Научная статья на тему 'Факторы и критерии формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов'

Факторы и критерии формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
952
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / EMOTIONAL STABILITY / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / FACTOR ANALYSIS / FORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольева Галина Юрьевна

В статье раскрыто содержание понятия «эмоциональная устойчивость». Описана процедура применения факторного анализа. Представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета психологии ГОУ ВПО «Челябинского государственного педагогического университета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and Criteria of Emotional Stability Forming of Future Educational Psychologists

The article reveals the content of the "emotional stability" notion; describes the procedure of the factor analysis application; presents the results of the research carried out on the psychology department of the State educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk State Pedagogical University".

Текст научной работы на тему «Факторы и критерии формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов»

УДК 151.8:378 ББК 88.40:74.480

Гольева Галина Юрьевна

аспирант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Golyeva Galina Yurievna Post-graduate Chair of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Факторы и критерии формирования эмоциональной устойчивости

будущих педагогов-психологов Factors and Criteria of Emotional Stability Forming of Future

Educational Psychologists

В статье раскрыто содержание понятия «эмоциональная устойчивость». Описана процедура применения факторного анализа. Представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета психологии ГОУ ВПО «Челябинского государственного педагогического университета».

The article reveals the content of the "emotional stability" notion; describes the procedure of the factor analysis application; presents the results of the research carried out on the psychology department of the State educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk State Pedagogical University".

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, компетентностный подход, компетенция, факторный анализ, модель формирования

Key words: emotional stability, competence approach, competence,

factor analysis, formation model.

В современных условиях развития общества повышается востребованность

практически всех категорий населения в социальной, физической и психологической защищенности. В связи с этим, принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования ставит под особый контроль здоровье, социальное благополучие, психологическую и правовую защищенность личности [7]. В этом контексте педагог-психолог - это специалист по профилактике неблагополучия в состоянии психического здоровья, обеспечивающий психологическую безопасность субъектов образовательного процесса. При этом немаловажна и личностная готовность к самореализации в этих условиях. Данное обстоятельство диктует необходимость формирования психологической (эмоциональной) устойчивости будущего педагога-психолога еще на этапе вузовского обучения.

Проанализировав различные точки зрения на определение понятия эмоциональной устойчивости (ЭУ) [1, 4, б, 2, 3] мы, в своем исследовании, придерживаемся следующей трактовки данного термина. ЭУ - это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоционального, интеллектуального, мотивационного, волевого и поведенческого компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и наиболее эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмотивной обстановке.

Факторы и критерии формирования ЭУ будущих педагогов-психологов выявлялись параллельно с определением компонентов модели формирования ЭУ будущих педагогов-психологов (когнитивного, эмоционального, мотивационного, волевого и поведенческого), разработанной на основе компетентност-ного подхода. В состав данной модели, были включены опорные знания, умения и отношения, наличный уровень выраженности которых является показателем сформированности ЭУ. Рассмотрим их:

• когнитивный компонент (знание содержательной характеристики феномена «эмоциональная устойчивость», знание ресурсов и резервов психической организации личности, знание психолого-педагогических условий успешного формирования ЭУ, умение определять стратегию формирования ЭУ, отношение к познавательной активности);

• эмоциональный компонент (знание приемов регуляции сложных эмоциональных состояний, знание методов формирования оптимального (среднего) уровня тревожности, умение анализировать собственное эмоциональное состояние, умение регулировать собственные эмоциональные реакции, отношение к собственным эмоциональным переживаниям );

• мотивационный компонент (знание рациональных установок на восприятие событий, знание методов формирования мотивации достижения успеха, умение использовать рациональные установки для формирования позитивной мотивации, отношение к мотивации достижения успехов/ мотивации избегания неудач);

• волевой компонент (знание приемов саморегуляции поведенческих реакций, знание методов формирования интернального локуса контроля, умение регулировать собственное поведение, отношение к принятию/избеганию ответственности за происходящее);

• поведенческий компонент (знание содержательной характеристики феномена «направленность личности» (НЛ) , знание методов коррекции типов НЛ, умение взаимодействовать с людьми в процессе общения, умение взаимодействовать с людьми в процессе решения деловых вопросов, умение отстаивать личностные интересы, отношение к собственному типу НЛ).

