5. Rome Declaration on World Food Security and the World Summit Plan on Food Issues (Rome, 13 November 1996).
6. Aphorisms of Jean-Jacques Rousseau. Electronic resource. - URL: www.orator. ru / russo. html.
7. Doctrine of food security of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010, No. 120.
8. Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation".
9. Altukhov A.I. Achieving food independence of the country on the basis of the new state agrarian policy // Regional Bulletin. - 2016. - № 2 (3). - P. 2-5.
УДК 331.5.024.5
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
КАЛИНИЧЕВА ЕЮ.,
доктор экономических наук, проректор по учебно-методической работе, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», 8-905-167-17-96, e-mail: [email protected].
ГУЛЯЕВА Т.И.,
доктор экономических наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел.+7 (4862) 76-06-64, e-mail: [email protected].
КЛИМОВА СП.,
кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел. 8-960-650-53-94, e-mail: [email protected].
КОНДЫКОВ А.В.,
кандидат педагогических наук, проректор по международным связям и профориентационной работе, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел. 8-903-637-21-88, e-mail: [email protected].
Реферат. В статье проанализирован уровень удовлетворенности обучающихся деятельностью университета с 2012 года по 2017 год. Обобщены основные тенденции количественных и качественных изменений, проведен анализ действующего механизма и дана оценка современному состоянию системы аграрного образования, как института формирования высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса региона. Характеризуется система профессионального образования, которая является главным источником молодых специалистов для обеспечения рынка труда. Повышение роли знаний в достижении высоких результатов экономической деятельности сформировало понимание, что высшее образование и переподготовка кадров является одним из наиболее эффективных путей повышения мобильности и конкурентоспособности молодых специалистов. В настоящее время система высшего образования призвана удовлетворять потребность национальной экономики в кадрах с определенным набором направлений и компетенций. В условиях конкурентности на рынке образовательных услуг на первое место вышел вопрос о качестве образования и его влияние на трудоустройство выпускников на рынке труда. В связи с этим возрастает актуальность формирования оперативных, достоверных и полных показателей трудовой активности студенческой молодёжи. Получение оперативных, достоверных и полных показателей исследования удовлетворенности обучающихся старших курсов деятельностью университета, а также анализ этих показателей и формирование индикаторов, позволяющих оценить эффективность учебного процесса и служить в дальнейшем основой для выявления и прогнозирования трудовой активности студенческой молодежи, формирования перечня востребованных направлений и специальностей, и корректировки образовательных программ. Информационную базу исследования составили анкеты-опросники обучающихся университета. Для исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета использовали методику «Тест - опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко. Основные результаты исследования нашли отражение в виде статьи. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке программ, дисциплин по подготовке и переподготовки, обучающихся университета.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; регион; Орловская область; университет; обучающийся; удовлетворенность; высококвалифицированные кадры.
THE FORMATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM FOR STAFFING OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY
KALINICHEVA E.Y.,
doctor of economic Sciences, the Pro-rector on educational and methodical work, " Orel state agrarian University named after N. In. Parahina", 8-905-167-17-96, e-mail: [email protected].
GULYAEVA T.I.,
doctor of economic Sciences, Professor, rector, fsbei HE "Orel state agrarian University named after N. In. Parakhina", tel. +7 (4862) 76-06-64, e-mail: [email protected].
KLIMOV S.P.,
candidate of agricultural Sciences, head of the Centre for the promotion of labor-Dostoinstvo graduates, FSBEI "Orenburg state agrarian University named after N. In. Parahina", tel. 8-960-650-53-94, e-mail: [email protected].
KONDAKOV A.V.,
candidate of pedagogical Sciences, Vice-rector for international relations and Pro-orientational work, FSBEI "Orenburg state agrarian University named after N. In. Parahina", tel. 8-903-637-21-88, e-mail: [email protected].
