ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15149
УДК 159.9.07:37.015.3
Иванова Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]
Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы синдрома эмоционального выгорания педагога, профессиональной деформации, мешающей полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, психическое состояние, профессиональная деятельность, эмоциональная устойчивость, хроническая напряженность, психоэмоциональная деятельность.
Раздел: (02) комплексное изучение человека, психология, социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно ориентированного обучения особую актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде «учитель - ученик».
Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Синдромом эмоционального выгорания занимаются давно. На современном этапе развития педагогики актуальной является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Однако высокая эмоциональная напряженность, связанная в первую очередь с особенностями межличностного взаимодействия в ходе профессиональной деятельности, часто приводит вкупе с другими факторами к развитию синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, существует некоторое противоречие между выполнением всех требований, предъявляемых профессией, и потребностью оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный. На этом этапе мы определяли проблему, уровень ее разработанности, перспективность, формулировали гипотезу исследования.
2. Теоретический. На этом этапе изучалась литература по данному вопросу, а также проведено исследование на тему «Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы».
3. Опытно-экспериментальный. На этом этапе мы провели психолого-педагогическую коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов школы, осуществили сбор и фиксацию данных.
4. Контрольно-обобщающий. На этом этапе проводились анализ полученных данных, составление таблиц, установление правильности или ошибочности гипотезы исследования. Оформлены результаты в виде диссертационной магистерской работы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 42 г. Копейска. В исследовании приняли участие 20 педагогов разного возраста и с различным стажем работы.
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [1].
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному сгоранию. Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.
Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным эмоциональному сгоранию, было незначительным - это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, один из ведущих специалистов по исследованию эмоционального сгорания, «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [2].
К настоящему времени в психолого-педагогических исследованиях существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Адекватная самооценка выступает как одно из обязательных условий высокого уровня перечисленных качеств личности, связанных, в свою очередь, с самореализацией человека.
Согласно современным данным, под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [3].
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т. д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; воз-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
никающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры. Эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.
Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными.
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т. В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы [4].
Рассмотрим в качестве примера классификацию В. В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [5].
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания.
1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.
2. Дестабилизирующая организация деятельности.
3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.
К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, В. В. Бойко относит следующие факторы [6]:
1. Склонность к эмоциональной ригидности.
2. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.
К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астениза-ция, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница [7].
К поведенческим и психологическим: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованное™; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от клиентов и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и/или наркотиками.
Индивидуальность и уникальность личности проявляется в различном восприятии информации, а также в выборе тех или иных видов деятельности в стремительно меняющемся мире, где зачастую невозможно предугадать заранее известные способы действий, гарантированно ведущие к успеху. Для того чтобы справиться с нестандартной ситуацией, человек должен уметь творчески подходить к решению своих жизненных проблем [8].
Эмоциональное выгорание - динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Так, у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе [9].
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. В. Е. Орел отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [10].
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.
Синдром эмоционального выгорания - это психическое состояние эмоционального истощения, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением, связанным с профессиональной деятельностью человека. Это динамический процесс, и его формирование проходит поэтапно [11-13].
Для проведения психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания была выбрана групповая форма работы, поскольку групповая форма включает в
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях и позволяет сконцентрировать внимание на проблемах межличностного взаимодействия клиентов.
Программа психолого-педагогической коррекции базировалась на трех составляющих самосознания:
- самопознание (когнитивный блок) - осознание педагогом школы своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов;
- отношение к себе (эмоциональный блок) - формирование у педагогов позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживаний в группе;
- саморегуляция (поведенческий блок) - преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепление новых форм поведения.
С учетом стоящих перед нами задач была выбрана кратковременная форма проведения работы: программа была рассчитана на 10 занятий.
Теоретико-методологическая база: когнитивизм - анализ психических явлений в психологии развития как явлений познавательных, которые могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации. Теоретико-методологические основы: концепция общения как процесса установления и развития контактов между людьми: социально-психологические основы общения; уровни общения, стили общения, сущность конфликта и стратегии его разрешения, коммуникация как акт общения. Принцип актуальности темы тренинга и средств воздействия для конкретной группы с учетом ее социально-психологических характеристик. При составлении плана отдельных занятий использованы игровые методы, дискуссии, беседы, самоанализ.
После завершения психолого-педагогической коррекции все участники коррекционной группы прошли повторную диагностику по методикам «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания» В. В. Бойко», «Опросник самооценки функционального состояния».