Факторный анализ - это процедура, при помощи которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводится к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами [5, С.9]. Для решения задачи определения факторов мы использовали метод отбора главных компонентов с применением ортогонального вращения по методу ва-римакса с нормализацией Кайзера.

Экспериментальную базу исследования составили студенты факультета психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Выборка включала 195 студентов 4-5х курсов дневной и заочной форм обучения.

В результате проведенных расчетов все переменные выстроились в пять факторов, которые в совокупности объясняют 67,84% суммарной дисперсии, при этом первый компонент несет самую большую факторную нагрузку равную 50,78% общей дисперсии. Это свидетельствует о том, что показатели эмоциональной устойчивости, вошедшие в данный фактор, оказывают наибольшее влияние на формирование данного качества личности.

Выстроив переменные в порядке убывания факторных нагрузок, мы получили следующую матрицу (табл. 1)

Таблица 1 Матрица значимых факторных нагрузок показателей сформированное™ эмоциональной устойчивости будущих педагогов-

психологов (N=195)

Переменные Факторы

1 факторная нагрузка (ранг) 2 факторная нагрузка (ранг) 3 факторная нагрузка(ранг) 4 факторная нагрузка (ранг) 5 факторная нагрузка (ранг)

знание психолого-педагогических условий успешного формирования ЭУ ,754 (1)

знание методов формирования интер-нального локуса контроля ,75 (2)

знание методов формирования оптимального (среднего) уровня тревожности ,729 (3)

знание ресурсов и резервов психической организации личности ,723 (4)

знание рациональных (позитивных) установок на восприятие событий ,716 (5)

знание приемов регуляции сложных эмоциональных состояний ,693 (6)

знание методов формирования мотивации достижения успеха ,661 (7)

умение использовать рациональные установки для формирования позитивной мотивации ,651 (8)

знание приемов саморегуляции поведенческих реакций ,649 (9)

умение регулировать собственные эмоциональные реакции ,646 (10)

умение анализировать собственное эмоциональное состояние ,617 (11) ,492 (10)

умение определять стратегию формирования ЭУ ,598 (12)

отношение к типу направленности личности ,583 (13) ,533 (9)

знание содержательной характеристики феномена «направленность личности» (НЛ) ,565 (14)

знание содержательной характеристики феномена «эмоциональная устойчивость» (ЭУ) ,563 (15)

знание методов коррекции типов НЛ ,56 (16)

шкала «С» («16 РБ - опросник» Р.Б. Кеттелла) ,476 (17) ,465 (11) ,423 (2)

умение отстаивать личностные интересы ,776 (1)

умение решать деловые вопросы в рамках сотрудничества ,765 (2)

умение взаимодействовать с людьми в процессе общения ,726 (3)

отношение к мотивации достижения успехов (мотивации избегания неудач) ,711 (4)

отношение к принятию (избеганию) ответственности за происходящее ,696 (5)

отношение к собственной познавательной активности ,608 (6)

отношение к собственным эмоциональным переживаниям ,607 (7)

умение регулировать собственное поведение ,595 (8)

интернальный локус контроля ,487 (3)

направленность личности на себя ,831 (1)

направленность личности на дело -,816 (2) ,466 (1)

мотивация достижения успеха ,504 (2)

направленность личности на общение -,852 (3)

тревожность -,763 (4)

познавательная активность ,676 (1)

Из таблицы видно, что первый фактор со значимыми и положительными весами вошли показатели всех знаний и большинства умений, раскрывающих содержание компонентов ЭУ. Наибольшая индивидуальная нагрузка значения (0,754), принадлежит переменной - «знание психолого-педагогических условий успешного формирования ЭУ». Одним из условий успешного формирования ЭУ, является наличие преобладающей направленности личности на себя и дело. Это обстоятельство необходимо учесть при разработке программы формирования ЭУ будущих педагогов-психологов.