Essay. The article analyzes the level of satisfaction of students with the activities of the University from 2012 to 2017. The main trends of quantitative and qualitative changes are summarized, the analysis of the existing mechanism is carried out and the assessment of the current state of the agricultural education system as an institution of formation of highly qualified personnel for the agro-industrial complex of the region is given. The system of professional education is characterized, which is the main source of young professionals to ensure the labor market. Increasing the role of knowledge in achieving high results of economic activity has formed the understanding that higher education and retraining is one of the most effective ways to improve the mobility and competitiveness of young professionals. Currently, the higher education system is designed to meet the needs of the national economy in personnel with a certain set of areas and competencies. In terms of competition in the market of educational services in the first place came the question of the quality of education and its impact on the employment of graduates in the labor market. In this regard, the relevance of the formation of operational, reliable and complete indicators of labor activity of students increases. Obtaining operational, reliable and complete indicators of research satisfaction of senior students of the University, as well as the analysis of these indicators and the formation of indicators to assess the effectiveness of the educational process and serve as a basis for further identification and forecasting of labor activity of students, the formation of the list of popular areas and specialties, and adjustments to educational programs. The information base of the research consists of questionnaires of students of the University. To study the level of satisfaction of students with the activities of the University used the technique of "test questionnaire satisfaction with learning activities" L.V. Mishchenko. The main results of the study are reflected in the form of an article. The materials of this study can be used in the development of programs, disciplines for training and retraining of students of the University.
Keywords: agro-industrial complex; region; Orel region; University; student; satisfaction; highly qualified personnel.
Введение. Агропромышленный комплекс Орловской области представляет собой многоотраслевое образование, а именно: обеспеченность высококвалифицированными специалистами, многоуровневая система образования, наличие программ профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров. Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина - это один из лидеров отечественного образования, обладающий собственной научно-производственной научной базой и высокопрофессиональным кадровым потенциалом [1]. В настоящее время при подготовке квалифицированных кадров для АПК необходимо акцентировать внима-
ние на повышение компетентности, инновационной активности обучающихся. Недостаточная исследо-ванность удовлетворенности обучающихся деятельностью вузов в современных условиях обусловили высокую актуальность и необходимость данного исследования в стенах университета. Мотивация учебной деятельности довольно широко изучена и освещена в научно-периодической литературе, а удовлетворенность обучающихся учебной деятельностью мало изучена. Недостаточная изученность данного вопроса предопределила выбор направления исследования по методике Л.В. Мищенко, где целью является уточнение мнения обучающихся и разработка прак-
тических рекомендации по совершенствованию деятельности университета.
Материал и методика исследования. Информационную базу исследования составили анкеты-опросники обучающихся университета. Для исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета использовали методику «Тест - опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко [2]. Методика включает 7 шкал и 70 вопросов утверждений эмоционально-оценочного характера и представленных вариантов ответов (неверно, пожалуй неверно, верно и пожалуй верно). Полученные результаты исследования были обработаны в программе статистика по критерию Краскела-Уоллиса и выявили, что в данной выборке (474 обучающихся). Результаты ранговой ДА Краске-ла-Уоллиса показаны в виде таблиц и рисунков, и значимые статистические различия по шкале удовлетворенности учебной деятельностью университета полученные результаты обработаны, систематизированы и расшифрованы. Основные результаты исследования нашли отражение в виде статей. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке программ, дисциплин по подготовке и переподготовке обучающихся университета. Прове-
денные исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета представляют практический интерес при работе с контингентом обучающихся вуза.
Результаты исследования. На рисунке 1 представлено распределение оценок студентов различных факультетов относительно организационной работы по привлечению студентов к участию в международных программах и проектах.
Средний уровень удовлетворенности студентов данным показателем в целом по университету составляет 4,23 балла, что на 0,67 балла больше чем в 20122013 учебном году.
