УДК 658.91 ББК 91.5:1
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
М.В. ГОГОЛЕВА, Челябинский филиал военно-учебного научного центра военно-воздушных сил военно-воздушной академии им. Гагарина и Жуковского, г. Челябинск Научный руководитель доцент Иванова Л. В.
Аннотация
Трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. С этим связан интерес психологов к изучению формирования эмоциональной устойчивости человека относительно различных воздействий внешней среды, а также способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.
Ключевые слова: психические состояния, жизненные ситуации, фрустрация, тревога, страх, эмоциональная устойчивость, индивидуальные возможности, эмоциональная устойчивость, профессиональная деятельность, нормы поведения, саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное возбуждение.
Политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и многое другое.
Трудные жизненные ситуации, кризисы, фрустрация, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности (Е.С. Жариков, Л.А. Китаев-Смык, Я. Рейковский и др.). С этим связан интерес психологов к изучению эмоциональной устойчивости человека относительно различных воздействий внешней среды, а также способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.
В отечественной психологии возникновение термина "эмоциональная устойчивость" было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в авиационной психологии (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, Г.М. Хилова), инженерной психологии (К.М. Гуревич, П.И. Зильберман, Е.А. Милерян), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Я. Чебыкин, О.А. Черникова и др.).
Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в подростковой и молодежной среде. Так, исследования российских психологов последних лет показывают, что 90% старшеклассников находятся в состоянии эмоционального напряжения, а 75% из них имеют уже те или иные заболевания стрессовой этиологии.
Студенческий возраст полон тревог, связанных с адаптацией к новым условиям обучения, экзаменационными сессиями, а также с вопросом дальнейшего устройства на работу. Проблема эмоциональной устойчивости приобретает особую актуальность, так как эмоциональная устойчивость определяет психологическую подготовленность личности к предстоящей профессиональной деятельности. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация. Социализация
предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической, индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание которое проходит эффективнее при овладении навыками эмоциональная устойчивость [4].
Старший подростковый и юношеский возраст наиболее сензитивен к развитию эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля. Все это облегчает процесс повышения эмоциональной устойчивости. Поэтому научный поиск путей и условий развития эмоциональной устойчивости учащихся именно в сензитивный период представляется наиболее целесообразным. Таким образом, юношеский возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции [2]. В.И. Долгова определяет эмоциональную устойчивость как результат эмоциональной саморегуляции деятельности и системное качество личности. Суть этого подхода заключается в том, что эмоциональная устойчивость, с одной стороны - результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вливается в условиях напряженной деятельности. Природа эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий [1, С. 14].
Л.В. Марищук считает, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [6, С. 16].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать формирование эмоциональной устойчивости.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость.
Предмет исследования: формирование эмоциональной устойчивости .
Гипотеза исследования: эмоциональная устойчивость изменится при реализации модели формирования, включая такие методы как: беседа, групповая дискуссия, игровые методы, методы телесно-ориентированной терапии, психогимнастические методы, метод арт-терапии, релаксация.
Задачи исследования:
1. Изучить определение эмоциональной устойчивости в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
2. Изучить особенности эмоциональной устойчивости студентов;
3. Теоретически обосновать модель формирования эмоциональной устойчивости у студентов;
4. Определить этапы, методы и методики исследования эмоциональной устойчивости студентов;
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования;
6. Разработать и реализовать модель формирования эмоциональной устойчивости;
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию эмоциональной устойчивости студентов.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме эмоциональной устойчивости, моделирование.
Эмпирические: формирующий эксперимент, включающий тестирование по методикам: опросник ЕР1 (методика Г. Айзенка), методика "Прогноз", тест Кеттелла - 16-ти факторный личностный опросник.
Статистические: ^критерий Вилкоксона.
База исследования: Челябинский государственный университет, факультет психологии в количестве 23 человек.
Типичными нормами групп, направленных на формирование каких-либо качеств, является самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом студента группы и сплоченностью группы. Нормы существуют в любом обществе, и в любой группе нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа.
Каждая группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость.
Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы.
После того как была проведена программа формирования, был проведен констатирующий эксперимент, в котором провели повторную диагностику по методикам:
Опросник ЕР1 (Методика Г. Айзенка), с помощью которого можно определить уровень эмоциональной устойчивости.