Очевидным становится факт выявления ряда показателей, относящихся к двум и более факторам. В этом случае критерием принадлежности их к тому или иному фактору, является нагрузка индивидуального значения. Показатель ЭУ (шкала «С» по опроснику Р.Б. Кеттелла) включен одновременно в три фактора, что свидетельствует о его корреляционной связи, разной степени выраженности, практически со всеми показателями эмоциональной устойчивости личности.

Второй фактор включает в себя умения и практически все отношения, раскрывающие содержание компонентов ЭУ. Наибольшая нагрузка значения

принадлежит следующим переменным: «умение отстаивать личностные интересы» (0,776); «умение решать деловые вопросы в рамках сотрудничества» (0,765); «умение взаимодействовать с людьми в процессе общения» (0,726), что отражает содержание трех типов направленности личности: на себя, дело и общение. Все показатели данного фактора находятся в прямой корреляционной зависимости.

Третий фактор представлен двумя переменными: направленностью на себя (Я) и дело (Д). Наибольшая нагрузка значения принадлежит первой переменной (0,831). Направленность на дело имеет отрицательную факторную нагрузку (-0,816). Следовательно, эти два показателя находятся в обратной корреляционной связи: чем выше уровень сформированности направленности на себя, тем ниже уровень сформированности направленности на дело.

Четвертый фактор представлен тремя переменными: направленностью на общение (О), показателем эмоциональной устойчивости (шкала «С» по опроснику Р. Кеттелла) и направленностью на дело (Д). Наибольшая факторная нагрузка принадлежит первой переменной (0,466). Направленность на общение имеет отрицательную нагрузку индивидуального значения (-0,852), следовательно, мы констатируем обратную корреляционную связь между переменными: чем выше уровень сформированности направленности на дело и эмоциональной устойчивости, тем ниже уровень сформированности направленности на общение.

Рассматривая в совокупности значения третьего и четвертого факторов, мы прослеживаем следующую закономерность: чем выше уровень сформиро-ванности направленности на дело, тем ниже уровень направленности на общение и чем выше уровень сформированности направленности на себя, тем ниже уровень сформированности направленности на дело. В итоге, на успешное формирование ЭУ в большей степени влияет ярко выраженная направленность на себя, в меньшей степени - на дело и обратный эффект оказывает сформированная направленность на общение.

Пятый фактор включает в себя четыре переменные. Наибольшая нагрузка значения принадлежит показателю - познавательная активность (0,676), которая находиться в прямой корреляционной связи с мотивацией достижения успеха и интернальным локусом контроля. Вследствие отрицательного факторного значения показателя тревожности (-0,763) прослеживается обратная корреляционная связь между переменными: чем выше уровень сформированности познавательной активности, мотивации достижения успеха и интернального локуса контроля, тем ниже уровень тревожности.

Проанализировав содержание факторов, влияющих на формирование ЭУ, студентов мы можем констатировать следующее: наибольшую суммарную факторную нагрузку несут первые два фактора (56,35%), которые включают в себя 24 показателя сформированности ЭУ будущих педагогов-психологов, отражающих содержание пяти компонентов ее структуры.

Критериями успешного формирования эмоциональной устойчивости - студентов будущих педагогов-психологов являются знания, умения и отношения, соответствующие теоретическому уровню модели формирования эмоциональной устойчивости будущих педагогов-психологов, разработанной на основе компетентностного подхода. На данном уровне у студентов складывается целостная система знаний, умений и отношений по эмоциональной устойчивости. Основанием этой системы выступают объективные научные факты, законы и понятия, что влечет за собой реализацию всего объема требований к сформиро-ванности концептуальных компонентов системного видения внедрения научных достижений и передового практического опыта.

