Научная статья на тему 'Исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов'

Исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1320
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. KEY WORDS: EMOTIONAL STABILITY / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольева Галина Юрьевна

Раскрыто содержание понятия «эмоциональная устойчивость», методы исследования. Дана характеристика студенческого возраста. Обоснован выбор испытуемых. Представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на факультете психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Stability Formation Level Research of the Future Educational Psychologists

The contents of such notion as "emotional stability" and the research methods are revealed in the article. The characteristics of the student age are given. The choice of examinees is grounded. The results of the stating experiment conducted at the psychology faculty of State Educational Institution of the Higher Professional Education " Chelyabinsk State Pedagogical University" are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов»

УДК 158.1 ББК 88.411

Гольева Галина Юрьевна

аспирант г. Челябинск Golieva Galina Yurievna

Post-graduate

Chelyabinsk

Исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов Emotional Stability Formation Level Research of the Future Educational Psychologists

Раскрыто содержание понятия «эмоциональная устойчивость», методы исследования. Дана характеристика студенческого возраста. Обоснован выбор испытуемых. Представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на факультете психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».

The contents of such notion as ”emotional stability ” and the research methods are revealed in the article. The characteristics of the student age are given. The choice of examinees is grounded. The results of the stating experiment conducted at the psychology faculty of State Educational Institution of the Higher Professional Education ” Chelyabinsk State Pedagogical University ” are presented.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, студенческий возраст.

Key words: emotional stability, student age.

Эмоциональная устойчивость (ЭУ) - это интегративное свойство социально зрелой личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоционального, интеллектуального, мотивационного и волевого компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и наиболее эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмотивной обстановке. ЭУ является профессионально важным качеством представителя любой профессии типа «Человек-Человек», в том числе и педагога-психолога, позволяющее сохранить и укрепить собственное психическое здоровье, что является необходимым условием формирования гармонично развитой личности. В конечном счете, педагог-психолог - специалист по профилактике неблагополучия в состоянии

психического здоровья учащихся и педагогического коллектива, обеспечивающий психологическую безопасность развития личности в условиях конкретной среды. Следовательно, формирование ЭУ будущих педагогов-психологов уже на этапе вузовского обучения, будет являться гарантией их личного и профессионального благополучия в будущем.

В отечественной психологии студенческий возраст, как переходный от юности к зрелости рассматривается в контексте завершения процессов психического развития и характеризуется как наиболее ответственный и критический. Именно в этом возрасте, формируются профессиональные интересы, человек утверждается в выбранном деле. По мнению К.А. Альбухановой-Славской, периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становиться личностной. Данное обстоятельство послужило основанием для выбора в качестве экспериментальной группы нашего исследования студентов четвертого курса дневного и заочного отделения.

Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 195 студентов четвертого курса факультета психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», (в том числе 72 студента экспериментальной группы и 71 - контрольной), из них 84 человека (43,1%) -составили студенты дневной формы обучения и 111 (56,9%) - студенты заочной формы обучения. Все испытуемые обучались по специальности «Педагогика и психология». Возраст студентов дневного отделения находился в пределах 2024 года, а заочного - 20-41 год.

В рамках констатирующего эксперимента было проведено исследование уровня сформированности ЭУ, при помощи «16 РБ - опросника» Р.Б. Кеттелла. Исходя из определения эмоциональной устойчивости, нами рассматривалась сформированность у испытуемых четырех ее компонентов, при помощи следующих методик: «Методика изучения уровня тревожности и

познавательной активности» Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой) [3, с. 327] - эмоциональный и когнитивный компоненты; «Тест-опросник мотивации достижения успеха и боязни неудачи» А. Реана [4, с. 337] -мотивационный компонент; «Тест-опросник субъективной локализации

контроля» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина [5, с. 324] - волевой компонент.

Полученные данные были нами обработаны, проанализированы, построены гистограммы. Анализ результатов проведенного исследования

уровня сформированности ЭУ будущих педагогов-психологов показал, что «низкий» уровень ЭУ имеют 21% студентов, «средний» - 71,8% и «высокий» -7,2%. Подавляющее большинство испытуемых (92,8%) имеют «низкий» и «средний» уровень сформированности ЭУ. Им не хватает жизнеутверждающей позиции, что сопровождается чувством беспомощности, хронической усталостью. Вместе с тем, данные студенты имеют беспричинные страхи, беспокойный сон, необоснованную обиду. Они не способны контролировать свои эмоциональные импульсы, не всегда могут их адекватно выразить. В интересах неустойчивы, не доводят начатое дело до конца, уклоняются от ответственности. Лишь 7,2% испытуемых имеют «высокий» уровень сформированности ЭУ. Они являются эмоционально зрелыми личностями, способными достигать свои цели без особых трудностей, осознавать требования действительности. Такие люди знают свои недостатки и в решении проблем опираются на свои сильные стороны, резервы личности. Результаты исследования уровня сформированности ЭУ студентов представлены на рис. 1.

