемерная государственная поддержка на всех уровнях управления.

Литература

1. Кормовой базе - повседневное внимание // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 3. - С. 21-24.

2. Кайшев, В.Г. Пищевая промышленность России: условия, факторы, тенденции развития / В.Г. Кайшев - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - 90 с.

3. Сельское хозяйство Пензенской области / Пензастат. - Пенза, 2007. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.