На теоретическом уровне в модели формирования ЭУ будущего педагога-психолога у студентов складывается целостная система знаний о становлении и развитии феномена «ЭУ». Они имеют полное осознание своих личностных ресурсов и психолого-педагогических условий формирования данного качества, путем коррекции ее компонентов. Познавательная активность носит устойчивый характер (когнитивный компонент ЭУ).

Студенты обладают глубоким знанием приемов регуляции сложных эмоциональных состояний, способны самостоятельно корректировать уровень ситуативной тревожности. Умеют адекватно оценивать и самостоятельно регулировать любое эмоциональное состояние, что позволяет адекватно относиться к собственным эмоциональным переживаниям (эмоциональный компонент ЭУ).

На данном уровне будущие педагоги-психологи обладают глубокими системными знаниями о видах рациональных установок на восприятие событий и могут их использовать наряду с другими методами в процессе формирования мотивации достижения успеха (мотивационный компонент ЭУ).

Студенты имеют целостное представление о приемах саморегуляции поведенческих реакций и методах формирования интернального локуса контроля. Высокоразвито умение регулировать собственное поведение (волевой компонент ЭУ).

Будущие педагоги-психологи обладают прочными теоретическими знаниями о содержании феномена «направленность личности», способны самостоятельно корректировать свой тип направленности. Умеют: взаимодействовать с людьми в процессе общения, добиваться поставленных целей в ситуациях делового взаимодействия и отстаивать личностные интересы, не причиняя ущерба другим (поведенческий компонент ЭУ).

Таким образом, в результате проведенного исследования была определена критериальная база формирования эмоциональной устойчивости будущих пе-дагогов-психологов, на основе выявленных факторных нагрузок показателей изучаемой личностной характеристики. С учетом полученных результатов, была построена модель формирования эмоциональной устойчивости будущих пе-дагогов-психологов в контексте компетентностного подхода, которая прогнозирует формирование показателей изучаемого феномена (знаний, умений и отношений), раскрывающих содержание когнитивного, эмоционального, мотивационного, волевого и поведенческого компонентов, в зависимости от уровня сформированности заявленных показателей: стихийно-эмпирического, эмпирического или теоретического.

Библиографический список

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст]/ Л.М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 261 с.

2. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости [Текст] / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М., 1983. - С. 542-543

3. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А. А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 167 с.

4. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А.Милеряна. - М., 1974. - 256 с.

5. Иберла, К. Факторный анализ [Текст] / Пер. с нем. В.М. Ивановой / К. Иберла. - М.: Статистика, 1980. - 398 с.

6. Иванов, Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости подростка [Электронный ресурс]: Дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.В. Иванов. - Курск, 2002. - 208 с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393).

Bibliography

1. Abolin, L.M. Psychological Mechanisms of a Person’s Emotional Stability [Text] / L.M. Abolin.- Kazan: KSU, 1987. - 261 p.

2. Dolgova, V.I. Person’s Emotional Stability Forming [Text] / V.I. Dolgova, A.A. Naprimerov, Ya. V. Latyushin.- SPb.: RSPU n.a. A.I. Hertzen, 2002. - 167 p.

3. Iberla, K. Factor Analysis [Text] / Transl. from German by V.M. Ivanova / K.Iberla. - M.: Statistics, 1980. - 398 p.

4. Ivanov, D. V. Educational Environment Influence on the Formation of a Teenager’s Emotional Stability [Electronic Resource]: Diss. ... Candidate of Psychol.: 19.00.07/ D.V. Ivanov. -Kursk, 2002. - 208 p.

5. The Concept of Modernization of the Russian Education for the Period till 2010 (The Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from 2/11/2002, №393).

6. Vardanyan, B.Kh. Regulation Mechanisms of Emotional Stability [Text]/ B.Kh. Vardanyan// Categories, Principles and Methods of Psychology. Psychological Processes. - M., 1983. - P. 542-543.

7. Zilbermann, P.B. Spokeperson’s Emotional Stability [Text]/ P.B. Zilbermann// Outlines of Spokeperson’s Working Psychology / Under Edition of E. A. Mileryan.- M., 1974. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.