Научная статья на тему 'Организация образовательной среды педагогического колледжа как условие формирования эмоциональной устойчивости студента'

Организация образовательной среды педагогического колледжа как условие формирования эмоциональной устойчивости студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EMOTIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Марина Юрьевна

В статье раскрыто понятие «эмоциональная устойчивость». Проведен анализ процесса формирования эмоциональной устойчивости личности. Выявлены условия формирования эмоциональной устойчивости в образовательной среде педагогического колледжа. Показаны структурные компоненты образовательной среды. Раскрыт морфологический аспект образовательной среды (компоненты и их функции в процессе формирования эмоциональной устойчивости студентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Environment Organization of a Pedagogical College as a Condition of a Students Emotional Stability Forming

The article deals with the conception of emotional stability. The analysis of the emotional stability forming process has been done. The conditions of forming emotional stability in educational environment of a pedagogical college have been revealed. The structural components of educational environment are shown. The morphological aspect of educational environment (components and their function in the process of forming emotional stability of the students) has been revealed.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной среды педагогического колледжа как условие формирования эмоциональной устойчивости студента»

УДК 373.7:151.8 ББК 74.47:88.4

Буслаева Марина Юрьевна

аспирант г. Челябинск Buslaeva Marina Yurievna

Post-graduate

Chelyabinsk

Организация образовательной среды педагогического колледжа

как условие формирования эмоциональной устойчивости студента Educational Environment Organization of a Pedagogical College as a Condition of a Student’s Emotional Stability Forming

В статье раскрыто понятие «эмоциональная устойчивость». Проведен анализ процесса формирования эмоциональной устойчивости личности. Выявлены условия формирования эмоциональной устойчивости в образовательной среде педагогического колледжа. Показаны структурные компоненты образовательной среды. Раскрыт морфологический аспект образовательной среды (компоненты и их функции в процессе формирования эмоциональной устойчивости студентов).

The article deals with the conception of emotional stability. The analysis of the emotional stability forming process has been done. The conditions of forming emotional stability in educational environment of a pedagogical college have been revealed. The structural components of educational environment are shown. The morphological aspect of educational environment (components and their function in the process offorming emotional stability of the students) has been revealed.

Ключевые слова: образовательная среда, эмоциональная устойчивость.

Key words: educational environment, emotional stability.

Решение проблемы эмоциональной устойчивости является актуальным для теории и практики образования, поскольку эмоциональная устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для возникновения внутренней гармонии. Эмоциональная устойчивость личности определяет ее жизнеспособность, соматическое и психическое здоровье.

Понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включает в себя различные эмоциональные феномены. Анализ литературы показал, что одни ученые (школа Л.М. Аболина) рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций [1, с. 17-42]. Для других авторов (школа О. А. Черниковой) эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния [7, с. 31-35].

В наших исследованиях эмоциональная устойчивость понимается как, с одной стороны - результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых, мотивационных и других отношений, в которые он вливается в условиях напряженной деятельности. Природа эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий [4, с. 17-26].

Выбор действий наполняет содержанием целенаправленный, непрерывный процесс формирования эмоциональной устойчивости личности студентов в образовательной среде педагогического колледжа. Эмоциональная устойчивость как качество личности проявляется в единстве четырех компонентов: интеллектуального, эмоционального, мотивационного и волевого. Следовательно, формирование эмоциональной устойчивости связано с формированием высокого уровня познавательной активности, оптимального среднего уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний, мотивации к успеху и интер-нального локуса контроля.

Формирование познавательной активности, как составляющей эмоциональной устойчивости студента, осуществляется в процессе его учебной дея-

тельности. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности в этот возрастной период. Учение приобретает личностный смысл и становится необходимым и достаточным условием самосовершенствования, самоконтроля и саморегуляции. Интеллектуальное развитие студента способствует становлению механизмов эмоциональной устойчивости. Именно эмоциональный фон определяет выбор объектов, на которые будет направлена познавательная активность. В то же время успешность или неуспешность познавательной деятельности является источником переживаний, стимулом для увеличения или уменьшения познавательной активности индивида. Следовательно, под интеллектуальным компонентом эмоциональной устойчивости мы подразумеваем сформированный высокий уровень познавательной активности и способность самостоятельно использовать ее для изучения окружающей действительности.

Формирование интеллектуального и эмоционального компонента эмоциональной устойчивости взаимосвязано. Высокий уровень познавательной активности фиксируется при оптимальном среднем уровне тревожности, а положительно окрашенные интеллектуальные эмоции, испытываемые в процессе познания, стимулируют поддержание оптимального уровня тревожности. Так, под эмоциональным компонентом эмоциональной устойчивости мы понимаем средний уровень тревожности и невысокий уровень негативных эмоциональных переживаний.