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

низкий

ср едний

вы с о кий

Рис. 1. Результаты исследования уровня сформированности эмоциональной устойчивости студентов

Эмоциональный компонент ЭУ определяется мерой чувствительности субъекта к критическим ситуациям жизнедеятельности, уровнем его возбудимости, ситуативной тревожности. Тревожность - это устойчивая личностная психологическая особенность, обусловленная слабостью нервных процессов, проявляющаяся в эмоциональном дискомфорте, ожидании неблагополучия, грозящей опасности и переживании беспокойства.

Обучающиеся в вузах часто испытывают психоэмоциональные перегрузки, связанные с факторами обучения, специфическими для высшей школы, что способствует развитию неадекватного (завышенного или

заниженного) уровня тревожности. Это утверждение подтверждают результаты, проведенного нами исследования: «низкий» уровень тревожности имеют 47,7% испытуемых, а «высокий» диагностируется у 20,5% респондентов.

Показателем сформированности эмоционального компонента ЭУ, является наличие оптимального («среднего») уровня тревожности, что сигнализирует о способности воздействовать на возникшие эмоции в необходимых ситуациях. Данный уровень тревожности имеет лишь третья часть испытуемых (31,8%), что говорит о необходимости формирования данной психологической особенности личности. Результаты исследования уровня сформированности тревожности студентов представлены на рис. 2.

Рис.2. Результаты исследования уровня сформированности тревожности студентов

Интеллектуальный компонент ЭУ характеризуется степенью выраженности интеллектуальных эмоций, определяющих познавательную активность индивида, по самоорганизации и саморегуляции поведения. Познавательная активность - это присущая человеку любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, то, что активизирует познавательную деятельность субъекта.

Исследование познавательной активности при помощи «Методики изучения уровня тревожности и познавательной активности» Ч.Д. Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) показало, что «низкий» уровень диагностируется у 10,8% испытуемых, а «средний» - имеют 47,2% студентов. У данной категории испытуемых наблюдается недостаточная выраженность интеллектуальных эмоций, любознательности и непосредственного интереса к окружающему миру.

Показателем сформированности интеллектуального компонента ЭУ, является «высокий» уровень познавательной активности испытуемых. Результаты, которые мы получили, свидетельствуют о том, что «высокий» уровень имеют 42% студентов.

Главным препятствием данного уровня развития познавательной активности, является преобладание теоретических форм обучения. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственнопрактического опыта студента, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта. Основным условием, обеспечивающим этот уровень познавательной активности, является насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Данное обстоятельство обуславливает необходимость включения в программу по формированию ЭУ студентов методов обучения, обеспечивающих самостоятельную активность: социально-психологический тренинг, дискуссии, ролевые игры, психогимнастику и др. Результаты исследования уровня сформированности познавательной активности студентов представлены на рис. 3.

50,00%

45,00%

40,00%

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Низкий Средний Высокий

Рис.3. Результаты исследования уровня сформированности познавательной активности студентов

Мотивационный компонент ЭУ определяется системой мотивов, направленных на преодоление психологических барьеров, возникающих в напряженной ситуации, что выражается в наличии мотивации достижения успеха и в отсутствии мотивации избегания неудачи.

Для определения уровня сформированности мотивационного компонента эмоциональной устойчивости, использовался «Тест-опросник мотивации достижения успеха и боязни неудачи» А.А. Реана. В результате было выявлено,

что «низкий» уровень сформированности мотивации достижения имеют 13,3% испытуемых, а «средний» - 47,7%. Такие студенты малоинициативны, плохо оценивают свои возможности в достижении целей, избегают ответственности, стараются ее переложить на других. «Высокий» уровень сформированности мотивации достижения диагностируется у 39%. Эти студенты более активны, мобильны, решительны, настойчивы в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени, слоны брать ответственность за происходящее на себя. Результаты исследования уровня сформированности мотивации достижения успеха студентов представлены на рис. 4.

