3. Илюшина Н.Н. Постановка вопроса о психологической культуре учителя в трудах Г.И.Челпанова // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 127-129.
4. Казин Э.М., Никифорова О.А., Гуль В.И. Анализ факторов, определяющих качество педагогической и психолого-физиологической адаптации младших школьников // Валеология. 2003. № 4. С. 21.
5. Скрипкина Н.В. Социально-психологический анализ личностного отношения педагогов к детям // Вестник Костромского государственного университета. 2011. Т. 17. № 2. С. 232-237.
6. Хальзова О.Е. Дидактические условия становления коллизийной личностной функции младших школьников в образовательном процессе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Псков, 2007. - 264 с.
Казьмина И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ВУНЦ ВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: экономическое мышление, экономические законы, материальные средства, система мер и инструментов, экономическая готовность
Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования экономического мышления у курсантов военных вузов с учетом действующих на современном этапе основных экономических законов и форм их проявления. Установлены средства и инструменты механизма формирования экономического мышления.
Keywords: economic thinking, economic laws, material means, system of measures and instruments, economic readiness
Abstract. The article proves the urgency of the formation of economic thinking among cadets of military higher schools, taking into account the basic economic laws that are in effect at the present stage and the forms of their manifestation. The means and tools of the mechanism for the formation of economic thinking have been established.
Современные экономические проблемы Российской Федерации требуют не только изучения различных сторон экономической жизни, особенностей функционирования и взаимодействия основных субъектов экономических отношений. Они постоянно требуют
создания системы знаний, позволяющей учесть всю гамму объективных экономических законов, обусловливающих сложность, противоречивость, непредсказуемость и многообразие экономической действительности, что поможет в решении практических задач. Применительно к военно-профессиональному образованию это означает всестороннее освоение теоретических и прикладных вопросов экономики в их взаимосвязи на всех уровнях. Экономика перестала быть сферой интересов только узкого круга специалистов различных экономических дисциплин. Теперь она - область повышенного внимания политики, экономики, социологии и психологии.
Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов:
- социальным заказом общества и армии на личность военного специалиста, гармонично развитого и разносторонне подготовленного как в профессиональном, так и в экономическом плане;
- необходимостью создания целостной системы формирования экономической готовности военных специалистов и качественного дидактического, психологического и организационного обеспечения практики данного процесса;
- потребностью в определении научно-педагогических основ проектирования системы формирования экономической готовности курсантов вузов и разработки содержания, форм, методов и средств развития у курсантов знаний экономических аспектов профессиональной деятельности;
- важностью формирования на основе экономической готовности у курсантов вузов соответствующих профессионально-значимых качеств.
Новая современная экономическая действительность выдвигает перед Вооруженными Силами России повышенные требования к экономической готовности военного специалиста. Чтобы решить эту задачу, необходимы эффективная профессиональная подготовка, сформированная экономическая направленность сознания, высокая экономическая культура и компетентность специалистов любого профиля, что достигается в результате целенаправленного, комплексного экономического воспитания и обучения в военных вузах.
Под экономической готовностью понимаем целостное состояние, ориентирующее субъекта на конкретные экономические действия на основе совокупности полученных экономических знаний, навыков, умений и с учетом предъявляемых требований к качествам личности военного профессионала. Экономическая готовность -
многокомпонентное понятие, образованное следующими составляющими: мотивационная, индивидуально-психологическая, интеллектуальная, практическая и творческая.
Необходимо констатировать тот факт, что проблема формирования экономической готовности к профессиональной деятельности не нашла еще должного отражения в Государственном образовательном стандарте военного профессионального образования, в квалификационных характеристиках военнослужащих разных специальностей.