В наибольшей степени организацией по привлечению студентов к участию в международных программах и проектах удовлетворены студенты факультета Агротехники и энергообеспечения по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (4,47 балла), в наименьшей - студенты направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» (уровень удовлетворенности составляет 3,76 балла). Также студентам было предложено оценить степень их удовлетворенности оказанием помощи в оформлении заявок, документов в зарубежные фонды и программы на получение грантов и т.д. (рисунок 2).
Рисунок 1 - Уровень удовлетворенности студентов организацией работы по привлечению студентов к участию в международных программах и проектах, балл
Рисунок 2 - Степень удовлетворенности студентов оказанием помощи в оформлении заявок, документов в зарубежные фонды и программы на получение грантов и т.д., балл
В среднем по университету уровень удовлетворенности данным показателем составил 4,21 балла, что на 0,73 балла выше по сравнению с 2012-2013 учебном году. В наибольшей степени данным показателем удовлетворены студенты факультета Агротехники и энергообеспечения (уровень удовлетворенности составляет 4,44 балла), в наименьшей степени - студенты ИСИ.
В ходе исследования студенты в среднем оценили возможность получения в университете дополнительных видов образования на 4,46 баллов, что на 0,28 больше, чем в 2012-2013 учебном году. При этом из рисунка 13 видно, что в наибольшей степени удовлетворены возможностью получения в университете дополнительных видов образования студенты факультета «Агробизнеса и экологии» (4,72 балла).
Студентам было предложено ответить на вопрос о том, хотели бы они получить дополнительное образование, и если да, то по какому направлению подготовки (рисунок 4).
Как видно из рисунка 4 большинство студентов Орловского ГАУ (59 %) не желают получать дополнительное образование, а это на 15 % больше, чем в 2012-2013 учебном году. Также, процент желающих получить дополнительное образование снизился по сравнению с 2012-2013 учебным годом на 6 %. Количество студентов, которые получают высшее образование или получили (17 %) тоже снизилось на 10 %. Примерно одинаковое количество респондентов (5 %) не определились, нужно ли второе высшее образование.
Студенты Экономического факультета хотели бы получить второе высшее образование по направлениям: техносферная безопасность; юриспруденция; экономическая безопасность. Студенты факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины заинтересовались такими направлениями, как: хирургия; кинология; экономика; юриспруденция; иностранные языки.
л тп
4,в ^^
Ш
I I I ( I
4
АиЭк АиЭн ФБ ИСИ ЭФ
■ 2ХЛ.~-2ХЛВ учебный ГОД
Рисунок 3 - Оценка удовлетворенности студентов возможностью получения в университете дополнительных видов образования, балл
Рисунок 4 - Распределение ответов студентов на вопрос: «Хотели бы вы получить дополнительное образование?»
Рисунок 5 - Оценка удовлетворенности студентов качеством функционирования процессов управления инфраструктурой, образовательной и производственной средой, балл
Студенты факультета Агротехники и энергообеспечения отметили направления: юриспруденция; экономика; строительство; техносферная безопасность; кинология. Второе высшее экономическое образование хотели бы получить студенты факультета Агробизнеса и экологии.
В среднем по университету уровень удовлетворенности студентов реализацией данных процессов увеличился по сравнению с 2012-2013 учебного года на 0,64 балла и составил 4,18 балла. Как показывают данные рисунка 5, студенты в наибольшей степени по сравнению с другими показателями довольны условиями спортивной базой Университета (4,3 балла), так же было и в 2012-2013 учебном году. Наиболее удовлетворены студенты Экономического факультета (4,44 балла), наименее - студенты Инженерно-строительного института (4,21 балла). Меньше всего довольны организацией работы университетского медпункта (4,03 балла) и условиями проживания в студенческом общежитии (4,08 балла). Так считают в большей степени студенты факультета Агробизнеса и экологии (3,6 балла и 3,34 балла).
