Научная статья на тему 'Подготовка инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса'

Подготовка инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / АНАЛИЗ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляева Т. И., Калиничева Е. Ю., Климова С. П., Кондыков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса»

УДК 331.5.024.5

ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ГУЛЯЕВА Т.И.,

доктор экономических наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел.+7 (4862) 76-06-64, e-mail: [email protected].

КАЛИНИЧЕВА ЕЮ.,

доктор экономических наук, проректор по учебно-методической работе, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», 8-905-167-17-96, e-mail: [email protected].

КЛИМОВА СП.,

кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел. 8-960-650-53-94, e-mail: [email protected].

КОНДЫКОВ А.В.,

кандидат педагогических наук, проректор по международным связям и профориентационной работе, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел. 8-903-637-21-88, e-mail: [email protected].

Реферат. В статье рассматривается уровень удовлетворенности знаниями, получаемыми на различных видах занятий в университете в 2012-2013 и в 2017-2018 учебных годах студенческой молодежью. Характеризуется система профессионального образования, которая является главным источником молодых специалистов для обеспечения рынка труда. Повышение роли знаний в достижении высоких результатов экономической деятельности сформировало понимание, что высшее образование и переподготовка кадров является одним из наиболее эффективных путей повышения мобильности и конкурентоспособности молодых специалистов. В настоящее время система высшего образования призвана удовлетворять потребность национальной экономики в кадрах с определенным набором направлений и компетенций. В условиях конкурентности на рынке образовательных услуг на первое место вышел вопрос о качестве образования и его влиянии на трудоустройство выпускников на рынке труда. В связи с этим возрастает актуальность формирования оперативных, достоверных и полных показателей трудовой активности студенческой молодёжи. Получение оперативных, достоверных и полных показателей исследования удовлетворенности обучающихся старших курсов деятельностью университета, а также анализ этих показателей и формирование индикаторов, позволяющих оценить эффективность учебного процесса и служить в дальнейшем основой для выявления и прогнозирования трудовой активности студенческой молодежи, формирования перечня востребованных направлений и пециальностей, и корректировки образовательных программ. Информационную базу исследования составили анкеты-опросники обучающихся университета. Для исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета использовали методику «Тест - опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко. Основные результаты исследования нашли отражение в виде статьи. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке программ, дисциплин по подготовке и переподготовке, обучающихся университета.

Ключевые слова: обучающийся; деятельность; трудоустройство; анализ, студенческая молодежь; сельские территории.

THE TRAINING OF INNOVATION-ORIENTED PERSONNEL FOR AGROPROMYSHLENNOGO COMPLEX

GULYAEVA T.I.,

doctor of economic Sciences, Professor, rector, fsbei HE "Orel state agrarian University named after N. In. Parakhina", tel. +7 (4862) 76-06-64, e-mail: [email protected].

KALINICHEVA E.Y.,

doctor of economic Sciences, the Pro-rector on educational and methodical work, " Orel state agrarian University named after N. In. Parahina", 8-905-167-17-96, e-mail: [email protected]

KLIMOVA S.P.,

candidate of agricultural Sciences, head of the Centre for the promotion of labor-Dostoinstvo graduates, FSBEI "Orenburg state agrarian University named after N. In. Parahina", tel. 8-960-650-53-94, e-mail: [email protected].

KONDYKOV A.V.,

candidate of pedagogical Sciences, Vice-rector for international relations and Pro-orientational work, FSBEI "Orenburg state agrarian University named after N. In. Parahina", tel. 8-903-637-21-88, e-mail: [email protected].

