Научная статья на тему 'Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК'

Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураева Е. В.

Непременным условием решения проблем импортозамещения является укрепление кадрового потенциала АПК, которое невозможно без участия государства, призванного обеспечить функционирование и развитие системы аграрного профессионального образования, являющегося основным поставщиком высококвалифицированных кадров на рынок труда. Специальная целевая программа позволит системно и комплексно увязывать интересы образовательных организаций, органов власти и субъектов АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК»

УДК 631.158:658.3

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕСТО И РОЛЬ В КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

AGRARIAN EDUCATION: PLACE AND ROLE IN THE PERSONNEL PROVISION OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Е.В. Бурцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика», декан экономического факультета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] E.V. Buraeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Accounting and Statistics", Dean of the Faculty of Economics FSBEI HE Orel SAU

Аннотация. Непременным условием решения проблем импортозамещения является укрепление кадрового потенциала АПК, которое невозможно без участия государства, призванного обеспечить функционирование и развитие системы аграрного профессионального образования, являющегося основным поставщиком высококвалифицированных кадров на рынок труда. Специальная целевая программа позволит системно и комплексно увязыюать интересы образовательных организаций, органов власти и субъектов АПК.

Ключевые слова: проблемы аграрного образования, кадровый потенциал, кадровое обеспечение, агропромышленный комплекс

Abstract. An important condition for solving the problems of import substitution is the strengthening of the human resource potential of the agro-industrial complex, which is impossible without the participation of the state, designed to ensure the functioning and development of the system of agrarian vocational education, which is the main supplier of highly qualified personnel to the labor market. The special target program will allow to coordinate systematically and in a complex way the interests of educational organizations, authorities and subjects of agrarian and industrial complex.

Key words: problems of agrarian education, personnel potential, staffing, agro-industrial complex

Россия на протяжении многих веков является аграрной державой. Агропромышленный комплекс (далее - АПК), как основной адресат развития аграрного образования, обладает мощнейшей экономической основой и потенциалом для развития. Вопросы кадрового обеспечения АПК имеют огромную социально-экономическую значимость и являются важнейшими приоритетами государственной политики не только в настоящее время, но и в будущем.

Между тем, на сегодняшний день, существует множество проблем, связанных с формированием и развитием кадрового потенциала отрасли, среди которых ученые и практики отмечают слабую закрепляемость и не достаточно эффективно организованную систему подготовки кадров для аграрного сектора экономики [1].

В аграрном секторе экономики сегодня наблюдается парадоксальная ситуация, когда с одной стороны мы видим колоссальные возможности и значительный прорыв в направлении модернизации и обновления материально-технической базы крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе использования современных биотехнологий, многооперационных, автоматизированных, роботизированных сельскохозяйственных комплексов, создания отечественных высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, а с другой стороны катастрофический дефицит квалифицированных специалистов [3].

Система высшего аграрного образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) включает 54 вуза - 31 аграрный университет, 22 сельскохозяйственные академии и 1 сельскохозяйственный институт. Аграрные образовательные организации расположены в 58 субъектах Российской Федерации. В 29 вузах, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), имеются сельскохозяйственные факультеты, где осуществляется подготовка кадров по специальностям и направлениям аграрного профиля. По направлению «Природообустройство и водопользование» обучают студентов в 20 вузах Минобрнауки России, по направлению «Землеустройство и кадастры» - в 50. Система аграрного образования включает также 253 техникума и колледжа, которые находятся в ведении 73 субъектов Российской Федерации [5].

Основные направления подготовки кадров аграрного профиля (агрохимия и агропочвоведение, агрономия, садоводство, агроинженерия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, зоотехния, ветеринария и др.) сосредоточены в двух укрупненных группах: 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.

Кроме того, необходимые для сельскохозяйственной отрасли специалисты готовятся по укрупненным группам: 06.00.00 Биологические науки, 19.00.00 Промышленная экология и биотехнология (кадры для производств, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию), 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (специалисты

по землеустройству и кадастрам). На эти укрупненные группы приходится 72,6% студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Укрупненная группа 38.00.00. «Экономика и управление» включает такие направления подготовки, как экономика, менеджмент, управление персоналом, товароведение и др. и является важным источником обеспечения соответствующими кадрами территорий с развитым АПК с учетом низкой доли трудоустройства выпускников других образовательных организаций (факультетов классических университетов, экономических институтов и т.д.) в сельских территориях. Подготовка специалистов экономического и управленческого профиля в том числе ориентирована на задачи реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.». С учетом этой группы направлений удельный вес обучающихся в высших учебных заведениях, ориентированных непосредственно на сельскохозяйственное производство и перерабатывающую промышленность, возрастает до 81,1%. Большинство остальных студентов проходят подготовку по направлениям и специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры (строительство, автомобильный транспорт).