Процесс формирования мотивационного компонента эмоциональной устойчивости взаимосвязан со становлением типа локализации. Мотивационный компонент эмоциональной устойчивости представляет собой сформированную мотивацию успеха. Мотивация успеха связана с интернальным типом контроля и, следовательно, с высоким уровнем сформированности эмоциональной устойчивости.

В студенческом возрасте идет интенсивная интернализация социальных норм. Локус контроля включает такие характеристики личности, как самоконтроль и ответственность, входящие в состав волевого компонента эмоциональной устойчивости. Формирование локуса контроля происходит в рамках ста-

новления механизмов саморегуляции. Студенты с интернальным типом контроля склонны брать ответственность за собственные успехи и неудачи на себя, объясняя их своими способностями и возможностями. Экстерналы приписывают ответственность за происходящее обстоятельствам, судьбе, случайности. Важным обстоятельством в формировании эмоциональной устойчивости и ин-тернального локуса контроля в частности, выступают свобода в принятии решений и развитие автономности личности. Сформированный интернальный ло-кус контроля является условием формирования эмоциональной устойчивости.

Формирование эмоциональной устойчивости в образовательной среде педагогического колледжа будет успешным, если в процессе будут созданы необходимые и достаточные условия.

Условие - это существенный компонент комплекса объектов, их состояний и взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он функционировать не может, и представляют ту среду, в которой обсуждаемый процесс возникает, существует и развивается. Влияя на содержание процесса, условия сами подвергаются его воздействию, которое проявляется в дифференциации условий на необходимые и достаточные. «Необходимые и достаточные» условия - это условия достижения цели, без выполнения которых она заведомо не может быть достигнута (необходимые условия) и, соответственно, при выполнении которых утверждение заведомо верно (достаточные условия). Необходимые и достаточные условия обладают большой познавательной ценностью. Достижение положительных конечных результатов возможно «тогда и только тогда», когда и необходимые, и достаточные условия четко функционируют. Одностороннее осуществление благоприятных условий со стороны «формирования» не в состоянии решить проблему [3, с. 183].

В качестве благоприятных условий выступают обстоятельства, которые способствую успешной организации и осуществлению процесса формирования эмоциональной устойчивости студента в образовательной среде педагогическо-

го колледжа. Нами определены две группы условий:

- условия, которые обеспечивают преподаватели (макроусловия);

- условия, которые обеспечивают студенты (микроусловия).

В свою очередь, эти условия зависят от внутренней динамики и воздействий окружающей среды.

В науке понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения. В педагогической психологии существуют понятия, содержащие в себе термин «среда»: воспитательная среда, образовательная среда, социальная среда, развивающая среда и др. В общем смысле «среда» понимается как окружение. Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [8, с. 214-233].

Академический словарь русского языка толкует понятие «среда» как совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; как социально-бытовую обстановку, в которой протекает жизнь человека; как совокупность людей, связанных общностью социально-бытовых условий существования, общностью профессий, занятий [2, с. 318].

Словарь Ожегова С. И. определяет понятие «среда» как заполненное пространственно-предметное, природное и социальное окружение человека и отмечает, что неблагоприятное окружение личности не дает возможности личности расти и развиваться [6, с. 117].

Среда человека не просто его окружение, а «окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт» [8, с. 214-233]. В связи с этим среду определяют как совокупность условий, влияющих на формирование способностей, потребностей, интересов, сознания и функционирование человека в обществе, как предметную и человеческую обстановку личности, что позволяет рассматривать личность в равной мере и как носителя, и как представителя среды. В связи с таким подходом среда характеризуется как система влияний, условий и возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственном окружении человека.

Психологический анализ компонентов образовательной среды, как совокупности, предлагает считать структурными единицами: физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения.

Физическое окружение - это архитектура, особенности планировки помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, степень открытости и закрытости конструкций дизайна, возможность и свобода пространственных размещений в здании субъектов образовательного процесса.

Человеческий фактор - пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, степень влияния скученности (краудин-га) на социальное поведение индивидов, личностные особенности студентов и их учебной деятельности, возможность изменений персонального и межличностного пространства, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности студентов и педагогов.

Программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (традиционность, консерватизм, новаторство, гибкость) и т.п. [5, с. 3-13].

Сказанное позволяет считать, что образовательная среда педагогического колледжа является совокупностью компонентов, влияющих на функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются взаимосвязи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности личности.

