Столыпинский вестник №5/2023
Научная статья Original article УДК: 339.543
ФИСКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
FISCAL ACTIVITY OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE IN THE COUNTRY'S ECONOMY
Буттаева Саида Мухтаровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected] Соколикова Полина Кирилловна, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Buttayeva Saida Mukhtarovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected] Satullayeva Diana Muradovna, 4th year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the State Educational Institution of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Аннотация. В статье отражена структура доходов федерального бюджета, раскрыт состав и особенности таможенных платежей. Элементами
Столыпинский вестник
2843
системы администрирования таможенных доходов являются субъекты разных уровней и инструменты реализации возложенных на них. Отмечены правовые основы регулирования перечисления таможенных платежей. Отражена структура доходов федерального бюджета, перечисляемых органами исполнительной власти и обозначена роль таможенных органов как доходной статьи бюджета Российской Федерации.
Annotation. The article reflects the structure of federal budget revenues, reveals the composition and features of customs payments. The elements of the customs revenue administration system are entities of different levels and tools for implementing the tasks assigned to them. The legal basis for regulating the transfer of customs payments is noted. The structure of federal budget revenues transferred by executive authorities is reflected and the role of customs authorities as a revenue item of the budget of the Russian Federation is indicated.
Ключевые слова: администрирование таможенных доходов, таможенные платежи, Федеральная таможенная служба России, фискальная функция
Keywords: administration of customs revenue, customs payments, Federal Customs Service of Russia, fiscal function
Введение. Доходы федерального бюджета являются неотъемлемой частью процесса реализации функций, возложенных на государство. Содержание доходной части позволяет определить, какие источники доходов будут использованы для финансирования государственных расходов и каким образом будут распределены средства между различными сферами экономики и социальными программами [1-3].
Целью исследования является изучение практической роли ФТС России в администрировании доходов в бюджет Российской Федерации.
Материалы и методы исследования. Ежегодно ФТС России предоставляет отчет об исполнении заданных показателей на текущий год, что
2844
является необходимым для отслеживания эффективности работы таможенных органов для страны.
В содержание доходной части бюджета страны входят следующие составляющие.
1. Налоговые доходы - главный источник доходов государственного бюджета, в который входят налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на имущество, НДС и другие налоги;
2. Неналоговые доходы - доходы от государственной собственности, платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (в том числе ФТС России) и другие;
3. Безвозмездные поступления - межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, а также безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.
Федеральная таможенная служба реализует фискальную функцию за счет взимания таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности. Они выступают главным регулятором участия государства в системе внешнеэкономической связи, благодаря которому пополняется большая составляющая государственного бюджета. К таможенным платежам относятся [4]:
- ввозная и вывозная таможенную пошлина;
- налог на добавленную стоимость, оплачиваемый при ввозе товарной партии в ЕАЭС;
- акциз, оплачиваемый при ввозе подакцизной продукции на территорию ЕАЭС;
- сборы, взимаемые за различные услуги таможни в ходе оформления.
2845
Перечисление платежей в таможню осуществляет декларант или же лицо, у которого имеется обязательство по уплате в законодательно установленные сроки. Объем перечислений устанавливается в каждой стране стране-члене ЕАЭС отдельно, в Российской Федерации указанной деятельностью занимается Правительство. Налоги и пошлины рассчитывает декларант в момент подачи декларации или таможня. Основой для исчисления является таможенная стоимость или количественные характеристики продукции. Нормативно-правовой базой администрирования таможенных платежей служит Таможенный кодекс ЕАЭС, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, Налоговый кодекс Российской Федерации.
Стоит отметить характеристики таможенных платежей как составляющей таможенных доходов (рисунок 1).
Являются фискальными доходами бюджета и не могут быть
израсходованы на иные цели;
< ■> Имеют трансграничный характер - взимаются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС ;
с Правом взимания таможенных платежей наделены
таможенные органы;
Рисунок 1 - Характеристики таможенных платежей [5]
Указанные характеристики необходимо учитывать при исчислении и взимании их с участников ВЭД. Ведением контроля за поступлением денежных средств от участников внешнеэкономической деятельности в бюджет страны, а также за их возвратами, уточнением вида и принадлежности платежей занимается главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования.
Результаты исследования и их обсуждение. Поступающие в бюджет средства от Федеральной таможенной службы прогнозируют, опираясь на
2846
разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации методикой. Создание прогноза производится на очередной финансовый год исходя из графика, который ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Ответственным лицом за прогноз является главное финансово-экономическое управление ФТС России, которое формирует его исходя из предоставленных данных таможенными органами и организациями, находящимися в ведении ФТС России, предложений в разрезе кодов бюджетной классификации РФ и источников доходов. Такие предложения включают в себя объемы прогнозируемых доходов, расчеты и необходимые пояснения [6].
Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 №390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составлял 25 021 905 145,7 тыс. рублей. По факту, общие доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27,77 трлн руб. Доходы федерального бюджета за январь-декабрь 2022 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти -администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов, представлены на рисунке
2 [7].
3 25,000,000.00
X ^
Зн
§ щ 20,000,000.00
к 5
К 2
а И 15,000,000.00
2 н '
С о
В 10,000,000.00
° 5,000,000.00
0.00 -
Федеральная Федеральная Другие органы
налоговая служба таможенная служба
Рисунок 2 - Доходы федерального бюджета, администрируемые органами исполнительной власти
2847
Столыпинский вестник №5/2023
Анализ выявил, что Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба обеспечивают большую часть доходов бюджета, которые равны 19 428 992,7 млн рублей и 6 222 208,7 млн рублей соответственно.
Рассмотрим динамику поступлений в бюджет от таможенных органов (рисунок 3).
8000 7000 6000 5000 ю 4000 3000 2000 1000 0
7156
6068
5730
6250
4575
4752
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Год
Рисунок 3 - Динамика поступлений в государственный бюджет от таможенных органов [8-9]
В результате анализа выявили рост поступлений доходов после 2017 года. На это повлияло расширение сферы применения новых прогрессивных технологий уплаты таможенных платежей таких как, технология удаленной оплаты таможенных платежей лицами, занимающимися декларированием товаров в электронной форме. В 2020 году сумма платежей уменьшилась в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной со вспышкой вируса COVID-19 в стране. В 2021 году показатели снова демонстрируют положительную динамику, что говорит нам об улучшении состояния на рынке. Наконец, 2022 год вновь отражает снижение, что объясняется уменьшением активности импортного направления, связанного с массовым введением санкций со стороны западных стран.
2848
Выводы. Федеральная таможенная служба играет немало важную роль в развитии экономики страны. Таможенные органы обеспечивают одну из больших частей доходов федерального бюджета, благодаря чему государство способно реализовать свои функции по разным направлениям. Формирование таможенных доходов осуществляется за счет своевременного взыскания таможенных платежей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
2. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева// Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 4. -doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
3. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.
4. Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / В.Д. Вагин. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2019.
5. Шарощенко, И.В. Администрирование таможенных доходов: элементы процесса, современные инструменты стимулирования ВЭД/И.В. Шарощенко// Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №7.
6. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL:
2849
https://www.consultant.ra/document/cons_doc_LAW_304093/?yscHd=lhz60a ssku926874576. Дата обращения 02.03.2023 г.
7. Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» URL: https://www.rcoit.ru/upload/iblock/ff2/gb21d7ywt9nyhc162z7y5i6sfqidml2y/ vestnik_1_2022.pdf?ysclid=lhz61snb2t959286489. Дата обращения 25.03.2023 г.
8. Исполнение федерального бюджета администраторами доходов федерального бюджета в 2022 году. URL: http://datamarts.roskazna.ru. Дата обращения 03.04.2023 г.
9. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/. Дата обращения 03.04.2023 г.
LIST OF SOURCES USED
1. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No.2. - pp. 37-41.
2. Kuzminova O.A. Development of the material and technical base of the Federal Customs Service for the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia/O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva// Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 4. - doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
3. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No.11. - pp. 243-245.
2850
4. Vagin V.D. Customs authorities and their role in ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity: textbook / V.D. Vagin. — St. Petersburg: IC Intermedia, 2019.
5. Sharoshchenko, I.V. Administration of customs revenue: elements of the process, modern tools for stimulating foreign economic activity/I.V. Sharoshchenko// Russian Foreign Economic Bulletin. - 2019. - No. 7.
6. Federal Law No. 289-FZ of August 3, 2018 "On Customs Regulation in the Russian Federation". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/?ysclid=lhz60a ssku926874576. Date of application 02.03.2023
7. Federal Law No. 390-FZ of December 6, 2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" URL: https://www.rcoit.ru/upload/iblock/ff2/gb21d7ywt9nyhc162z7y5i6sfqidml2y/ vestnik_1_2022.pdf?ysclid=lhz61snb2t959286489. Accessed 25.03.2023.
8. Execution of the federal budget by administrators of federal budget revenues in 2022. URL: http://datamarts.roskazna.ru. Date of application 03.04.2023
9. The official website of the Federal Customs Service of Russia. URL: https://customs.gov.ru/. Date of application 03.04.2023
© Буттаева С.М, Соколикова П.К., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Буттаева С.М, Соколикова П.К. Фискальная деятельность Федеральной таможенной службы в экономике страны//Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
2851