Значения таких показателей, как «Качество лабораторного оборудования», «Обеспечение компьютерной техникой» и «Обеспеченность программными продуктами» по оценкам студентов в 2012-2013 учебном году значительно увеличились, почти на один балл (рисунок 6.). Немного возросли уровни удовлетворенности студентов ценовой политикой и культурой обслуживания в столовой, состоянием учебных помещений. Практически без изменений по сравнению с 2012-2013 учебным годом осталась
удовлетворенность условиями проживания в студенческом общежитии и организацией работы университетского медпункта.
Студентам было предложено оценить уровень удовлетворенности воспитательной и вне учебной работой с обучающимися. Он составил 4,17 балла, что превышает уровень 2012-2013 учебный год, который составлял 3,8 балла.
В таблице 1 отражена оценка удовлетворенности студентов показателями реализации процесса воспитательной и вне учебной работы с обучаемыми в разрезе направлений подготовки.
Организация воспитательной работы со студентами и организация культурно-массовой работы и досуга, по мнению студентов, стала значительно лучше. А организация культурно-массовой работы и досуга получила более высокую оценку (4,35 балла), чем организация спортивно-оздоровительной работы, организация воспитательной работы со студентами, и степень участия в студенческом самоуправлении.
Результаты исследования показали, что 25 % опрошенных занимаются в различных кружках и секциях университета, что на 7,74 % больше, чем в 2012-2013 учебном году (17,26 %).
Наибольшую активность продемонстрировали студенты факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины и факультета Агротехники и энергообеспечении - 27 % на каждый факультет опрошенных занимаются в различных кружках и секциях университета, а Экономический факультет наименьшую -13 %.
5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
Рисунок 6 - Значения показателей удовлетворенности качеством функционирования процесса управления инфраструктурой и производственной средой, балл.
Таблица 1 - Оценка удовлетворенности студентов показателями реализации процесса воспитательной и вне учебной работы с обучаемыми в разрезе направлений подготовки
Показатель реализации процесса воспитательной и вне учебной работой с обучаемыми Специальность
Наибольший уровень удовлетворенности, баллы Наименьший уровень удовлетворенности, баллы
Организация воспитательной работы со студентами Технический сервис в АПК - 5; Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов - 5; Финансы и кредит - 4;
Степень Вашего участия в студенческом самоуправлении Технический сервис в АПК - 5; Финансы и кредит - 5; Менеджмент - 3, 4; Строительство - 3,6
Организация спортивно-оздоровительной работы Технический сервис в АПК - 5; Агрономия - 4,57 Агрохимия и агропоч-воведение - 3,83
Организация культурно-массовой работы и досуга Технический сервис в АПК - 5; Финансы и кредит - 5; Эксплуатация транс-портно -технических машин и комплексов - 1
Студентами также были названы причины, по которым они не занимаются в различных кружках и секциях, а именно: - (основной причиной) является отсутствие времени у студентов.
На рисунке7 представлено распределение оценок удовлетворенности возможностями предоставления льгот студентам различных факультетов.
В среднем по университету уровень удовлетворенности данным показателем составляет 4,27
балла (в 2012-2013 учебном году значение данного показателя составило 3,9 балла). В наибольшей степени данным показателем удовлетворены студенты факультета Агробизнеса и экологии (4,6 балла). Самую низкую оценку данному показателю дали студенты Экономического факультета (3,98 балла).
1 А 1 1 А
Рисунок 7 - Распределение оценок удовлетворенности возможностями предоставления льгот студентам различных факультетов
Средний балл удовлетворенности информированием в Университете составил 4,2 балла, что на 0,57 балла больше, чем в 2012-2013 учебном году (3,63 балла). Больше всего студенты удовлетворены информацией об организации учебного процесса и о текущих изменениях, меньше всего - информацией о существующих международных программах и проектах. Однако значение данного показателя по сравнению с 2012-2013 учебным годом возросло на 0,63 балла.