Анализ компонентов образовательной среды педагогических колледжей показал, что в учебный план педагогического колледжа, как правило, входят курсы по основным предметам, профессиональный курс, педагогический курс, психологический курс, производственная практика, единых учебных планов нет. Основной формой обучения является классно-урочная система. Педагогическая практика включает наблюдение педагогического процесса, изучение личностных особенностей субъектов образовательного процесса, проведение

определенного количества занятий под руководством преподавателей педагогического колледжа и проходит в базовых школах и детских садах.

Среда педагогического колледжа включает в себя комплекс возможностей, которые стимулируют студентов на проявление самостоятельности и свободной активности. В такой среде субъекты могут не только пользоваться, но и моделировать предметы своей моторной, сенсорной, познавательной, эмоциональной активности. Гибкость и управляемость предметной среды обеспечивает проявление преобразующей активности преподавателей и студентов. Каждый из предметов несет определенную информацию, часть информации является профессионально-образовательной, может быть полностью или частично структурирована.

Учебный план педагогического колледжа реализуется как система трех взаимосвязанных компонентов образовательной среды.

1. Информационный компонент обеспечивает информационное поле для процесса формирования эмоциональной устойчивости студентов; является источником знаний и умений, условием их приобретения. Информационный компонент в свою очередь состоит из следующих слоев: «каркас», в котором закреплены стабильные топологические характеристики данной среды (архитектура, помещения) и наполнение «каркаса» (элементы дизайна помещений, символизирующие характер деятельности, информационно-рекламные объекты и т.д.); внешнее наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных процессов (мебель, оборудование; самый мобильный слой - вещи, не имеющие закрепленную позицию). Для данного компонента среды важна следующая характеристика - насыщенность информационными ресурсами, которая необходима для личностного выбора обучающимися содержания и способа его получения в соответствии со своими потребностями. Наличие разнообразных информационных источников создает основу для осуществления студентами вариативной деятельности, как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям [5, с. 3-13].

2. Социальный компонент определяет наличие и взаимодействие студентов, педагогов, представителей служб колледжа (учебной части, библиоте-

ки, лаборатории ТСО, информационного класса, методических кабинетов и т.д.), точнее - профессиональные и личностные качества преподавателей и студентов, распределение их статусов и ролей, изменение персонального и межличностного пространства, краудинг (степень скученности, пространственная плотность). Само по себе наличие в образовательном учреждении талантливых студентов, высоко квалифицированных педагогов вовсе не тождественно возможности их реализовать и развить свои способности, сформировать необходимые качества личности. Речь идет о характере взаимодействия, взаимоотношений, общения субъектов образовательного процесса.

3. Технологический компонент охватывает деятельность субъектов в образовательной среде. Данный компонент можно идентифицировать как «программа обучения». Сюда относятся учебная и учебно-профессиональная деятельность студентов, деятельность педагогов (цели, содержание, формы организации, методы и др.). Данный компонент среды подчеркивает роль деятельности студентов, в процессе которой осуществляется их профессиональное становление. Технологический компонент является основой взаимодействия студентов с информационным компонентом и другими субъектами, обеспечивает различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта.

Все компоненты являются «источниками» приобретения студентом опыта отношений и условием формирования эмоциональной устойчивости.

Формирование эмоциональной устойчивости студентов в образовательной среде педагогического колледжа представляет собой целенаправленный процесс, в связи с этим возникает необходимость в решении следующих задач:

Сформировать знания:

• знание эмоциональной организации личности;

• знание возрастных особенностей эмоциональной сферы;

• знание собственных личностных черт, затрудняющих процесс формирования эмоциональной устойчивости;

• знание благоприятных и негативных факторах собственного эмоционального развития;

• знание правил регуляции эмоциональных состояний;

• знание методов формирования эмоциональной компетентности;

• знание средств коррекции неустойчивого эмоционального поведения.

Сформировать умения:

• умение анализировать собственное эмоциональное состояние;

• умение эмоциональной регуляции и саморегуляции в учебной деятельности и повседневной жизни;

• умение использовать адекватные схемы защитного эмоционального реагирования;

• умение рефлексии собственных эмоциональных состояний в процессе учебной деятельности и повседневной жизни;

• умение разработки тактики эмоционального самосовершенствования.

Сформировать отношения:

• отношение к себе;

• отношение к будущей профессиональной деятельности;

• отношение к сверстникам;

• отношение к преподавателям и сотрудникам колледжа;

• отношение к конфликтам.

Поскольку формирование эмоциональной устойчивости студента в образовательной среде педагогического колледжа охватывает весь период обучения в колледже, обоснуем далее «дерево целей» этого процесса.

Первый год обучения. В процессе этого учебного года идет формирование учебной деятельности и на ее основе формирование индивидуальности, в частности, эмоциональной сферы. В связи с этим, основное внимание студентов уделяется общему развитию эмоциональной сферы и, следовательно, учебный материал направлен на усвоение сущности эмоциональной организации личности. Исходя из этого, нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Сформировать знание эмоциональной организации личности.