В настоящее время в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации работает 328287 руководящих работников и специалистов, в том числе, 15309 специалистов агрономических служб, 12715 зоотехников, 19174 специалистов ветеринарных служб, 10178 экономистов. Из 24698 руководителей сельскохозяйственных организаций 16592 чел. (67,2%) имеют высшее образование, 6152 чел. (24,9%) - среднее профессиональное. При этом 19,5% имеют экономическое или управленческое образование, 22,8% непрофильное образование, 1,8% - ученую степень. Специалисты сельскохозяйственных организаций с высшим образованием составляют 86093 чел. (47%), со средним профессиональным - 79027 чел. (43,2%). Причем, главных специалистов с высшим образованием -34920 чел. (64,9%), а со средним профессиональным -16777 чел. (31,2%). Ежегодно высшими и средними сельскохозяйственными учебными заведениями выпускается почти 150 тысяч специалистов. Но при этом статистика такова, что за последние годы численность руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий сократилась почти в полтора раза, снизился их образовательный уровень. В отрасли жесточайшая нехватка аграрных специалистов с высшим образованием. Дефицит в квалифицированных кадрах не сокращается, а увеличивается и составляет ныне около 80 тысяч человек [3].

По Орловской области ситуация схожая. Так на начало 2016г. в сельхозорганизациях Орловской области работали 3496 руководителей и специалистов, среди которых высшее образование имели 50,2%, среднее профессиональное 44,3%, не имели профессионального образования 5,5%. В 2015 г. по сравнению с 2012 г. доля руководителей сельскохозяйственных предприятий, имеющих высшее профессиональное образование в общей численности руководителей уменьшилась на 4,6 процентных пункта и на 5,6 п.п. возросла доля руководителей, имеющих среднее профессиональное образование [2].

Анализ качественных характеристик кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Орловской области показал, что только 46,2% управленческих работников имеют высшее профессиональное образование, чуть более 40% - среднее профессиональное. В среднем по совокупности доля практиков, занимающих должности руководителей и специалистов превысила 13%. Наиболее низкий удельный вес специалистов с высшим образованием наблюдается среди главных энергетиков и электриков - 42,1%, главных инженеров - 63,4%, главных бухгалтеров - 66,5%.

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что основными причинами сложившейся ситуации с оттоком кадров на селе являются отсутствие социальной инфраструктуры, жилья, низкие зарплаты, нет условий для организации досуга.

В ходе проведения социологического исследования 355 студентов выпускных курсов четырех факультетов и одного института ФГБОУ Орловский ГАУ, респондентам были заданы вопросы, касающиеся их отношения к работе в сельской местности и перспектив развития села. Наибольшую значимость для выпускников имеет возможность получать высокую заработную плату - 2,4 балла. Второе по значимости место с небольшим отставанием занимает возможность карьерного роста- 2,38 балла. Далее следуют: престижность профессии или занимаемой должности - 2,08 балла; возможность творческой самореализации - 1,61 балл, возможность принести пользу обществу - 1,54 балла.

Большинство студентов выразило готовность жить и работать в сельской местности при условии высокой оплате труда (44,8%) и налаженной инфраструктуры (30,1%). Интересно, что почти четверть студентов Факультета биотехнологии и ветеринарной медицины (23,3%) необходимыми условиями считают: предоставление жилья с хорошими условиями для проживания. Для респондентов Университета не менее важными являются такие условия, как трудоустройство, хорошие условия труда, перспектива карьерного роста (16,9%) и близость к городу (3,4%). Однако, 3,7% респондентов не хотят ни при каких условиях жить и работать в сельской местности [1, 6. 7].

И получается замкнутый круг: без высокопрофессиональных кадров невозможно решать проблемы развития сельских территорий, а кадры, желая иметь хорошие условия жизни, оседают в городе. Значит, в самой системе агрообразования имеются серьезные пробелы и упущения.