В ходе исследования было выявлено отношение студентов к проблемам, существующим в сельской местности. Подавляющему числу опрошенных (71 %) не безразлично, что происходит в сельской местности, что на 12 % студентов меньше по сравнению с 2012-2013 учебным годом (83 %). Студенты отмечают, что в селах происходит большой отток молодежи, плохо развита инфраструктура, не налажена система кредитования с.-х. предприятий. Поэтому, по мнению студентов, необходимо: развивать инфраструктуру; строить дороги; возродить колхозы и совхозы; создавать рабочие места; привлекать молодежь, инвесторов, вывести производителей с.-х. продукции на рынок без посредников (основную часть прибыли должен получать производитель продукции, а не продавцы).
По результатам исследования только 22 % студентов планируют после окончания университета работать в сельской местности, больше на 19 % по сравнению с 2012-2013 учебным годом (3 %), а 68 % опрошенных не собираются этого делать, хотя в 2012-2013 учебном году было 66 % студентов. 3 % студентов возможно будут жить и работать в сельской местности, а 7 % затруднились ответить.
Данные исследования показали, что большинство студентов не совмещают трудовую деятельность с учебой - 62 %, что на 14 % больше по сравнению с 2012-2013 учебным годом (48 %). 20 % опрошенных совмещают обучение с работой,
что на 10 % меньше по сравнению с 2012-2013 учебным годом (30 %). Наибольшая доля работающих, как и в 2012-2013 учебном году, приходится на факультет Агротехники и энергообеспечения, но по сравнению с предыдущим периодом количество работающих студентов снизилось на 18 %. 18 % студентов иногда подрабатывают, что на 5 % меньше, чем в 2012-2013 учебном году (23 %). Наибольшая доля таких студентов учатся на факультете Агробизнеса и экологии (23 %).
Большинство студентов 58 % указали, что их работа (подработка) не связана с получаемым образованием, что на 38 % меньше по сравнению с 2012-2013 учебным годом (20 %). Практически одинаковое количество опрошенных ответили, что их работа (подработка) связана с получаемым образованием, либо не совсем связана (22 % и 19 % соответственно). Наибольшая доля работающих по своему направлению подготовки студентов, как и в 2012-2013 учебном году, приходится на факультет Агротехники и энергообеспечения.
В большинстве случаев студенты при поступлении получали информацию о нашем университете от родителей и родственников, а также от друзей и знакомых преподавателей.
Как показывают данные на рисунке 9, наиболее распространенными мотивами поступления в университет является тот фактор, что по мнению студентов здесь дают хорошее образование - 47 % (в 2012-2013 учебном году - 28 %). Лидирующие позиции потеряли такие мотивы, как:
- близкое расположение к дому (было 20 %, стало 11 %);
- абитуриентам было все равно куда поступать (было 17 %, стало 10 %);
- отсутствие проблем с трудоустройством (было 19 %, стало 14 %);
- высокое качество преподавания (было 25 %, стало 20 %).
Рисунок 8 - Ответы на вопрос: «Связана ли Ваша работа (или дополнительный заработок) с получаемым направлением подготовки (специальностью)?
1. Здесь дают хорошее образование.
2. Он ближе других расположен к дому.
3. Знакомые посоветовали.
4. Имел о нем полную информацию
5. Заинтересовала образовательная программа по выбранному направлению подготовки (специальности).
6. Известность вуза.
7. Нужен диплом об образовании.
8. Не было другого выхода.
9. Было все равно.
10. Не будет проблем с дальнейшим трудоустройством.
11. Высокое качество преподавания в Университете.
Рисунок 9 - Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы выбрали именно Орловский ГАУ?»
Интересно отметить, что вырос мотив «заинтересовала образовательная программа по выбранному направлению подготовки (специальности)» с 12 % до 36 % и «нужен диплом об образовании - с 6 % до 19 %.