Essay. The article deals with the level of satisfaction with the knowledge obtained in various types of classes at the University in 2012-2013 and in 2017-2018 academic years of student youth. The system of professional education is characterized, which is the main source of young professionals to ensure the labor market. Increasing the role of knowledge in achieving high results of economic activity has formed the understanding that higher education and retraining is one of the most effective ways to improve the mobility and competitiveness of young professionals. Currently, the system of higher education is designed to meet the needs of the national economy in personnel with a certain set of areas and competencies. In the conditions of competition in the market of educational services in the first place came the question of the quality of education and its impact on the employment of graduates in the labor market. In this regard, the relevance of the formation of operational, reliable and complete indicators of labor activity of students increases. Obtaining operational, reliable and complete indicators of research satisfaction of senior students of the University, as well as the analysis of these indicators and the formation of indicators to assess the effectiveness of the educational process and serve as a basis for further identification and forecasting of labor activity of students, the formation of the list of required areas and specialties, and adjustments to educational programs. The information base of the study consisted of questionnaires of students of the University. To study the level of satisfaction of students with the activities of the University used the technique of "test questionnaire satisfaction with learning activities" L. V. Mishchenko. The main results of the study are reflected in the form of an article. The materials of this study can be used in the development of programs, disciplines of training and retraining of students of the University.

Key words: student; activity; employment; analysis, student youth; rural areas.

Введение. Проблема обеспечения продовольственной безопасности России тесно связана с устойчивым воспроизводством трудового и кадрового потенциалов аграрного сектора экономики [1]. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития в условиях импортозамещения обуславливает необходимость формирования и процветания новой экономики - «экономики знаний», ключевым фактором роста и функционирования выступает информация и знания [2]. Основной продукцией высшего образования является молодой специалист образовательного учреждения, на подготовку которого расходуЮтся значительные финансовые ресурсы. В связи с этим возрастает актуальность формирования оперативных, достоверных и полных показателей трудовой активности студенческой молодёжи. Получение оперативных, достоверных и полных показателей исследования удовлетворенности обучающихся старших курсов деятельностью университета, а также анализ этих показателей и формирование индикаторов, позволяющих оценить эффективность учебного процесса и служить в дальнейшем основой для выявления и прогнозирования трудовой активности студенческой молодежи, формирования перечня востребованных направлений и специальностей, и корректировки образовательных программ.

В целом подготовка специалистов аграрного профиля востребована реальным сектором эконо-

мики Орловской области, которая ориентирована на развитие агропромышленного комплекса. Наши выпускники готовы заняться возрождением российского села сегодня и сейчас, не на словах, а на деле. Орловский ГАУ готовит сильные кадры и преумножает богатство региона и России [3]. Ор-ловщина относится к числу регионов, в которых преобладает аграрный сектор экономики, поэтому с уверенностью можно сказать, что за сельским хозяйством - будущее. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, применение новых современных технологий, сельскохозяйственной техники и оборудования - все это объективно приводит к росту потребности отрасли в квалифицированных специалистах [4]. Успешное трудоустройство выпускников это один из ключевых показателей эффективности деятельности университета и результат эффективного сотрудничества с работодателями (рисунок 1) [5].

В настоящее время на рынке образовательных услуг Орловской области из высших учебных заведений «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахин»а занимает особое место. Это единственный вуз, который обеспечивает агропромышленный комплекс региона высококвалифицированными кадрами с высшим и средним образованием и кадрами рабочих профессий, обеспечивающих инновационное развитие аграрной экономики, создает резерв специалистов и руководителей экономического профиля, знаю-

щий особенности и технологии организации производства в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслей [6] (рисунок 2).

Таким образом, предприятия АПК и бизнес-сообщество очень нуждаются в молодых энергичных кадрах, и подготовка таких специалистов - основная задача Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина, которая с успехом решается [7]. Проведенные исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета представляют практический интерес при работе с молодыми специалистами.

Материал и методика исследования. Информационную базу исследования составили анкеты-опросники обучающихся университета. Для исследования уровня удовлетворенности обучающихся деятельностью университета использовали методику «Тест - опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В.

Мищенко [8]. Методика включает 7 шкал и 70 вопросов - утверждений эмоционально-оценочного характера и представленных вариантов ответов (неверно, пожалуй неверно, верно и пожалуй верно). Полученные результаты исследования были обработаны в программе «статистика по критерию Краскела-Уоллиса» и выявили, что в данной выборке (474 обучающихся). Результаты ранговой ДА Краскела-Уоллиса показаны в виде таблиц и рисунков, а значимые статистические различия по шкале удовлетворенности учебной деятельностью университета полученные результаты обработаны, систематизированы и расшифрованы. Основные результаты исследования нашли отражение в виде статьи. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке программ, дисциплин по подготовке и переподготовке, обучающихся университета.