В аграрном образовании накоплен ряд структурных проблем: -низкий темп модернизации содержания образования с учетом научно- технического прогнозирования и макро-тенденциями развития АПК; запаздывание с обновлением материально-технической базы: более чем в трети аграрных вузов есть

необходимость введения новых учебных корпусов и общежитий [4]. Несмотря на поступательный процесс обновления основу материально-технической базы аграрных вузов до настоящего время составляют фонды, введенные более 30-50 лет назад, особенно актуальная проблема с точки зрения внедрения новых информационных технологий, технических средств и лабораторной базы; ограниченный объем источников финансирования деятельности научных школ аграрных вузов; недостаточный уровень интеграции аграрных образовательных организаций, академических обменов и научных исследований совместно с крупными отечественными и зарубежными научно-образовательными центрами; низкая степень интеграции в глобальное академическое пространство и отсутствие национальных лидеров мирового класса. Россия - единственная страна среди основных мировых производителей продукции АПК, которая не имеет своих представителей в ведущих предметных рейтингах (QS WoridUniveratyRankшgsbySubject) по сельскому хозяйству; высокий средний возраст научно-педагогических кадров, формирование поколенческих разрывов, проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в связи с сокращением бюджетных мест в аспирантуре и по программам подготовки преподавателей для техникумов и колледжей. Учитывая низкую популярность на сегодня данного вида трудовой деятельности среди молодых специалистов, при сохранении текущих тенденций в ближайшем будущем следует ожидать критического для всей системы аграрного образования дефицита преподавательских кадров.

На наш взгляд, можно выделить следующие основные направления решения обозначенных проблем:

1. Формирование системы многоуровневого непрерывного профессионального образования на основе процесса интеграции всего цикла обучения путем объединения всех образовательных потоков, которые присущи аграрному образованию, в единое образовательное пространство с учетом повышенных требований развития агропромышленного комплекса;

2. Усиление роли научных исследований в образовательном процессе и их практической направленности;

3. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием всех заинтересованных сторон: учебных заведений, работодателей и представителей региональных органов управления АПК;

4. Организационное и сетевое объединение аграрных образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования для концентрации учебно-научно-производственного потенциала;

5. Обновление материально-технической базы учебных заведений, образовательных программ и технологий в соответствии с требованиями инновационного развития АПК;

6. Развитие отраслевых образовательных кластеров (есть положительный опыт в Татарстане и Ставропольском крае) в целях интеграции бизнеса с наукой, со специалистами отрасли. Развитию образовательного кластера будет способствовать Совет по профессиональным квалификациям, в задачи которого входит определение потребностей отраслевого рынка в специалистах разного профиля, формирование требований к работникам и другое.

Достижение запланированных результатов по данным направлениям позволит достичь следующих результатов: существенно повысить качество подготовки кадров, создаст необходимые условий для масштабного эффективного внедрения в производственную деятельность сельских товаропроизводителей новых аграрных знаний и принципов современного менеджмента, будет способствовать усилению связи образовательных организаций с предприятиями АПК в части содержания образования и требований к освоению образовательных программ выпускниками; - выравнивания структуры спроса и предложения на рынках труда молодых специалистов с учетом стратегического развития АПК в региональном разрезе [8, 9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бураева Е.В. Перспективы развития кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Аграрная наука. 2014. № 3. С. 4-5.

2. Гуляева, Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Кадровое обеспечение аграрного сектора регионального АПК: анализ состояния и направления совершенствования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 31 (430). С. 26-38.

3. Зонова Н.С., Козлова Л.А. Аграрное образование в России: состояние и перспективы развития // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 3. №3. С. 152-154.

4. Некрасов, С.И., Некрасова Ю.А., Филиппова А.А. Развитие сельскохозяйственной отрасли и аграрное образование: учет взаимных интересов или дисбаланс? //Таврический научный обозреватель. 2015. №4. С. 118-126.

5. Стратегия развития аграрного образования в России до 2030г. Проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://molochnoe.ru/old/assets/files/dokumenti/proect_strat_fgr_obr_2030.pdf

6. Богданчиков И.Ю. Совет молодых учёных как эффективная площадка для подготовки кадрового потенциала для АПК // Материалы 67-й междунар. научн. практ. конф. «Инновационные подходы к развитию агропромышленного комплекса региона» 18 мая 2016 года: Сб. научн. тр. Часть II. Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ, 2016. С. 212-216.

7. Шашкова И.Г, Конкина В.С. Прогнозирование потребности в кадрах для агропромышленного комплекса Рязанской области //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления АПК. 2013. С. 327 -332.

8. Дугин П.И., Дугина Т.И., Сысоева М.Г. Методологические вопросы теории и практики организации воспроизводства квалифицированных кадров высшего аграрного образования // Вестник АПК Верхневолжья. 2017. № 1 (37). С.3-12.

9. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Лебедчук П.В. Курская аграрная научная школа: наука - образование -производство // Культура российской провинции: история и современность: сборник статей по материалам научной конференции. 2016. С. 196-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.