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

ИМИ

низкий

средний

высокий

Рис. 4. Результаты исследования уровня сформированности мотивации

достижения успеха студентов

Волевой компонент ЭУ понимается нами как внутренний или интернальный контроль личности за своим поведением, способность принимать ответственность за свои действия на себя. ЭУ - это качество социально зрелой личности, которая способна к самоорганизации и саморегуляции своего поведения, следовательно, обладающей ответственностью за происходящее с ней в жизни.

В студенческом возрасте происходит осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование образа «Я». Укрепляются качества, появившиеся на предыдущем этапе развития: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,

инициативность, умение владеть собой. Что ведет к увеличению

количественного и качественного показателя формирования и развития интернального локуса контроля. Это обстоятельство доказывают результаты, проведенного нами исследования по выявлению уровня сформированности интернального локуса контроля у студентов - будущих педагогов-психологов.

Диагностика осуществлялась при помощи «Теста-опросника субъективной локализации контроля» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. В результате «низкий» уровень сформированности интернального локуса контроля имеют 11,8% испытуемых, а «средний» - 61,5% . У таких студентов (73,7%) в разной степени выражен экстернальный локус контроля, что предполагает возложение ответственности на других в разных жизненных обстоятельствах. Четвертая часть респондентов (26,7%) имеет «высокий» уровень сформированности интернального локуса контроля, что проявляется в принятии на себя ответственности за собственные жизненные успехи и неудачи. Результаты исследования уровня сформированности интернального локуса контроля студентов представлены на рис. 5.

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

низкий средний высокий

Рис. 5. Результаты исследования уровня сформированности интернального локуса контроля студентов

Таким образом, исследование ЭУ будущих педагогов-психологов показало, что у большинства студентов (71,8%) на констатирующем этапе эксперимента выявлен средний уровень сформированности данного качества. При этом большинство из них имеет «низкий» уровень тревожности (47,7%) и «средний» уровень познавательной активности (47,2%), мотивации достижения успеха (47,7%), интернального локуса контроля (61,5%). На формирующем этапе эксперимента необходимо повысить уровень ЭУ студентов, путем коррекции основных ее компонентов, с применением активных методов обучения, таких как: социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, описанных в исследованиях И.В. Вачкова, В.И. Долговой, Н. Рубштейн, Е.М. Семеновой, И.В. Стишенко, К. Фопеля [1, 2, 6-9].

Библиографический список

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Изд-во «Ось-89», 2007. - 256 с.

2. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 167 с.

3. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

4. Психология развития личности / под ред. А. А. Реана. - М.: АСТ, 2007. -384 с.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. - Кн. 1. - 384 с.

6. Рубштейн, Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе /

H. Рубштейн. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.

7. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. - 390 с.

8. Стишенко, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / И.В. Стишенко - СПб.: «Речь», 2006. - 240 с.

9. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. -М.: Генезис, 2007. - 267 с.

Bibliography

1. Dolgova, V.I. Formation of a Person’s Emotional Stability [Text]/ V.I. Dolgova, A.A. Naprimerov, Ya. V. Latyushin.- St.P.: RSPU after A.I. Gertsen, 2002.- 167 P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Fopel, K. Technology of Training Conducting. The Theory and Practice/ K. Fopel.- M.: Genezis, 2007.- 267 p.

3. Practical Works on Age Psychology: Under Edit. of L. A. Golovey, E. F. Rybalko.

St.P.: Rech’, 2001.- 688 p.

4. Psychology of a Person Development / Under Edit. of A. A. Rean.- M.: AST, 2007.- 384 p.

5. Rogov, E. I. Reference Book of a Practical Psychologist: Manual: 2nd edition, Revised and Supplemented/ E.I. Rogov.- M.: VLADOS Publishing House, 1998.-1st Book. - 384 p.

6. Rubinstein, N. Full Training on Self-Confidence Development/ N. Rubinstein.-M.: Eksmo, 2008. - 224 p.

7. Semenova, E.M. Training of a Teacher’s Emotional Stability / E.M. Semenova.-M.: Publishing House of Psychotherapy Institute, 2002. - 390 p.

8. Stishenko, I.V. Self-Confidence Training: Development and Realization of New Possibilities / I.V. Sishenko- St.P.: “Rech”, 2006. - 240 p.

9. Vachkov, I. V. Bases of the Group Training Technology. Psychotechnics/

I.V. Vachkov.- M.: “ Os’-89” Publishing House, 2007.- 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.