Рисунок 1 - Уровень трудоустройства выпускников аграрных вузов ЦФО

ПО РЕГИОНАМ

Рисунок 2 - Доля трудоустройства выпускников Орловского ГАУ в регионе

Результаты исследований и их обсуждение.

В декабре 2017 года было проведено исследование удовлетворённости студентов 2-4 курсов деятельностью университета, в опросе приняли участие 474 обучающихся. Результаты проведенного исследования показали, что более половины опрошенных студентов (52 %) учатся на «хорошо» и «отлично». Такая тенденция прослеживается на всех факультетах. Наиболее высокие баллы успеваемости, как и в 2012-2013 учебном году, отметили студенты факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины: 57 % студентов учатся на «хорошо» и «отлично». Как показывают данные таблицы 1, 58 % респондентов учатся хорошо и им ничто не мешает. 23 % студентов отмечают, что не могут заставить себя учиться лучше, 20 % плохо запоминают учебный материал, а 19 % с трудом его понимают.

Как показывают данные рисунка 3 удовлетворенность знаниями, получаемыми на различных

видах занятий, как в разрезе по факультетам, так и в университете в целом, возросла по сравнению с 2012-2013 учебным годом. Средние оценки удовлетворенности студентов различными видами занятий находятся на уровне 4,21 балла, это на 0,38 балла больше по сравнению с результатами анкетирования, проводимого в 2012-2013 учебном году (3,83 балла). В 2012-2013 учебном году студенты больше всего были удовлетворены знаниями, получаемыми на лекциях и семинарах, а в 2017-2018 учебном году знаниями, получаемыми на лабораторных занятиях. Стоит отметить повышение удовлетворенности студентов содержанием производственной практики. Самый высокий уровень удовлетворенности высказали студенты факультета Агробизнеса и экологии (4,44, что на 0,61 балла выше по сравнению с 2012-2013 учебным годом), но и студенты остальных факультетов вполне удовлетворены получаемыми знаниями (все факультеты выше 4 баллов).

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Что мешает Вам учиться лучше?»

Вариант ответа % от числа опрошенных

Я хорошо учусь 58

Не могу заставить себя учиться лучше 23

Плохо запоминаю учебный материал 20

Трудно понять новый учебный материал 19

Проблемы в личной жизни 13

Плохое самочувствие 12

Мешает тяжелое материальное положение 12

Не вижу смысла добиваться лучших результатов 8

Мешает обстановка в нашей учебной группе 5

1 - Знания, получаемые на лекциях

2 - Знания, получаемые на семинарах

3 - Знания, получаемые на лабораторных занятиях

4 - Организация курсового проектирования

5 - Содержание производственной практики

6 - Организация самостоятельной работы студентов.

Рисунок 3 - Удовлетворенность знаниями, получаемыми на различных видах занятий

Рисунок 4 - Средний уровень удовлетворенности знаниями, получаемыми на различных видах занятий в университете в 2012-2013 и в 2017-2018 учебных годах, балл

1 - Качество преподавания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла

2 - Качество преподавания дисциплин математического и естественнонаучного цикла

3 - Качество преподавания дисциплин профессионального цикла

Рисунок 5 - Удовлетворенность качеством преподавания различных дисциплин

Также студентам было предложено оценить удовлетворенность качеством преподавания различных дисциплин (рисунок 5).

Качество преподавания всех дисциплин в среднем было оценено на 4,38 балла. Следует отметить, что на всех факультетах средний балл удовлетворен-

ности превысил 4 балла. Связь преподаваемых специальных дисциплин с новейшими научными разработками студенты оценили в среднем на 4,18 балла (значение данного показателя в 2012-2013 учебном году составило 3,69 балла).

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что модульная технология обучения студентов (бальная оценка знаний) достаточно объективна и справедлива?»

Оценка качества составления расписания занятий повысилась до 4,25 балла (по сравнению с 20122013 учебным годом). В наибольшей степени данным показателем удовлетворены студенты факультет Агробизнеса и Экологии (4,5 балла), в наименьшей степени - студенты Экономического факультета (4,13 балла).