Вместе с тем, сегодня в Вооруженных Силах отмечается рост авторитета специалиста по экономике, от которого требуется максимальная решительность и ответственность, работоспособность, самостоятельность, способность управлять деятельностью других должностных лиц в вопросах развития финансово-экономической сферы воинской части
В этой связи для специалиста экономической службы становится важным знать порядок организации и особенности экономической деятельности части, быть компетентным в этом вопросе, готовым включиться в новые социально-экономические отношения, иметь опыт экономического поведения, обладать социально и экономически значимыми качествами личности
Формирование экономической готовности представляет собой комплекс педагогических мер по увеличению экономической составляющей образования, активизацию учебной деятельности обучаемого, выражающуюся в осознанном усвоении современных экономических знаний и выработке мотивации к дальнейшему творческому самосовершенствованию с экономической направленностью в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.
Изучение особенностей служебно-профессиональной деятельности военных специалистов позволило выявить основные факторы, определяющие систему требований к его экономической готовности:
- возрастание роли экономической составляющей при обеспечении эффективности осуществления этой деятельности;
- приоритет развития творчества в экономическом спектре содержания воинского труда;
- адекватное реагирование профессионального потенциала военного специалиста на динамику экономических изменений в стране.
Рисунок 1 - Система формирования экономической готовности
Для решения задачи совершенствования профессиональной подготовки военного специалиста предложена модель системы, отражающая основные связи компонентов системы с социальным заказом общества на специалиста, обладающего высоким уровнем экономической готовности.
Представленная система отображает основные связи между компонентами экономической готовности курсантов, а также связи с внешней средой, с социально-экономическим заказом общества и ВС РФ на высококвалифицированного военного специалиста, своими способностями и качествами удовлетворяющего требованиям принципа гуманизации о разносторонней готовности к профессиональной экономической деятельности (рис. 1). В дисциплине «Военно-экономический анализ» выделены наиболее значимые составляющие формируемой экономической готовности. Предметом дисциплины являются экономические аспекты, заключающиеся в закономерностях взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов и возможностей в целях наиболее полного удовлетворения материальных потребностей человека и общества.
Выделим основные направления формирования экономического мышления курсантов:
1) в процессе экономического образования (общеэкономическое, военно-экономическое, хозяйственное или практическое);
2) в процессе экономического воспитания;
3) в процессе практической работы.
Таким образом, уровень экономической культуры и профессиональной квалификации должен отвечать не только требованиям сегодняшнего дня, но и иметь перспективный запас знаний, навыков, умений. Будущий офицер должен обладать хорошей экономической подготовкой, знанием законов и категорий рыночной экономики, современным экономическим мышлением, которые позволят ему с высокой эффективностью решать финансово-экономические проблемы, возникающие в процессе материального снабжения и распределения финансовых ресурсов в частях и подразделениях [2].
Список литературы
1. Чернышева Г.Н., Кильдюшевский М.В., Горшунова И.В.Военно-экономический анализ: Учебное пособие. - Воронеж: ВУНЦ ВВС ВВА, 2016. - 356 с.
2. Казьмина И.В. Особенности формирования механизма обеспечения экономической безопасности предприятий с информационными технологиями // Вестник воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5. С. 120124.
3. Летунова О.А. Экономическое мышление и проекты экономического развития. - Красноярск, 2015.- 250 с.
4. Аванесова Т.П. Проблема профессиональной подготовки специалистов военно-морского флота с помощью компьютерных технологий обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012.№ 4 (109). С. 99-103.
5. Азитов Р.Ш. Современные основы преподавания экономики в техническом университете // В сборнике: Education & Science -2016 материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Science and Innovation Center Publishing House. 2016. С. 129-134.
6. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.
Комаровская Е.П., Мачульский А.Н.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Центр региональных социально-гуманитарных связей
Ключевые слова: исторические дисциплины, студенческая молодежь, воспитание молодежи, патриотизм, патриотическое воспитание.
Аннотация. В статье обоснована необходимость патриотического воспитания студенческой молодёжи в современных условиях. Одним из вспомогательных ресурсов авторами выбраны исторические дисциплины.
Key words: historical disciplines, student youth, youth education, patriotism, patriotic education.
Abstract. The article substantiates the necessity of patriotic education of students in modern conditions. One of the auxiliary resources of the authors selected historical disciplines.