2. Сформировать знание возрастных особенностей эмоциональной сферы.

3. Сформировать знание собственных личностных черт, затрудняющих процесс формирования эмоциональной устойчивости.

4. Сформировать умение рефлексии и анализа собственных эмоциональных состояний в процессе учебной деятельности и повседневной жизни.

5. Сформировать отношение к себе.

6. Сформировать отношение к сверстникам.

Второй год обучения. Учебный материал этого года сосредоточен на осознании студентами собственных эмоциональных состояний в условиях аудиторных занятий, во внеучебной деятельности, и в процессе производственной практики. Соответственно задачи данного этапа:

1. Сформировать знание о благоприятных и негативных факторах собственного эмоционального развития.

2. Сформировать знание правил регуляции эмоциональных состояний.

3. Сформировать знание методов формирования эмоциональной компетентности.

4. Сформировать умение эмоциональной регуляции и саморегуляции в учебной деятельности и повседневной жизни.

5. Сформировать умение использовать адекватные схемы защитного эмоционального реагирования.

6. Сформировать отношение к педагогам и сотрудникам колледжа.

7. Сформировать отношение к конфликтам.

Третий и четвертый год обучения. Формирование эмоциональной устойчивости студента происходит в процессе учебно-профессиональной деятельности, поэтому целью является соединение теории с практической деятельностью, во время производственной практики, ориентированной на совершенствование, развитие эмоциональной устойчивости, как профессионально-значимого компонента эмоциональной сферы педагога. «Дерево целей» этого этапа:

1. Сформировать знание о профессионально-значимом компоненте эмоциональной сферы - эмоциональной устойчивости.

2. Сформировать знание о коррекции неустойчивого эмоционального поведения.

3. Сформировать умение управления эмоциональными состояниями детей, а также приемами эмоциональной саморегуляции в профессиональной деятельности.

4. Сформировать умение эмоциональной экспрессии.

5. Сформировать умение аутогенной тренировки для снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности.

6. Сформировать умение быстро принимать решения в эмоциогенных ситуациях.

7. Сформировать отношение к будущей профессиональной деятельности.

Достижение этих целей будет определять успешность процесса формирования эмоциональной устойчивости в образовательной среде педагогического колледжа. Качество конечного результата является интегративным образованием:

- качества информационного компонента (насыщенностью образовательными ресурсами);

- качества социального компонента (характер взаимодействия субъектов образовательного процесса);

- качества технологического компонента (программа обучения, ее цели, содержание, формы организации и методы);

- качества связей между тремя этими компонентами.

Библиографический список

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1987. -261 с.

2. Большой академический словарь русского языка [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Рус. яз., 1969. - Т. 9, 1975. - 639 с.

3. Долгова, В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования [Текст] / В.И. Долгова. - Челябинск, 1997. - 349 с.

4. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности [Текст] / В.И. Долгова, А. А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 167 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004. - 13 с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с.

7. Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена [Текст] / О. А. Черникова. - М.: Наука, 1971. - 118 с.

8. Ясвин, В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.Я. Ясвин. - М.: ФиС, 2002. - 368 с.

Bibliography

1. Abolin, L.M. Psychological Mechanisms of Emotional Stability of a Person [Text] / L.M. Abolin. - Kazan, 1987. - 261 p.

2. Comprehensive Academic Dictionary of the Russian Language [Text] / Edited by A.M. Prokhorov.-. M.: 1969. - T. 9. 1975. - 639 p.

3. Dolgova, V.I. Psychological Pedagogical Problems of Forming Readiness to Innovative Activities of Educational System Leaders [Text] / V.I. Dolgova. - Chelyabinsk, 1997. - 349 p.

4. Dolgova, V.I. The Forming a Person’s Emotional Stability [Text] / V.I. Dolgova, A.A. Naprimerov, I.V. Latyushin. - SPb.: RGPU of A.I. Gerzen, 2002. - 167 p.

5. Kovalev, G.A. Physic Development of a Child and Life Environment [Text] / G.A. Kovalev. - Kazan, 2004. - 13 p.

6. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language [Text] / S.I. Ozhegov, edited by N.Yu. Shvedova. M.: 1983. - 816 p.

7. Chernikova, O.A. Active Self-Regulating of a Sportsman’s Emotional Conditions [Text] / O.A. Chernikova. - M.: 1971. - 118 p.

8. Yasvin V.I. Educational Environment: From Modeling to Protecting [Text] / V.I. Yasvin. - M.: FiS, 2002. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.