Удовлетворенность системой контроля знаний была оценена обучаемыми в среднем на 4,31 балла (в 2012-2013 учебном году составила 3,97 балла). В целом опрошенные студенты считают, что проблемных мест в деятельности по оценке студентов нет, в отличие от 2012-2013 у. г., поэтому можно сделать вывод, что студенты удовлетворены системой контроля знаний. На вопрос: «Считаете ли Вы, что модульная технология обучения студентов (бальная оценка знаний) достаточно объективна и справедлива?» - более половины (77 %) респондентов дали положительный ответ. Для 12 % студентов бальная оценка знаний достаточно объективна, но сложна для восприятия. 11 % респондентов устраивает больше традиционная оценка знаний, чем бальная. В основном так ответили студенты Инженерно-строительного института (17 %). Однако 53 % студентов факультета Агротехники и энергообеспечения наоборот считают, что модульная технология обучения студентов наиболее точно отражает уровень знаний студентов по сравнению с традиционной оценкой знаний. Также модульная технология является стимулом к систематической работе студентов в течение семестра и дает возможность быть освобожденным от семестрового экзамена для 48 % студентов Экономического факультета.

Обучающиеся считают необходимым повысить качество проведения занятий, в основном по дисциплинам, связанным с будущей профессией. Большинство студентов полностью удовлетворены личностными и профессиональными качествами профессорско-преподавательского состава.

В целом, 56 % студентов удовлетворенны уровнем освоения образовательной программы, в частности, студенты факультета Агробизнеса и Экологии (67 %) и факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины (67 %). И всего лишь 6 % респондентов дали отрицательный ответ (рисунок 7). В среднем содержание образовательных программ, методы обучения и организация учебного процесса были оценены студентами на 4,15 балла, больше на 0,23 балла по сравнению с 2012-2013 учебным годом.

В ходе исследования обучающимся было предложено оценить некоторые показатели процесса библиотечного и информационного обслуживания (рисунок 8).

Удовлетворенность студентов реализацией данного процесса в среднем составляет 4,36 балла (что выше показателя 2012-2013 учебного года - 4,08 балла). В наибольшей степени библиотечным и информационным обслуживанием удовлетворены студенты факультета Агробизнеса и экологии (4,52 балла). Наименьший уровень удовлетворенности был выявлен у студентов Инженерно-строительного института (3,84 балла), хотя в 2012-2013 учебном году студенты этого института больше всех были довольны работой библиотеки.

В наибольшей степени студенты удовлетворены культурой общения персонала библиотеки со студентами, в особенности студенты факультета Агро-

бизнеса и экологии направлений подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» (4,83 балла). В наименьшей степени, как и в 2012-2013 учебном году, студенты удовлетворены удобством работы в читальном зале (4,31 балла). Наименьший уровень удовлетворенности данным показателем был выяв-

лен у студентов Экономического факультета направления подготовки «Финансы и кредит» (3 балла), а наибольший - у студентов факультет Агробизнеса и Экологии направления подготовки «Агрономия» (4,46 балла).

Рисунок 7 - Удовлетворенность достигнутым уровнем освоения образовательной программы

Рисунок 8 - Оценка удовлетворенности процессом библиотечного обслуживания (Сравнение значений показателей удовлетворенности информированием в университете в 2009-2010, в 2012-2013 и в 2017-2018 учебных годах)

■ Да, удобно и Не совсем и Не использовал и Свой вариант ответа

74%

Рисунок 9 - Ответы на вопрос «Удобно ли использование электронно-библиотечной системы научной библиотеки (ЭБС НБ) Университета в учебном процессе?»

Рисунок 10 - Распределение оценок удовлетворенности возможностями профкома студентами различных факультетов

Большая часть респондентов (74 %) считают, что ЭБС НБ удобна в использовании. Как и в 2012-2013 учебном году, чаще всего такой ответ давали студенты Экономического факультета (79 %) и Биотехнологии, и ветеринарной медицины (79 %). 13 % студентов считают, что ЭБС НБ не совсем удобна в использовании. В качестве основных причин были названы: «Неудобный в использовании интерфейс» и «медленная работа системы». 12 % опрошенных не пользовались данной системой, в основном это учащиеся Инженерно-строительного института (20 %). По причине отсутствия необходимости, предпочтения бумажных источников и не знания пароля.

В ходе проводимого исследования студентам было предложено оценить деятельность студенческого профкома.