Большинство студентов по окончании университета собираются работать по своему направлению подготовки (специальности) (41 %), что больше по сравнению с 2012-2013 учебным годом на 5 %. Высокий процент данного показателя отмечен на факультете Агробизнеса и экологии
(59 %) и на факультете Биотехнологии и ветеринарной медицины (49 %). Меньший процент студентов (25 %) намерены работать там, где устроятся, так отметили вдвое меньше студентов по сравнению с 2012-2013 учебным годом (40 %). Также в большей степени поступить в магистратуру желают студенты Экономического факультета (36 %). Желающих получить второе высшее образование немного. Помимо этого, студенты собираются: пойти в армию, заняться индивидуальным предпринимательством и научной деятельностью.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что университет полностью удовлетворяет потребности обучающихся своей деятельностью и кадровую потребность региона в соответствии реализуемым программами подготовки. По данным Министерства образования и науки России, опубликованным в 2016 и 2017 году, доля трудоустроенных выпускников 2014 и 2015 годов составляет 80 %, что превышает региональный порог на 10 %, а география их трудоустройства охватывает всю Россию. Более половины (56,4 %) трудоустроенных выпускников остались работать в Орловской области [3, 4].
Плодотворное и динамичное развитие агропромышленного комплекса Орловской области невозможно без преобразования технологических и производственных процессов и наличия молодых высококвалифицированных кадров. Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Пара-хина принимает активное участие в развитии научно-образовательных, прогрессивно-исследовательских направлений Орловской области, центром по подготовке молодых конкурентоспособных специалистов в сфере АПК. В Орловском ГАУ обучение ведется с опорой на сложившиеся за 43 года существования университета с учетом традиций и тенденций высшей школы. Отличительной особенностью университета является применение системы непре-
рывного агробизнес-образования. Всё это способствует повышению подготовки молодых кадров и привлечения обучающихся в сферу АПК с целью устойчивого развития сельских территорий и создания в Орловской области центра продовольственной безопасности.
Выводы. В Российской Федерации сегодня, по сути, сформирована новая макроэкономическая реальность в условиях импортозамещения и продовольственной безопасности страны. Сейчас у нас есть возможность повышать уровень и качество образования с учетом интересов обучающихся и работодателей, добиться качественных изменений в подготовке обучающихся, в том числе по передовым и остродефицитным направлениям технологического развития, создать сельскохозяйственные центры опережающей переподготовки для работающих и неработающих специалистов Орловской области. Развитие АПК страны и региона должно идти не только за счет крупных холдингов, но и за счет семейных фермерских хозяйств, начинающих предпринимателей, таким образом необходимо нарастить кадровый потенциал для расширения сельскохозяйственного производства и создания современных рабочих мест. Орловский ГАУ был и остается привержен развитию инновационного сельского хозяйства с учетом мнения обучающихся и работодателей, а также продолжается работа по достижению стратегической цели - прорывному развитию России. Орловский ГАУ является многоуровневым центром научно-образовательной, учебно-методической и новаторской деятельности Орловской области, осуществляющим подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных молодых специалистов для научной, производственно-образовательной и бизнес сферы АПК Орловской области и России по широкому спектру перспективных направлений подготовки и специальностей.
Список использованных источников
1. Гуляева Т.И., Калиничева Е.Ю., Климова С.П. Кадровое обеспечение в условиях инновационного развития АПК / В кн.: Генетические ресурсы растений - основа селекции и семеноводства в развитии органического сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Орел, 2018. - С. 3-11.
2. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 122-128.
3. Климова С.П. Востребованность выпускников Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина // Образование, наука и производство. - 2016. - № 3 (16). - С. 22-24.
4. Кондыков А.В., Климова С.П. Экономические аспекты, опыт подготовки и переподготовки кадров Орловского ГАУ в рамках реализации доктрины продовольственной безопасности РФ // В кн.: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 302-305.