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
47%
32%
26%
11%
42%
42%
Низкий Средний Высокий
Уровень эмоциональной устойчивости
□ До программы формирования
□ После программы формирования
Рис. 1. Сравнение результатов исследования уровня эмоциональной устойчивости по опроснику ЕР1 (Методика Айзенка) до и после проведения программы формирования.
Как видно из рисунка, после проведения программы формирования высокий уровень остался без изменений. 42% (8 человек) испытуемых выборки 10-2 класса имеют высокие показатели уровня эмоциональной устойчивости, так как им не трудно отказываться от своих намерений, их трудно задеть, они не страдают бессонницей. Такие учащиеся спокойно реагируют на стрессовые ситуации, тщательно обдумывают свои действия, всегда сдерживают свои обещания, чувство вины у таких подростков возникает довольно редко, они свободно чувствуют себя в незнакомой компании, редко раздражаются, они спокойно относятся к критике, не страдают бессонницей.
Средний уровень повысился на 15% (3 человека). 47%) (9 человек) после проведения программы формирования имеют средний уровень эмоциональной устойчивости, так как такие люди иногда раздражительны, их редко беспокоят какие-либо боли, они иногда бывают мечтательны, изредка у них бывает бессонница, испытывают легкое волнение в малознакомой компании, у таких подростков иногда возникает чувство, что они хуже чем некоторые их сверстники, они не всегда уверенны в себе, редко нервничают.
Обладателей низких показателей в уровне эмоциональной устойчивости стало меньше на 15% (3 человека). 11% (2 человека) испытуемых имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, так как у таких людей часто бывают спады и подъемы настроения, сильное сердцебиение, иногда бывают приступы дрожи, они испытывают неуверенность в себе, могут заплакать от обиды, у них часто бывает бессонница, такие подростки сильно волнуются перед каким-либо ответственным делом, часто нервничают по пустякам, в малознакомой компании чувствуют себя неуверенно и скованно, иногда им снятся кошмары, теряются в стрессовых ситуациях, иногда у таких учащихся не из-за чего возникает чувство вины, плохо воспринимают критику со стороны окружающих.
Список литературы
1. Долгова, В.И. Адаптационный потенциал и эмоциональная устойчивость в профессиональном самоопределении студентов / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2010. - 208 с.
2. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
3. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа) / В.И. Долгова, М.Ю. Буслаева. - Челябинск: Атоксо, 2010. - 203 с.
4. Иванова, Л. В. Развитие творческой активности как предпосылки успешной социализации студентов // Вестник ЧГПУ.- 2013. - № 12.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
6. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Изд-во "Сентябрь", 2001. - 260 с.
FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY STUDENTS MASTER
M. V. GOGOLEVA, Chelyabinsk branch of the military educational scientific center of air forces of the military air Academy Gagarin and Zhukovsky, Chelyabinsk
Abstract
A difficult situation show increased requirements to resources personality. Related to this is the interest psychologists to study the formation of emotional stability person on the various influences of an environment and rational use of individual abilities, mastering the skills of self-regulation of behavior and emotional state.
Keywords: mental status, living situation, frustration, anxiety, fear, emotional stability, individual capabilities, emotional stability, professional activities, standards of conduct, self-regulation , self-control, emotional arousal.
References
1. Dolgov, V. Adaptive capacity and emotional stability in professional self-determination of students / V. Dolgova, Y.A Рокицкая. - Chelyabinsk: РЕКПОЛ, 2010. - 208 S.
2. Dolgov, V. Formation of emotional stability of personality / V. Dolgova, A.A. Напрнмеров, AV ^aTromHH - St. Petersburg : RGPU im. A.I. Herzen, 2002. - 167 C.
3. Dolgov, V. Formation of emotional stability (students of pedagogical College) / V. Dolgova, M. Buslaeva. - Chelyabinsk: Atokco, 2010. - 203 S.
4. Ivanovali Ivanov, L.V. Development of creative activity as a prerequisite for successful socialization of students //Vesnik CHGPU. - No.12.2/S.
5. Ilyin, HE. Emotions and feelings / HE. Ilyin. - SPb.: Peter, 2001. - 752 S.
6. Marishchuk, V.L. Behavior and self-regulation of the person in conditions of stress / V.L. Marishchuk, I. Yevdokimov. - SPb.: Publishing house "September", 2001. - 260 C.