Из рисунка 10 видно, что больше всего удовлетворены деятельностью студенческого профкома

студенты факультета Агробизнеса и экологии (4,33 балла) и факультета Агротехники и энергообеспечения (4,29 балла). Самую низкую оценку деятельности студенческого профкома дали студенты Инженерно-строительного института (3,81 балла). Среднее значение удовлетворенности студентов данным аспектом составило 4,16 балла, что больше на 0,7 баллов, чем в 2012-2013 учебном году (3,46 балла).

В ходе анкетирования студенты дали оценку их взаимоотношений с администрацией университета, с кураторами и заведующими кафедр (рисунок 11).

На рисунке 11 видно, что взаимоотношения студентов с администрацией университета улучшаются, по сравнению с 2012-2013 учебным годом. Студенты в достаточной степени удовлетворены взаимоотношениями с деканом (4,44 балла), с зав. кафедрой (4,5 балла), с куратором (4,48 балла), с ректором университета (4,39 балла).

Рисунок 11 - Оценка взаимоотношений студентов с администрации университета, с кураторами и заведующими кафедр, балл

4,48

4,5

4,5 4,4 4,3 4,2

4,1

3,9

3,8

Взаимоотношения Взаимоотношения Взаимоотношения Взаимоотношения с кураторами с зав.кафедрой с деканом с ректоратом

2012-2013 2017-2018

4

Как показало данное исследование, из всех факультетов в наименьшей степени удовлетворены взаимоотношениями с кураторами студенты факультета Биотехнологии и ветеринарной медицины, в особенности по направлению подготовки «Биотехнология» (4,07 балла). Несмотря на то, что студенты факультета Агротехники и энергообеспечения в целом удовлетворены взаимоотношениями с кураторами, студенты направления «Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов» оценили этот показатель на 3 балла. Студенты Инженерно-строительного института (4,63 балла) в наибольшей степени удовлетворены взаимоотношениями с кураторами, но в наименьшей степени - с заведующим кафедрой (4,42 балла) особенно студенты направления подготовки «Ландшафтная архитектура» (4,15 балла). Высоко оценили взаимоотношения с заведующим кафедрой студенты факультета Агробизнеса и экологии (4,59 балла), а именно студенты направления подготовки «Агрономия» (4,64 балла). Также, студенты этого же факультета в наибольшей степени оценили взаимоотношения с деканом (4,64 балла), в наименьшей степени этот показатель оценили студенты Экономического факультета (4,33 балла), в особенности студенты направления подготовки «Финансы и кредит» (3 балла). В целом, студенты всех факультетов дали высокую оценку их взаимоотношениям с ректором (4,4 балла). Степень заинтересованности администрации университета жизнью и бытом студентов в среднем по университету составила 4,15 балла, что больше на 0,56 балла по сравнению с 2012-2013 учебным годом (3,59 балла). Студенты Инженерно-строительного института дали самую низкую оценку своей удовлетворенности данным показа-

телем (3,82 балла), хотя в 2012-2013 учебном году этот показатель по институту был выше по сравнению с другими факультетами (3,71 балл). Студенты факультета Агробизнеса и экологии высоко оценили заинтересованность администрации университета жизнью и бытом студентов (4,44 балла).

Студентами в ходе анкетирования была проведена оценка уровня признания их успехов в учебной, научно-исследовательской и вне учебной (спортивной, культурно-массовой) деятельности со стороны руководства университетом (рисунок 12).

Средний уровень данного показателя составил 4,21 балла, что на 0,31 балла больше, чем в 20122013 учебном году (3,9 балла). Самый высокий уровень признания был отмечен студентами факультета Агробизнеса и экологии (4,45 балла), а самый низкий - на Экономическом факультете (4 балла).

Средний уровень удовлетворенности студентов морально-нравственной атмосферой в учебной группе составил 4,3 балла, что больше на 0,26 балла по сравнению с 2012-2013 учебным годом (4,04 балла). Из рисунка 13 видно, 84 % студентов -удовлетворены в целом своей студенческой жизнью, в 2012-2013 учебном году было удовлетворенно 81 % студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование уровня удовлетворенности учебной деятельностью университета, ориентированной на формирование исследовательской компетентности среди обучающихся по методике Л.В. Мищенко показало высокие результаты удовлетворенности деятельностью университета - 84 %, средний уровень - 11 % и низкий - 5 %. Обучаясь в университете, будущие молодые специалисты - аграрии должны получать всё са-

мое лучшее для адаптации к условиям реального производства, а это, в свою очередь, влияет на уровень ключевых компетенций будущего выпускника.