При анализе данных, полученных в результате тестирования испытуемых по опроснику «Профессиональное выгорание педагогов», были получены результаты, представленные на рисунке.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
100%
55%
15%
0%
0%
30%
низкии
средним
высокий
идо □ после
Результаты динамики показателя «эмоциональное истощение»: ось Х- уровни «эмоционального истощения»; ось Y - процентная составляющая уровней «эмоционального истощения»
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
На стадии констатирующего эксперимента у 100% педагогов коррекционной группы (20 человек) присутствовало эмоциональное истощение - основная составляющая профессионального выгорания; проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в проявлении агрессивных реакций, вспышках гнева, симптомах депрессии.
После проведения коррекции 15% (3 человека) имеют низкий уровень эмоционального истощения, 55% (11 человек) - средний, т. е. проявления сниженного эмоционального тонуса, утраты интереса к окружающему, равнодушия или эмоционального перенасыщения, агрессивных реакций, вспышек гнева, симптомов депрессии выражены слабее и не носят сформированного характера.
Выводы
Синдром эмоционального выгорания - это психическое состояние эмоционального истощения, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением, связанным с профессиональной деятельностью человека. Это динамический процесс, и его формирование проходит поэтапно, в три стадии: сначала возникает нервное (тревожное) напряжение, если не были приняты меры, переходит в стадию истощения. Для коррекции эмоционального выгорания была выбрана групповая форма работы, поскольку она включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях и позволяет сконцентрировать внимание на проблемах межличностного взаимодействия клиентов.
Ссылки на источники
1. Хайруллин Г. Т. Техника и технология взаимодействия. - Алматы, 2009. - С. 516.
2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2011. - С. 47.
3. Там же. - С. 95.
4. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 29.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - С. 215.
6. Там же. - С. 38-40.
7. Маклаков А. Г. Оценка уровня развития адаптационных способностей личности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 1156.
8. Иванова Л. В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12.2. -С. 68-75.
9. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. - М.; Воронеж, 2010. - С. 20.
10. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 100.
11. Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 17-24.
12. Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2006. - 183 с.
13. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А. Адаптационный потенциал эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 69-77.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15149.htm. - ISSN 2304-120X.
Ludmila Ivanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,
Psychology Department, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Study of psychological-pedagogical correction of emotional burnout syndrome of teachers Abstract. The paper is devoted to the problem of teacher’s emotional burnout, professional deformation hindering management of educational process, necessary psychological assistance and establishment of professional team.
Key words: emotional burnout syndrome, emotional exhaustion, mental status, professional activity, emotional stability, chronic emotional tension, activity.
References
1. Hajrullin, G. T. (2009) Tehnika i tehnologija vzaimodejstvija, Almaty, p. 516 (in Russian).
2. Maslach, K. (2011) “Professional'noe vygoranie: kak ljudi spravljajutsja”, Praktikum po social'noj psi-hologii, Piter, St. Petersburg, p. 47 (in Russian).
3. Ibid., p. 95.
4. Formanjuk, T. V. (2009) “Sindrom ‘jemocional'nogo sgoranija’ kak pokazatel' professional'noj dezadapta-cii uchitelja”, Voprosy psihologii, № 6, p. 29 (in Russian).
5. Bojko, V. V. (1996) Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih, Filin#, Moscow, p. 215.
6. Ibid., pp. 38-40 (in Russian).
7. Maklakov, A. G. (2011) Ocenka urovnja razvitija adaptacionnyh sposobnostej lichnosti / pod red. G. S. Nikiforova, M. A. Dmitrievoj, V. M. Snetkova, Piter, St. Petersburg, p. 1156 (in Russian).
8. Ivanova, L. V. (2013) “Razvitie tvorcheskoj aktivnosti kak predposylka uspeshnoj socializacii studentov”, Vest-nik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 12.2, pp. 68-75 (in Russian).
9. Stankin, M. I. (2010) Psihologija obshhenija: kurs lekcij, Moscow; Voronezh, p. 20 (in Russian).
10. Orel, V. E. (2011) “Fenomen ‘vygoranija’ v zarubezhnoj psihologii: jempiricheskie issledovanija”, Psiholog-icheskijzhurnal, № 1, p. 100 (in Russian).
11. Dolgova, V. I. (2013) “Psihofiziologicheskie determinanty gotovnosti k innovacionnoj dejatel'nosti”, Vest-nik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 12, pp. 17-24 (in Russian).
12. Dolgova, V. I. & Soboleva, O. A. (2006) Formirovanie konstruktivnoj psihologicheskoj zashhity, Izd-vo ATOKSO, Cheljabinsk, 183 p. (in Russian).
13. Dolgova, V. I. & Rokickaja, Ju. A. (2009) “Adaptacionnyj potencial jemocional'noj ustojchivosti studentov v processe pro-fessional'nogo samoopredelenija”, Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo peda-gog-icheskogo universiteta, № 6, pp. 69-77 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Иванова Л. В., 2015
ISSN 2304-120Х
9 772304 120159
www.e-koncept.ru
7