List of used sources
1. Gulyaeva, T.I., Kalinicheva, E.Yu., Klimova, S.P. Staffing in terms of innovative development of the agroindustrial complex / In the book: Plant genetic resources - the basis of plant breeding and seed production in the development of organic agriculture: materials of the All-Russian scientific-practical conference. - Orel, 2018. - P. 3-11.
2. Mishchenko L.V. To the problem of diagnosing the attitude of students to learning activities // Bulletin of practical psychology of education. - 2007. - № 3. - P. 122-128.
3. Klimova S.P. The demand for graduates of the Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhina // Education, science and production. - 2016. - № 3 (16). - Pp. 22-24.
4. Kondykov A.V., Klimova S.P. Economic aspects, experience of training and retraining of the Oryol State Agrarian University within the framework of the implementation of the food security doctrine of the Russian Federation // In the book: Food security: from dependence to independence: materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2017. - P. 302-305.
УДК 332.2.01
ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ВЕКЛЕНКО В.И.,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета,
Курский государственный университет, институт экономики и управления; e-mail: [email protected],
тел.(4712)51-36-52.
АЛХАСТОВА Э.М.,
аспирант ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Реферат. В статье рассмотрены подходы к определению термина «земля». Отмечено, что наиболее важным свойством земли является ее плодородие. Исходя из трактовки плодородия как потенциала для производства продукции, можно определить потребительную стоимость земли, ее цену, эффективность использования. Выделены факторы, влияющие на уровень плодородия. Сделан вывод, что в результате приложения труда имеет место тенденция выравнивания стоимости разных почв. Определено, что площадь земли, как важнейшее ее свойство, позволяет обеспечить растения необходимыми условиями для их произрастания. Влияя на свойства почвы, человек, вместе с тем, слабо контролирует факторы, действующие над поверхностью земли. Но эти факторы весьма существенно влияют на величину урожайности. Поэтому для воспроизводства качеств почвы необходимо активно влиять на ее состояние. В статье выделены особенности земли, которые отличают ее от других средств производства в сельском хозяйстве. Собственность на этот ресурс приводит к возникновению земельных отношений. Отмечено, что взаимодействием человека, земли и внешней среды приводят к различным связям. Земля в сельскохозяйственном производстве принимает участие как в процессе воспроизводства продукции, так и в воспроизводстве средств производства. Воспроизводство земли связано с восстановлением ее производительных свойств, плодородия. Исследования позволили установить, что устойчивая тенденции повышения спроса на продукцию сельского хозяйства в долгосрочном периоде обуславливает необходимость расширенного воспроизводства земельных ресурсов. Увеличивается и предложение, но неравномерно. В коротком же периоде предложение колеблется, причем существует устойчивая тенденция роста колеблемости предложения по годам. Сделан вывод, что это обуславливает неустойчивость цены на продукцию, величины доходов. Доказано, что важнейшая роль земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве приводит к необходимости их эффективного использования.
Ключевые слова: земельные ресурсы, плодородие земли, земельные отношения, воспроизводство, эффективность использования.
THE VALUE AND NECESSITY OF EFFECTIVE USE OF LAND RESOURCES
VEKLENKO V.I.,
doctor of Economics, Professor of Finance, credit and accounting Department of Kursk state University, Institute of economics and management; e-mail: [email protected], tel. (4712)51-36-52.
ALHASTOVA E.M.,
graduate student Kursk State Agricultural Academy.
Essay. The article considers approaches to the definition of the term "land". It is noted that the most important property of the earth is its fertility. Based on the interpretation of fertility as the potential for production, it is possible to determine the use value of land, its price, efficiency of use. The factors influencing the level of fertility are allocated. It is concluded that as a result of the application of labor there is a tendency of leveling the cost of different soils. It is defined that the area of the earth, as its most important property, allows to provide plants with necessary conditions for their growth. Influencing the properties of the soil, man, however, has little control over the factors acting on the surface of the earth. But these factors significantly affect the yield. Therefore, for the reproduction of soil qualities it is necessary to actively influence its condition. The article highlights