Система образования является одной из основ развития человеческого капитала, а человеческий капитал - базовый стержень экономики знаний. От качества данного ресурса в значительной степени зависит, насколько успешно выпускник организации профессионального образования сможет тру-

доустроиться на рынке труда. В свою очередь, от рационального и эффективного использования человеческого капитала в дальнейшем зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных субъектов Российской Федерации. «Именно образование дает России стратегический шанс на вход и «на равных» в новую экономику 21 в., когда не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы» [9].

Рисунок 12 - Уровень признания руководством университета успехов студентов в учебной, научно -исследовательской и вне учебной (спортивной, культурно-массовой) деятельности, балл

Рисунок 13 - Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом своей студенческой жизнью?»

Выводы. В течение многих лет университет готовит специалистов для организаций и предприятий агропромышленного комплекса. Наибольший удельный вес (75 %) в структуре приема контингента студентов занимают профильные укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН): «Промышленная экология и биотехнология», «Техносферная безопасность и при-родообустройство», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Ветеринария и зоотехния». Университет обеспечивает целенаправленную опережающую подготовку специалистов для инновационной экономики, реализует образовательные программы по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики, агробизнеса: «Электроэнергетика и электротехника», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Биотехнология». Подготовка кадров в Орловском ГАУ осуществляется с учетом требований работодателей и перспектив развития

отраслей агропромышленного комплекса региона, и страны.

В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года обозначено, что качество образования - это ориентация образования не только на усвоение обучающихся знаний, но и на развитие познавательных и созидательных способностей, а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности [10, 11]. Организации нуждаются в молодых специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющими не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других -это одна из задач соответствия высшего образования требованиям современности. Таким образом гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования, соответствующая подготовка молодых специалистов, отвечающих всем происходящим изменениям [12].

Список использованных источников

1. Козлов А.В., Панков Б.П., Яковлева О.А. Продовольственная безопасность России и проблемы воспроизводства трудового потенциала в депрессивных трудонедостаточных аграрных регионах // Никоновские чтения. -2014. - № 19. - С. 290-293.

2. Воронина А.В. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ / Под ред. Воронина А.В., Гуртова В.А., Серовой Л.М. - М.: Экономика, 2015. - 363 с.

3. Климова С.П. Востребованность выпускников Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина // Образование, наука и производство. - 2016. - № 3 (16). - С. 22-24.

4. Гуляева Т.И., Калиничева Е.Ю., Климова С.П. Кадровое обеспечение в условиях инновационного развития АПК // В кн.: Генетические ресурсы растений - основа селекции и семеноводства в развитии органического сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Орел, 2018. -С. 3-11.

5. Климова С.П. Востребованность выпускников Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина // Образование, наука и производство. - 2016. - № 3 (16). - С. 22-24.

6. Климова С.П. Современная подготовка специалистов для успешной карьеры в агропромышленном комплексе // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2016. - Т. 9. - № 1 (9). - С. 66-69.

7. Кондыков А.В., Климова С.П. Экономические аспекты, опыт подготовки и переподготовки кадров Орловского ГАУ в рамках реализации доктрины продовольственной безопасности РФ // В кн.: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2017. - С. 302-305.

8. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 122-128.

9. Кузьминов Я.И. Образование и наука // Наука и жизнь. - 2002. - № 11.

10. Иванченко И.В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. - 2016. - № 5.1. - С. 18-21. - URL https ://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 21.06.2018).

11. Уровень занятости и безработица в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пи-горев, Д.И. Дорошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 3. - С. 13-17.

12. Отчет о самообследовании университета за 2017 год [Электронный ресурс]/ http://www. orelsau.ru/upload/iblock/ce8/ce8b7f1161618f1 a94dcbc2692d01b01 .pdf (дата обращения: 21.06.2018).

