Исмаилова А.М.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ
Баткенский государственный университет
Ключевые слова: образование, межпредметное обучение, школа, Кыргызстан.
Аннотация: в статье рассмотрены ключевые проблемы кыргызского школьного образования в разрезе межпредметного обучения, сделан сравнительный анализ, предложены пути совершенствования.
Key words: education, intersubject education, school, Kyrgyzstan.
Abstract: The article considers the key problems of Kyrgyz school education in the context of interdisciplinary teaching, comparative analysis is made, and ways of improvement are proposed.
В современных условиях роста научной информации и теоретического материала по дидактике и методике обучения учащихся математике и физике, усиления взаимосвязи данных предметов в школьном курсе является одной из наиболее важных проблем в Кыргызстане.
Это вызвано тем, что сегодня существуют различные взгляды на математическое и физическое образование и несоответствие Государственного образовательного стандарта предметному стандарту, учебной программе, учебникам, сокращение учебной нагрузки по математике и физике в Базисном учебном плане, при полном сохранении программного материала и старых учебников, пособий и т.д., острая нехватка учебников по математике и физике, учебных пособий и другой дополнительной литературы, адаптированных к новым реалиям и новым мировым тенденциям. Также отсутствуют методические или дидактические комплексы по данным предметам.
Изучение смежных дисциплин должно происходить таким образом, чтобы каждый предмет готовил фундамент усвоения структурных элементов системы знаний [2-3]. Понятия, общие для циклов учебных дисциплин должны развиваться в ходе всего школьного образования. На сегодняшний день, данные организационные уровни недостаточно разработаны.
Также нет единого подхода в трактовке общих понятий в учебниках по физике и математике. Сегодня существует большое
число учебников разных авторов (как по математике, так и по физики), которые усложняет выработку единой методики формирования общих понятий.
Например, несмотря на разнообразие, во всех учебниках отсутствует единая интерпретация понятий, относящихся к теме "Механическое движение".
В основном, в учебниках по математике встречаются лишь задачи, решение которых требует анализа приведенных в учебнике графиков движения какого-либо физического тела. Как правило, это зависимости пройденного пути и скорости движения от времени. Причем часто под словом путь подразумевается перемещение тела. Кроме того, нет указания на то, какое это движения: прямолинейное или криволинейное. Все эти неточности и ошибки ведут к возникновению у школьников серьезных затруднений в решении задач на движение. Многие учащиеся не могут правильно описать процесс движения, используя соответствующие физические величины.
Прежде всего, учителя должны ориентироваться в содержании смежных предметов для того, чтобы осуществлять его анализ с целью установления межпредметных связей (МПС) [4; 6]. Учителя, реализующие МПС в процессе обучения, должны формировать у учащихся умения устанавливать и усваивать связи между предметами, обобщать знания из смежных предметов. Но данная работа в школе ведется очень слабо.
В организационном аспекте администрация школы должна обеспечивать контроль над деятельностью учителей по реализации МПС, создавать необходимые условия для этой работы. Однако эти функции выполняются далеко не всегда.
Межпредметные секции должны способствовать согласованию деятельности учителей смежных дисциплин по формированию у учащихся общих понятий и умений, вырабатывать единые требования к их формированию, планировать подготовку и проведение комплексных форм учебных занятий и т.д. На самом же деле, межпредметные секции в школах почти не функционируют, что негативно влияет на решение проблемы МПС.
Итак, для эффективного решения проблемы формирования и развития понятий, общих для физики и математики, необходимо осуществлять межпредметные связи этих школьных дисциплин на различных организационных уровнях, начиная от государственных комиссий до педагогов-предметников.
Осуществление двусторонних связей физики и математики целесообразно проводить, в частности, на основе общих понятий этих дисциплин.
В науке нет единого определения понятия. Основными характеристиками понятия являются: содержание понятия, объем понятия, связи и отношения с другими понятиями. Усвоить его характеристики.
Понятие является структурным компонентом системы научных знаний.
Формирование у учащихся научных понятий - важнейшая задача, процесса обучения. Ключевым звеном методики формирования научных понятий у учащихся в процессе обучения должна быть теория осуществления межпредметных связей.
Методика формирования понятий, умений и навыков в условиях реализации МПС состоит в следующем [1; 5]:
- в четком определении уровня усвоения понятий, которого нужно достигнуть после изучения всех школьных дисциплин;
- в определении основных этапов формирования понятия, и роли в этом процессе отдельных тем изучаемых курсов;
- в осуществлении преемственности разных дисциплин в этом процессе;
- в обеспечении единства в интерпретации общих понятий.
Математика - "язык" физики. При формировании и развитии
понятий, общих для курсов физики и математики, определяющее значение имеют межпредметные связи дисциплин.
Для того, чтобы абстрактные понятия, формируемые на уроках математики, развивались на уроках физики, наполняясь конкретным содержанием, приобретали прикладной характер и становились личностно значимым для учащихся, необходимо проводить целенаправленную работу по определенной методике, которая требует детальной проработки.
Список литературы:
1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Классный руководитель. 2002. № 2.
2. Елькина О. Ю. На пути к педагогической науке (Итоги VII Международной студенческой олимпиады по педагогике имени В.А. Сластенина) // Педагогическое образование и наука. 2015. №6. С.157-160.
3. Илюшина Н.Н. Постановка вопроса о психологической культуре учителя в трудах Г.И.Челпанова // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 127-129.
4. Казин Э.М., Никифорова О.А., Гуль В.И. Анализ факторов, определяющих качество педагогической и психолого-физиологической адаптации младших школьников // Валеология. 2003. № 4. С. 21.
5. Скрипкина Н.В. Социально-психологический анализ личностного отношения педагогов к детям // Вестник Костромского государственного университета. 2011. Т. 17. № 2. С. 232-237.
6. Хальзова О.Е. Дидактические условия становления коллизийной личностной функции младших школьников в образовательном процессе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Псков, 2007. - 264 с.
Казьмина И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ВУНЦ ВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: экономическое мышление, экономические законы, материальные средства, система мер и инструментов, экономическая готовность
Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования экономического мышления у курсантов военных вузов с учетом действующих на современном этапе основных экономических законов и форм их проявления. Установлены средства и инструменты механизма формирования экономического мышления.
Keywords: economic thinking, economic laws, material means, system of measures and instruments, economic readiness
Abstract. The article proves the urgency of the formation of economic thinking among cadets of military higher schools, taking into account the basic economic laws that are in effect at the present stage and the forms of their manifestation. The means and tools of the mechanism for the formation of economic thinking have been established.
Современные экономические проблемы Российской Федерации требуют не только изучения различных сторон экономической жизни, особенностей функционирования и взаимодействия основных субъектов экономических отношений. Они постоянно требуют