List of used sources

1. Kozlov A.V., Pankov B.P., Yakovleva O.A. Food security of Russia and problems of reproduction of labor potential in depressed labor-deficient agrarian regions // Nikon readings. - 2014. - № 19. - P. 290-293.

2. Voronina A.V. Employment of graduates: methodology, monitoring and analysis / Ed. Voronina A.V., Gurtova V.A., Serova L.M. - M .: Economy, 2015. - 363 p.

3. Klimova S.P. The demand for graduates of the Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhina // Education, science and production. - 2016. - № 3 (16). - Pp. 22-24.

4. Gulyaeva, T.I., Kalinicheva, E.Yu., Klimova, S.P. Personnel provision in the conditions of innovative development of the agroindustrial complex // In the book: Plant genetic resources - the basis of plant breeding and seed production in the development of organic agriculture: materials of the All-Russian scientific-practical conference. - Eagle, 2018. - C. 3-11.

5. Klimova S.P. The demand for graduates of the Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhina // Education, science and production. - 2016. - № 3 (16). - Pp. 22-24.

6. Klimova S.P. Modern training of specialists for a successful career in the agro-industrial complex // Bulletin of rural development and social policy. - 2016. - V. 9. - № 1 (9). - P. 66-69.

7. Kondykov A.V., Klimova S.P. Economic aspects, experience in training and retraining of the Oryol State Agrarian University within the framework of the implementation of the food security doctrine of the Russian Federation // In the book: Food Security: From Dependence to Independence: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2017. - P. 302-305.

8. Mishchenko L.V. To the problem of diagnosing the attitude of students to learning activities // Bulletin of practical psychology of education. - 2007. - № 3. - P. 122-128.

9. Kuzminov I.I. Education and Science // Science and Life. - 2002. - № 11.

10. Ivanchenko I.V. The problem of improving the quality of education in high school // Young scientist. - 2016. - № 5.1. - p. 18-21. - URL https://moluch.ru/archive/109/26315/ (access date: 06/21/2018).

11. The Level of employment and Unemployment in Agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Y. Pigorev, D.I. Doroshenko // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2009. - № 3. - P. 13-17.

12. Self-examination report of the university for 2017 [Electronic resource] / http://www.orelsau.ru /upload/iblock/ce8/ce8b7f1161618f1 a94dcbc2692d01b01 .pdf (appeal date: 21.06.2018).

УДК 332.38

СТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНУТРИСИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

ЖИГУЛИНА Т.Н.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землеустройства, земельного и городского кадастра, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», e-mail: [email protected].

МЕРЕЦКИЙ В.А.,

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры землеустройства, земельного и городского кадастра, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», e-mail: [email protected].

ВОРОБЬЕВ ДА.,

аспирант ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», e-mail: [email protected]. КРОТОВ А.В.,

Кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры экономической географии и картографии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», e-mail: [email protected].

БЫКОВА В.А.,

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», е-mail: [email protected].

Реферат. Изменения, происходящие в российской системе землепользования, имеют как территориальную, так и временную обусловленность и естественно связаны с изменением земельного строя государства. Наряду с очевидностью изменений в организационно-правовых формах землепользований, вопросы протекания трансформационных процессов внутренней организации их территорий являются недостаточно изученными. Изменившиеся организационно-правовые формы, а также постоянно меняющиеся политические и экономические условия, привели к трансформации форм устройства земель, эмпирически сформировав определенные закономерности их внутренней организации. Общей тенденцией изменения внутрисистемной организации сельскохозяйственных землепользований является увеличение в их структуре используемых сельскохозяйственных угодий, что в большей степени характерно для средних и крупных, малых сельскохозяйственных предприятий, привлекающих земельные ресурсы на праве собственности или аренды земельных долей. В структуре землепользований различных хозяйствующих субъектов также произошли определенные изменения, генеральным направлением которых стало увеличение доли пахотных угодий в общей структуре сельхозугодий и совокупное сокращение кормовых угодий. В целях установления закономерностей структурной организации современных сельскохозяйственных землепользований в зависимости от существующих природно-экономических условий хозяйствования, нами построены их структурные модели. Анализ построенных моделей позволил выявить следующие закономерности: для каждой из природно-экономических зон сельскохозяйствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.